Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект

Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект. Точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Через заданное время возобновляют движение точечного объекта. Описанную процедуру повторяют заданное число раз, при этом после останова движения точечного объекта по окружности вычисляют отклонение точечного объекта от метки. Оценку времени реакции Tp человека на движущийся объект вычисляют как среднеарифметическое значение по формуле

,

где ti - i-e значение отклонения точечного объекта от метки, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки. Способ позволяет повысить достоверность оценки времени реакции человека на движущийся объект за счет того, что время ошибки запаздывания и упреждения принимают как отклонения остановленного точечного объекта от метки и берут с положительным знаком. 5 ил., 2 пр.

 

зобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект.

Одним из методов повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности человека является диагностика и прогнозирование его функционального состояния. Простым и достаточно точным психофизиологическим показателем функционального состояния является время реакции на движущийся объект [1].

Известен способ оценки времени реакции человека на движущийся объект путем предъявления испытуемому на экране видеомонитора окружности, на которой помещена метка и точечный объект, отличающийся тем, что точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют оценку времени реакции Tp человека на движущийся объект как значение по формуле:

,

где ti - i-я ошибка запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки [2].

Недостатком способа является не достоверная оценка времени реакции на движущийся объект.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ оценки времени реакции человека на движущийся объект путем предъявления испытуемому на экране видеомонитора окружности, на которой помещена метка и точечный объект, отличающийся тем, что точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют оценку времени реакции Tp человека на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле

где ti - i-я ошибка запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки [3].

Недостатком способа является не достоверная оценка времени реакции на движущийся объект.

Оценка времени реакции на движущийся объект, вычисленная как сумма ошибок запаздывания с положительным знаком и упреждения с отрицательным знаком или как среднеарифметическое значение этих ошибок, не позволяет оценить ее достоверно. Путь при тестировании времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:

- для первого испытуемого +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10 мс, представленные на фиг.1;

- для второго испытуемого +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5 мс, представленные на фиг.2.

Сумма ошибок запаздывания с положительным знаком и упреждения с отрицательным знаком и среднеарифметические значения этих ошибок обоих испытуемых совпадают и равны нулю. Но равенство нулю суммы ошибок и их среднеарифметического значения не свидетельствует о каком-либо значении времени реакции на движущийся объект. В то же время значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки у второго испытуемого меньше, чем у первого, следовательно, его время реакции на движущийся объект меньше.

Технический результат предлагаемого способа оценки времени реакции человека на движущийся объект заключается в повышении достоверности оценки.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, через заданное время возобновляют движение точечного объекта, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что после останова движения точечного объекта по окружности вычисляют отклонение точечного объекта от метки, оценку времени реакции Tp человека на движущийся объект вычисляют как среднеарифметическое значение по формуле

где ti - i-e значение отклонения точечного объекта от метки, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки.

На фиг.1-2 представлены диаграммы значений ошибок запаздывания и упреждения двух испытуемых.

На фиг.3 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

На фиг.4-5 представлены диаграммы значений ошибок запаздывания и упреждения двух испытуемых.

Предлагаемый способ оценки времени реакции человека на движущийся объект осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности (фиг.3). Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности. Затем вычисляют отклонение точечного объекта 2 от метки 1 и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего вычисляют время реакции Tp человека на движущийся объект по формуле (2).

Таким образом, заявляемый способ оценки времени реакции человека на движущийся объект обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Пример 1.

Испытуемому П., 19 лет, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка 1, по окружности по часовой стрелке движется с заданной скоростью точечный объект 2, совершая один оборот за 2 с (фиг.3).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта 2 по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта 2 с положением метки 1 нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта 2 по окружности, вычислял ошибку не совпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, определял отклонение точечного объекта 2 от метки 1, заносил вычисленное значение ошибки несовпадения и отклонения в запоминающее устройство и через 1 с продолжал движение точечного объекта 2 по окружности.

Испытуемый в соответствии с рекомендациями [4] выполнил 13 остановок движения точечного объекта 2 в области положения метки 1, первые три из которых при оценке времени реакции на движущийся объект не учитывались. В результате тестирования получены следующие значения ошибок несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 в мс: 14, -6, 25, -14, 8, 30, 14, -16, 14, -13, которые представлены на фиг.4, и значения отклонений точечного объекта 2 от метки 1 в мс: 14, 6, 25, 14, 8, 30, 14, 16, 14, 13.

Оценка времени реакции человека на движущийся объект, вычисленная по формуле (1), равна 5,6 мс, по формуле (2) - 15,4 мс. Полученные значения оценок времени реакции отличаются в 2,75 раза.

Пример 2.

Испытуемый Е., 20 лет, аналогично испытуемому П., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект. В результате тестирования получены следующие значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки в мс: -22, 6, -27, 19, -28, 11, -23, 22, -26, 17, которые представлены на фиг.5, и значения отклонений точечного объекта 2 от метки 1 в мс: 22, 6, 27, 19, 28, 11, 23, 22, 26, 17.

Оценка времени реакции человека на движущийся объект, вычисленная по формуле (1), равна минус 5,1 мс, по формуле (2) - 20,1 мс. Полученные значения оценок времени реакции отличаются в 3,94 раза.

Положительный эффект предлагаемого способа оценки времени реакции человека на движущийся объект подтвержден результатами экспериментального исследования по группе из 10 испытуемых. Значения оценок времени реакции, вычисленные по формулам (1) и (2), отличаются по обследованной группе от 1,9 до 5,3 раз.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет более достоверно оценить время реакции человека на движущийся объект.

Источники информации

1. Сурнина О.Е., Лебедева Е.В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. - 2001. - Т.27, №4. - С.56-60.

2. Патент 2369326 РФ, МПК A61B 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Петухов И.В. - №2369326/14; заявл. 18.04.2008; опубл. 10.10.2009.

3. Патент 2326595 РФ, МПК A61B 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008.

4. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, через заданное время возобновляют движение точечного объекта, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что после останова движения точечного объекта по окружности вычисляют отклонение точечного объекта от метки, оценку времени реакции Tp человека на движущийся объект вычисляют как среднеарифметическое значение по формуле:
,
где ti - i-e значение отклонения точечного объекта от метки, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений. Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3).

Изобретение относится к области медицины, конкретно к экспериментальной медицине. Осуществляют однократное тестирование белых крыс в установке «открытое поле».
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической медицине, и предназначено для выявления лиц молодого возраста с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний для своевременной его коррекции.

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения рейтинга спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ожирения гиноидного типа. Для этого определяют тип нарушения пищевого поведения и проводят его психофизиологическую коррекцию.

Изобретение относится к медицине, судебной медицине, области измерений для диагностических целей, в том числе, в следственной практике. Интерактивное психофизиологическое тестирование (ПФТ) включает предъявление тестируемому вопросов теста, определение, анализ параметров психогенеза, используя датчики физических параметров тестируемого, индикацию результатов и вынесение суждения.

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и может быть использовано для выявления лиц с риском развития гипертонической болезни. В течение 10 лет у практически здоровых мужчин на основании их базового обследования определяют нормативные значения относительного риска развития заболевания, а также показатели шкал стандартного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), и строят график их соответствия, при показателях шкал: «невротический сверхконтроль» - свыше 45 баллов, «пессимистичность» - свыше 49 баллов, «ригидность» - свыше 58 баллов, «тревожность» - свыше 67 баллов, «индивидуалистичность» - свыше 50 баллов.
Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например, анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, в рекламном деле, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике.
Изобретение относится к области медицины, физиологии, неврологии, психиатрии для диагностики склонностей к девиантным видам поведения у человека. Проводят балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психофизиологического тестирования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. Период движения точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. При каждом периоде оборота точечного объекта по окружности в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Для каждого периода оборота точечного объекта по окружности вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле t = ∑ i = 1 n t i / n , где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки. Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции испытуемого на движущийся объект, характеризующее точность его двигательных действий, находится в допустимой зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине зоны допустимых значений времени реакции испытуемого на движущийся объект. Способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, определить максимальную скорость двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта, при которой сохраняется их точность за счет инструментальных измерений. 6 ил., 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. На первом этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. При каждом периоде T в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Для каждого периода Т вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки. Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне. На втором этапе период T задают равным Tmin, строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки - времен ошибок запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, вычисляют вариационный размах ряда по формуле R=tmax-tmin где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс, и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по меньшей величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, меньшему периоду T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект, находится в допустимой зоне, меньшему значению вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности; по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, наиболее близком к симметрии относительно нулевой точки. Заявляемый способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта путем определения скорости и точности двигательных действий, тем самым повысить достоверность отбора. 10 ил., 3 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, и к эргономике. Предварительно в состоянии высокой бдительности при активной зрительно-моторной деятельности и в процессе реальной деятельности проводят анализ частотных характеристик электроэнцефалограммы методом периодометрического анализа. Определяют число волн тета-, альфа- и гамма-диапазона в секунду. Сравнивают полученные значения. При выходе значений числа тета-, альфа- и гамма-волн в секунду за пределы значений чисел, характерных для состояния высокой бдительности, анализатор ЭЭГ преобразует комбинацию этих чисел в сенсорный сигнал и подает в автоматическом режиме предупреждающий сигнал по типу биологической обратной связи о состоянии выхода человека-оператора из контура управления. Способ повышает достоверность контрольных измерений, позволяющих своевременно подать сенсорный сигнал, что достигается за счет предварительного определения комбинации частот тета-, альфа- и гамма-ритмов ЭЭГ в состоянии высокой бдительности. 1 ил., 2 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Испытуемому предъявляют комплект карточек, содержащих тестирующие изображения. Используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель. При этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы. Испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него. Карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого. Группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе. Способ обеспечивает возможность установления ведущих архетипов и архетипов, отвергаемых сознанием человека, характеризующих личность испытуемого за счет выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности. 24 ил., 5 пр.
Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения. Используют скрининговый опросник. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. Наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов. Затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл. Отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл. Отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла. При значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия. Способ позволяет провести исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия за счет использования скринингового опросника. 2 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки быстроты и точности двигательных действий спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок не совпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Быстроту двигательных действий испытуемого оценивают по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок не совпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутому в область отрицательных значений, точность двигательных действий - по меньшему значению вариационного размаха ошибок не совпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет повысить достоверность оценки двигательных действий спортсменов-единоборцев путем определения их быстроты и точности за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий единоборствами. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутом в область отрицательных значений, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет оценить быстроту и точность двигательных действий испытуемого, тем самым повысить достоверность отбора подростков для занятий единоборствами за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психогигиене и психофизиологии, и может быть использовано для оценки динамики психофизиологического развития групп детей и подростков в процессе их взросления и обучения. Проводят психофизиологические обследования группы учащихся одного года поступления в школу на двух этапах их обучения с интервалом времени в один год с помощью «Компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат». После чего по каждому показателю психофизиологических функций дифференцированно определяют возрастной и образовательный компоненты динамики их развития. При этом возрастной компонент динамики развития определяют как среднее значение двух коэффициентов регрессии показателей психофизиологических функций относительно возраста обследуемой группы учащихся. Каждый коэффициент оценивают по результатам одного обследования. Образовательный компонент динамики развития определяют как разность между среднегрупповой величиной изменения показателя за год и возрастным компонентом развития. Затраты организма оценивают по изменению психологических и психофизиологических показателей текущего состояния нервно-психической сферы за год обучения. При этом влияние образования на развитие психофизиологических функций учащихся считают полноценным при высоких значениях образовательного компонента динамики развития в комплексе с низкими психологическими и психофизиологическими затратами за пройденный год обучения. Способ позволяет провести дифференцированную оценку возрастного и образовательного компонентов динамики психофизиологического развития в комплексе с психологическими и психофизиологическими затратами учащихся за пройденный год учебной деятельности за счет определения психофизиологических параметров. 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. Испытуемому лицу предъявляют набор изображений с персонажами. В качестве набора изображений испытуемому лицу предъявляют по 40 изображений с различными персонажами и ситуациями, которые распределены по четырем сферам: семья; интимная и сексуальная сфера; профессиональная сфера; сфера межличностных отношений и досуг. Затем испытуемому предлагают посмотреть на изображения и выбрать из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют его жизненной ситуации, и два изображения, которые неприятны или не соответствуют его жизненным ситуациям по каждой сфере. Каждому изображению соответствует номер и знак, которые определяют, фиксируют выбранные номера со знаками изображений в соответствующие ячейки в бланке. Далее определяют кодовый номер архетипа и его знак, причем знак соответствует положительной и отрицательной психологической характеристике архетипов. Каждый выбранный архетип оценивают в 1 балл, после чего подсчитывают частоту выбора испытуемым архетипов и проводят обработку данных с помощью компьютера. По результатам обработки составляют портрет психологического профиля личности. Способ позволяет повысить эффективность и объективность интегральной оценки психологического профиля личности за счет определения, подходящего для каждого индивида, архетипических изображений в различных сферах жизнедеятельности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 10 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии труда. По критериям и классификациям условий труда согласно Р.2.2.2006-05 определяют класс условий труда, на основании которых определяют величину показателей, относящихся к видам трудовой нагрузки - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной, и режим работы. Вычисляют уровень каждого вида из трудовых нагрузок - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной и режима работы по математической формуле. Далее определяют продолжительность смены, уровень личностной тревожности по тесту Спилбергера, уровень мотивации к труду по шкалам теста САН. На основании полученных данных определяют уровень функционального напряжения организма человека, процент от значения в начале смены при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках по математическому выражению. По полученному значению уровня напряжения организма человека при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках определяют стадию функционального напряжения организма: как оптимальное напряжение, как допустимое напряжение, как перенапряжение I степени, как перенапряжение II степени или как перенапряжение III степени. Способ позволяет осуществить количественное определение стадий последовательного перехода функционального состояния от напряжения к перенапряжению различной степени выраженности, а также снижение трудоемкости определения функционального напряжения организма человека при воздействии факторов напряженности трудового процесса в любых производственных условиях за счет определения и расчета условий труда и видов трудовой нагрузки, а также психологических свойств личности. 4 табл., 2 пр.
Наверх