Муфта обгона

 

патен7i Î-тс:-: ..лл

©Il_#_C ОБРЕтиНИя

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 17.Vill.1968 (№ 1263784/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано ЗОЛХ.1969. Бюллетень № 30

Дата опубликования описания 18.111.1970

Кл. 47с, 6

МПК Г 16d

УДК 621.825.5(088.8) Комитет fl0 делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

В. Я Харитоненко

Заявитель

МУФТА ОБГОНА

Муфта обгона с вращающимися сухарями звездочки может быть применена в машиностроении, в различных машинах, где необходимо применять автоматическое соединение и разъединение ведущего и ведомого валов в зависимости от соотношения и направления относительных углов скоростей. Она может быть применена также в силовых приводах механизмов с колеблющимся ведущим звеном с большим числом включений и выключений, в машинах автоматического и полуавтоматического действия, особенно в механизмах подачи металлообрабатывающих станков и прессов-автоматов в подъемно-транспортных машинах, в механизмах для предотвращения движения в обратном направлении, во всевозможных дозаторах и механизмах, имеющих большой период свободного хода по сравнению с рабочим, например в пусковых устройствах.

Известны муфта обгона, содержащие звездочку с сухарями, обойму и расположенные между ними подпружиненные элементы заклинивания, например ролики, взаимодействующие с сухарями и с обоймой.

Однако в местах заклинивания и расклинивания роликов с сухарями звездочки в результате возникающих больших контактных напряжений образуется интенсивный износ на рабочей поверхности вставных сухарей. Такой износ приводит к потере точности движения механизма, ввиду увеличения угла заклинивания больше допустимого, в результате чего образуется пробуксовка ведомого звена отно5 сительно ведущего, снижается надежность и долговечность роликовой муфты, и она вылодит из строя.

Известно, что износ контактных поверхностей обоймы и роликов в десятки раз меньше, 10 чем контактной поверхности звездочки или ее сухарей. Это объясняется тем, что в процессе работы муфты обойма и ролики каждый раз при заклинивании соприкасаются в разных точках, в то время,а«площадка контакта на

15 рабочей поверхности звездочки пли ее сухарях находится в одном и том же месте и подвержена больше всего усталостному выкрашиванию.

20 Предлагаемая муфта обгона отличается от известных тем, что внутрь муфты встроен планетарный механизм, а сухари выполнены цилиндрической формы с осями, опирающимися на подшипники, например качения, вмонтиро25 ванные в звездочку. Причем на осях сухарей жестко за скреплены шестерни-сателлиты планетарного механизма, входящие в зацепление с его центральной шестерней, жестко соединенной с обоймой. При этом звездочка являет30 ся водилам планетарного механизма.

253499

В описываемой муфте обгона сухарь звездочки, связанный с помощью планетарного механизма с обоймой, а через нее с ведущим валом, будет вращаться, следовательно, и заклинивающий ролик будет вращаться относительно сухаря, а поэтому изнашивание рабочих поверхностей будет сравнительно невелико.

Кроме этого, ролик при заклинивании будет соприкасаться с вращающимися сухарями в разных точках, в результате чего также будет уменьшаться износ контактных поверхностей.

На фиг. 1 изображена описываемая муфга; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Муфта обгона состоит из звездочки 1, »а которой закреплены на равных расстояниях вращающиеся цилиндрические сухари 2, из роликов 8 и центрального колеса 4 планетарной зубчатой передачи, жестко соединенного с валом ступицы обоймы 5.

Звездочка может иметь количество сухарей от трех и более и одновременно является водилом планетарного механизма муфты.

Вращение сухарей 2 при расклинивании роликов 8 с обоймой 5 при холостом ходе муфты осуществляется при помощи сателлитных колес 6, сцепленных с колесом 4. Сателлитные колеса при помощи шпонок жестко соединены с осями 7 сухарей, которые свободно вращаются в подшипниках 8.

Обойма 5 при помощи ступицы 9 и шпонки

10 жестко соединена с валом 11 ведомого звена.

Обойма 5 и ступица 9 между собой крепятся неподвижно при помощи винтов 12 и направляющих штифтов 18.

Звездочка 1 с сухарями 2 свободно сидит на валу 11 и опирается на подшипник 14.

К звездочке 1 при помощи винтов 15 жестко присоединена кулиса 16. Кулисный механизм в данном случае служит для придания колебательного движения звездочке 1.

В других случаях вместо кулисного механизма может быть применен какой-либо другой механизм передачи крутящего момен-.а от ведущего вала, соединенного жестко со звездочкой, ведомому валу через ролики и обойм j.

Для предотвращения осевого смещения звездочки 1 на валу 11 имеется стопорное кольцо 17. Для надежного и без пробуксовки сцепления в момент заклинивания ролика

8 между обоймой 5 и сухарями 2 служит прижимное устройство, которое состоит из пальца 18 и пружины 19.

Прижимное устройство крепится к звездочке 1 и составляет с ней одно целое звено. Для расцепления ролика 8 с обоймой 5 и звездочкой 1 служит Mert Hrt3i выключения. Меха5

40 низм выключения состоит из двух кольцевых щек 20 и 2l, соединенных между собой пальцами 22, па которых находятся втулки 28.

1Цеки 20 и 21 нмсют возможность повора 1Нваться относительно звездочки 1, как в одну, так и в другую сторону при помощи поворотного рычага 24. В поворотном рычаге имеется продольный паз с размещенным в нем квадратным камнем 25 с круглым отверстием, в которое входит палец 26, укрепленный на наружной щеке 21.

При движении звездочки 1 против часовой стрелки (ролики 8 при помощи пружины 19 поджаты к контактным поверхностям круговых вращающихся сухарей 2 и к поверхности наружной обоймы 5) происходит мгновенное заклинивание муфты. Все звенья в этот момент работают как одно целое, и движение от ведущего звена передается к ведомому с одинаковой угловой скоростью. При обратном ходе, когда звездочка 1 вращается по часовой стрелке, а обойма 5 стоит или вращается с меньшей угловой скоростью (холостой ход муфты), вместе с ней будут перемещаться сухари 2 и жестко соединенные с ними сателлитные колеса 6.

Поскольку звездочка является водил ом планетарного механизма, сателлитные колеса

6, обкатываясь относительно центрального колеса 4, неподвижного или вращающегося с угловой скоростью меньшей, чем скорость водила, будут вращаться, а с ними будут вращаться и сухари относительно звездочки 1.

Это значит, что при работе муфты все время будут меняться контактные площадки, как на обойме и роликах, так и на сухарях, а при холостом ходе это дает возможность всякий раз ролику обкатываться (трение качения) относительно контактных поверхностей как обоймы, так и сухарей.

Предмет изобретения

Муфта обгона, содержащая звездочку с сухарями, обойму и расположенные между ними подпружиненные элементы заклинивания, например ролики, взаимодействующие с сухарями и с обоймой, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения износа контактных поверхностей, внутрь муфты встроен планетарный механизм, а сухари выполнены цилиндрической формы с осями, опирающимися на подшипники, например качения, вмонтированные в звездочку, причем на осях сухарей жесгко закреплены шестерни-сателлиты планетарного механизма, входящие в зацепление с его центральной шестерней, жестко соединенной с обоймой, при этом звездочка является водилом планетарного механизма.

253499

У а 7

Редактор Л. Панус

Заказ 337)12 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва K-35, Раушская паб., д. 4!5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И. Малюга

Техред А. А. Камышникова

Корректоры: М. Коробова и А. Николаева

Муфта обгона Муфта обгона Муфта обгона 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для бесступенчатого регулирования скорости и может быть использовано в импульсных передачах, приводах стартеров двигателей внутреннего сгорания и аналогичных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении
Наверх