Многодисковая фрикционная муфта сцепления

 

п

С Фс — йНФ) Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 63с, 16/О1

Заявлено 18.1,1968 (№ 1210300/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

МПК В 601»

УДК 629.113-578(088.8) Комитет по делам иаобретеиий и открытий при Совете Мииистрае

СССР

Опубликовано ОЗ.Х11.1969. Бюллетень № 1 за 1970

Дата опубликования описания 22.IV.1970

Авторы изобретения 3. Л. Сироткин, А. В. Зотов, А. С. Лосьмаков и А. Ф. Митяев

Заявитель

МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к фрикционным муфтам сцепления гидромеханических передач транспортных средств, например автомобилей и тягачей.

В гидромеханических передачах транспортных средств для снижения динамических нагрузок, возникающих в звеньях тра нсмиссии при трогании с места и переключении передач, гидравлическая система управления фрикционными муфтами выполняется,со опециальными устройствами, позволяющими плавно включать фрикционную муфту.

Устройсгва плавного включения муфт мо.гут быть общими и индивидуальными: первые предназначены для нескольких фрикционных муфт, вторые включают только одну муфту. Размещаться эги устройства могут как на значительном расстоянии ог фрикционных муфт, так и в непосредственной близости от них или внутри самих муфт. Лз-за различного сопротивления каналов, подводящих м асло к фрикционным муфтам, разной величины утечек в системе подвода и через поршневые кольца, а также из-за отличия в ходах .поршней отдельных муфт как в начале эксплуатации, так и в последующий период общим устройством трудно обеспечивать одинаковую плавность включения нескольких фрикционных муфт. Лучше пользоваться индивидуальными устройствами и,рас- 30 ттолагать их в,самой муфте.

Известны фрикционные муфты сцепления с индивидуальными устройствами плавного включения. Плавность включения в таких муфта.. достигается за счет дросселирующцх каналов, выполняющих роль клапанов плавности. Надежность и четкость работы муфт в этом случае обеспечивается лишь при условии полной герметизации камер включения.

Нарушение герметизации приводит и уменьшению плавности. Кроме того, такие устройства не обеспечивают подачу дополнительного количества масла для смазки дисков ппи буксовании в процессе включения.

Цель изобретения — повысить надежность и четкость работы муфты.

Для этого клапан плавчого включения муф. ты выполчен в виде установленных B ее порш не соэсных втулок с сообщающимися и сливными каналами и установленных во втулках также соосных по.алых подпружиненных золотника и плунжера разного диаметра. Между торцами золотника и плунжера установлена перегородка с отверстием. соединяющим внутреннюю полость золотника с полостью, образованной торцом плунжера и перегородкой.

Противоположньш плунжеру торец золотника выполнен,с отверстием для соединения его внутренней полости с камерой включения муфты.

Кроме того, для охлаждения поверхностей трения прп буксовании, муфты в отверстиях

258863 поршня, предназначенных для установки отжимных пружин, выполнены, продольные канавки, соединенные со сливными каналами втулки золотника, а ступица муфты сна бжена радиальными каналами для подвода смазки.

На фиг. 1 изображена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — 4 — схема рабочего положения деталей клапана плавного включения соответственно при выключенной муфте и в момент движения поршня, в начальный период включения муфты и при полностью включенной муфте; на,фиг. 5— график изменения давления в подпоршневом пространстве с применением клапана плавного включения и без него.

Многодисковая фрикционная муфта сцепления содержит корпус 1 с расположенным в нем поршнем 2. Между поршнем,и корпусом образована кольцевая полость А включения муфты, которая терметизируется чугунными уплотнительными кольцами 8.

К торцу корпуса муфты болтами 4 прикреплена опора 5 с отверстиями для отжимных пружин 6, отводящих поршень в исходное положение при снятии статического давления в полости А.

На наружной поверхности корпуса выполнены пазы, в которые вставляются нажимные рычаги 7, нажимной 8, ведущие 9 и у парный

10 диски. Между стальными дисками 8, 9, 10 расположены ведомые металлокерамическ ие диски 11, соединенные при помощи внутренних шлиц с ведомым элементом муфты— ступицей 12. Отверстия 13 в ступице предназначены для подачи смазки к дискам муфты.

Нажимные рычаги 7 предназначены для увеличения осевого усилия, передаваемого от поршня к нажимному диску. Для предотвращения выпадения рычагов из корпуса установлено предохранительное кольцо 14. Стопорное кольцо 15 фиксирует весь пакет дисков в корпусе муфты.

Между нажимным и упорным дисками предусмотрены разводные пружины 16, посаженные на штифты 17, для принудительной разводки нажимного диска при выключении муфты.

В поршне 2 горизонтально расположен клапан плавного включения муфты, состоящий из втулки !8 золотника (см. фиг. 2), втулки 19 плунжера и золотника 20 с пружиной 21 внутри него. В торце золотника выполнено калиброванное отверстие 22, че.рез которое внутренняя полость Б сообщается с полостью А включения муфты.

Во втулке 19 плунжера размещен собственно плунжер 28 с пружиной 24, посаженной на пустотелый упор 25. Золотник и плунжер разделены перегородкой 26, ограничивающей,перемещение золотника. В средней части перегородки имеется отверстие 27, через которое масло из полости золотника подается в .полость плунжера.

Отверстие 28 в стенке поршня, радиальные отверстия 29 во втулке золотника и продольные канавки 80 (см. вид В) предназначены для слива масла из полости А. Отверстия 81 во втулке золотника, отверстия 82 во втулке плунжера, отверстия 33 в самом плунжере и отверстие 34 в упоре 25 служат для разтрузки полости Б от давления при перемещении поршня 2 в сторону включения.

Для исключения падения давления в полости Б в момент закрытия отверстий 31 кромкой золотника при его перемещении между втулкой плунжера и втулкой золотника помещено уплогнительное кольцо 35.

От выпадения,из отверстия поршня детали клапана удерживаются резьоовым соедине. нием втулки плунжера и поршня.

Муфта работает следующим образом.

При включении муфты масло поступает в полость А через наклонные отверстия 86 с давлением, быстро возрастающим до давления, определяемого усилием отжим ных пружин (см. фиг. 5, участок а — б), в результате поршень начинает перемещаться в сторону включения. В это время характер изменения давления в полости А определяется характеристикой отжимных пружин (участок б — в).

Усилие от поршня через нажимные рычаги передается нажимному диску, который сжи,мает ведущие и ведомые диски фрикционной муфты. Точка в характеризует начало сжатия дисков.

При движении поршня масло из полости

А (см. фиг. 2) через отверстие 28 и калиброванное отверстие 22 в торце золотника поступает в полость Б и далее через радиальные отверстия 29 во втулке золотника, кольцевую канавку, отверстия 82 во втулке плунжера, отверстия 88 в плунжере и, наконец, 40 через отверстие 34 вытекает наружу. Благодаря такому решению в момент движения поршня в полости Б не создается избыточное давление и поэтому плунжер не перемещается.

45 Вследствие остановки поршня при сжатии дисков давление в полости А резко возрастает.

При отсутствии клапана плавного включения увеличения давления в полости А проис50 ходило бы по линии в — ж до полной величины, определяемой редукционным клапаном.

Такой характер увеличения давления приводит к быстрому выравниванию угловых скоростей ведущих и ведомых элементов систе55 мы, вызывая тем самым появление больших динамических нагрузок в трансмиссии, приводящих к поломкам как самих деталей фрикционной муфты, так и других элементов тр ансм.иссии транспортных средств.

60 Клапан плавного включения изменяет характер роста давления в полости А. При повышении давления в .полости А (см. фиг. 3) золотник 20 начинает перемещаться влево, закрывая сначала отверстие 81 и затем от65 крывая сливные отверстия 29. Точка г харак258863 тер изует начало слива золотником клапана масла из полости А.

Так как отверстие 81 закрыто, то давление масла в полости Б уменьшается только на величину усилия пружины золотника. Следовательчо, масло начинает поступать из полости 4 в полость Б через отверстие 22. Это вызывает увеличение давления в полости Б, определяемое усилием пружины 24 плунжера. Давление в полости А в этом случае бу- 10 дет определяться давлением в полости Б плюс усилие пружины 21 золотника.

Сливаемое золотнико,! масло из отверстий

29 попадает в кольцевую канавку втулки золотника, затем через боковые прорези посту- 15 пает в продольные канавки 80 в отвер.стиях отжимных пружин 6 и, сливаясь во внутреннюю часть ступицы 12, по отверстиям 18 направляется к трущимся поверхностям дисков, обеспечивая хороший теплоотвод от них в 20 процессе буксования.

Увеличение давления в полости А в этот промежуток времени происходит по линии ,г — д. Такой характер изменения давления позволяет плавно выравнивать угловые ско- 25 рости вращения дисков муфты.

По окончании хода плунжера (см. фиг. 4) давленГие в полости Б повышается, золотник

20 под действием пружины закрывает сливные отверстия 29 (точка д) и возвращается 30 в первоначальное положение. Давление в по. лости А возрастает до полной величины (точка е), и фрикционная муфта включается полностью.

Изменяя величину калиброванного отвер- 35 стия 22 и отверстия 27, а также характеристику пружин 21 и 24, можно получать требуемые продолжительность слива (время буксования), давление начала слива и угол наклона кривой на!растания давления в полости 40

А (линии г — д, г" — д").

При выключении фрикционной муфты полость А соединяется со сливом, отжимные пружины перемещают поршень в сторону отключения, а плунжер, вытесняя масло в по- 45 лость А через отверстия 27 и 22, возвращается в исходное положение.

Вьполнение клапана плавного включения с золотником, диаметр которого меньше диаметра плунжера (ступенчатая конструкция), позволяет Г!Ол ч)ить компактну10 Онструкц!!1О и обеспечивает достаточное время буксования фрикционной муфты при ее включении.

Предмет изобретения

1. Многодисковая фрикцпонная муфта сцепления с п!дравлическим управлением, содержащая два комплекта, диcков. ступицу, соединенную с одним ком плектом дисков, соединенпьпi с другим ко»плектом дисков

I

2. Л!уфта сцепления по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью охлаждения поверхностей трения при буксовании муфты, в отвеpcTIIilx поршня, предназначенных для установки отжимных пружин, выполнены продольные канавки, соединенные со сливными каналами втулки золотника, а ступица муфты снабжена радиальными каналами для подвода см азки.

258863

1

1 о

Юрр шоу

Фиг 5

Составитель Э, Б. Жарикова

Редактор В. П. Борисова Техред 3. Н. Тараненко

Корректоры: В. Петрова и Е. Ласточкина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 836/11 Тираж 499 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для крепления агрегатов, например раздаточных коробок, на транспортном средстве, а именно к высокоскоростным контактным подвескам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к трансмиссиям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам управления сцеплением транспортных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к дпухпоточным муфтам сцепления дискового типа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматизированным сцеплениям

Изобретение относится к трансмиссионному узлу для внедорожного транспортного средства
Наверх