Способ медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, железнодорожной медицине, общей врачебной (семейной) практике, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма работника железнодорожного транспорта независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров. Измеряют антропометрические показатели работника - рост, вес, окружность грудной клетки; показатель деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс. На основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) работника РЖД. Работника знакомят с методикой расчета ИЦР и начинают сеанс психотерапии, во время которого работник в удобной позе, расслабленном состоянии садится перед экраном компьютера и проговаривает шепотом ИЦР, при этом на экране периодически высвечивается ИЦР, для окончания сеанса работник делает спокойный глубокий вдох и выдох. Способ позволяет обеспечить медико-психологическую адаптацию работников железнодорожного транспорта. 4 з.п.ф-лы, 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической, восстановительной, железнодорожной медицине, общей врачебной (семейной) практике, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма работника железнодорожного транспорта независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров.

Актуальность проблемы совершенствования подходов к индивидуальной медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта, вызываемых некомпенсированными стрессорными реакциями на организм, велика. На современном этапе развития железнодорожного транспорта в условиях применения новых технологий и материалов существенно возрастает актуальность проблемы безопасности труда, повышения индивидуальной медицинской и психологической самозащищенности и профилактики безопасности работников железнодорожного транспорта, связанной непосредственно со стрессом и болезнями.

Основные усилия железнодорожной медицины направлены на организацию по обеспечению профессиональной безопасности, на создание таких медико-психологических условий труда, которые соответствуют требованиям сохранения жизни и здоровья железнодорожных работников в процессе их трудовой деятельности. Одним из главных стратегических направлений является упорядочение всей жизнедеятельности и создание всеобъемлющих программ на основе самопрофилактики, самоуправления охраной своего здоровья, т.е. создание индивидуальных программ и систем безопасности труда, которые бы учитывали и органично объединяли все аспекты защиты здоровья и жизни работников железнодорожного транспорта.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 45%-55% всех болезней связано со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что в стрессовую ситуацию ежедневно попадают ⅔ населения планеты. Международная организация труда (International Labor Organization) оценивает убытки в результате профессионального стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании, показало, что профессиональный стресс в течение года испытывали более 64% респондентов, однако только 14% из них была оказана помощь, а 78% не получили никакого профессионального совета. По данным мировой статистики, профессиональный стресс (стресс, связанный с выполнением профессиональных обязанностей) стал причиной расстройств личности (40%), неврозов (47%), эндогенных психозов (13%).

Слабость генетических и недостаточность приобретенных навыков борьбы и противостояния стрессу приводит организм работника железнодорожного транспорта к отрицательным проявлениям и реакциям, что является причиной развития стрессовых болезней (Гипертоническая болезнь, Ишемическая болезнь сердца, Язвенная болезнь желудка и 12-и п.к., Бронхиальная астма, кожные болезни, аллергические заболевания, неврозы, психозы, депрессии, синдром усталости и т.д.).

Будущее экономическое и геополитическое положение России определяется, в том числе, и профессиональной компетентностью работников железнодорожного транспорта, готовностью к самореализации и саморегуляции поведения личности. Таким образом, государственный заказ общества, современная рыночная экономика предъявляют высокие требования к таким профессионально-личностным качествам, как адаптивные способности специалиста железнодорожника и его стрессоустойчивость.

Компьютер - это неотъемлемый аксессуар современной "железной дороги". Компьютеры стали верными помощниками в работе диспетчеров грузовых и пассажирских перевозок, билетным кассирам, руководителям подразделений РЖД различных уровней и т.д., как в привычных производственных условиях, так и в обычной домашней среде. Каждый из них пользуется компьютером на рабочем месте и дома, испытывая на себе ежедневно по нескольку раз в день воздействие всевозможных компенсированных и некомпенсированных стрессоров. Уменьшить или избежать отрицательного влияния на деятельность организма стрессоров как физиологического, так и психологического характера, пользуясь компьютером на рабочем месте или же дома, это прекрасная возможность каждого железнодорожника. Уменьшив отрицательное воздействие стрессоров на свой организм, диспетчер, билетный кассир и т.д. сможет улучшить не только качество своей жизни и ее продолжительность, но качество выполняемой им работы, следовательно, уменьшить свою безопасность и безопасность пассажиров.

Однако в целом вопросы эффективности применения профилактических и восстановительных медицинских мероприятий, психокоррекционных антистрессорных методов с применением математических информационно-цифровых компьютерных моделей, основанных на индивидуальных антропометрических и физиологических показателях работника, изучены недостаточно или попросту отсутствуют в системе профилактической железнодорожной медицины.

Наиболее близкой к предложенному способу методики на сегодняшний день не существует, так как будь то компьютерная профилактическая программа по борьбе со стрессом или опосредованный психотерапевтический метод повышения стрессоустойчивости, все они являются общими однотипными для всех пациентов по методике и способу воздействия и ничего не имеют общего с применением индивидуальных антропометрических параметров работника и его физиологических показателей.

Достигаемым при реализации предлагаемого способа техническим результатом является обеспечение медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта. Эффективность предлагаемого метода обусловлена индивидуальной заинтересованностью и ответственностью работника железнодорожного транспорта за проведение профилактических сеансов, а также за счет уменьшения средней частоты стрессорных реакций на стрессорные психологические и физиологические атаки, самоконтролем за состоянием уровня стрессоустойчивости и своим здоровьем с усилением личной и общественной антистрессовой безопасности.

Разработанная методика заключается в индивидуальном проведении профилактических курсов по предупреждению психоэмоциональных срывов и самоконтролю усиления стрессоустойчивости и включению в курс опосредованной психотерапии - обучения и тренировок с использованием разнообразных способов эмоционально-волевой релаксации и дыхательных упражнений.

Опосредованная психотерапия включает: психологические воздействия, целенаправленно повышающие самооценку работника железнодорожного транспорта, с использованием воспроизведения, как минимум, четырех типов психофизиологических состояний, связанных с удовлетворением ведущих типов физиологических и социальных потребностей (в безопасности; в свободе и независимости; в достижении цели и самореализации; в одобрении, в признании и любви близких и окружающих) с последующим динамическим и вербальным закреплением возникающих при этом психофизиологических состояний; опосредованные подсознательные психологические воздействия, повышающие мотивацию работника на повышение стрессоустойчивости; психологические воздействия, расширяющие навыки психофизиологической саморегуляции и помогающие решению стрессорных наиболее тревожащих работника проблем.

Эмоциональный стресс во многом порождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей. Для удовлетворения своих ведущих потребностей и уменьшения воздействия стрессоров работнику железнодорожного транспорта важно изменить или расширить присущий ему репертуар способов целенаправленного когнитивного и поведенческого реагирования, что возможно лишь вместе с повышением его самооценки.

Для того чтобы помочь работнику железнодорожного транспорта повысить самооценку, предлагается индуцировать у него воспоминания о ситуациях, в которых он после периода своей активной деятельности удовлетворял какую-либо из ведущих потребностей. Во время такого воспоминания воспроизводится соответствующее этой потребности комфортное психофизиологическое состояние. Его многократное повторное воспроизведение в сочетании с ассоциированной адекватной индивидуальной цифровой фразой и жестом приводит к формированию условного рефлекса. Повторение индивидуальной цифровой фразы и жеста в дальнейшем само по себе ассоциируется и помогает воспроизведению указанного комфортного состояния и повышению уверенности работника железнодорожного транспорта в том, что он может достичь такого состояния, то есть его самооценки. Одновременно работник железнодорожного транспорта самообучается изменять малейшие признаки появления дискомфортного состояния в соответствующее комфортное состояние в профессиональной и обыденной жизни при решении любых мелких, казалось бы, повседневных задач, что закрепляет высокий уровень его самооценки на основе приобретения уже нового опыта.

В зависимости от смысловой направленности условно можно выделить четыре типа ведущих медико-социальных потребностей: 1 - потребность в безопасности, в изоляции от стрессорного объекта, реализуемая путем подавления собственной агрессии и своего незаметного ухода либо бегства от препятствия; 2 - потребность в свободе и независимости от окружающих и окружения, реализуемая путем активно-агрессивного противостояния и избавления от стрессора и освобождения собственного личного внутреннего и внешнего пространства; 3 - потребность в самореализации и достижении цели, реализуемая путем собственного управления стрессорным объектом и его активно-агрессивного видоизменения; 4 - потребность в одобрении, признании и любви к себе со стороны близких и окружающих, реализуемая путем подавления агрессии, выражения собственного благорасположения и сближения с социальным окружением. В зависимости от того, какая потребность у работника железнодорожного транспорта является ведущей и какие способы эмоционально-когнитивно-поведенческого реагирования у него преобладают, выделяют четыре типа личности.

Удовлетворение физиологических и социальных потребностей сопровождается возникновением разных психофизиологических состояний, отличающихся своими собственными характеристиками вегетовисцеральной, нейрогуморальной, нейромышечной регуляции. С учетом этого для повышения самооценки предлагается использовать воспроизведение, как минимум, четырех типов психофизиологических состояний, связанных с удовлетворением основных четырех типов медико-социальных потребностей. У работника железнодорожного транспорта ассоциированно стимулируются воспоминания о ситуациях, в которых он испытывал ощущения собственной привлекательности, успешности, независимости, защищенности. Динамическое (при помощи однотипно принятой расслабляющей позы и ровного спокойного дыхания, сидя за компьютером) и вербальное (при помощи монотонно мысленного повторения индивидуального цифрового ряда) условно-рефлекторное закрепление и усиление противостояния воздействию различных стрессоров будет способствовать стабилизации позитивной самооценки, то есть оценки собственных возможностей успешно взаимодействовать с окружающим миром, удовлетворяя при этом соответствующую потребность повышения антистрессовой безопасности.

Мотивация на повышение работоспособности, улучшение внимания, сна, укрепления собственного здоровья имеет особое значение для работников железнодорожного транспорта, которые обычно не верят во все перечисленное и поэтому не ждут его и не прикладывают активных усилий для его достижения. Помимо неверия в свои силы пассивности работников железнодорожного транспорта также нередко способствует неосознаваемая условная неизбежность той или иной болезни. Повысить мотивацию на укрепление собственного здоровья, улучшения сна, внимания и повышение работоспособности можно, если связать в сознании и подсознании работника железнодорожного транспорта ощущения, эмоции и мысли, относящиеся к состоянию здоровья, сна, внимания и работоспособности с другими ощущениями, эмоциями, образами и мыслями, относящимися к удовлетворению какой-либо из его актуальных потребностей, то есть к достижению очень важной для него задачи. Такую связь можно установить с помощью осознанного регулярного ассоциированно опосредованного самовнушения. Предварительно необходимо помочь работнику железнодорожного транспорта сформировать представление о своем состоянии здоровья, то есть ощутить осознанно те чувства, эмоции, мысли, которыми он его определяет. Целенаправленное самообучение, самоподготовка и профилактика антистрессовой безопасности способствует уменьшению выраженности производственного эмоционального стресса и в широком смысле является навыком психофизиологической саморегуляции.

Особенно важным представляется самообучение и подготовка работников железнодорожного транспорта навыкам самонаблюдения. Совершенствование навыка самонаблюдения и наблюдения за окружающим миром способствует повышению адекватности ответных реакций, а обучение целенаправленному восприятию не только негативных, но и позитивных сигналов из внешней и внутренней среды организма позволяет повысить "удельный вес" положительных эмоций в психологическом состоянии, снизив долю отрицательных.

Для подсознательной коррекции когнитивного стиля реагирования возможно самообучение позитивному мышлению. Замена негативных мыслей и убеждений на позитивные также приводит к уменьшению выраженности отрицательных эмоций и снижению выраженности эмоционального напряжения. Работник железнодорожного транспорта осознанно ставит цель повысить антистрессовую безопасность: возможность эффективно действовать в экстремальных и сложных профессиональных и бытовых условиях; умение расслабляться и сосредотачиваться в нужный момент; экономное расходование сил и быстрое их восстановление; свобода и независимость от обстоятельств. Поставленная цель позволяет работнику железнодорожного транспорта повысить свои способности к осознанию желаемой деятельности и разнообразить способы ее достижения. Этот самостоятельно выработанный и постоянно закрепляемый навык позволяет повысить эффективность решения многих профессиональных и жизненных проблем и тем самым снизить уровень психоэмоционального напряжения, а также, регулярно прибегая к переосмыслению событий своего недалекого прошлого (от одного часа до нескольких дней), работник железнодорожного транспорта уменьшает неблагоприятное влияние пережитых эмоционально-психологических травм.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. Проводят измерение антропометрических показателей работника РЖД - рост, вес, окружность грудной клетки; показателя деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс. На основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) работника по формуле:

ИЦР=((β×(r+o+v)+γ×(r+o+v)):ρ/n):g,

где P - индивидуальный коэффициент даты рождения, представленный в форме «xy», x - дата рождения, а y - месяц рождения работника,

γ - индивидуальный коэффициент года рождения, представленный четырехзначным числом года рождения работника,

r - рост пациента (см),

o - окружность грудной клетки пациента (см),

v - вес пациента (кг),

ρ - пульс (уд/мин) пациента, измеренный утром через 5-7 минпосле пробуждения,

n - понижающий возрастной коэффициент: при возрасте до 30 лет n=1; 30-39 лет - n=2; 40-49 лет - n=3; 50-59 лет - n=4; от 60 лет и старше n=5,

g - понижающий профессиональный коэффициент: для женщин g=2, для мужчин g=3.

Работника знакомят с методикой расчета ИЦР. После чего начинают сеанс психотерапии.

Главное - осознать свою возможность выбора, свою свободу и ответственность. Вводная часть. Работник железнодорожного транспорта садится перед своим компьютером на рабочем месте или же дома. Поза должна быть удобной, мышцы расслаблены. Он должен настроиться: трезвая оценка ситуации, стремление содействовать успеху медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта, снятия стрессового напряжения или предупредить предстоящий стресс, который может возникнуть при выполнении той или иной работы (отчет у начальника, предстоит выполнение тяжелой физической или умственной работы, работа за компьютером продолжается не менее часа, необходимо доставить пассажиров или же груз без происшествий и в срок и т.д.).

Основная часть. Работник железнодорожного транспорта настраивает свое дыхание и дышит ровно в спокойном темпе. Работник шепотом проговаривает свой индивидуальный цифровой ряд, который периодически высвечивается на экране его компьютера. Процедуру воспроизведения нужно повторять 2 раза в день в зависимости от времени, которое он проводит за компьютером. Время процедуры опосредованной релаксации 1,5-3 мин. Элементарные упражнения для опосредованного воздействия своим индивидуальным цифровым рядом сознательно на свое подсознание - это монотонное, ровное в спокойном темпе повторение шепотом в течение 1,5-3 мин в строгой последовательности своего индивидуального цифрового ряда. Для запуска скрытых адаптационно-компенсаторных возможностей этого достаточно. Желательно использование индивидуального цифрового ряда за 1,5-2,0 часа до сна - это позволит улучшить сон, внимание и память уже через 4-6 недель после начала профилактической программы.

Заключительная часть. За 1,5-3 мин удается повторить свой индивидуальный цифровой ряд около 35-40 раз (количество повторов подсчитывать необязательно). Работник делает спокойный глубокий вдох - выдох и выходит из программы, приступая к своим обычным профессиональным обязанностям.

Инструкция по применению индивидуального цифрового ряда.

1. Работник железнодорожного транспорта получил свой индивидуальный цифровой ряд, следовательно, его сознание может и он в состоянии научиться контролировать и управлять своими эмоциями и стрессом.

2. Разработанной методикой желательно пользоваться для предупреждения развития предстрессовых и стрессовых ситуаций, с целью адаптации работников железнодорожного транспорта: при предстоящем выполнении или же выполнении тяжелой физической работы; при предстоящем выполнении или же выполнении тяжелой умственной работы; при подготовке к спортивным или другим соревнованиям, конкурсам, выступлениям, докладам, ответственным встречам, при ведении переговоров и т.д.; если у работника повышен эмоциональный или физический тонус, он раздражителен и вспыльчив, особенно с близкими и друзьями; работнику трудно собраться с мыслями, у него все валится из рук, ему трудно настроить себя на выполнение, скорее всего, не приятной для него работы, но это надо сделать; у работника плохой сон, он раздражителен, он чувствует, что срывается, у него начинается депрессия, индивидуальный цифровой ряд - это его шанс. Для улучшения памяти, адаптационно-компенсаторных возможностей организма необходимо пользоваться индивидуальным цифровым рядом. В развившейся конфликтной ситуации необходимо сконцентрироваться и выбрать 1,5-3 мин и воспользоваться индивидуальным цифровым рядом и тогда обязательно найдется правильный выход из создавшейся ситуации. Индивидуальный цифровой ряд поможет улучшить физическое состояние, побороть неудовлетворенность, разбитость, эмоциональную и моральную тяжесть перед предстоящим или уже свершившимся событием. Индивидуальный цифровой ряд поможет работнику РЖД правильно оценить окружающий мир; уменьшить шанс стать гипертоником, язвенником, астматиком, невротиком, психопатом и т.д.; избавиться от комплекса усталости.

3. Коррекция цифрового ряда желательна один раз в течение сезона (лето, осень, зима, весна).

4. Пользоваться индивидуальным цифровым рядом без коррекции более трех месяцев подряд нежелательно.

5. Методикой желательно первые 1,5-2 недели пользоваться ежедневно 2 раза в день по 1,5-3 мин (исключить можно субботу и воскресенье), а в последующем достаточно двух раз в неделю.

6. Если вес, рост, окружность грудной клетки работника остаются постоянными, то индивидуальный цифровой ряд корректируется только изменением пульса, если изменился вес, необходимо вновь использовать цифровой код для запуска программы и набирать все свои антропометрические данные в строгой последовательности рост, окружность грудной клетки, вес (новый), пульс и получить новый индивидуальный цифровой ряд.

7. Пульс - это такой показатель, который меняется постоянно. Его измерять надо утром после пробуждения, сидя в постели. Если ежедневная разница показателей пульса (измерение делается утром после пробуждения, сидя в покое) отличается 6-10 ударами в мин, то цифровой ряд можно не корректировать, если больше 10 ударов желательно скорректировать, как показано в пункте 5.

Подробное описание результатов применения способа.

Апробация и испытание предлагаемого изобретения «Способ медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта» проходили в условиях Учреждения Российской АМН "Институт медико-экологических проблем Севера" (ИМЭПС РАМН) г.Мурманск, где наблюдались 100 пациентов работников РЖД, которым с профилактической целью требовалось повысить стрессоустойчивость. Апробация и испытание проводилось при финансовой поддержке Правительства РФ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", ГК №6464р/9021 от 28.12.2008 г., государственная регистрация программ для ЭВМ свидетельство №2010611504, регистрационный номер НИОКР 01200951860. Диагноз, связанный со стрессом, устанавливался согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (F40-F48) с учетом диагностических критериев Международной ассоциации управления стрессом (ISMA). Наряду с клинико-неврологическим и стандартным лабораторным и инструментальным диагностическим обследованием осуществляли также психодиагностическое обследование. Проводили пульсометрическое исследование, представляющее собой разновидность кардиоинтервалографии с последующим математическим анализом данных по специальной программе.

В зависимости от степени изменения ЧСС (частоты сердечных сокращений) в условиях поведенческих временных отрезков все испытуемые были разделены на четыре группы. К первой группе были отнесены испытуемые, у которых ЧСС увеличилась незначительно (p<0,05). Мужчин в этой группе было 5, а женщин 15. Вторая группа мужчин (10 человек) и женщин (20 человек) была представлена испытуемыми, у которых ЧСС достоверно увеличилась (p<0,001), но не превышало 90 ударов в минуту. Третья группа представлена испытуемыми с колебаниями ЧСС в пределах от 90 до 100 ударов в минуту (5 мужчин и 15 женщин). В четвертой группе испытуемых ЧСС превышало 100 ударов в минуту, и она была представлена только мужчинами (30 человек).

В соответствии с рекомендацией комитета экспертов ВОЗ (2000 г.) изменение ЧСС и регистрируемых кардиогемодинамических проявлений у первой и второй группы расценивалось как норма, у третьей - как «опасная зона» и у четвертой - как изменения, характерные для стрессовой реакции.

В описании результатов применения способа приводятся данные, касающиеся только третьей и четвертой групп, т.к. в прогностическом плане они представляют наибольший интерес. У мужчин с типом реакции, оценивающейся как «опасная зона», кардиогемодинамические изменения возникают уже на стадии «афферентного синтеза» и характеризуются достоверным увеличением ЧСС (p<0,05). На последующих этапах кардиогемодинамические изменения продолжают нарастать, достигнув наибольших сдвигов при «социально-значимой» деятельности: ЧСС увеличивается на 30%. Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное снижение ЧСС, стрессовая реакция у мужчин продолжает нарастать, достигая «опасных» величин.

У женщин с изменениями кардиогемодинамики, характерными для «опасной зоны», на этапе «афферентного синтеза» увеличение ЧСС на 20% (p<0,05). Максимальные отклонения ЧСС у обследуемых пациентов отмечаются на этапе «принятие решения» и при «успехе» на 38%. Таким образом, увеличение ЧСС до величин, характерных для «опасной зоны», происходит у мужчин на фоне стрессовой реакции. При этом у мужчин отмечается и более адекватное поведение, чем у женщин. Однако значимость ЧСС у женщин выражена в большей степени, чем у мужчин. Такая особенность кардиогемодинамического механизма обеспечения ЧСС в определенной мере позволяет отнести женщин с данным типом реакции кардиогемодинамики к группе «риска» по осложнениям, которые являются следствием стрессовых реакций организма.

В проведенном исследовании только мужчины (30 человек) реагируют повышением ЧСС до величин, характерных для стрессовой реакции (100 ударов в минуту и более). В данном случае кардиогемодинамическое обеспечение частоты сердечных сокращений характеризуется стабильностью. Наибольшая выраженность изменений кардиогемодинамики отмечается при «социально-значимой» деятельности. Изменения ЧСС остаются достоверно высокими и в восстановительном периоде. Полученные данные свидетельствуют о том, что у мужчин с повышением ЧСС до величин, свойственных стрессовой реакции, кардиогемодинамическое обеспечение поведенческих временных отрезков достигается максимальной мобилизацией аппарата кровообращения. Следовательно, мужчин с подобными кардиогемодинамическими проявлениями, возникающими в ответ на эмоциональное напряжение, обусловленное «социально-значимой» деятельностью, следует отнести к группе «риска» по осложнениям, которые являются следствием стрессовых реакций организма.

Во всех группах определены типы адаптационных реакций на момент исследования, на 2-3 сутки (период формирования срочной адаптации), 5-7 сутки (промежуточный период) и в период более 11 суток после получения стрессовой травмы (формирование долговременной адаптации).

К паттерну «декомпенсация» были отнесены: стресс средних, низких и очень низких уровней реактивности, реакции активации очень низких уровней реактивности, реакции тренировки очень низких уровней реактивности; к паттерну «субкомпенсации»: стресс высоких уровней реактивности, реакции активации низких уровней реактивности, реакции тренировки средних и низких уровней реактивности; к паттерну «компенсация»: реакции активации высоких и средних уровней реактивности, реакции тренировки высоких уровней реактивности.

Анализ реакций в промежуточный период адаптации (5-7 дней) показал его важную роль для прогнозирования исхода экстремального состояния. Так стрессовая реакция пришла в норму и составила: при развитии реакций паттерна «декомпенсация» стрессовой реакции - 66,8%, паттерна «субкомпенсация» стрессовой реакции - 88,4%, паттерна «компенсация» стрессовой реакции - 100%. Поэтому определение в промежуточном периоде адаптационных реакций I и II паттерна является прогностически неблагоприятным признаком и требует дополнительных комплексных медико-профилактических мероприятий с обязательным включением комплексной эмоционально-волевой стресстерапии.

При анализе длительности стрессовой реакции у работников железнодорожного транспорта отмечено, что с развитием реакций паттерна «компенсация» в промежуточном периоде адаптации средний восстановительный период значительно меньше и составил 15,0±5,0 мин «субкомпенсация» - 30,0±10,0, «декомпенсация» - 45,0±27,0 (p<0,001). У работников железнодорожного транспорта, пользующихся «Способом медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта», установлено: снижение раздражительности, вспыльчивости, утомляемости; улучшился сон, память; повысилась работоспособность; исчезла апатия, появилась уверенность в собственных силах и т.д.

С целью изучения психологических особенностей работников железнодорожного транспорта применяли сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) в адаптации В.П. Зайцева, восьмицветовой тест Люшера. Уровень депрессии определяли по шкале Занга. По тесту Спилбергера-Ханина выявляли повышение или понижение реактивной и личностной тревожности. Указанное обследование проводили до и после трехнедельного курса применения разработанной методики.

При оценке ближайших результатов повышения антистрессовой безопасности учитывалась динамика, сопутствующая стрессу, изменения параметров математического анализа пульсограммы и результаты психодиагностического тестирования.

Степень нормализации соотношений между эрготропными и трофотропными вегетативными влияниями определялась на основании интегральной оценки динамики показателей временного математического анализа частоты сердечных сокращений и оценивалась как существенная (1 балл) либо как несущественная (0 баллов). Изменения психологического состояния работника оценивались как существенное улучшение (1 балл) или несущественное улучшение (0 баллов) на основании результатов клинического наблюдения за работником железнодорожного транспорта, а также сравнительного анализа показателей теста СМОЛ и после курса применения разработанной методики.

Общая оценка эффективности повышения стрессоустойчивости к моменту окончания курса применения разработанной методики проводилась с учетом числа тех из перечисленных параметров, которые претерпели существенное улучшение, и осуществлялась по 5 - балльной шкале (0 баллов - улучшений нет, 4 балла - значительное улучшение).

При оценке различий показателей использовался критерий Стьюдента t для связанных и несвязанных выборок, а также непараметрический критерий Манна-Уитни (критерий однородности Т). Вычисление значимости различий долей (процентов) производилось по методу углового преобразования Фишера. Для изучения зависимости между случайными величинами определялся коэффициент корреляции Пирсона.

При анализе динамики показателей теста СМОЛ у работников обнаружено достоверное снижение значений первой, второй, третьей, шестой и седьмой базисных шкал после применения разработанной методики. За счет уменьшения "невротического наклона" и уменьшения выраженного подъема на шестой и седьмой произошло сглаживание общей конфигурации усредненного личностного профиля, что отразило тенденцию к уменьшению уровня эмоционального напряжения, возрастанию общей поведенческой активности и повышению уровня медико-психологической адаптации работников РЖД всех групп. По данным интегральной оценки результатов всех использованных психодиагностических методик, существенное улучшение психологического состояния после курса отмечалось у 85% работников.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у работников железнодорожного транспорта после профилактического курса наблюдалось достоверное, повышение физической выносливости, улучшение функционального состояния вегетативной системы и снижение уровня эмоционального напряжения, что свидетельствует об эффективности предлагаемого способа «Способ медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта».

Одним из возможных механизмов терапевтического эффекта может быть вызываемая применением опосредованной психотерапии оптимизация функционального состояния регуляторных систем головного мозга. Эти данные соответствуют представлениям, согласно которым опосредованные психотерапевтические нагрузки способны модулировать уровень возбудимости различных отделов головного мозга, изменять характер нейроэндокринных, вегетовисцеральных реакций, дестабилизируя при этом патологические гиперактивные нейрональные системы, ответственные за хронизацию стрессорного воздействия. Восстановлению естественной структуры афферентных потоков и нормализации функционального состояния центральной нервной системы способствовало особое внимание, уделявшееся улучшению возможностей работникам железнодорожного транспорта осознавать свои внешние и внутренние ощущения и чувства. Как правило, специалист со слабой стрессоустойчивостью отличается повышенной чувствительностью к отрицательным (ноцицептивным) физиологическим и негативным психическим раздражителям. Возможно, что привлечение внимания работников железнодорожного транспорта к позитивным стимулам способствовало выравниванию баланса эрго- и трофотропных систем на физиологическом уровне и улучшению их эмоционального фона настроения на психологическом уровне.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что применение разработанной методики работника РЖД, приводит у них к снижению раздражительности, вспыльчивости, утомляемости; улучшается сон, память; повышается работоспособность и стрессоустойчивость; исчезает апатия, появляется уверенность в собственных силах и т.д.

Клинический пример конкретного использования способа «Способ медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта».

Работник железнодорожного транспорта Я-н А.И., 47 лет, житель города, советник генерального директора дочернего общества ОАО «РЖД», кандидат технических наук, пользовался разработанной методикой в условиях Учреждения Российской АМН "Институте медико-экологических проблем Севера" (ИМЭПС РАМН) г.Мурманск в течение трех недель.

Жалоб на общее состояние здоровья испытуемый не предъявлял. Учитывая специфические профессиональные, психологические факторы, сложные психоэмоциональные перегрузки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, все это к концу рабочего дня приводило к проявлению у испытуемого: усталости, раздражительности, эмоциональной лабильности, плохого сна, ослабления памяти. Все перечисленные признаки были отнесены к симптомам проявляющегося хронического стресса, с чем испытуемый был не согласен и считал это закономерностью выполнения им сложных профессиональных обязанностей. Профилактических, лечебных и других оздоровительных мероприятий по укреплению своего здоровья испытуемый не проводил, лекарственных препаратов без назначений врача не принимал.

Из других заболеваний страдал Язвенной болезнью 12-перстной кишки. В последнее время симптомы этого заболевания стали нарастать, в связи с чем А.И. предложили оперативное лечение, от которого он отказался.

Анамнез жизни. Родился в полной семье, братьев и сестер не имел. Мать работала учителем в школе, была женщиной строгой, любила порядок и постоянно контролировала жизнь сына. Отец был работником железнодорожного транспорта, он часто злоупотреблял алкоголем, Однако по характеру был человеком строгим, но мягким и уступчивым, жену и сына не обижал.

А.И. учился в школе на 4-5, окончил институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал инженером железнодорожного транспорта, специалистом в одном из департаментов ОАО «РЖД», защитил кандидатскую диссертацию, перешел советником генерального директора дочернего общества ОАО «РЖД».

Женился по любви в 26 лет, имеет дочь и сына. Отношения с женой в последний год ухудшились. А.И. переживает из-за того, что она стала невнимательной, безразличной к нему. У дочери своя семья, она живет отдельно и все реже навещает родителей. Сын студент первого курса того же института, где учился испытуемый.

По характеру А.И. всегда отличался ответственностью и исполнительностью, но в последнее время все чаще вспоминает, как в студенческом возрасте попал в зависимость от наркотиков, но успешное лечение позволило избавиться от этой болезни. Любит во всем порядок. Рабочее место содержит почти в идеальной чистоте. В быту и на работе выполняет множество дел и поручений, часто не только за себя, но и других, не умея отказать окружающим в просьбах. Отличается мягкостью и уступчивостью. Эти качества, а также внешняя привлекательность всегда притягивали к нему много друзей и знакомых. Привык сдерживать свои отрицательные эмоции, боится обидеть другого человека. Старается никогда не лгать. С детства отличается также повышенной тревожностью, склонностью к беспокойствам по любому поводу. В последнее время стал сильно уставать, к концу недели отмечает усиление раздражительности, тревожности, вспыльчивости, ухудшение настроения. Все это связывает с семейными отношениями и то, что общее состояние после очередного отпуска нормализуется.

При осмотре: В неврологическом статусе отмечается практически незначительный тремор пальцев вытянутых рук, равномерное оживление сухожильных рефлексов с рук и ног без их асимметрии. Двигательных, чувствительных расстройств и нарушений со стороны черепных нервов не выявлено.

Изменений со стороны общих анализов крови и мочи, показателей углеводного, липидного и белкового обменов не обнаружено.

При временном анализе пульсограммы выявлено повышение по сравнению со средненормальными значениями следующих показателей: амплитуды моды (55%); индекса вегетативного равновесия (340.8 единиц); вегетативного показателя ритма (ВПР) - до 10.6 единиц, индекса напряжения (ИН) - до 312 единиц. Одновременно обнаружено снижение таких показателей, как среднеквадратичное отклонение динамического ряда кардиоинтервалов (СКО) - до 0,03 с; вариационного размаха (ВР) пульсограммы - до 0,01 с; коэффициента вариации (KB) - до 4,0%. Эти результаты свидетельствовали о фоновой активации надсегментарных механизмов регуляции сердечного ритма, повышении тонуса симпатического отдела ВНС и незначительной активации парасимпатического отдела ВНС.

При психодиагностическом исследовании цветовой ряд предпочтений, по данным теста Люшера, составил следующую последовательность: коричневый, зеленый, серый, фиолетовый, красный, синий, черный, желтый цвета. Показатель "тревоги" оказался равным 9 баллам (при средненормальном показателе 0-3 балла). Уровень депрессии по шкале Занга оказался равным 62 баллам, что свидетельствовало об умеренной депрессии ситуативного или невротического генеза. По тесту Спилбергера-Ханина выявлено умеренное повышение реактивной тревожности (40 баллов) и высокая степень личностной тревожности (70 баллов).

Личностный профиль теста СМОЛ имел "пограничный пикообразный" характер, располагаясь между 75 и 95 Т-баллами, с пиками по второй и седьмой шкалам, что свидетельствовало о состоянии умеренного психоэмоционального напряжения с преобладанием тревожно-депрессивных свойств личности.

Начатый курс медико-психологической адаптации наряду с применением программы по нормализации личного режима работы, отдыха и сна включал применение опосредованной психотерапии согласно предложенному способу.

После ознакомительной беседы испытуемому было рассказано о сущности хронического психоэмоционального стресса, его негативных физиологических последствиях и неблагоприятном влиянии на общее состояние здоровья. Совместно с испытуемым были проанализированы наиболее очевидные причины имеющегося у него хронического психоэмоционального напряжения и наиболее волнующие его проблемы. Испытуемый осознал, что наряду с угнетающим действием состояния его семейной жизни и вызываемых ими ограничений в повседневной активности стрессогенное воздействие оказывают и другие профессиональные факторы. А.И. понял, что сильно переживает в связи с обострением Язвенной болезни 12-перстной кишки. Сам он оперироваться не хочет, но хирурги настаивают. Считает, что эта операция сделает его окончательно "неполноценным" мужчиной. В свое время в том же возрасте подобную операцию перенес его отец, после чего ухудшились его взаимоотношения с женой, матерью А.И. Теперь А.И. боится, что ему предстоит такая же судьба, тем более что уже чувствует охлаждение со стороны своей жены, ставшей менее внимательной и заботливой. Кроме того, к состоянию хронической усталости приводят постоянные перегрузки на работе и дома, вызванные стремлением А.И. все держать под контролем, делать самому и наилучшим образом.

К концу трехнедельного самостоятельного (ежедневно в рабочее время А.И. уделял дважды по 7-8 минут для работы по разработанной методике) медико-психологического курса адаптации работников железнодорожного транспорта. Интенсивность психоэмоционального напряжения к концу рабочего дня практически исчезла.

Анализ динамики показателей КИТ выявил снижение по сравнению с исходным уровнем значения амплитуды моды (Амо) - 40%, индекса вегетативного равновесия (ИВР) - 158,0, вегетативного показателя ритма (ВПР) - 5,5, индекса напряжения (ИН) - 145 и одновременно повышение значений среднеквадратичного отклонения динамического ряда кардиоинтервалов (СКО) - 0,05 с, вариационного размаха (ВР) - 0,03 с, коэффициента вариации (KB) - 7,5%, что свидетельствует о снижении исходно-избыточной симпатической и повышении исходно-недостаточной парасимпатической активности, а также о снижении степени централизации управления сердечным ритмом. Спектр сердечного ритма характеризовался компенсаторным повышением вклада относительного значения мощности ДВ - 12,5% и отсутствием изменения относительных значений мощности MB1 - 14% и МВ2 - 12,5%. Незначительная динамика индекса централизации (ИЦ) после курса медико-психологической адаптации (до 305,27 и после 318,67).

При повторном психодиагностическом обследовании после окончания курса медико-психологической адаптации обнаружено снижение исходно-повышенного личностного профиля СМОЛ по шкале F и по всем базисным шкалам в среднем на 30-40 Т баллов. Полученный при повторном тестировании профиль располагался в пределах 40-50 Т баллов и характеризовался значительно меньшей, чем при первичном исследовании, выраженностью пиков по второй и седьмой шкалам. Результаты свидетельствовали об уменьшении выраженности психоэмоционального напряжения и улучшении психологической адаптации работника РЖД.

1. Способ медико-психологической адаптации работников железнодорожного транспорта, включающий измерение антропометрических показателей работника - рост, вес, окружность грудной клетки; показателя деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс, на основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) работника по формуле:
ИЦР=((β×(r+o+v)+γ×(r+o+v)):ρ/n):g,
где β - индивидуальный коэффициент даты рождения, представленный в форме «xy», x - дата рождения, а y - месяц рождения работника, γ - индивидуальный коэффициент года рождения, представленный четырехзначным числом года рождения работника, r - рост работника (см), o - окружность грудной клетки работника (см), v - вес пациента (кг), ρ - пульс (уд/мин) работника, измеренный утром через 5-7 мин. после пробуждения, n - понижающий возрастной коэффициент: при возрасте до 30 лет n=1; 30-39 лет - n=2; 40-49 лет - n=3; 50-59 лет - n=4; от 60 лет и старше n=5, g - понижающий профессиональный коэффициент: для женщин g=2, для мужчин g=3; работника знакомят с методикой расчета ИЦР и начинают сеанс психотерапии, во время которого работник в удобной позе, расслабленном состоянии садится перед экраном компьютера и проговаривает шепотом HTTP, при этом на экране периодически высвечивается ИЦР, для окончания сеанса работник делает спокойный глубокий вдох и выдох.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сеанс психотерапии проводится два раза в день.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что длительность одного сеанса психотерапии составляет 1,5-3 мин.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что сеансы психотерапии проводятся пять дней подряд, два дня, перерыв в течение 4-6 недель.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что значение ИЦР корректируют один раз в сезон.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, психотерапии, коррекционной и медицинской психологии. Реабилитацию проводят в четыре этапа.

Изобретение относится к области охраны здоровья, к способам прекращения табакокурения и зависимости от него. Осуществляют выкуривание каждого табачного изделия с прекращением выкуривания при наступлении ощущения пресыщения от выкуривания сигареты и с проведением периода «временной независимости от курения».
Изобретение относится к медицине, а именно к ревматологии, и может быть использовано для реабилитации больных ранним ревматоидным артритом. Для этого в стационаре проводят 8 процедур криотерапии коленных, голеностопных или плечевых суставов, которые через день чередуют с 8 сеансами криотерапии суставов кистей.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано при проведении многокомпонентной анестезии при хирургических вмешательствах.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано для психотерапевтической подготовки спортсменов. Диагностику пограничных нервно-психических состояний проводят путем предъявления спортсмену зрительных тестов с фиксацией движений глаз и проведением электроэнцефалографии.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и диетологии, может быть использовано для лечения и повышения качества жизни пациентов с избыточной массой тела, нарушениями сна и профилактики ожирения.

Изобретение относится к средствам пробуждения и направлено на повышение удобства эксплуатации за счет обеспечения естественной имитации восхода, что обеспечивается за счет того, что устройство для пробуждения пользователя содержит источник света, который выполнен с возможностью для создания светового эффекта, например светового пучка, который направлен к пользователю, или, по меньшей мере, к голове пользователя.

Изобретение относится к области медицины, а именно к дефектологии. Устанавливают контакт с пациентом и настраивают его на преодоление речевого расстройства, погружают пациента в полное молчание, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в терапии больных с хроническими болевыми синдромами различной локализации. Осуществляют психотерапевтическое воздействие, предварительно определяют психологический тип личности по Юнгу.
Изобретение относится к медицине и может быть применимо в практической психологии при выводе пациентов из различных зависимых состояний. Выявляют ведущую репрезентативную систему восприятия пациента при помощи мини-тестов.

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к кардиотехнике. Устраняют дрейф изоэлектрической линии в записи электрокардиосигнала (ЭКС).
Изобретение относится к области медицины, а именно к гастроэнтерологии, и может быть использовано для оценки клинической активности воспаления при хроническом калькулезном холецистите на догоспитальном этапе наблюдения за больными.
Изобретение относится к области медицины, а конкретнее к онкологии. Проводят катетеризацию венозной системы пациента.
Изобретение относится к медицине, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для аускультативной диагностики пневмонии. Для этого при помощи сравнительной перкуссии легких ориентировочно определяют зону ясного легочного звука и зону притупления легочного звука.

Изобретение относится к медицине, кардиологии и может быть использовано при диагностике и лечении ИБС при неизмененных/малоизмененных коронарных артериях (Кардиальном синдроме X, КСХ).

Группа изобретений относится к медицине. При осуществлении вариантов способа имплантируют имплантируемое желудочное ограничивающее устройство в тело пациента.
Изобретение относится к области медицины, а именно к кардиологии. Для прогнозирования неблагоприятного годового исхода у пациентов с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST, подвергшихся чрескожному коронарному вмешательству, проводят анализ результатов клинических и лабораторных методов исследования.

Настоящее изобретение относится к колющему устройству (1) для забора пробы крови, содержащему подвижный держатель (5) для колющих средств (4), приводные средства (12) перемещения подвижного держателя и пускового устройства (19) для выполнения колющего движения (13) колющих средств.

Изобретение относится к области лабораторного медицинского анализа, аналитического приборостроения и может быть использовано для определения концентрации общего гемоглобина в биологических тканях.
Изобретение относится к медицине, а именно к коррекционной и медицинской психологии, психофизиологии, может быть использовано для прогнозирования, объективной оценки и динамического наблюдения за психофизиологическим и соматическим состоянием сотрудников военизированных коллективов, принимающих участие в выполнении оперативно-служебных, служебно-боевых и иных задач, сопряженных с опасностью для жизни и причинением вреда здоровью.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, гериатрии и психиатрии, и может быть использовано для диагностики когнитивных нарушений с метаболическим синдромом на ранней стадии заболевания у пациентов молодого и зрелого возраста с метаболическим синдромом. Раннее диагностирование когнитивных нарушений осуществляют с помощью нейропсихологического тестирования в комплексе с методом когнитивного вызванного потенциала, проводимого после анализа всех результатов тестирования и определяющего количественную оценку когнитивных функций. Способ повышает точность и эффективность ранней диагностики когнитивных нарушений у пациентов молодого и зрелого возраста с метаболическим синдромом. 4 пр.
Наверх