Способ пожаротушения

Изобретение относится к способам пожаротушения с применением транспортных средств. Предложен способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненными с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара. Причем снабжают вертолет дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников, оборудуют накопительную емкость сверху люком с возможностью автоматизированного управления его состоянием и наполнением через него накопительной емкости водой из дополнительной емкости. Причем при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят из него забор воды дополнительной емкостью, возвращают вертолетом наполненную дополнительную емкость к месту пожара, наполняют водой через открытый люк накопительную емкость пожарной машины, закрывают люк накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет, где напорный рукав отсоединяют от троса, стыкуют его с эжектарным насосом, включают пожарный и эжектарный насосы. При этом продолжают тушение пожара до его полной ликвидации. Заявленное изобретение направлено на увеличение чистого времени тушения пожара за счет исключения холостых перемещений наземной машины, необходимых для перезаправки накопительной емкости.

 

Изобретение относится к средствам специального назначения, а более конкретно к способам пожаротушения с применением транспортных средств, имеющих оборудование для пожаротушения и помещение для размещения личного состава (пожарного расчета).

Известными способами пожаротушения с применением транспортных средств с оборудованием и личным составом для пожаротушения являются прежде всего способы пожаротушения с помощью автомобилей /1/, представляющих один из самых массовых видов техники, используемых как в народном хозяйстве страны, так и в Вооруженных Силах (особенно в Сухопутных войсках). Например, способ пожаротушения с использованием автомобиля ЗИЛ-131, содержащего установленные на шасси кабину, кузов и силовую установку, а также оборудование и личный состав, размещенные в кузове. Недостатком этого способа является открытое размещение оборудования и личного состава в кузове, сложность и неудобство крепления в кузове элементов пожарного оборудования, повышенная опасность для автомобиля и личного состава (пожарного расчета) при пожаротушении в особо опасных условиях (при тушении пожаров в лесу, на атомных электростанциях и т.д.), ограниченная проходимость и др.

Такие же недостатки характерны и для других способов пожаротушения, использующих модификации автомобилей, специально оснащенных дополнительными креплениями для размещения в них оборудования для тушения пожаров /2/. В кузове автомобиля, как правило, размещаются ручные огнетушители, навесной инструмент (ломы, лопаты, топоры), крепежные приспособления и др. Предусмотрена установка емкости с водой, ведер, мотопомпы и другого оборудования.

Тушение пожаров с помощью рассмотренных средств связано с повышенной опасностью как для техники, так и для личного состава. Вместе с тем такие виды пожаров, как пожары на поле боя, в парках боевых машин, на складах, в лесных массивах, зонах военных конфликтов, на торфяниках, водной поверхности и др., требуют особых мер защиты и самого транспортного средства, и пожарного оборудования, и, особенно, личного состава (пожарного расчета), поскольку эти пожары в ряде случаев отличаются образованием горящих завалов, труднопреодолимых участков местности (для колесной техники), повышенного уровня радиации и др. Тушение подобных пожаров с помощью средств на открытой колесной базе не эффективно, прежде всего из-за низких проходимости и защищенности /3, 4/. Для этих целей более подходят транспортные средства на гусеничной базе, особенно с броневым корпусом /5/. Кроме того, при тушении пожаров, как правило, необходимо проведение первоочередных аварийно-спасательных работ по спасению людей, имущества и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим /6/. В этом смысле бронированные машины, особенно на гусеничной базе, имеют предпочтение.

Вместе с тем, в настоящее время значительная часть устаревших бронированных машин снимается с вооружения и по линии конверсии направляется в народное хозяйство. Именно они могут быть использованы в качестве средств пожаротушения. Особенно приемлемой для этих целей является боевая машина пехоты /7/. Способы пожаротушения с ее использованием эффективны, поскольку она содержит установленный на гусеничную ходовую часть броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, отделением для личного состава, системой противопожарного оборудования и ручными огнетушителями и этим выгодно отличается от предшествующих машин. Наличие броневого корпуса значительно повышает степень защищенности пожарного расчета от горящих обломков, веток, высокой температуры (при движении в горящем лесу), радиации (на зараженных участках), от стрелкового оружия (в зонах военных действий) и др. Гусеничная ходовая часть обеспечивает ее собственную защиту от горящей местности (степь, лес) и высокую проходимость в местах завалов, на заболоченной местности и др. Установка в корпусе помимо ручных огнетушителей еще и системы противопожарного оборудования существенно повышает собственную защищенность машины от пожаров (особенно при преодолении горящих лесных завалов).

Однако, несмотря на явные преимущества способа пожаротушения с использованием машины на базе БМП, он также имеет недостатки. Поскольку основным назначением БМП является не только транспортировка личного состава в условиях огня противника, пожаров и др., то значительное место в составе ее оборудования занимают боекомплект, комплекс вооружения, обслуживающие его системы и др. В составе БМП-1 /7/ имеется еще и комплекс управляемого ракетного вооружения. Поэтому размещение дополнительно к штатному еще и противопожарного оборудования (емкости с огнегасящей жидкостью, насоса и др.), а следовательно, и пожаротушение становятся затруднительными. Создание больших запасов огнегасящих средств из-за вращающегося боевого отделения становится невозможным.

Кроме того, конструкция бронированных машин ограничивает возможности пожаротушения на значительной высоте, в том числе и в лесных условиях. Поэтому для пожаротушения в этих условиях используются авиационные средства /8, 9/, в частности, вертолеты.

Известен также способ пожаротушения, реализованный в системе пожаротушения /10/, являющийся наиболее близким по технической сути к заявляемому и принимаемый за его прототип. Одновременно он является и базовым объектом предлагаемого способа. Этот способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с пожарным и заборным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины -накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара.

В этом способе удачно решена проблема пожаротушения на больших высотах (высотные здания в условиях плотной городской застройки, лесные пожары и др.), проблема создания достаточного количества огнегасящей жидкости (воды) на вертолете посредством подачи воды на него с наземной пожарной машины. Этим самым обеспечивается непрерывность пожаротушения, исключаются потери времени на непроизводительные полеты вертолета на большие расстояния для дозаправки их водой, чем экономится время их работы.

Недостатком этого способа является его зависимость от наличия наземных пожарных машин, их проходимости к ближайшим естественным источникам воды при отсутствии сети водоснажения, возможности пожаротушения при их отсутствии, от большого времени на дозаправку из естественных источников воды при их значительном удалении (поскольку заправка осуществляется посредством заправки наземных пожарных машин).

Кроме того, в случае отсутствия водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наполнения накопительной емкости наземной пожарной машины непрерывность пожаротушения не обеспечивается. Более того, возможность пожаротушения может быть полностью исключена, если положение водоемов не доступно для наземных пожарных машин.

Задачей настоящего изобретения является расширение возможностей и повышение эффективности тушения горящих объектов, в том числе расположенных в труднодоступных местах, на значительных высотах и расстояниях, в условиях отсутствия вблизи естественных водоемов, доступных для наземных пожарных машин.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе пожаротушения с применением наземной пожарной машины с пожарным и заборным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающем оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара, снабжают вертолет дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников, оборудуют накопительную емкость сверху люком с возможностью автоматизированного управления его состоянием и наполнением через него накопительной емкости водой из дополнительной емкости, при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят из него забор воды дополнительной емкостью, возвращают вертолетом наполненную дополнительную емкость к месту пожара, наполняют водой через открытый люк накопительную емкость пожарной машины, закрывают люк накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет, где напорный рукав отсоединяют от троса и стыкуют его с эжекторным насосом, включают пожарный и эжекторный насосы, продолжают тушение пожара до его полной ликвидации.

Введенные признаки позволяют расширить возможности известного способа, обеспечить их свойствами тушения пожаров на большом расстоянии, на недоступной местности, в условиях отсутствия систем водоснабжения, лесных и заводских условиях с использованием внешних (посторонних) естественных источников воды, находящихся на значительном удалении и труднодоступных для наземных пожарных машин.

Реализация предложенного способа обеспечит возможность тушения пожаров на недоступной для рассмотренных машин местности (горящая техника на поле боя, лесные и заводские условия, высотные здания и др.), в условиях наличия преград (водных преград, болотистой местности, ущелий и др.).

Использование (работа) предлагаемого способа происходит следующим образом. Создание запаса воды, подготовка к функционированию всех систем и элементов прототипа, используемых при пожаротушении, происходят так же, как и в прототипе /10/, в соответствии со штатными нормативно-техническими документами. Для тушения пожара, в зависимости от его вида, может быть использовано как штатное оборудование пожарных наземной машины и вертолета, так и вновь установленное. Если очаг пожара возник внутри машины и/или вертолета, то используются штатные системы противопожарного оборудования и/или огнетушители в соответствии со штатными инструкциями по эксплуатации. Если пожар возник снаружи машин и его размеры невелики, то могут быть использованы огнетушители, лопаты, ведра и др. При более мощных пожарах (в лесных, заводских условиях, в густонаселенных районах с высотными зданиями и др.) используются и введенные элементы. Заполнение накопительной емкости водой производится заборным насосом. Время заполнения в среднем 4-7 мин. Забор воды может производиться как из естественного водоема, так и непосредственно из водопроводной сети. Тушение пожара происходит совместно пожарным вертолетом и пожарной машиной.

При тушении пожаров в зимних условиях во время стоянок и передвижений возможно замерзание жидкости (воды) в накопительной емкости. С целью исключения этого предусмотрен подвод к ней и регулировка тепловой энергии (путем установки нагревателей, соединенных с системой энергоснабжения пожарной машины). Одновременно эта тепловая энергия используется для осушения емкости от пролившейся воды при заправке и перевозке, для чего снабжается комплектом соответствующего оборудования и крепежного материала.

Обычно при тушении пожаров обеспечивают пополнение воды в накопительной емкости непосредственно в процессе тушения пожара с использованием водопроводной сети или внешнего естественного источника через заборный насос. В труднодоступных местах использование водопроводной сети, как правило, исключается, а размещение водоемов часто не доступно для наземных пожарных машин. Таким источником может быть, например, вертолет, другое наземное транспортное средство, не приспособленное для тушения пожара.

Способ пожаротушения прототипа с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включает оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, которое позволяет тросом поднимать на вертолет и (опускать) на пожарную машину пожарный напорный рукав. Оснащение пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды позволяет наполнять водой накопительную емкость и создавать запас воды для пожаротушения. Спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковка напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом - позволяют сформировать канал для движения воды. Включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара позволяют реализовать пожаротушение. Снабжение вертолета дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников, оборудование накопительной емкости сверху люком с возможностью автоматизированного управления его состоянием и наполнением через него накопительной емкости водой из дополнительной емкости - позволяет сформировать второй канал движения воды, выполняющий в данном способе функции резервного. Поэтому при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, этот канал остается единственным, позволяющим продолжить пожаротушение. В дальнейшем выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят из него забор воды дополнительной емкостью, возвращают вертолетом наполненную дополнительную емкость к месту пожара, открывают люк накопительной емкости наполняют водой через открытый люк накопительную емкость пожарной машины. Управляют люком автоматизированным приводом, с рабочего места командира расчета. При этом обеспечивают освещение, наблюдение и контроль процесса наполнения накопительной емкости водой, устанавливают связь между операторами вертолета и наземной машины. Закрывают люк накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет. Их совместный подъем «экономит» последующие движения устройства «подъема-спуска» троса. На вертолете напорный рукав отсоединяют от троса и стыкуют его с эжекторным насосом, служащим для уменьшения вероятности разрыва пожарного напорного рукава. После этого включают пожарный и эжекторный насосы, продолжают тушение пожара до его полной ликвидации, повторяя, при необходимости, вышеописанные действия.

При совместном пожаротушении в прототипе на пожарной машине расстопаривают напорный рукав, намотанный на ее барабане, на вертолете приводят в действие устройство «подъема-спуска» троса, опускают его к пожарной машине и соединяют с напорным рукавом, поднимают трос с напорным рукавом на вертолет и стыкуют напорный рукав через эжекторный насос с брандспойтом вертолета, включают на пожарной машине пожарный насос, подают воду через напорный рукав к эжекторному насосу и расположенному на его оси брандспойту, который направляют струю воды на очаг пожара.

При израсходовании воды и отсутствии поблизости водоемов или их недоступности для наземного транспорта - используют предложенный способ. Доставка воды вертолетом значительно быстрее, чем наземным транспортом. Поэтому доставляют воду к месту пожара вертолетом, для чего используют дополнительную емкость для забора воды и устройство «подъема-спуска» троса для забора воды и ее транспортировки к месту пожара. Слив воды в накопительную емкость производят через ее люк, который затем закрывают. В дальнейшем тушение пожара производят аналогично вышеописанному.

Предлагаемый способ позволяет, в комплексе решать сложные, задачи по тушению пожаров в самых разнообразных условиях с достаточной эффективностью, что подтверждается проведенными испытаниями. При наличии и использовании водопроводной сети и/или естественных источников полностью обеспечивается непрерывность пожаротушения. При их же отсутствии пожаротушение не прекращается, как в прототипе. Оно лишь несколько замедляется, но при подключении второго вертолета, даже не пожарного, непрерывность пожаротушения сохраняется (чего нельзя достичь в прототипе).

Пожаротушение с использованием предлагаемого способа позволяет увеличить чистое время тушения пожара, исключить холостые перемещения наземной пожарной машины в условиях завалов, необходимые для перезаправки накопительной емкости, сэкономить, количество участвующих в пожаротушении машин, а также менять направления (±360 градусов) пожаротушения без изменения исходной позиции наземной пожарной машины.

Источники информации

1. Агейкин Я.С. и др. Боевые колесные машины. М.: Воениздат, 1974, с.3-12.

2. Шефер В.Э. и др. Организация внутреннего порядка и службы в парке воинской части. Учебное пособие. М.: ВАБТВ, 1989, с.24-26, 50-58, 177-181.

3. Водоцистерна пожарного автомобиля. Авторское свидетельство №1602552, 1990.

4. Пожарный автомобиль. Авторское свидетельство №910165, 1982.

5. Бронированная машина. Патент на изобретение РФ №2055614, 1996.

6. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева - М.: Издательство «Флайт», Информационно-издательский центр «Геополитика», 2001. 240 с.

7. Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат, 1979. с.5-32, 43-48, 509-518.

8. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х.Цаликова; МЧС России. - М.: Деловой Экспресс, 2007. - 288 с.

9. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы V Научно-практической конференции; МЧС России. - М.: «ИПП «Куна», 2008. - 216 с.

10. Система пожаротушения. WO 2008079035. Изобретения стран мира. Вып.9, №7/2009 - Прототип.

Способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненные с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара, отличающийся тем, что снабжают вертолет дополнительной емкостью для забора воды из естественных источников, оборудуют накопительную емкость сверху люком с возможностью автоматизированного управления его состоянием и наполнением через него накопительной емкости водой из дополнительной емкости, при израсходовании воды из накопительной емкости и отсутствии водопроводной сети и естественных источников воды, доступных для наземной пожарной машины, выключают пожарный и эжекторный насосы, отсоединяют напорный рукав от эжекторного насоса, подсоединяют его вместе с пустой дополнительной емкостью к тросу, опускают их вместе на наземную пожарную машину, отсоединяют от троса напорный рукав, а пустую дополнительную емкость переносят вертолетом к доступному для вертолета естественному источнику воды и производят из него забор воды дополнительной емкостью, возвращают вертолетом наполненную дополнительную емкость к месту пожара, наполняют водой через открытый люк накопительную емкость пожарной машины, закрывают люк накопительной емкости, подсоединяют напорный рукав к тросу с опорожненной дополнительной емкостью и поднимают их вместе на вертолет, где напорный рукав отсоединяют от троса, стыкуют его с эжекционным насосом, включают пожарный и эжекционный насосы, продолжают тушение пожара до его полной ликвидации.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам пожаротушения. Способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины и пожарного вертолета.
Изобретение относится к средствам пожаротушения и может быть использовано для тушения объектов, расположенных так, что проезд к ним для пожаротушения невозможен для крупногабаритных транспортных средств.

Заявляемое изобретение относится к области пожаротушения, а именно к установкам для генерирования инертной пены. Станция пожаротушения инертной пеной содержит компрессор (2), газоохладитель (3), систему очистки воздуха (4) и газоразделительный блок (12).

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для борьбы с лесными пожарами. Установка для пожаротушения содержит гусеничное шасси 1 манипуляторной машины с остовом, водяную помпу 15 и емкость для воды 10 с пенообразователем.

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к оборудованию пожарно-спасательных автомобилей. Автоматизированное устройство подачи пожарно-спасательной лестницы для автомобилей службы спасения и автолестниц включает в себя установленную на раму автомобиля автономную систему энергоснабжения, комплекс опорных домкратов с приводами, раздвижную спасательную лестницу, привод телескопирования, азимутальный привод, угломестный привод и устройство горизонтального выравнивания лестницы.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тушения низовых пожаров грунтом, а также для прокладки защитных минерализованных полос, особенно в безводных массивах, и решает задачу создания пожарного грунтомета с высокой эффективностью работы в условиях грунтов, насыщенных корнями древесно-кустарниковой растительности и уплотненных связных почв, а также выполняющего функцию полосопрокладывателя.

Изобретение относится к области противопожарной техники, в частности к системам пенного пожаротушения, и позволяет автоматически поддерживать заданную концентрацию пенообразователя в водном растворе независимо от его расхода.

Изобретение относится к технике тушения лесных пожаров. .

Изобретение относится к технике пожаротушения. .

Изобретение относится к сохранению и предотвращению гибели природных комплексов от стихийных бедствий. .

Устройство относится к области спасательных средств на базе автомобиля с корзиной на стреле с рабочими телескопическими секциями с направляющими рамками на их конце, к которым сверху закреплены транспортные телескопические секции из замкнутого профиля с прорезью на верхней поверхности на всю длину, а снизу к ним закреплены упоры, внутри которых установлены подпружиненные фиксаторы для соединения рабочих секций между собой, по бокам же выполнены выступы для захвата секций при их подъеме-опускании и для фиксации секций на стреле. Привод подъема секций выполнен в виде двух связанных перемычками гидроцилиндров, установленных по бокам стрелы с возможностью перемещения вдоль ее оси, оснащен контроллером крайних положений поршня для позиционирования на упорах посредством шагового привода, их штоки соединены плитой, оснащенной механизмами захвата упоров. Корзина с внешней стороны ограждения оснащена ложементом для портативного автономного огнезащитного средства и магазином капсул для спуска пострадавших, оснащенных захватами троса, перекинутого через блок на верхней секции и соединенного с рабочей и вспомогательной лебедками. Устройство для быстрой установки и снятия капсул с транспортных секций оснащено соответственно стапелем и приемником. Такая схема устройства за счет увеличения числа секций позволяет уменьшить его длину, увеличить этажность подъема корзины, сократить за счет использования нескольких капсул время спасения пострадавших, а применение огнезащитного устройства - повысить шанс их выживания в очаге пожара. 7 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к пожарно-спасательной машине, содержащей автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающейся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов. Технический результат заключается в обеспечении доставки пожарных и средств тушения пожара, а также в эвакуации людей из зданий повышенной этажности. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Данное изобретение относится к области пожарной техники, а именно к пожарным автомобилям водопенного тушения, и предназначено для тушения крупных пожаров. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, включающий базовое шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа. При этом для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей. Обеспечивается повышение оперативности применения пожарной автоцистерны и эффективности использования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области пожарной техники, а именно к конструкции пожарно-спасательного мотоцикла. Пожарно-спасательный мотоцикл содержит доработанное в специальное оперативное транспортное средство базовое шасси двухколесного мотоцикла, оснащен съемным комплектом универсальной пожарной техники поверхностного, поверхностно-объемного, объемного тушения очагов пожара. Пожарно-спасательное оборудование компонуется и устанавливается на багажнике, кофрах и дугах безопасности с минимально -возможной общей высотой центра тяжести согласно условиям проходимости мотоцикла. Обеспечивается увеличение перевозимого количества огнетушащих веществ и аварийно-спасательного вооружения на мотоцикле. 2 ил.

Поворотная платформа содержит несущую плиту, выполненную с отверстием, проходящим насквозь в вертикальном направлении, конструктивный элемент, расположенный над несущей плитой и обеспечивающий возможность соединения с ним оборудования стрелы или лестницы и дополнительную плиту. Дополнительная плита установлена с возможностью плотного соединения либо с верхней поверхностью, либо с нижней поверхностью несущей плиты. Когда дополнительная плита соединена с верхней поверхностью несущей плиты, она имеет подковообразную форму, охватывающую часть несущей плиты. Когда дополнительная плита соединена с нижней поверхностью несущей плиты, она образована с наличием круглого по форме отверстия в ее центре. Транспортное средство снабжено охарактеризованной выше поворотной платформой. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автономному мобильному многоцелевому комплексу для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мобильный комплекс для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает средства, обеспечивающие локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, которые состоят из отдельных модулей. Средства обеспечивают локализацию и включают инженерно-разведывательный модуль, который состоит из автомобиля с разведывательно-робототехническим комплексом и прицепа с инженерным оборудованием, и обеспечивают ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Комплекс состоит из автономных модулей, а именно из автомодуля энергоснабжения подачи средств локализации, автомодуля доставки средств, автомодуля обеспечения защиты личного состава, автомодуля управления связи и жизнеобеспечения, автомодуля доставки текучих материалов, твердых и сыпучих материалов, автомодуля питания и обеспечения. Достигается повышение эффективности работы по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 17 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для прокладки защитных минерализованных полос, а также тушения низовых пожаров грунтом, особенно в безводных лесных массивах. Переносной грунтомет, содержащий рабочий орган с метателями, привод управления рабочим органом и направляющий кожух, согласно изобретению содержит механизм для возврата в исходное положение, а рабочий орган выполнен в виде лопаток, установленных на метательном диске и повернутых относительно его радиуса в сторону вращения на угол β, равный 0÷90°. Рабочий орган установлен на валу шнека для подачи грунта, закрыт направляющим кожухом, выполненным с возможностью поворота в плоскости вращения рабочего органа. Данное устройство позволяет снизить трудозатраты в процессе метания грунта. 3 ил.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к роботизированным средствам пожаротушения. Способ тушения пожара включает в себя доставку к месту пожара средства передвижения повышенной проходимости, которое состоит из двух платформ, одну из которых перемещают к очагу пожара для его ликвидации, а другую платформу - к водоисточнику для подачи дополнительного количества воды. При этом каждая платформа имеет устройство дистанционного и ручного управления транспортными и технологическими операциями. Разработанный комплекс обладает высокой мобильностью и проходимостью. Использование предлагаемого технического решения повышает эффективность пожаротушения, расширяет функциональные возможности мобильного робототехнического комплекса и обеспечивает возможность пожаротушения и проведения пожарно-спасательных операций в условиях, связанных с высоким риском для жизни и здоровья личного состава, в том числе в условиях радиационно-химического заражения и риска осколочно-фугасного поражения. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к способам пожаротушения с применением наземной пожарной бронированной машины и вертолета. Предложенный способ заключается в том, что в экстремальных условиях и при отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета. Крышу бака выполняют двустворчатой с автоматизированным дистанционным приводом створок. Устанавливают связь с оператором вертолета, посредством которой обеспечивают совместное управление последовательным движением огнегасящей жидкости от резервуара вертолета в бак бронированной машины и поддерживают ее уровень в водяном баке в заданных пределах до окончания тушения пожара путем челночных перемещений вертолета от бронированной машины к удаленным доступным источникам огнегасящей жидкости и обратно. Пожаротушение с использованием предлагаемого способа позволяет исключить холостые перемещения наземной машины, необходимые для пополнения огнегасящей жидкости, сократить количество участвующих в пожаротушении машин.

Мобильный роботизированный комплекс пожаротушения (МРКП) состоит из ходовой части, корпуса с отсеками для силовой части, для системы пожаротушения и бортовой системы управления, а также из специального оборудования, включающего бульдозерный отвал, расположенный в передней части корпуса, водяной ствол-монитор (лафетный пожарный ствол) с системой видеонаблюдения и дистанционным управлением системой подачи огнетушащих веществ. При этом МРКП имеет систему дистанционного управления, системы видеонаблюдения, радиотелеметрии и освещения; систему самоорошения; звуковой оповещатель (клаксон) и проблесковые сигнальные маяки. МРКП дополнительно оснащен системой обнаружения препятствий на основе ультразвуковых датчиков для ориентации в условиях ограниченной видимости; а система видеонаблюдения МРКП содержит два независимых канала: первый канал видеонаблюдения организован беспроводной цифровой сетью стандарта Wi-Fi при помощи персонального компьютера (планшета, смартфона) и состоит из видеокамер, подключенных к сетевому коммутатору, соединенному, в свою очередь, с Wi-Fi-адаптером с антеннами; а второй канал видеонаблюдения организован с применением системы транслирования цифрового сжатого видеопотока (COFDM) и состоит из квадратора, подключенного к видеопередатчику с антенной и к видеокамерам, приемника видеосигнала с комплектом антенн (две), с подключенным (через разъем приемника видеосигнала) внешним монитором. При этом видеокамеры системы видеонаблюдения оснащены ИК подсветкой для работы в условиях слабой освещенности, а в системе освещения фары оснащены вмонтированными видеокамерами, причем фары головного освещения имеют защитные решетки и систему очистки (дворники). Кроме того, МРКП дополнительно имеет систему тушения компрессионной пеной, а ходовая часть выполнена сменной с возможностью установки колесного или гусеничного шасси; при этом МРКП дополнительно оснащен системой речевого оповещения. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх