Синхронизатор для коровки передач с шестернями постоянного зацепления

 

ОП ИСА НИ Е

ИЗОЬГЕтЕНИЯ

К ПАТЕ НТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимый от патента №

Заявлено 05ЛХ.1966 (№ 1100654/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 10.IX.1969. Бюллетень ¹ 28

Дата опубликования описания З.IV.1970

Кл. 6ЗС, 8/41

МПК В 62d

УД1 629,113:621.838.22 (088.8) Комитат по делам изобретений и открытий при Совета Министров

СССР. Автор изобретения

Иностранец

Рихард Хетманн (Австрия) Иностранная фирма

«Др.-Ииж. Порше К.Г.» (Федеративная Республика Германии) Заявитель

СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОВКИ ПЕРЕДАЧ С ШЕСТЕРНЯМИ

ПОСТОЯННОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Известны синхронизаторы для коробок передач с шестернями постоянного зацепления, содержащие установленную на валу каретку синхронизатора, скользящую по направляющим каретки муфту включения, установленный на ступице включаемой шестерни соединительный элемент, установленное на соединительном элементе разрезное пружинящее кольцо синхронизации с конической поверхностью, взаимодействующей с конической поверхностью муфты включения, соприкасающееся опорной поверхностью с разжимным пружинным кольцом, и проме>куточный фрикционный элемент.

Предло>кенный синхронизатор отличается от известных тем, что промежуточный фрикционный элемент выполнен в виде свободно установленного между соединительным элементом и кольцом синхронизации кольцевого диска с зубцами на наружной поверхности, зацепляющимися с зазором с выступами направляющих каретки, а между соединительным элементом и кольцом синхронизации установлена разжимная тарельчатая пружина.

Такое выполнение синхронизатора исключает его самозаклинивание.

Для уменьшения усилия включения промежуточный фрикционный элемент выполнен с выступами в виде усеченного конуса на боковой поверхности, входящими в конические боковые пазы соединительного элемента.

Для центрирования кольца синхронизации на соединительном элементе установлена обойма, охватывающая кольцо синхронизации, На фиг. 1 изображен продольный разрез синхронизатора; на фиг. 2 — вид сверху на левую и правую половины фиг. 1 в нейтральном положении; на фиг. 3 — - поперечный раз10 рез синхронизатора по А — А на фиг. 1 (в уменьшенном масштабе); на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 5 — частичный разрез синхронизатора по левой половине фиг. 1 в рабочем положении фрикцпонных

15 элементов; на фиг. 6 — продольный разрез синхронизатора (второй вариант выполнения промежуточного фрикционного элемента); на фиг. 7 — внд свер у правой половины фнг. 6.

ha валу 1 коробки передач размещены ше20 стерни 2 и 8, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями другого вала (на черте>ке не показано), и жестко установлена каретка 4 синхронизатора с тремя равномерно расположенными по окружности поперечными

25 направляющими 5 (фиг. 1 и 4), на которых перемещается по оси муфта включения 6. Включающие зубья 7 муфты входят в конце процесса включения в зацепление с зубьями 8 и 9 соединительных элементов 10 и 11, которые

30 связаны с шестернями 2 и 8 илп составляют

252228

65 с ними одно целое. На соединительном элементе 10 расположено разрезное пружинящее кольцо синхронизации 12 с конической поверхностью 18, которая благодаря перемещению муфты б в направлении включения а известным образом взаимодействует с поверхностями 14 головки включающих зубьев 7 муфты.

Между кольцом синхронизации 12 н соединительным элементом 10 установлен промежуточный фрикционный элемент в виде кольцевого диска 15. К этому диску обращены поверхность трения 16 (фиг. 2) на кольце синхронизации 12 и параллельная ей поверхность трения 17 на соединительном элементе 10.

Диск 15 установлен с осевым зазором между поверхностями трения 16 и 17. Для сохранения зазора в нейтральном положении соединительного элемента 10 служит тарельчатая пружина 18, прижимающая кольцо синхронизации 12 к стопорному кольцу 19. На внешней поверхности диска 15 имеются зубья 20, шаг которых соответствует шагу зубьев муфты включения 6 . Между зубьями 20 расположены впадины б для трех поперечных направляющих -5. Смежные с каждой впадиной зубья диска вместе с выступами направляющих 5 образуют стопорное устройство, предотвращающее включение муфты б до окончания синхронизации. Между кольцом синхронизации 12 и соединительным элементом 10 установлено извесгное устройство для усиления вспомогательного действия кольца синхронизации. В это устройство входят две стопорные ленты 21 и 22 (фиг. 3),-расположенные между упорами 28 и 24. Выступ упора 28 входит в прорезь кольца синхронизации.

Когда муфта включения б переходит из нейтрального положения (фиг. 1) в направлении включения а, поверхности 14 головок включающих зубьев 7 вступают во фрикционную связь с поверхностью 18 кольца синхронизации 12, благодаря чему последнее, проскальзывая, постепенно набирает число оборотов муфты б, Под действием давления тарельчатой пружины 18 и дальнейшего давления муфты поверхность трения 16 кольца синхронизации и поверхность трения 17 соединительного элемента 10 почти одновременно взаимодействуют с диском 15. При этом диск опирается зубом на выступ поперечных направляющих 5.

Вследствие быстрого нарастания силы трения между вращающимися с числом оборотов вала 1 синхронизирующими элементами 7, 15 и ускоряемыми или затормаживаемыми элементами, т. е. кольцом синхронизации 12 или соединительным элементом 10, быстро уравниваются обороты этих элементов. Процесс синхронизации дополнительно поддерживается стопорной лентой 21, прижимаемой упором 28 к внутренней поверхности кольца синхронизации. Положение полной синхронизации показано на фиг. 5. Когда число оборотов становится одинаковым, выступ поперечных направляющих 5, зубья диска 15, а также стопорная лента 21 расходятся, в результате чего вклю5

15 г0 г5

Зо

45 чающие зубья 7, отжатые над кольцом сийхронизации 12, могут войти в зацепление с зубьями 8 соединительного элемента 10. При таком варианте. работа синхронизации распределяется по трем поверхностям кольца синх ронизации, вследствие чего быстро достигается большой момент синхронизации при незначительном усилии включения.

В правой половине фиг. 1 в сочетании с фиг. 2 и 4 показан упрощенный вариант изобретения. На соединительном элементе 11 в осевом направлении между стопорным кольцом 19 и соединительным элементом установлено разрезное пружинящее кольцо синхронизации 25, коническая поверхность которого взаимодействует с конической поверхностью

18 головок включающих зубьев 7 муфты включения 6. Между кольцом синхронизации 25 и соединительным элементом 11 установлен промежуточный фрикционный элемент в виде диска 26, зубцы или выступы которого входят в выемки поперечных направляющих 5 каретки синхронизатора. Диск 26 установлен с зазором относительно кольца синхронизации 12 и взаимодействует с наклонно расположенными к направлению включения муфты б поверхностями трения на кольце синхронизации 25 или соединительном элементе 11, Зазор для диска

26 определяется наклонной поверхностью кольца синхронизации, на которой он установлен.

На фиг. 6 показан второй вариант выполнения фрикционного промежуточного элемента

27 с выступами в виде. усеченного конуса на боковой поверхности, которые входят в конические боковые пазы соединительного элемента 28 с осевым зазором. При этом поверхность бокового паза соединительного элемента, например 29, на которую опирается промежуточный фрикционный элемент, например 80, может быть цилиндрической. Для центрирования кольца синхронизации на соединительном элементе установлена охватывающая его обойма

81.

Предмет изобретения

1. Синхронизатор для коробки передач с шестернями постоянного зацепления, содержащий установленную на валу каретку синхронизатора, скользящую по направляющим каретки муфту включения, установленный на ступице включаемой шестерни соединительный элемент, установленное на соединительном элементе разрезное пружинящее кольцо синхронизации с конической поверхностью, взаимодействующей с конической поверхностью муфты включения, соприкасающееся опорной поверхностью с разжимным пружинным кольцом, и промежуточный фрикционный элемент, отличающийся тем, что, с целью исключения самозаклинивания синхронизатора, промежуточный фрикционный элемент выполнен в виде свободно установленного между соединительным элементом и кольцом синхронизации

252228 кольцевого диска с зубцами на наружной поверхности, зацепляющимися с зазором с выступами направляющих каретки, а между соединительным элементом и кольцом синхронизации установлена разжимная тарельчатая пружина, 2. Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения усилия включения, промежуточный фрикционный элемент выполнен с выступами на боковой поверхности, имеющими вид усеченного конуса и входящими в конические боковые пазы соединительного элемента.

5 3. Синхронизатор по п. 2, отличающийся тем, что, с целью центрирования кольца синхронизации, на соединительном элементе установлена обойма, охватывающая кольцо синхронизации, 252228 а + а, Ф(. г.E

12

=c ((с и2 7

Составитель Э, Жарикова

Редактор Б, Б. Федотов Техред А. А. Камышникова Корректор А. С. Колабин

Заказ 695/19 Тираж 480 Подписное

ЦIIIIHIlH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва (К-35, Раушская наб., д. 4j5

Типография, пр. Сапунова, 2

Синхронизатор для коровки передач с шестернями постоянного зацепления Синхронизатор для коровки передач с шестернями постоянного зацепления Синхронизатор для коровки передач с шестернями постоянного зацепления Синхронизатор для коровки передач с шестернями постоянного зацепления Синхронизатор для коровки передач с шестернями постоянного зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх