Способ оценки уровня социализации дезадаптированных подростков в коллективе

Изобретение относится к педагогике, социальной сфере и может быть использовано в работе учреждений, занимающихся обучением, реабилитацией дезадаптированных детей и подростков, в том числе социально запущенных подростков, неуспешных, непринятых референтной группой и находящихся в трудной жизненной ситуации. Проводят тестирование путем выбора цвета ассоциируемого с пребыванием в данном коллективе. Тестирование проводят трижды. При тестировании члены коллектива выбирают карточки прямоугольной формы предпочитаемого цвета, а дезадаптированный подросток выбирает карточку в форме круга предпочитаемого цвета, ассоциированного с пребыванием в данном коллективе. Помещают карточки на крону дерева. Тестируемый член коллектива может изменить положение карточки на кроне в течение пребывания в коллективе. Накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек на крону дерева. Совмещают центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка. Подсчитывают количество карточек в зоне круга, и при нахождении 50-100% карточек членов коллектива в зоне круга считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка интегрированным в коллектив. Если менее 50% карточек находятся в зоне круга, то считают группу разобщенной, дезадаптированного подростка не достаточно интегрированным в коллектив. Считают позитивно-стимулирующими цветами - красный, оранжевый и желтый, умеренным, стабилизирующим цветом - зеленый, негативными, астеничными - фиолетовый, черный. При выборе дезадаптированным подростком карточки позитивно-стимулирующего или стабилизирующего цвета считают его состояние комфортным, а при выборе карточки негативного цвета считают его состояние не комфортным. Подсчитывают на дереве количество карточек каждого цвета, и определяют количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов и при их количестве свыше 60% считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе комфортным, а при 60% и менее - считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе не комфортным. Способ позволяет получить наглядную картину, отражающую взаимоотношения в группе и их развитие в коллективе в динамике, оценку процесса социализации дезадаптированного подростка в коллектив, а также получить объективную оценки сложившихся отношений в коллективе в результате работы педагогов и специалистов. 2 табл., 4 ил., 2 пр.

 

Изобретение относится к педагогике, социальной сфере и может быть использовано в работе учреждений, занимающихся обучением, реабилитацией дезадаптированных детей и подростков, в том числе социально запущенных подростков, неуспешных, непринятых референтной группой и находящихся в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированных подростков можно охарактеризовать как подростков, у которых нарушены процессы социального процесса, функциональной и содержательной стороны социализации. В то же время именно эта категория подростков составляет основную массу, которая имея пограничное состояние при определенных рисках может перейти в иную группу девиации. С другой стороны эта категория молодых людей легче подвержена позитивным изменениям.

В настоящее время отсутствует простой и доступный механизм отслеживания процессов сближения дезадаптированных детей и подростков в школьном и других коллективах в связи с недостаточной разработанностью методов исследования коллективов, что серьезно мешает внедрению активных методов воспитательной работы.

Психологические трудности ребенка находят свое отражение в различных расстройствах поведения. У детей возникают проблемы в семье, в общении со сверстниками, учителями. При оставшихся неразрешенных проблемах в подростковом возрасте поведенческие расстройства перерастают в депрессии с суицидальной настроенностью, токсико- и наркоманию, преступное поведение.

Известен способ исследования межличностных отношений в группе путем использования социометрической техники. Способ включает проведение опроса членов коллектива по определенной схеме путем заполнения карточек. В карточке каждый член группы указывает свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Строится матрица. Определяются диагностические показатели (http:www.bestreferat.ru/referat-54145.html).

Уровень благополучия взаимоотношений. Если большинство участников группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий.

Коэффициент взаимности выражает характер отношений, существующий в группе, и может быть при 15-20% низкий, при 21-30% средний, при 31-40% высокий, при 40% и выше сверхвысокий.

Индекс изолированности. Считают группу благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если он 15-25%.

Способ очень трудоемкий. Нет наглядности. При ручной обработке возможно использование в небольшой группе до 12 человек, существует большая вероятность получения случайного выбора из-за «ложных» ответов, из-за лояльности к окружающим и экспериментатору.

Наиболее близким является способ определения психологического климата в группе. Способ включает периодический замер эмоциональных состояний с помощью методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение. При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное, желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовй - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил. Психологические тесты. В 2-х томах./Под редакцией А.А.Корелина. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005, Т.1, С.20-23.

Оценка и интерпретация цветоматрицы проводятся в двух вариантах. Первичная оценка - по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра), умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра), напряженные (представлены противоположные по значению цвета), "ковровые" (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях) и др.

Недостатки данного способа:

- испытуемый невольно запоминает свою раскладку цветов и невозможно гарантировать, что при дальнейших обследованиях эта память не будет влиять на его цветовые предпочтения;

- ситуативность при выборе цвета.

Задача изобретения создать простой, наглядный, информативный способ оценки уровня социализации дезадаптированных подростков в коллектив сверстников.

Поставленная задача достигается способом оценки уровня социализации дезадаптированных подростков в коллектив. Способ включает их тестирование путем выбора цвета ассоциируемого с пребыванием в данном коллективе, при этом используют следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное, желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

Тестирование проводят трижды: на третий день пребывания в коллективе, в середине периода пребывания в коллективе и в конце этого периода. При тестировании члены коллектива выбирают карточки прямоугольной формы предпочитаемого цвета, а дезадаптированный подросток выбирает карточку в форме круга предпочитаемого цвета, ассоциированного с пребыванием в данном коллективе. Тестируемые подписывают карточку своей фамилией с обратной стороны. Помещают карточки на крону дерева; дерево выполнено в виде пластикового ствола и кроны из зеленой сетки с размером ячеек не более 2 см, тестируемый может изменить положение карточки на кроне в течение пребывания в коллективе, член коллектива размещает карточки на дереве путем передвижения дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывает свое отношение к нему, проводят фотографирование кроны дерева и заносят сведения в карту учета. Накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек на крону дерева. Совмещают центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка. Подсчитывают количество карточек в зоне круга, и при нахождении 50-100% карточек членов коллектива в зоне круга считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка интегрированным в коллектив. Если менее 50% карточек находятся в зоне круга, то считают группу разобщенной, дезадаптированного подростка не достаточно интегрированным в коллектив.

Считают позитивно-стимулирующими цветами - красный, оранжевый и желтый, умеренным, стабилизирующим цветом - зеленый, негативными, астеничными - фиолетовый, черный. При выборе дезадаптированным подростком карточки позитивно-стимулирующего или стабилизирующего цвета считают его состояние комфортным, а при выборе карточки негативного цвета считают его состояние не комфортным.

Подсчитывают на дереве количество карточек каждого цвета, и определяют количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов и при их количестве свыше 60% считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе комфортным, а при 60% и менее - считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе не комфортным.

Новизна изобретения

- Тестирование проводят трижды: на третий день пребывания в коллективе, в середине периода пребывания в коллективе и в конце этого периода. Тестирование проводят несколько раз для оценки изменения результатов в динамике. Это позволяет выявить ошибки и недочеты в работе и своевременно провести коррекцию.

- При тестировании члены коллектива выбирают карточки прямоугольной формы предпочитаемого цвета, а дезадаптированный подросток выбирает карточку в форме круга предпочитаемого цвета, ассоциированного с пребыванием в данном коллективе. Тестируемые подписывают карточку своей фамилией с обратной стороны. Цвет, форма карточек позволяет детям ориентироваться и показать свое отношение именно к дезадаптированному подростку, так как их карточки имеют отличия. Используя карточки разного цвета они показывают свое ситуационное настроение, которое у них ассоциируется с пребыванием в данном коллективе и отражает взаимоотношения с дезадаптированным подростком.

- Помещают карточки на крону дерева; дерево выполнено в виде пластикового ствола и кроны из зеленой сетки с размером ячеек не более 2 см, тестируемый может изменить положение карточки на кроне в течение пребывания в коллективе, член коллектива размещает карточки на дереве путем передвижения дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывает свое отношение к нему, проводят фотографирование кроны дерева и заносят сведения в карту учета. Работа с деревом придает тестированию игровую форму. Размещая карточки на дереве ребенок помещает их дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывает свое отношение к нему.

Положение карточки на дереве позволяет выявить бессознательные уровни системы отношений и дать ценную информацию о взаимоотношениях в коллективе.

- Накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек на крону дерева. Форма и размер трафарета подобраны опытным путем, исходя из размеров кроны и количества карточек, которые зависят от количества детей в коллективе.

- Совмещают центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка. Подсчитывают количество карточек в зоне круга, и при нахождении 50-100% карточек членов коллектива в зоне круга считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка интегрированным в коллектив. Если менее 50% карточек находятся в зоне круга, то считают группу разобщенной, дезадаптированного подростка не достаточно интегрированным в коллектив. Нахождение карточек в круге говорит о том, что дети чувствуют себя свободно, легко идут на контакт, готовы к совместной деятельности.

- Считают позитивно-стимулирующими цветами - красный, оранжевый и желтый, умеренными, стабилизирующими цветами - зеленый, негативными, астеничными - фиолетовый, черный. При выборе дезадаптированным подростком карточки позитивно-стимулирующего или стабилизирующего цвета считают его состояние комфортным, а при выборе карточки негативного цвета считают его состояние не комфортным.

- Подсчитывают на дереве количество карточек каждого цвета и определяют количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов и при их количестве свыше 60% считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе комфортным, а при 60% и менее - считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе не комфортным. Такое положение карточек говорит о хороших взаимоотношениях между членами в группе, о их взаимодействии при выполнении задания по размещению карточек, об их отношении к дезадаптированному подростку и друг к другу.

Достигаемым техническим результатом заявленного способа является получение наглядной картины, отражающей взаимоотношения в группе и их развитие в коллективе в динамике, оценка процесса социализации дезадаптированного подростка в коллектив, через оценку сплоченности и комфортности пребывания в коллективе его членов и дезадаптированного подростка, а также получение объективной оценки сложившихся отношений в коллективе в результате работы педагогов и специалистов.

Оценку уровня социализации дезадаптированных подростков в коллектив можно проводить в школах, других детских коллективах, например, при коррекционной работе с детьми и подростками в оздоровительном лагере или социально-реабилитационном учреждении для реабилитации дезадаптированных подростков. В любом коллективе детей и подростков его члены и специалисты, работающие с ними, постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Специалисты стараются во время занятий учитывать психологические особенности подросткового возраста, так то: ощущение собственной силы, потребности в свободе и самостоятельности, в уважении и признании в среде сверстников и значимых взрослых. Цель также достигается через активное включение дезадаптированных подростков в систему толерантных отношений и совместную деятельность с членами коллектива. Создается социальная среда, отличающаяся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, то есть формированием необходимых условий для самоутверждения, развития личности в коллективе с учетом ее возможностей для эффективного обучения дезадаптированных подростков формам и методам работы с детьми и сверстниками. Роль педагогов, психологов заключается, в основном, в том, чтобы задать единые, равные для всех как взрослых, так и детей правила для решения адаптационных, стратегических, коммуникативных, оздоровительных задач, создать социальную среду, отличающуюся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, то есть формированием необходимых условий для самоутверждения, развития личности в коллективе с учетом ее возможностей и эффективного обучения дезадаптированных подростков формам и методам работы с другими детьми, атмосферу положительного эмоционального состояния от процесса до результата совместной деятельности. Они ориентируют на новые приоритеты, требующие инновационных форм, включающих подростков в социальную среду с помощью педагогических, психологических, социальных технологий, способов и методов, вызывающих живой интерес у подростков. Способ позволяет подросткам посредством перемещения карточек на дереве отразить свое положение в коллективе до и после реабилитационных мероприятий. Катализатором изменений при этом является наглядный пример более активных детей группы, поведение которых дает возможность подражать им, наблюдая за их действиями. Таким образом, происходит процесс вовлечения неактивных и больных детей в совместную деятельность, в том числе через косвенное влияние педагога и дезадаптированного подростка вожатого. Общение со сверстниками, переживающими сходные проблемы, формирует у них такие качества как добровольность, осознанность, способствует доверию подростка к себе в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Таким образом, дезадаптированный подросток входит на равных правах с другими членами коллектива в общий процесс, в котором можно получить новые знания, раскрыть свой творческий потенциал.

Нам было необходимо оценить результаты этой работы, поэтому и предлагаем наш способ оценки уровня социализации дезадаптированных подростков в коллектив.

Изобретение поясняется чертежами дерева, представленными на Фиг.1-4. На Фиг.1 показан 1 - ствол, 2 - крона, 3 - прямоугольная карточка члена коллектива, 4 - круглая карточка дезадаптированного подростка, 5 - трафарет в форме круга, используют карточки следующих цветов: красный - 6, оранжевый - 7, желтый - 8, зеленый - 9, фиолетовый - 10, черный - 11.

На Фиг.2 показано размещение карточек членов коллектива относительно карточки дезадаптированного подростка на кроне дерева в соответствии с Примером 1 тестирование в начале создания группы.

На Фиг.3 показано размещение карточек членов коллектива относительно карточки дезадаптированного подростка на кроне дерева в соответствии с Примером 1 в середине периода пребывания в коллективе.

На Фиг.4 показано размещение карточек членов коллектива относительно карточки дезадаптированного подростка на кроне дерева в соответствии с Примером 1 в конце периода пребывания в коллективе.

Термины используемые в заявке

Интеграция - процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединение национальных хозяйств 2-х и более государств. Современный словарь иностранных слов: 20000 слов - 3-е изд. - М.: Рус. яз.; 2000.

Сплоченность - характеристика внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом. Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004.

Комфортность - состояние уюта и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе деятельности. Российская энциклопедия по охране труда. Общее редактирование Н.И.Маркин. ЭНАС-2006.

Социализация - это процесс, во время которого индивидуумы интегрируются в существующее общество. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

Социализация - процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 2000.

Способ осуществляется следующим образом.

Проводят тестирование детей, находящихся в новом или уже существующем коллективе при введении в него дезадаптированного подростка для осуществления его социализации. Коллектив может состоять полностью из дезадаптированных детей и подростков, или детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или благополучных детей.

В ходе реализации способа определяют круг специалистов, которые будут работать с детьми и подростками. Обычно это социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе.

Например, выбирается целевая группа из числа подростков, дезадаптированных в семье, в школе, среди сверстников. Затем осуществляется сбор первичной информации о подростках группы.

Установление первичного психологического контакта между специалистами и дезадаптированными подростками осуществляется путем проведения самопрезентации специалистов с использованием элементов театрализации, юмора, фоторабот и результатов личных увлечений. Проводят занятия с психологом направленные на знакомство и сплочение коллектива за счет осознания детьми проблем других детей в коллективе, развитие сострадания к этим детям, создание в коллективе атмосферы поддержки этих детей, нуждающихся в помощи. Через возникновение чувства сострадания уменьшается значимость собственных проблем подростка и переосмысление его места в коллективе.

Проводят совместные мероприятия, позволяющие детям и специалистам лучше понять друг друга: посещают выставки, беседы о психологических особенностях детей, совместно просматривают и обсуждают фильмы. Моделируют различные жизненные ситуации.

Начинается обучение с моделирования ситуаций, идентичных проблемам, трудностям, переживаемых детьми с отклонением в здоровье и с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Изучаются возможности помощи этим детям.

В течение всей подготовки ведется наблюдение гласно, а в случае отказа подростка негласно за всеми подростками. За каждым подростком наблюдает социальный педагог или педагог-психолог и ненавязчиво работает над эмоциональной сферой и формированием позитивных установок на общение.

Дезадаптированным подросткам объясняется, что они сами руководят в коллективе, а социальные педагоги и педагоги-психологи выполняют функцию консультантов и помогают в случае необходимости. В конце каждого дня идет обсуждение предстоящего дня, и педагоги предлагают свою помощь в проведении того или иного мероприятия. Проводят спортивные праздники. Решают практические задачи по предотвращению и решению возникающих конфликтов и трудностей с моделированием ситуаций.

На третий день пребывания в коллективе членов коллектива знакомят с Деревом, оформленным в зале на стене, рассказывают о значении его в жизни человека. Проводят тестирование в середине периода пребывания в коллективе и в конце этого периода, это позволяет проследить за динамикой изменений, происходящих в подростках в процессе их активного участия в развивающей социальной среде, провести анализ деятельности специалистов, дифференцировать оценки.

Детям предлагают выбрать карточки какого-либо цвета, объясняя, что цвет карточки должен ассоциироваться с его чувствами, вызванными пребыванием в данном коллективе. Члены коллектива выбирают прямоугольные карточки размером 15 см × 21 см красного, оранжевого, желтого, зеленого, фиолетового и черного цветов. Дезадаптированный подросток, с которым проводится работа по социализации его в коллектив, выбирает круглую карточку, соответствующую его настроению цвета. Тестируемые подписывают свою карточку с обратной стороны своей фамилией.

Группа детей совместно со специалистом подходит к дереву и помещает карточки на крону дерева. Карточки дети и подростки размещают по своему желанию. Для того чтобы повесить карточку в верхнюю зону кроны дерева у стены находится специальная лестница.

При этом процессе размещения карточек позволяет выявить осознаваемые и бессознательные уровни системы отношений и получить информацию о внутреннем состоянии детей и подростков. Размещение карточек на кроне дерева позволяет психологам и специалистам сориентироваться в таких проблемах, как взаимоотношения между детьми в коллективе, отношении к самим психологам и специалистам.

Дерево выполнено в виде пластикового ствола и кроны из зеленой сетки с размером ячеек не более 2 см, тестируемый может изменить положение карточки на кроне в течение пребывания в коллективе по своему желанию. Член коллектива размещает карточки на дереве путем передвижения дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывает свое отношение к нему. Специалисты проводят фотографирование кроны дерева и заносят сведения в карту учета. Крона дерева вписывается в прямоугольник, с шириной не менее ширины карточки, умноженной на число членов коллектива и умноженного на коэффициент 0,5 и высотой, равной не менее половины ширины.

Накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек на крону дерева, совмещая центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка. Подсчитывают количество карточек в зоне круга, и при нахождении 50-100% карточек членов коллектива в зоне круга считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка интегрированным в коллектив. Если менее 50% карточек находятся в зоне круга, то считают группу разобщенной, дезадаптированного подростка не достаточно интегрированным в коллектив. Считают позитивно-стимулирующими цветами - красный, оранжевый и желтый, умеренными, стабилизирующими цветами - зеленый, негативными, астеничными - фиолетовый, черный. При выборе дезадаптированным подростком карточки позитивно-стимулирующего или стабилизирующего цвета считают его состояние комфортным. При выборе карточки негативного цвета считают его состояние не комфортным. Подсчитывают на дереве количество карточек каждого цвета, и определяют количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов и при их количестве свыше 60% считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе комфортным. При 60% и менее считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе не комфортным.

Взрослые наблюдают за процедурой и переносят результаты на компьютер и заполняют соответствующую форму для анализа групповых взаимодействий и эмоциональной атмосферы в группе. После каждого тестирования специалисты обсуждают необходимость изменения способов и методов воздействия на коллектив детей и подростков в случае низкой эффективности реабилитационной работы.

По итогам работы в течение всего периода в неформальной обстановке происходит обсуждение результата совместной с подростками деятельности и планов на будущее.

Пример 1. В коллектив, состоящий из 17 детей и подростков, в возрасте от 12 до 15 лет включен дезадаптированный подросток Роман. Роман, 15 лет, имеет низкие оценки в школе, плохую дисциплину, постоянные конфликты с учителями и сверстниками, равнодушен к своему внешнему виду. Коллектив детей создан на базе отделения дневного пребывания детей Центра «Семья» г.Междуреченска. Центр занимается оказанием помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С группой детей проведена предварительная, разъяснительная и основная подготовительная работа по социализации подростка. Роману дано поручение быть вожатым. То есть он должен организовывать интересные мероприятия, соревнования, заботиться о комфортном состоянии детей во время пребывания в коллективе. Должен урегулировать конфликты, помогать слабым, защищать их интересы. Сам должен быть примером для других детей в поведении, одежде, поступках.

Тестирование на 3 день показало. Роман выбрал карточку зеленого цвета 9 Фиг.2, говорящую о том, что сам Роман чувствует себя относительно спокойно. Он не проявляет инициативы, ни с кем не подружился за 3 дня, не смог заинтересовать окружающих интересными делами, играми, полагается на педагога. В зоне круга, установленного центром на карточку Романа, оказалось 6 карточек других детей, из которых две карточки красного цвета 6, две карточки зеленого цвета 9, одна карточка оранжевого цвета 7 и одна черного цвета 11 Фиг.2. В связи с этим в его ближнее окружение вошли только 6 подростков, которые в основном были такими же инертными, а один - с асоциальным поведением черный цвет 11. Количество карточек в зоне круга 33%, что говорит о том, что группа разобщенная, роман слабо интегрирован в коллектив. Количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов менее 60%, то есть состояние тестируемых не комфортное.

Остальные же члены группы рассредоточили свои карточки по дереву хаотично, что свидетельствует о том, что каждый жил своей самостоятельной жизнью.

По прошествию 10 дней в результате работы педагогов, более активного вовлечения в жизнь коллектива дезадаптированного подростка, обучения его навыкам эффективного общения, повышения его авторитета в группе через его презентацию по поводу его побед в спортивных городских соревнованиях, у него повысился авторитет, окружающие заметно к нему потянулись, его настроение улучшилось еще и тем, что его нуждающейся семье была оказана материальная помощь, он поставлен на питание в Центре. Во время второго тестирования карточки расположились на кроне дерева следующим образом. Роман выбрал оранжевый цвет 7, ассоциирующийся с радостным состоянием, в круге расположили карточки восемь членов коллектива. Из них с позитивно-стимулирующими цветами четыре карточки, две 6 и две 7, и четыре карточки стабилизирующего зеленого цвета 9 Фиг.3. Количество карточек в зоне круга 44%, что говорит о том, что группа разобщена, но наблюдается тенденция на сплочение, Роман лучше интегрирован в коллектив. Количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов менее 72%, то есть состояние тестируемых улучшилось и стало комфортным.

Во второй половине пребывания в коллективе отношения развивались с положительной динамикой. Было видно, что Роман подружился с подростками группы. Диагностика в конце сезона показала, что реабилитационные мероприятия явились эффективными. Вожатый выбрал себе карточку оранжевого цвета 7, которая подтверждает его позитивное отношение к жизни и практически все члены группы - 83% расположили свои карточки в зоне круга. Из них 16 карточек - 88% позитивно-стимулирующего и стабилизирующего цветов. Количество карточек в зоне круга 15-83%, что говорит о том, что группа сплоченная, Роман хорошо интегрирован в коллектив Фиг.4. Количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов 16-88%, то есть состояние тестируемых комфортное. Данные тестирования показаны в Таблице 1.

Данные факты свидетельствуют о высокой эффективности социализации Романа. Поведение и другие виды тестирования членов группы подтверждают это. Группа превратилась в позитивный монолит, подростки под руководством Романа способны оказывать помощь детям - инвалидам, шефствовать над малышами и помогать в доме престарелых. Сам Роман - дезадаптированный подросток добровольно приходил помогать новым вожатым в других коллективах. В течение года участвовал в экологических мероприятиях.

Пример 2

В коллектив, состоящий из 12 детей и подростков в возрасте от 12 до 15 лет, включен дезадаптированный подросток Ольга. Ольга прошла реабилитацию в лагере «Радуга», открытого на базе Центра «Семья» г.Междуреченска, Центр занимается оказанием помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

На начало периода Ольга была недисциплинированной, работала без всякой инициативы и активности, требовался постоянный контроль со стороны педагога за выполнением задания. Общительна со сверстниками и взрослыми, но груба. Несмотря на то что Ольга из благополучной семьи, у нее наблюдались серьезные нарушения во взаимоотношениях с матерью.

С группой детей проведена предварительная, разъяснительная и основная подготовительная работа по социализации подростка. Ольге дано поручение быть вожатой. То есть она должна организовывать интересные мероприятия, соревнования, заботиться о комфортном состоянии детей во время пребывания в коллективе. Должна урегулировать конфликты, помогать слабым, защищать их интересы, интересоваться их делами. Сама должна быть примером для других детей в поведении, одежде, поступках.

При тестировании на 3 день она выбрала карточку негативного фиолетового цвета 10, что говорит о ее тревожном, напряженном состоянии и негативном отношении к группе, Таблица 2. Остальные же члены группы рассредоточили свои карточки по дереву хаотично, среди них преобладали карточки негативного, астеничного цветов. В круге 4 карточки стабилизирующего зеленого цвета 9. Она проявляла агрессию по отношению к другим, поведение демонстративное, одежда вызывающая, на замечания сверстника и взрослого реагировала бурно и грубо, отказывалась выполнять сложные поручения. В то же время она задерживалась в группе и без желания поздно уходила домой. Количество карточек в зоне круга 30,8%, что говорит о том, что группа разобщенная, Ольга слабо интегрирована в коллектив. Количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов 38,5%, что менее 60%, то есть состояние тестируемых не комфортное.

В результате реабилитационной работы педагогов-психологов с Ольгой и, особенно, с ее матерью произошли незначительные положительные изменения. Она стала проявлять интерес к работе, задавать вопросы, касающиеся ее деятельности, принимать участие в групповых мероприятиях. При промежуточном тестировании через 10 дней, выбрала снова карточку фиолетового цвета, что говорит о ее все еще не стабильном состоянии. Остальные члены группы разошлись по двум позиция. Одни дети и подростки расположили свои 6 карточек в приближенной к карточке Ольги зоне, при этом их карточки имели 3 зеленый и 3 фиолетовый цвета. Другие 6 карточек - вне круга, но расположены тесно, что говорит о другом лидере в группе. Вокруг скрытого лидера расположены карточки 2 красного, 2 оранжевого и 2 желтого цветов, относящиеся к позитивно-стимулирующим и и стабилизирующего цветам. Это говорит о том, что несмотря на ее некоторые старания, она не смогла стать авторитетом у всего коллектива. К ней приблизились в основном девочки с неуравновешенным характером и заниженной самооценкой. Более уверенные и самостоятельные подростки остались в другой подгруппе. Количество карточек в зоне круга 6 (46,1%), что говорит о разобщенности группы, Ольга слабо интегрирована в коллектив. Количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующих цветов 9 (69,2%), в целом состояние тестируемых в группе комфортное. После обсуждения полученных результатов с Ольгой и ее семьей, она и родственники поняли свои ошибки, с Ольгой провели дополнительные занятия психологи.

К концу периода Ольга стала принимать активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Ольга стала доброжелательной к окружающим, что позволило сосредоточить вокруг себя большую часть коллектива, что свидетельствует о высоком уровне сплоченности коллектива.

Во время последнего тестирования карточки на кроне дерева расположились следующим образом. Ольга выбрала красный цвет 6, ассоциирующийся с активным, восторженным настроением. В круге расположили карточки 9 членов коллектива - 60,9%. Из них с позитивно-стимулирующими цветами 9 карточек - 100%, из них четыре оранжевого цвета 7, и три красного цвета 6, два желтого цвета 8, Таблица 2. Количество карточек в зоне круга более 60%, что свидетельствует об увеличении сплоченности коллектива вокруг Ольги. Ольга интегрирована в коллектив. Число карточек позитивно-стимулирующего и стабилизирующего цветов 12 (92,3%), что говорит о высоком уровне комфортности членов коллектива.

Результаты тестирования показали, что педагоги и специалисты вовремя прореагировали на трудное положение девочки в группе и наличие внутреннего конфликта у подростка, приняли превентивные меры, провели работу с семьей и добились того, что процесс социализации прошел успешно, Ольга влилась в коллектив, стала проявлять лидерские качества, привносить в общие дела коллектива новые интересные идеи, благодаря которым отряд неоднократно занимал призовые места в мероприятиях лагеря. Благодаря профессионализму педагога разобщенная группа стала командой.

Таким образом, предложенный способ прост, нагляден, информативен.

Предлагаемый способ позволяет получить наглядную картину, отражающую взаимоотношения в группе и их развитие в коллективе в динамике, оценить процесс социализации дезадаптированного подростка в коллектив, через оценку сплоченности и комфортности пребывания в коллективе его членов и дезадаптированного подростка. Получить объективную оценку сложившихся отношений в коллективе в результате работы педагогов и специалистов. Способ позволяет опосредованно оценить работу педагогов и специалистов, работающих с коллективом.

Способ оценки уровня социализации дезадаптированных подростков в коллективе, включающий их тестирование путем выбора цвета ассоциируемого с пребыванием в данном коллективе, при этом используют следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное, желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил, отличающийся тем, что тестирование проводят трижды: на третий день пребывания в коллективе, в середине периода пребывания в коллективе и в конце этого периода; при тестировании члены коллектива выбирают карточки прямоугольной формы предпочитаемого цвета, а дезадаптированный подросток выбирает карточку в форме круга предпочитаемого цвета, ассоцииррованного с пребыванием в данном коллективе, тестируемые подписывают карточку своей фамилией с обратной стороны, помещают карточки на крону дерева; дерево выполнено в виде пластикового ствола и кроны из зеленой сетки с размером ячеек не более 2 см, тестируемый член коллектива может изменить положение карточки на кроне в течение пребывания в коллективе, член коллектива размещает карточки на дереве путем передвижения дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывает свое отношение к нему, проводят фотографирование кроны дерева и заносят сведения в карту учета; накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек на крону дерева, совмещая центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка, подсчитывают количество карточек в зоне круга, и при нахождении 50-100% карточек членов коллектива в зоне круга, считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка интегрированным в коллектив, если менее 50% карточек находятся в зоне круга, то считают группу разобщенной, дезадаптированного подростка не достаточно интегрированным в коллектив; считают позитивно-стимулирующими цветами - красный, оранжевый и желтый, умеренными, стабилизирующими цветами - зеленый, негативными, астеничными - фиолетовый, черный, и при выборе дезадаптированным подростком карточки позитивно-стимулирующего или стабилизирующего цвета считают его состояние комфортным, а при выборе карточки негативного цвета считают его состояние не комфортным, подсчитывают на дереве количество карточек каждого цвета, и определяют количество карточек позитивно-стимулирующих и стабилизирующего цветов и при их количестве свыше 60% считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе комфортным, а при 60% и менее - считают пребывание тестируемых членов коллектива с дезадаптированным подростком в данном коллективе не комфортным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. .

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для функциональной коррекции клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей первого и второго детства.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к области функциональной диагностики. .
Изобретение относится к медицине, а именно к сурдологии-оториноларингологии, и может быть использовано при проведении речевой аудиометрии для русскоговорящих детей.
Изобретение относится к области экспериментальной психологии, медицины, нейрофизиологии и может быть использовано для определения уровня психофизиологического и нейрофизиологического развития детей дошкольного возраста, а также в клинической неврологии для ранней диагностики очаговых поражений мозга и, в частности, для диагностики поражений корковых центров слуха и мозолистого тела.

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для увеличения точности оценки времени реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к медицинской технике и может использоваться для офтальмологического тестирования зрения детей, взрослых и особых групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями по здоровью, а также для проведения других видов интерактивного тестирования.
Изобретение относится к области медицины, а именно к сексопатологии, и касается лечения психогенной эректильной дисфункции (импотенции). .
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, психиатрии и медицинской психологии, и может быть использовано для прогноза эффективности фармакологической коррекции психосоматических нарушений у женщин в постменопаузе с артериальной гипертензией
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике

Изобретение относится к области медицины, в частности к медицинской физиологии и лабораторной диагностике, и может использоваться для оценки возможности студента формировать патологические реакции (дистресс) в ответ на психоэмоциональный экзаменационный стресс

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени ограничений жизнедеятельности
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста
Изобретение относится к области медицины, в частности пульмонологии

Изобретение относится к реабилитационной и профилактической медицине, кардиологии, терапии

Изобретение относится к медицине, диагностике дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и может быть использовано для исследования уровня дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности человека
Наверх