Многоканальное быстроразъемное соединение

Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоканальным быстроразъемным соединениям трубопроводов, и может быть использовано там, где требуется многоканальная транспортировка жидкостей, газов и быстрое, надежное разъединение трубопроводов в определенный момент, преимущественно в ракетно-космической технике. Многоканальное быстроразъемное соединение содержит корпус с размещенными в нем трубопроводными каналами, соединенными посредством шарнирных соединений, одни концы которых выполнены в виде сферических наконечников. Шарнирные соединения выполнены подпружиненными, а сферические наконечники шарнирного соединения взаимодействует с внутренними поверхностями трубопроводных каналов, которые выполнены коническими и самоуплотняются посредством уплотнительных колец и защитных шайб, размещенных в проточках трубопроводных каналов, а другие концы шарнирных соединений, со стороны ответных трубопроводных каналов больших диаметров, выполнены в виде части сферы с проточками под уплотнительные кольца и защитные шайбы, при этом быстроразъемное соединение стянуто замковым устройством, а для предотвращения взаимного смещения плит корпуса в них размещены фиксирующие элементы. Изобретение обеспечивает герметичное и надежное соединение-разделение трубопроводов. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к космической технике, и касается систем и агрегатов, в которых необходимо надежное и быстрое разделение трубопроводов.

Известны многоканальные быстроразъемные соединения (БРС), в которых разделяемые трубопроводы представляют телескопические соединения, т.е. "труба в трубе", и уплотняются по сопряженным поверхностям эластомерными уплотнителями [патенты Германии №1324446, №136039] и для надежного разделения частей БРС имеют в своем составе специальные расталкивающие устройства.

Наличие дополнительных устройств усложняет конструкцию, увеличивает трудоемкость изготовления, повышает полетную массу БРС, тем самым уменьшает полезную нагрузку.

При изготовлении, сборке и разделении (расстыковках) к многоштуцерным БРС предъявляются высокие требования по соосности стыкуемых трубопроводов и ограничению действующих сил от присоединенных трубопроводов.

Существуют многоканальные БРС, в которых соединение каналов осуществляется по торцовым поверхностям, по типу клапанных устройств [Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник. Под общей редакцией А.И. Голубева и Л.А. Кондакова. М.: Машиностроение, 1986, стр. 221-240, рис. 7.3, 7.10].

Недостатками таких соединений также являются: высокие требования по соосности ответных частей, равномерности нагрузок на уплотнитель, из-за допусков на размеры входящих деталей; большие силы стягивания разделяемых частей БРС, компенсирующие расталкивающие силы от давления среды в стыкуемых трубопроводах БРС.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому многоканальному быстроразъемному соединению с шарнирным соединением трубопроводов является выбранное в качестве прототипа трубное шарнирное соединение, размещенное в жестком корпусе, в котором один из трубопроводов выполнен с внутренней поверхностью в виде части сферы, сопряженной со сферической поверхностью законцовки наконечника. Другой конец наконечника - цилиндрический, вставлен в соединяемый трубопровод, т.е. "труба в трубе" (авторское свидетельство №1295130 - прототип).

Недостатком этой конструкции являются ее ограниченные возможности, так как не предназначена для многоканальных быстроразъемных соединений, требующих совпадения центров сферических поверхностей и их соосности сопряженным цилиндрическим поверхностям другого конца трубопровода, что является технически сложным для соединения одновременно 3-х, 5-ти и т.д. трубопроводов.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение его возможностей с обеспечением герметичного и надежного соединения-разделения, где количество соединяемых трубопроводов больше трех.

Поставленная задача достигается тем, что многоканальное быстроразъемное соединение содержит корпус с размещенными в нем трубопроводными каналами, соединенными посредством шарнирного соединения, один конец которого выполнен в виде сферического наконечника, при этом шарнирное соединение выполнено подпружиненным, а сферические наконечники шарнирного соединения взаимодействуют с внутренними поверхностями трубопроводного канала, которые выполнены коническими и самоуплотняются посредством уплотнительных колец и защитных шайб, размещенных в проточках трубопроводного канала, а другие концы шарнирного соединения, со стороны ответного трубопроводного канала, выполнены в виде части сферы с проточками под уплотнительные кольца и защитные шайбы, при этом быстроразъемное соединение стянуто замковым устройством, а для предотвращения взаимного смещения плит корпуса в них размещены фиксирующие элементы.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где показаны:

на фиг. 1 - главный вид многоканального БРС в разрезе;

на фиг 2 - показан вид Б с фиг. 1;

на фиг. 3 - вид сверху, дающий представление о компоновке и количестве стыкуемых трубопроводов.

Многоканальное БРС, изображенное на фиг. 1, состоит из корпуса в виде двух плит 1 и 2, имеющих трубопроводные каналы 3 и 4, соединенные между собой посредством подпружиненного шарнирного соединения 5.

Пружина 6 с одной стороны поджимает сферические наконечники шарнирного соединения 5 к конической поверхности канала 3, в проточках которого размещены уплотнительные кольца 7 и защитные шайбы 8, а контакт шарнирного соединения 5, выполненного в виде части сферы со стороны ответного трубопроводного канала 4, осуществляется через уплотнительные кольца 9 и защитные шайбы 10, размещенные в проточках сферической поверхности шарнирного соединения 5.

Обе части многоканального быстроразъемного соединения стянуты замковым устройством 11, а для исключения относительного сдвига плиты 1 и 2 в них размещены фиксирующие элементы 12 в виде штифтов.

Замена цилиндрического конца наконечника на сферический, т.е. пару "труба в трубе" на пару "шар в трубе", имеющую 4-ю степень свободы, позволяет сферическое седло одного трубопроводного канала заменить на конусное седло.

Второй конец наконечника, выполненный в виде части сферы, вставлен в ответный трубопроводный канал и представляет кинематическую пару "шар в трубе" с 4-мя степенями свободы, что позволяет шарниру самоустанавливаться в уплотнительных местах, упрощая сборку БРС, компенсируя возможные несоосности при изготовлении, сборке, перемещения от воздействия температур и внешних нагрузок.

Таким образом, использование заявленного изобретения позволит расширить его возможности с обеспечением герметичного и надежного соединения-разделения, где количество трубопроводов больше 3.

Многоканальное быстроразъемное соединение, содержащее корпус с размещенными в нем трубопроводными каналами, соединенными посредством шарнирного соединения, один конец которого выполнен в виде сферического наконечника, при этом шарнирное соединение выполнено подпружиненным, а сферические наконечники шарнирного соединения взаимодействуют с внутренними поверхностями трубопроводного канала, которые выполнены коническими и самоуплотняются посредством уплотнительных колец и защитных шайб, размещенных в проточках трубопроводного канала, а другие концы шарнирного соединения, со стороны ответного трубопроводного канала, выполнены в виде части сферы с проточками под уплотнительные кольца и защитные шайбы, при этом быстроразъемное соединение стянуто замковым устройством, а для предотвращения взаимного смещения плит корпуса в них размещены фиксирующие элементы.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в системах подачи топлива для двигателей внутреннего сгорания. Предложена система (1) подачи топлива из топливного бака (2) в топливораспределительный коллектор (5), включающая в себя насосный узел, содержащий топливный тракт (11) с магистралью (Р1) низкого давления и магистралью (Р2) высокого давления и насос (9) высокого давления.

Изобретение относится к разъемным соединениям и может быть использовано для демонтажа и монтажа заменяемого агрегата пневмогидросистемы с ограниченным сроком службы.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения трубопроводов, и может быть использовано в пневмогидравлических системах космических ракет.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для быстроразъемного соединения гибких эластичных трубопроводов. Соединяемые гибкие эластичные трубы с цилиндрическими буртами изготовлены из резинотканевых материалов с металлическими закладными в буртах.

Изобретение относится к многоразовым разъемным соединениям трубопроводов в ракетно-космической технике, обеспечивающим разделение пневмогидромагистралей от управляющего давления сжатого воздуха с дублированием разделения вручную при технологических операциях при подготовке изделия к старту.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение относится к охватывающей детали быстроразъемного трубного соединения, предназначенного для съемного соединения двух трубопроводов, транспортирующих какую-либо среду под давлением.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоканальным быстроразъемным соединениям трубопроводов, и может быть использовано в ракетно-космической технике.

Изобретение относится к стяжным штуцерным соединениям. .

Изобретение относится к машиностроению и нефтегазовой отрасли. Соединение содержит соединяемые два звена со стыковочными поверхностями и запорное устройство. Первое звено выполнено с упорными элементами, а второе звено - с расположенными под углом отверстиями. Запорное устройство имеет нажимной и захватные элементы. Отличается тем, что на запорном устройстве размещен подвижный ползун, а второе звено соединено с ползуном с возможностью поворота. Это позволяет снизить трудозатраты при эксплуатации соединения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в устройствах разделения элементов ракет. Безимпульсный делитель, установленный на разделяемой оболочке пространственной формы, содержит детонирующий удлиненный заряд (ДУЗ), инициатор ДУЗа, вставку в виде выступа П-образной формы с завулканизированным эластомером, Г-образную разрезную пластмассовую втулку. Изобретение позволяет упростить конструкцию узла разделения, повысить уровень защиты внутренней полости разделяемых частей от действия ДУЗа. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для соединения трубопроводов. Соединение содержит соединяемые два звена, при этом первое звено выполнено с элементами упора, два подпружиненных прихвата, взаимодействующие с элементами упора, коромысло, силовой элемент, поворотные собачки. Собачки взаимодействуют с прихватами и коромыслом. Пружины прихватов расположены со смещением относительно оси поворота прихватов. Обеспечивается расширение эксплуатационных возможностей соединения. Изобретение расширяет эксплуатационные возможности соединения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к разъемным соединениям и может быть использовано для подсоединения с последующим отделением воздуховодов системы термостатирования космической головной части при нахождении ракеты-носителя с последней на стартовой позиции. Разъемное соединение содержит горловину люка, закрепленную на корпусе космической головной части, фиксирующее устройство с механизмом натяжения и отделяемый фланец воздуховода. Фиксирующее устройство выполнено на основе байонетного зацепления и состоит из двух частей, одна из которых установлена на горловине люка, а другая на отделяемом фланце воздуховода. На горловине люка установлено трехзвенное разъемное кольцо. Описана конструкция и связи упомянутого кольца с использованием винтового стяжного соединения. Наружная поверхность звеньев кольца выполнена ступенчатой с образованием буртика, контактирующего верхним торцом с закраиной горловины люка. В буртике каждого звена имеется сквозной паз, граничащий с клиновидным участком, образованным в буртике со стороны его нижнего торца, обращенного в сторону корпуса космической головной части. На боковой поверхности буртика выполнены зубцы, взаимодействующие с подпружиненным стопором, установленным на другой части фиксирующего устройства, выполненной в виде ступенчатой втулки, установленной, с возможностью вращения, на нижней части отделяемого фланца. Нижняя часть отделяемого фланца выполнена в форме полого цилиндра, имеющего наружный буртик со стороны нижнего торца, образующего опору для ступенчатой втулки. Верхняя часть отделяемого фланца выполнена в форме полого усеченного конуса, соединенного меньшим основанием с верхним торцом цилиндра. На нижнем основании втулки, со стороны ее внутренней поверхности, закреплены клиновидные выступы, для образования байонетного соединения, контактирующие с клиновидными участками разъемного кольца при развороте втулки относительно нижней части отделяемого фланца. Изобретение повышает надежность соединения. 5 ил.
Наверх