Коробка передач

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1390

Союэ Советских

Социалистических

Ресоублин

Зависимое от авт. свидетельства № с, 8/01

Заявлено 05Л.1967 (¹ 1124892/27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

В 60k

Комитет ло делам иэобретеиий и открытий ори Совете Министров

СССР

629.113-585 (088.8) Опубликовано 26,VI11.1969. Бюллетень ¹ 27

Дата опубликования описания 28.1.1970

Авторы изобретения

Е. И. Ивкин и Л. Г. Фюрст

Заявитель

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Данное изобретение относится к области автотракторостроения, в частности к коробкам передач транспортных машин.

Известные коробки передач транспортных машин содержат ведущий вал, параллельный ему промежуточный вал и соосный промежуточному ведомый вал, установленные на ведущем и промежуточном валах шестерни постоянного зацепления, включаемые фрикционными муфтами, установленные в корпусе коробки передач и соединенные с ведомыми элементами фрикционных муфт свободного хода и дифференциальный механизм.

Однако в таких коробках передач число передач, переключаемых под нагрузкой без разрыва потока мощности, мало отличается от количества фрикционных муфт переключения.

Дифференциальный механизм, применяемый в этих конструкциях, не увеличивает общее передаточное число коробки передач на всех передачах;переднего хода, а используется лишь для реверса. Увеличение количества передач приводит к усложнению конструкции, значительному увеличению числа фрикционных муфт и муфт свободного хода.

Описываемая коробка передач отличается тем, что соединенные с муфтами свободного хода ведомые элементы фрикционных муфт соединены соответственно с центральными шестернями дифференциального механизма, одна пз которых свободно установлена на промежуточном валу, другая - eLãêî соединена с ним, и водило дифференциального механизма соединено с ведомым валом коробки передач.

5 Кроме того, на промежуточном валу установлена муфта сцепления для соединения свободно установленной центральной шестерни дифференциального механизма с промежуточным валом. то Такое выполнение коробки передач позволяет увеличить число передач, переключаемых под нагрузкой.

На фиг. 1 изображен один из конструктивных вариантов предлагаемой коробки передач

15 с двумя фрикцпонными муфтами включения передач; на фиг. 2 — одна из возможных конструктивных схем коробки передач с четырьмя фрикционными муфтами.

На ведущем валу 1 расположены две фрик2п ционные муфты 2 и 8. Ведомые элементы муфты 2 через трубчатый вал 4 соединены с подвижной обоймой б муфты свободного ходa б.

Неподвижная обойма 7 муфты свободного хода б заблокирована на корпус 8 коробки пере25 дач. Ведомые элементы муфты 8 через трубчатый вал 9 соединены с подвижной обоймой 10 муфты свободного хода 11. Неподвижная обойма 12 этой муфты также заблокирована на корпус. Ведомые элементы муфты 2

30 через трубчатый вал 4, шестерни И и 14, про251390

3 межуточнйЙ BBJI 15 CB513BHbI C солнечной 1IJQC. терней 16 дифференциального механизма. Коронная шестерня 17 через подвижную шестерню 18, располо>кенную на шлицах трубчатого вала 9, связана с ведомыми элементами муфты 8. Таким образом, ведомые элементы фрикционной муфты 2, связанные с подвижной обоймой 5 муфты свободного хода 6, соединены в то же время через шестерни 18, 14 и вал 15 с одной из шестерен 16 дифференциального механизма, а ведомые элементы фрикционной муфты 8 соединены через шестерню 18 с другой шестерней 17 дифференциального механизма.

Мощность через сателлиты 19 и водило 20 передается на выходной вал 21. На выходном валу расположена шестерня 22, которая через паразитную шестерню может соединяться с шестерней 18. При передвижении зубчатой муфты 28 вправо дифференциальный механизм блокируется и,вращается с валами 15 и

21 как одно целое.

Коробка передач работает следующим образом.

При включении муфты 2 мощность через шестерни 18 и 14, проме>куточный вал 15 передается на шестерню 16 дифференциального механизма. Коронная шестерня 17 через шестерню 18 и трубчатый вал 9 затормаживается муфтой свободного хода 11. Мощность на выходной вал 21 передается через водило 20.

Так работает коробка передач на первой передаче.

Вторая передача включается замыканием фрикционной муфты 8. Мощность через трубчатый вал 9, шестерни 18 и 17, сателлиты 19 передается на водило 20 и выходной вал 21.

Солнечная шестерня 16 через промежуточный вал 15, шестерни 14 и 18 затормаживается муфтой свободного хода 6. При переключении передач разрьгва потока мощносги на,выходном валу не произойдет, так,как он будет передаваться фрикционной муфтой 2 до тех пор, пока момент, развиваемый муфтой 8, не будет достаточен для разблокирования муфты свободного хода 11 и соответственно заблокирования муфты свободного хода 6.

Третья передача получается включением обеих фрикционных муфт одновременно.

В этом случае мощность на выходной вал 21 будет передаваться двумя потоками через шестерни 18 и 14, шестерни 18, 17 и суммироваться дифференциальным механизмом, передаточное число которого будет другим, чем в первых двух случаях.

Передача заднего хода, получается перемещением шестерни 18 по шлицам вправо. При включении муфты 8 мощность через трубчатый вал 9, шестерню 18, паразитную шестерню и шестерню 22 будет передаваться на выходной вал 21. При блокировке дифференциального механизма зубчатой муфтой 28 коробка получает диапазон передач, в пределах которого имеются две передачи, переключаемые фрик5

З0

35 ционными муфтами 2 и 8. При включении одной из этих муфт мощность на выходной вал

r ередается парами шестерен 18 и 14 или !8 и 17. При этом промежуточный вал 21 и шестерни дифференциального механизма вращаются как одно целое.

Таким образом, предлагаемая коробка передач имеет пять передач и два диапазона.

В пределах первого из них имеются три передачи, переключаемые фрикционными муфтами, в пределах второго — две передачи.

При увеличении числа фрикционных муфт

L,êîðoáêàõ передач, построенных по предлагаемой схеме, число .передач, переключаемых фрикционными муфтами без разрыва потока мощности, резко возрастет.

Коробка передач, изобра>кенная на фиг. 2, включает фрикционные муфты 2, муфты свободного хода 6 и 11, дифференциальный механизм и муфту блокировки 28. Ведомые элементы муфт 2 через шестерни 18, 14, 24 и 25 связаны с муфтой свободного хода 6 и через вал 15 — с одной из шестерен 16 дифференциального механизма, ведомые же элементы муфты 26 непосредственно и муфты 27 через шестерни 28, 29, 80 и 8! связаны с муфтой свободного хода 11 и через трубчатый вал 82 — с другой шестерней 88 дифференциального механизма. На выходной вал 21 мощность передается с коробки дифференциала.

Эта схема позволяет иметь уже двенадцать передач и два диапазона. B первом диапазоне имеются восемь передач. Эти передачи получаются при включении муфт 2, 24, 26, 27 порознь, а также 2 и 27, 2 и 26, 24 и 27, 24 — 26 попарно. Во втором диапазоне при блокировке дифференциального механизма муфтой 28 получаются еще четыре передачи.

Предмет изобретения

1. Коробка, передач, преимущественно для транспортных машин, содержащая ведущий вал, параллельный ему промежуточный вал и соосный промежуточному ведомый вал, установленные на ведущем и промежуточном валах шестерни постоянного зацепления, включаемые фрикционными муфтами, установленные в корпусе коробки передач и соединенные с ведомыми элементам и фрикционных муфт муфты свободного хода и дифференциальный механизм, отличающаяся тем, что, с целью увеличения числа передач,,переключаемых под нагрузкой, соединенные с муфтами свободного хода ведомые элементы фрикционных муфт соединены соответственно с центральными шестернями дифференциального механизма, одна из которых свободно установлена на промежуточном валу, другая жестко соединена с ним, а водило дифференциального механизма соединено с ведомым валом коробки передач.

2. Коробка передач по п, 1, отличающаяся тем, что на промежуточном валу установлена

251390!

3 2 .3 19

1g 2022

5 муфта сцепления для соединения свободно установленной центральной шестерни диффец 15 Л 15 Риг. 1 ренциального меканизма с промежуточным валом.

7Q

11

251390

27 28 26 3 7

25

Редактор Г. Яковлева

Заказ 3915/12 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова 2

Составитель Э. 7Карикова

Техред Л. В. Куклина

Корректоры: А. Николаева и Л. Корогод

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх