Турбонасосный агрегат

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано, в том числе, в ракетной технике. Турбонасосный агрегат содержит корпуса 10, 23, 24, 26, шнекоцентробежный насос 1 и турбину 2. Насос 1 содержит центробежное рабочее колесо 4 со ступицей 5, имеющей внутреннюю полость 32, установленное на внешнем валу 3, и шнек 14. Вал 3 установлен в подшипнике 9, защищенном уплотнением 45. Турбина 2 содержит две ступени 15, 16 с сопловыми аппаратами 21, 22 и рабочими колесами 19, 20. Внутри вала 3 на подшипниках 12, 13 установлен внутренний вал 11. Рабочие колеса 19, 20 турбины 2 установлены соответственно на внешнем и внутреннем валах 3, 11, а шнек 14 установлен на внешнем валу 3. В ступице 5 выполнены сквозные отверстия 33, соединяющие полость 31 ступицы 5 с полостью 8 внутри колеса 4. Внутри сквозных отверстий 33 могут быть установлены центробежные регуляторы расхода 36. Изобретение направлено на улучшение кавитационных свойств насоса, входящего в состав турбонасосного агрегата, и обеспечение разгрузки осевых сил внутреннего и внешнего валов. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в любых отраслях техники для перекачки жидкостей, не содержащих абразивных включений, в том числе для перекачки криогенных жидкостей. Предпочтительно насос использовать в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей, в том числе на криогенных компонентах.

Известен шнекоцентробежный насос по патенту РФ №2094660, содержащий разъемный корпус, центробежные рабочие колеса (крыльчатки), шнек, вал и опорные узлы в виде подшипников скольжения и качения. Насос имеет плохие кавитационные свойства.

Известен турбонасосный шнекоцентробежный насос по патенту РФ №2106534, МПК F04D 13/04, опубл. 10.03.1998. Этот шнекоцентробежный насос содержит корпус, центробежное рабочее колесо и шнек, установленные на валу, приводимый турбиной. Шнек улучшает кавитационные свойства насоса, т.к. он обладает лучшими кавитационными свойствами, чем центробежное колесо. Шнек обеспечивает повышение кавитационных свойств насоса, но он механически связан с рабочим колесом насоса и имеет с ним одинаковую угловую скорость вращения. Это не позволяет эксплуатировать насос на очень больших оборотах, например 40…100 тыс.об/мин, поэтому такие насосы в настоящее время не применяются.

Известен турбонасосный агрегат по патенту РФ №2300021, 27.05.2007, который содержит шнекоцентробежный насос и одноступенчатую турбину. Для уменьшения габаритов насос и турбина спроектированы на максимально допустимую по прочности частоту вращения ротора ТНА. При этом кавитационные качества насоса ухудшаются.

Известен турбонасосный агрегат по патенту РФ №2083881, 10.07.1997. Этот ТНА содержит многоступенчатый центробежный насос и двухступенчатую турбину, соединенные валом, установленным на подшипниках в корпусах.

Недостатки агрегата: плохие кавитационные качества центробежного насоса, особенно при его работе на больших частотах вращения, а также плохая разгрузка осевых сил. При подводе газа в турбину со стороны, противоположной входу в насос, осевые силы, действующие на ротор турбины и ротор насоса, направлены в одну сторону, т.е. складываются по абсолютному значению.

Задачей создания изобретения является улучшение кавитационных свойств насоса и обеспечение разгрузки осевых сил внутреннего и промежуточного валов.

Технический результат достигается за счет того, что в турбонасосном агрегате, содержащем корпусы, центробежный насос, содержащий, в свою очередь, центробежное рабочее колесо со ступицей, имеющей внутреннюю полость, установленное на внешнем валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и турбину, содержащую, в свою очередь, две ступени с сопловыми аппаратами и рабочими колесами, согласно изобретению внутри вала на подшипниках установлен внутренний вал, рабочие колеса турбины установлены соответственно на внешнем и внутреннем валах, на внешнем валу перед центробежным рабочим колесом установлен шнек. Внутри ступицы центробежного рабочего колеса могут быть выполнены внутренняя полость и сквозные отверстия, соединяющие внутреннюю полость ступицы с полостью внутри центробежного рабочего колеса. Внутри сквозных отверстий могут быть установлены центробежные регуляторы расхода.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 приведен чертеж турбонасосного агрегата;

на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

на фиг.3 - узел Б на фиг.1, первый вариант;

на фиг.4 - узел Б на фиг.1, второй вариант;

на фиг.5 - узел Б на фиг.1, третий вариант;

на фиг.6 приведена конструкция поршня.

Турбонасосный агрегат (фиг.1) содержит центробежный насос 1 и двухступенчатую турбину 2. Центробежный насос 1 содержит внешний вал 3, который выполнен пустотелым. На внешнем валу 3 установлено центробежное рабочее колесо 4. Центробежное рабочее колесо 4 содержит ступицу 5, лопасти 6, переднюю стенку 7 и полости 8 между лопастями 6 и передней стенкой 7. Внешний вал 3 установлен на подшипнике 9 в корпусе 10. Внутренний вал 11 проходит внутри ступицы 5 и установлен на радиальном и упорном внутренних подшипниках 12 и 13. На внутреннем валу 11 со стороны входа в центробежное рабочее колесо 4 установлен шнек 14.

Двухступенчатая турбина 2 содержит первую и вторую ступени 15 и 16 соответственно, при этом эти ступени независимы друг от друга, т.е. не связаны механически и могут вращаться с различными угловыми скоростями. На противоположном конце внешнего вала 3 закреплено рабочее колесо 17 первой ступени 15 турбины 2. На противоположном конце внутреннего вала 11 установлено рабочее колесо 18 второй ступени 16 турбины 2. Рабочие колеса 17 и 18 содержат рабочие лопатки 19 и 20 соответственно. Перед рабочими колесами 19 и 20 закреплены соответственно сопловые аппараты 21 и 22. Рабочие колеса 19 и 20 и сопловые аппараты 21 и 22 установлены в корпусе 23 турбины 2.

К корпусу 10 подстыкованы входной корпус 24, имеющий полость 25 и выходной корпус 26, имеющий полость 27. Между корпусом 10 и центробежным рабочим колесом 2 выполнено переднее уплотнение 28. Со стороны заднего торца центробежного рабочего колеса 4 на его ступице 5 выполнены заднее уплотнение 29 и разгрузочная полость 30. Внутри ступицы 5 выполнена промежуточная полость 31. В ступице 5 центробежного колеса 4 выполнена внутренняя полость 32 и отверстия 33 (фиг.1 и 3). При этом отверстия 33 соединяют полость 8 с полостью 31 и предназначены для возврата отобранного для смазки подшипников расхода перекачиваемого продукта в центробежное рабочее колесо 4. Отверстия 33 выполнены или под углом 90°, т.е. радиально (фиг.3 и 4), или перпендикулярно к оси насоса (фиг.5), или под острым углом к оси насоса, т.е. под углом менее 90°. Это исключает движения вводимых подогретых утечек перекачиваемого продукта в сторону входа насоса и тем самым улучшает его кавитационные свойства. На внутреннем валу 11 против промежуточной полости 31 выполнены радиальные отверстия 34. Внутренняя полость 31 радиальными отверстиями 34, выполненными во внутреннем валу 11, соединяют полость 31 с полостью 35, выполненной внутри внутреннего вала 11.

Внутри отверстий 33 могут быть установлены центробежные регуляторы расхода 36 (фиг.4…5). Центробежные регуляторы расхода 36 выполнены с возможностью уменьшения расхода перекачиваемого продукта через них при увеличении скорости вращения внешнего вала 3 насоса.

Конструкция центробежного регулятора расхода 36 приведена на фиг.4…6. Он содержит седло 37, клапан 38 со штоком 39 и поршнем 40. Внутри седла 37 установлена пружина 41, упирающаяся в поршень 40 и создающая усилие, направленное к оси насоса О-О, т.е. открывающее центробежный регулятор расхода 36. В поршне 40 выполнены отверстия 42 (фиг.6) для возврата части расхода перекачиваемого продукта внутрь центробежного рабочего колеса 4.

Внутри внешнего вала 3 между центробежным насосом 1 и двухступенчатой турбиной 2 выполнена задняя полость 43, уплотненная с обеих сторон внутренними уплотнениями 44. В этой полости установлен подшипник 13 (фиг.1). Между центробежным насосом 1 и двухступенчатой турбиной 2 установлено внешнее уплотнение 45, которое отделяет подшипник 9 от турбины 2. Радиальные отверстия 46 выполнены во внутреннем валу 11 и соединяют полости 43 и 35 для смазки подшипников 9 и 13. Наклонные отверстия 47 выполнены во внешнем валу 3. Подшипник 9 установлен в корпусе 48. Двухступенчатая турбина 2 имеет присоединенные к корпусу 23 входной патрубок 49, выполненный со стороны центробежного насоса 1, и выходной патрубок 50, выполненный с противоположной стороны.

При запуске турбонасосного агрегата газ подается через входной патрубок 49 внутрь двухступенчатой турбины 2 и проходит через сопловой аппарат 21, рабочие лопатки 19, сопловой аппарат 22 и рабочие лопатки 20, раскручивая внешний вал 3 с центробежным рабочим колесом 4 и внутренний вал 11 со шнеком 14. При этом внутренний вал 11 вращается с меньшей в 2…3 раза скоростью, чем внешний вал 3. Валы 3 и 11 вращаются в одну сторону, но с различными угловыми скоростями. Внутри центробежного рабочего колеса 4 и на выходе из него, т.е. в полости 27, повышается давление перекачиваемого продукта, и его часть (5%…7%) через заднее уплотнение 29 поступает в разгрузочную полость 30, проходит через подшипник 9, наклонные отверстия 47, радиальные отверстия 46 в полость 36 и через радиальные отверстия 34 поступает в полость 31 и далее в отверстия 33 и возвращается в полость 8 центробежного рабочего колеса 4.

Так как шнек 14 вращается с угловой скоростью, в 2…3 раза меньшей, чем центробежное рабочее колесо 4, тем самым предотвращается кавитация на его входе. Из-за пониженных оборотов самого шнека 14 кавитация на его входных кромках также исключается. Шнек 14 повышает давление в полости между шнеком 14 и центробежным рабочим колесом 4, создавая благоприятные условия с точки зрения предотвращения кавитации на входе в рабочее колесо 4. Перепуск подогретого перекачиваемого продукта на входах в шнек 14 и в центробежное рабочее колесо 4 отсутствует, т.к. перепуск организован внутрь центробежного рабочего колеса 4. При наличии центробежного регулятора расхода 36 перепуск осуществляется только при увеличении скорости вращения рабочего колеса 4. Это позволяет повысить КПД центробежного насоса 1 и одновременно улучшить его кавитационные качества.

Применение изобретения позволяет:

1. Значительно улучшить кавитационные свойства насоса за счет применения шнека и уменьшения скорости вращения шнека.

2. Обеспечить разгрузку осевых сил внутреннего и внешнего валов.

3. Спроектировать насос очень большой мощности за счет повышения частоты вращения центробежного рабочего колеса насоса до предельно допустимых по прочности.

4. Предотвратить срыв потока перекачиваемого компонента в насосе вследствие кавитации на его входе.

5. Создать турбонасосный агрегат с минимальным весом и габаритами при большом напоре и производительности.

1. Турбонасосный агрегат, содержащий корпуса, шнекоцентробежный насос, содержащий, в свою очередь, центробежное рабочее колесо со ступицей, имеющей внутреннюю полость, установленное на внешнем валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, турбину, содержащую, в свою очередь, две ступени с сопловыми аппаратами и рабочими колесами, отличающийся тем, что внутри вала на подшипниках установлен внутренний вал, рабочие колеса турбины установлены соответственно на внешнем и внутреннем валах, а шнек установлен на внешнем валу.

2. Турбонасосный агрегат по п.1, отличающийся тем, что внутри ступицы выполнены внутренняя полость и сквозные отверстия, соединяющие внутреннюю полость ступицы с полостью внутри центробежного рабочего колеса.

3. Турбонасосный агрегат по п.2, отличающийся тем, что внутри сквозных отверстий установлены центробежные регуляторы расхода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к турбонасосным агрегатам для жидкостных ракетных двигателей (ТНА ЖРД) Турбонасосный агрегат ЖРД, содержащий турбину, первое, второе и третье центробежные рабочие колеса центробежных насосов окислителя горючего и дополнительного насоса горючего, при этом турбина выполнена трехступенчатой с тремя рабочими колесами, установленными соответственно на внешнем, промежуточном и среднем валах, центробежные насосы окислителя и горючего выполнены со шнеками, установленными перед центробежными рабочими колесами, при этом внешний вал соединен с первым центробежным рабочим колесом, находящимся ближе к турбине, промежуточный вал соединен с первым шнеком и вторым центробежным рабочим колесом, а внутренний вал соединен со вторым шнеком и третьим центробежным рабочим колесом, насосы горючего и дополнительный насос горючего соединены трубопроводом.

Насос // 2396463

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к конструкции насосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и может быть использовано в авиационной и ракетной технике. .

Изобретение относится к конструкциям бесконтактных уплотнений по валу быстроходных турбонасосных агрегатов (ТНА) и может быть использовано в специальном энергомашиностроении, например для ракетной техники.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для трансформации тепловой энергии в механическую путем перемещения и нагнетания жидкостей. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению
Наверх