Ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода и способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода
Владельцы патента RU 2520760:
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ОАО "СЗМН") (RU)
Изобретение относится к ремонту трубопроводов. Ремонтный котлован содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, при этом трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора. Извлеченный из котлована грунт расположен не менее чем в 500 мм от края откосов котлована по обе его стороны. Способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода заключается в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, последнюю изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого. Грунт, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры высотой 1-3 м. Для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м. В результате достигается упрощение проведения работ путем максимального сокращения ручного труда при минимальном воздействии на окружающую среду. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности и предназначено для ремонта магистральных трубопроводов.
Известен котлован для магистрального трубопровода, содержащий вертикальные боковые стенки и плоское дно, на которое в защитной оболочке опирается трубопровод (см. патент JP №4029689, кл. F16L 1/024, 31.01.1992).
Из этого же патента известен способ разработки котлована для трубопровода, заключающийся в том, что отрывают котлован в виде траншеи и формируют плоское дно и вертикальные боковые стенки.
Описанные выше котлован и способ его разработки позволяют осуществить прокладку трубопровода, например в качестве инженерных сооружений. Однако данные устройство и способ требуют проведения специальных работ по укреплению боковых стенок котлована, что повышает трудоемкость при проведении работ.
Известна искусственная траншея для магистрального трубопровода, в которой по обеим сторонам магистрального трубопровода на регламентированном расстоянии установлены образующие стенки искусственной траншеи ряды грунтовых модулей, при этом пространство между рядами грунтовых модулей совместно с уложенным магистральным трубопроводом засыпано грунтом с образованием насыпи с заданными уклонами ее откосов (см. патент RU №2340824, кл. F16L 1/00, 10.12.2008).
Однако данная траншея может быть использована только для наземных или надземных трубопроводов, что не позволяет формировать или разрабатывать ее при проведении ремонтных работ на подземном трубопроводе.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату в части устройства, как объекта изобретения, является ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода, содержащий по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами (см. авторское свидетельство SU №830070, кл. F16L 1/02,15.05.1981).
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату в части способа, как объекта изобретения способ разработки ремонтного котлована вдоль трубопровода, заключающийся в разработке ремонтного котлована вокруг трубопровода путем выемки грунта вокруг него (см. авторское свидетельство SU №1161782, кл. F16L 55/18, 15.06.1985).
Однако данные ремонтный котлован и способ его разработки не учитывают необходимость сохранения экологической чистоты при проведении ремонтных работ, что наносит существенный вред окружающей среде, что особенно важно при проведении работ в северных регионах, где природные процессы восстановления окружающей среды резко замедленны.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение выше изложенных недостатков.
Технический результат заключается в том, что достигается возможность упрощения проведения работ путем максимального сокращения ручного труда при минимальном воздействии на окружающую среду.
Указанная задача решается, а технический результат достигается в части устройства, как объекта изобретения за счет того, что ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, при этом магистральный трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте магистрального трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора, а извлеченный из котлована грунт расположен не менее чем в 500 мм от края откосов котлована по обе его стороны.
Указанная задача решается, а технический результат достигается в части способа, как объекта изобретения за счет того, что способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода заключается в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, последнюю изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого, при этом грунт, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи, при разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры высотой 1-3 м, для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м.
Траншею, предпочтительно, углубляют не больше 3,0 м, но не меньше 1,6 м, по нижнему основанию траншею расширяют не более 4 м, при этом откосы траншеи, устраиваемой без креплений в грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, выполняют с наибольшей крутизной, равной 45-60° по отношению к горизонтали.
На чертеже схематически показан ремонтный котлован.
Ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода 1 содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода 1 откосы 2 с заданными уклонами (крутизной). Магистральный трубопровод 1 расположен в грунте 3 с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте 3 магистрального трубопровода 1 образовано плоское дно 4 на ширину ковша экскаватора 5. Извлеченный из котлована грунт 6 расположен не менее чем в 500-700 мм от края откосов 2 котлована по обе его стороны.
Способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода 1, в частности нефтепровода, заключается в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, который формируют в виде отдельного отвала 7, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, которую изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора 5 по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого, при этом грунт 6, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором 5 по оси траншеи расставляют вешки (не показано на чертеже) впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры (вешки) высотой 1-3 м, для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м.
Траншею, предпочтительно, углубляют не больше 3,0 м, но не меньше 1,6 м, по нижнему основанию траншею расширяют не более 4 м, при этом откосы траншеи, устраиваемой без креплений в грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, выполняют с наибольшей крутизной, равной 45°-60° по отношению к горизонтали.
В ходе проведенных работ было установлено, что описанный способ обеспечивает точное движение экскаватора 5 вдоль проложенного в земле подземного магистрального трубопровода 1, причем не требуется укрепление откосов, полностью предотвращается попадание грунта из отвалов в траншею и сохраняется плодородный слой почвы, что в полной мере позволяет восстановить окружающую среду после проведения ремонтных работ на магистральном трубопроводе и при этом минимизировать использование ручного труда по очистке ремонтируемого магистрального трубопровода от грунта.
Настоящее изобретение может быть использовано при проведении ремонтных работ практически любых магистральных трубопроводов
1. Ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода, содержащий по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, отличающийся тем, что магистральный трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте магистрального трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора, а извлеченный из котлована грунт расположен не менее чем в 500-700 мм от края откосов котлована по обе его стороны.
2. Способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода, заключающийся в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, последнюю изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого, при этом грунт, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи, при разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры высотой 1-3 м, для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что траншею углубляют не больше 3,0 м, но не меньше 1,6 м, по нижнему основанию траншею расширяют не более 4 м, при этом откосы траншеи, устраиваемой без креплений в грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, выполняют с наибольшей крутизной, равной 45-60° по отношению к горизонтали.