Клиновой зажим

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству для зажимного соединения деталей, и направлено на упрощение конструкции зажима. Клиновой зажим, содержащий подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим. Ползун и прижим сопряжены друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения, поверхностям. Прижим снабжен П-образными скобами, а на боковых поверхностях ползуна и прижима параллельно наклонным поверхностям выполнены пазы, в которые заложены концы П-образных скоб. Корпус выполнен в форме открытой коробки, в которой размещены ползун и прижим с возможностью перемещения ползуна на длину, обеспечивающую расклинивание. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для зажимного соединения деталей, и может найти применение в устройствах для крепления грузов на транспортном средстве с помощью клинового зажима.

Известен [1. SU, а.с. №1684546] унифицированный клиновой зажим для соединения труб путем зажима поверхности цилиндрической полости, образованной трубами. Этот зажим содержит сопряженные друг с другом по плоским наклонным поверхностям опору и подвижные ползун и прижим, стянутые болтом, причем в прижиме отверстие под болт выполнено с радиальным зазором. Возможно применение унифицированного клинового зажима в устройствах для закрепления груза на транспортном средстве.

Недостатком унифицированного клинового зажима [1] является отсутствие у прижима возможности совершать возвратно-поступательное движение. Этот недостаток снижает надежность работы прижима из-за возможности залипания прижима на зажимаемой поверхности при выполнении многократного закрепления/освобождения перевозимых грузов.

Известен [2. SU, а.с. №467199] клиновой зажим с возвратно-поступательным движением прижима. Этот клиновой зажим содержит корпус рамного типа, прижим и ползун, соединенный штоком с приводом, причем корпус, ползун и прижим подвижно соединены с помощью совмещенных выступов и пазов, например Т-образной формы, выполненных на поверхностях сопряжения корпуса, ползуна и прижима. В [2] привод через шток обеспечивает возвратно-поступательное движение ползуна, при этом прижим в корпусе также совершает возвратно-поступательное движение.

Недостатком клинового зажима [2] является сложность конструкции, обусловленная наличием в составе клинового зажима корпуса рамного типа и совмещенных Т-образных выступов и пазов на сопряженных поверхностях корпуса, ползуна и прижима.

Клиновой зажим [2] взят в качестве прототипа предлагаемого изобретения.

Целью изобретения является упрощение конструкции клинового зажима с возвратно-поступательным движением прижима.

Поставленная цель достигается в предлагаемом клиновом зажиме, который, аналогично прототипу, имеет подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим, причем ползун и прижим сопряжены друг с другом по плоским, наклонным, к направлению движения, поверхностям. В отличие от прототипа предлагаемый клиновой зажим снабжен П-образными скобами, а на боковых поверхностях ползуна и прижима параллельно наклонным поверхностям выполнены пазы, в которые заложены концы П-образных скоб. Другое отличие предлагаемого клинового зажима от прототипа заключается в том, что корпус выполнен в форме открытой коробки, в которой размещены ползун с приводом и прижим, с возможностью перемещения ползуна на длину, обеспечивающую расклинивание. Необходимое для расклинивания перемещение прижима обеспечивается тем, что длина ползуна меньше длины прижима, а длина паза больше ширины П-образной скобы на величину, определяемую экспериментально или путем расчета. В отличие от прототипа в предлагаемом клиновом зажиме привод ползуна выполнен в форме болта, установленного в отверстиях на торцевых стенках открытой коробки, пропущенного через отверстие в прижиме и ввинченного в ползун, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, направление и величина которого обеспечивают расклинивание. С целью защиты сопряженных поверхностей скольжения от попадания сора, в предлагаемом клиновом зажиме на боковых поверхностях прижима и ползуна по площади контура перемещения П-образной скобы выполнена выборка на толщину пластины П-образной скобы. В предлагаемом клиновом зажиме болт и П-образные скобы в пазах подвижно соединяют открытую коробку, ползун и прижим, обеспечивая возвратно-поступательное движение прижима при ввинчивании/вывинчивании болта. Кроме того, открытая коробка устраняет возможность выпадения П-образных скоб из пазов, ограничивает перемещение ползуна и выполняет функцию опоры для прижима и болта.

На фиг.1 показана общая конструкция клинового зажима в сборе, на фиг.2 - вид со стороны болта, на фиг.3 - конструкция П-образной скобы, на фиг.4 - продольное сечение клинового зажима.

На фигурах цифрами обозначены: 1 - прижим, 2 - ползун, 3 - болт, 4 - П-образная скоба, 5 - паз, 6 - открытая коробка, 7 - выборка. Подвижные прижим 1 и ползун 2 имеют сопряженные, наклонные к направлению перемещения поверхности и приводятся в движение болтом 3, установленным в отверстиях на торцевых стенках открытой коробки 6. Положение болта 3 в открытой коробке зафиксировано с одной стороны опорной поверхностью головки болта, с другой - шплинтом, пропущенным через отверстие в концевой части болта. Болт 3 проходит через отверстие в прижиме и ввинчен в ползун, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, направление и величина которого обеспечивают расклинивание (фиг.2 и фиг.4). На боковых поверхностях прижима и ползуна имеются пазы 5, параллельные сопряженным наклонным поверхностям прижима и ползуна. В эти пазы заложены концы П-образных скоб 4 (фиг.3), которые подвижно соединяют прижим и ползун, обеспечивая возвратно-поступательное движение прижима при возвратно-поступательном движении ползуна. В предлагаемом клиновом зажиме на боковых поверхностях прижима и ползуна по площади контура перемещения П-образных скоб выполнена выборка 7 на толщину пластины П-образной скобы, обеспечивающая защиту сопряженных поверхностей скольжения от попадания сора боковыми стенками открытой коробки 6.

Работа предлагаемого клинового зажима происходит следующим образом. Ввинчивают болт 3 в ползун 2, при этом болт, опираясь головкой на торцевую стенку открытой коробки 6, перемещает ползун и, за счет взаимодействия сопряженных наклонных поверхностей ползуна и прижима, выдвигает прижим из открытой коробки. Вывинчивают болт 3 из ползуна 2, при этом болт, опираясь концевым шплинтом на торцевую стенку открытой коробки 6, перемещает ползун и, за счет подвижного соединения ползуна с прижимом П-образными скобами 4 в пазах 5, задвигает прижим в открытую коробку. Таким образом, при возвратно-поступательном движении ползуна прижим также совершает возвратно-поступательное движение.

Замена в клиновом зажиме Т-образных пазов и выступов на смежных поверхностях скольжения на П-образные скобы и пазы, выполненные на боковых поверхностях прижима и ползуна, замена корпуса рамного типа на корпус в форме открытой коробки, выполнение привода ползуна в форме болта существенно упрощают конструкцию клинового зажима с возвратно-поступательным движением прижима. Кроме того, размещение клинового зажима в коробке обеспечивает защиту от попадания сора на поверхности скольжения, что повышает надежность работы и увеличивает срок службы клинового зажима. Таким образом, достигаемый технический результат в предлагаемом устройстве заключается в упрощении конструкции клинового зажима и в повышении надежности его работы.

Источники информации

1. SU, а.с. №1684546, МПК Р16В 2/14, 7/14.

2. SU, a.c. №467199, МПК F16B 2/14, (прототип).

1. Клиновой зажим, содержащий подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим, причем ползун и прижим сопряжены друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения, поверхностям, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возвратно-поступательного движения прижима, снабжен П-образными скобами, а на боковых поверхностях ползуна и прижима параллельно наклонным поверхностям выполнены пазы, в которые заложены концы П-образных скоб, и тем, что корпус выполнен в форме открытой коробки, в которой размещены ползун и прижим с возможностью перемещения ползуна на длину, обеспечивающую расклинивание.

2. Клиновой зажим по п.1, отличающийся тем, что длина ползуна меньше длины прижима, а длина паза больше ширины скобы на величину, обеспечивающую расклинивание.

3. Клиновой зажим по п.2, отличающийся тем, что привод выполнен в форме болта, установленного в отверстиях на торцевых стенках открытой коробки, пропущенного через отверстие в прижиме и ввинченного в ползун, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, направление и величина которого обеспечивают расклинивание.

4. Клиновой зажим по п.3, отличающийся тем, что на боковых поверхностях ползуна и прижима по площади контура перемещения П-образной скобы выполнена выборка на толщину пластины П-образной скобы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения пакета деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и вибраций и расположенных, преимущественно, в труднодоступных для технического обслуживания местах, например внутри каталитических реакторов для переработки нефтепродуктов, и направлено на повышение надежности соединения пакета деталей и снижение трудоемкости сборки-разборки клинового соединения.

Изобретение относится к устройству для регулировки высоты узла в сборе без использования инструментов и касается модуля кухни в самолете. .

Изобретение относится к способам соединения деталей, охватывающих одна другую, используемых преимущественно в космических аппаратах в условиях открытого космоса при воздействии растягивающих нагрузок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях, преимущественно для быстрой установки и съема различных элементов, например, установки сменного инструмента или деталей на станке.

Изобретение относится к устройству для соединения конструктивных элементов. .

Изобретение относится к запорным элементам и может быть использовано для соединения широкого ассортимента деталей и изделий. .

Изобретение относится к клиновым соединениям полых трубчатых элементов конструкций машин, преимущественно секций башен башенных кранов. .

Изобретение относится к транспортной технике. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве узла соединения элемента агрегата с его основной частью, обеспечивающего регулировку положения осей вращения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для зажимного соединения деталей с помощью клинового зажима, и направлено на возможность одновременного зажима поверхности в направляющей по ряду удаленных друг от друга точек. Клиновой зажим содержит корпус и размещенную в корпусе первую клиновую пару из подвижных ползуна и прижима, сопряженных друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения поверхностям, стянутых болтом с опорными шайбами и с концевой гайкой, пропущенным через отверстия в корпусе, ползуне и прижиме. Отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором. Клиновой зажим снабжен рядом идентичных первой паре клиновых пар, размещенных на болте возле точек зажима поверхности, а опорные шайбы выполнены в форме отрезков трубы и установлены между клиновыми парами. Концевая гайка закреплена на корпусе. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения полых трубчатых деталей и узлов конструкций ракет, эксплуатируемых в условиях воздействия высоких температур и вибраций, и направлено на повышение надежности соединения деталей и снижение трудоемкости сборки-разборки клинового соединения в труднодоступных для технического обслуживания с применением механизированного инструмента. Клиновое соединение включает соединяемые трубчатые детали, стопорный элемент, взаимодействующий с опорными поверхностями в кольцевых проточках, выполненных на контактирующих поверхностях охватывающей и охватываемой деталей, сквозные окна, предусмотренные на охватывающей детали в зоне кольцевой проточки. Стопорный элемент состоит из запорного и обратного клиньев дугообразной формы со встречными скосами на одной из боковых граней, установленных в кольцевых проточках с профилем сечения, образованного прямыми гранями. На боковой грани запорного клина выполнен выступ. Изобретение позволяет осуществлять надежное и быстрое соединение деталей в любых производственных условиях с применением механизированного инструмента. 5 ил.

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. Узел резьбового соединения деталей машин содержит две соединяемые детали, в отверстиях которых установлена шпилька с гайками. В одной из соединяемых деталей отверстие выполнено коническим под посадку с натягом конической части шпильки, большее основание которой выполнено переходящим к плоскости разъема. В другой детали отверстие выполнено цилиндрическим. Шпилька выполнена с пояском, который установлен в цилиндрическом отверстии другой детали с зазором и с обеспечением выравнивания поперечной нагрузки за счет упругого прогиба шпильки. Технический результат заключается в повышении усталостной прочности соединения путем уменьшения изгибающих напряжений под резьбовой частью, повышении равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом резьбовом соединении, повышении жесткости узла на сдвиг. 1 ил.
Наверх