Способ создания учебно-методического пособия для формирования "наложенных" изображений, предназначенных для восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования групп наложенных контурных изображений. Изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. 7 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса.

В настоящее время восстановление нарушенного процесса зрительного восприятия относится к наименее разработанным вопросам теории и практики восстановительного обучения, где имеются лишь общие положения и указания в отношении работы с данным, широко распространенным видом нарушений психической деятельности.

«Наложенные» изображения» играют важную роль в восстановительном обучении, при работе над восстановлением различных видов нарушений зрительного восприятия (зрительно-предметного, символического), так как работа с данным типом изображений способствует восстановлению чувствительности процесса зрительного восприятия, способности к вычленению существенных, отличительных признаков воспринимаемых изображений.

Причем в отличие от нейропсихологической диагностики, проводимой обычно два раза (в начале и в конце нахождения пациента в клинике), курс восстановительного обучения включает в себя значительное количество занятий от 15 занятий (время нахождения в стационаре) до многих десятков занятий, и поэтому требует значительно большего количества рабочего материала. Это является одной из причин того, что в неврологических клиниках практически не проводится работа по восстановлению нарушенного процесса зрительного восприятия.

Известен способ создания картинок на бумаге с изображением контура, силуэта частей знакомых предметов, наложенных друг на друга. Использования данного стимульного материала проводят путем процедуры исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов. [А.Р. Лурия. Методика «Зашумленные изображения». Найдено 18.08.2014 в Интернет: http://www.psiholognew.com/dosh019.html].

Известен нейропсихологический альбом, выполненный в книжном варианте и содержащий обложку и листы со стимульным материалом, среди которого представлены и «наложенные изображения», используемый для диагностики нарушения зрительного восприятия. (Нейропсихологическая диагностика. Часть I.I - М: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004, 48 с.).

Данный тип созданных изображений, описанный как в первом, так и во втором источнике информации, наряду с другими созданными типами «зашумленных» изображений используется чаше всего для нейропсихологической диагностики зрительного восприятия, позволяя выявлять различные виды нарушений зрительного гнозиса. Использование этих нанесенных изображений на бумагу для восстановления нарушенного зрительного восприятия при проведении длительного лечебного курса требует большого количества листов с наложенными изображениями, что сложно реализовать на практике.

Известно создание учебно-методического пособия для развития зрительного восприятия, основанного на принципах постепенного усложнения задания путем использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов). Требуется их опознать и назвать [Ковальская Наталия Вячеславовна. Совершенствование зрительно-моторной координации и выносливости мышц руки с детьми, имеющими проблемы развития. Опубликовано 13.11.2013. Найдено в Интернет: nsportal.ru>sadsovershenstvovaniekoordinatsii]. Однако в данном источнике не описан процесс создания учебно-методического пособия, и можно только предполагать, что работа идет с обычными листами бумаги с наложенными изображениями. Такое учебно-методическое пособие не обеспечивает формирования большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. Данное учебно-методическое пособие рассмотрено нами в качестве ближайшего аналога.

Технический результат заявленного способа заключается в простоте исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов.

Технический результат достигается тем, что создают учебно-методическое пособие для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, включающее формирование изображений, при этом изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема, причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях пленки.

Способ создания учебно-методического пособия, для формирования наложенных контурных изображений, предназначенного для нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, иллюстрируется фигурами. На фиг. 1 представлен общий вид созданного пособия, включающего в себя файлы с прозрачными пленками, на которые нанесены контуры изображений предметов и объектов. На фиг. 2-6 представлены изображения, находящиеся на отдельных прозрачных листах формата A4, вставленные в прозрачные файлы, на фиг. 7 представлено наложенное изображение, полученное при подкладывании белого листа бумаги A4 под пять файлов с изображениями контуров предметов и объектов, размещенных друг на друге в учебно-методическом пособии.

Способ осуществляется следующим образом.

Создание учебно-методического пособия проводят (см. фиг. 1) путем нанесения контуров предметов или объектов (1) на прозрачные пленки формата A4 (2); затем пленки (2) с изображениями (1) размещают в прозрачных файлах (3), которые закрепляют в разъемных кольцах (4) на картонной или пластиковой обложке (5) с возможностью их переворачивания и съема.

На каждую прозрачную пленку (2) наносят либо один контур предмета или объекта, либо два контура (1), располагая их симметрично относительно друг друга. В частности, в качестве прозрачных пленок можно использовать прозрачные пленки XEROX, изображение на которые наносится так же легко, как на обычную бумагу (см. http://www.xerox.ru/ru/supplies/535/714141), либо полиэстеровые прозрачные двухсторонние (DS) пленки Lomond PE DS Film (см. http://www.lomondik.ru/catalog/product.html). Одно изображение (1) наносят в левой части прозрачной пленки (2), другое в ее правой части. При этом в случае задания по восстановлению нарушенного зрительного восприятия под необходимое количество файлов (3) с прозрачными пленками (2), содержащими изображения (1), подкладывают чистый белый лист бумаги формата A4.

Восстановление нарушенного зрительного восприятия реализуют благодаря тому, что изображения, входящие в данное учебно-методическое пособие, нанесены не на бумагу, а на прозрачную пленку формата A4. А каждый лист пленки содержит один или два отдельных контурных изображения предмета или объекта и размещен в прозрачных файлах. Наложение двух и более прозрачных файлов с прозрачными листами друг на друга и подкладывание под них белого листа бумаги и позволяет создавать различные группы наложенных изображений. Важное значение имеет то, что специалист может вынимать файлы с наложенными изображениями из разъемных колец и комбинировать их в другой последовательности, что позволяет создать новые группы наложенных контурных изображений.

Каждый из листов имеет свой номер, позволяющий фиксировать в протокол нейропсихологического обследования и занятия по восстановительному обучению, сочетания каких изображений использовались.

Практическое применение

При проведении нейропсихологического обследования или занятия по восстановительному обучению специалист подкладывает под два или более прозрачных файлов с прозрачными листами, находящихся в учебно-методическом пособии, стандартный белый лист, в результате чего получается два комплекта контурных изображений, которые и предлагают больному.

Количество предъявляемых наложенных изображений для восстановления нарушенного зрительного восприятия определяются состоянием больного и варьирует от двух - для больных с выраженным нарушением зрительного восприятия, до 3-5 для больных с легкими степенями нарушения. Если больной испытывает трудности при опознании групп изображений, специалист задает больному наводящие вопросы или дает какую-либо подсказку. При необходимости специалист может снизить сложность задания, убрав верхний файл с прозрачным листом с контурным изображением, и уменьшить тем самым количество наложенных изображений, облегчая больному восприятие оставшихся. Курс восстановительного обучения включает в себя от 15 занятий и более с одновременной оценкой перед и в процессе восстановительного обучения степени восстановления нарушенного зрительного восприятия.

Результаты обследования в виде количества названных изображений и времени, затраченного на узнавание изображений, фиксируются в протоколе нейропсихологического обследования с указанием использованных номеров листов с изображениями. После проведения курса медикаментозного лечения или восстановительного обучения процедура обследования повторяется с использованием других изображений. Получаемые в ходе двух данных обследований результаты позволяют оценить степень восстановления нарушенного зрительного гнозиса и эффективность проведенного курса лечения.

Длительный курс по восстановительному обучению проводят путем отработки в течение ряда занятий различных сочетаний наложенных изображений, которые специалист получает, вынимая прозрачные файлы из папки и комбинируя их в иной последовательности.

Созданное учебно-методическое пособие, содержащее 50-60 листов с изображениями, нанесенными на прозрачную пленку, позволяет формировать значительное количество групп наложенных изображений, обеспечивая возможность длительных занятий с больными.

Данное пособие возможно использовать при работе над восстановлением следующих видов нарушений зрительного восприятия:

1. Зрительно-предметной агнозии.

2. Символической агнозии.

3. Лицевой агнозии.

Способ создание учебно-методического пособия для восстановления нарушенного зрительного восприятия обеспечивает:

1. Простоту в изготовлении пособия и в дальнейшем удобство в его эксплуатации.

2. Возможность формирования из ограниченного количества наложенных изображений практически неограниченного количества групп наложенных изображений.

3. Возможность плавной смены степени сложности восприятия наложенных изображений путем переворачивания верхнего файла (от наиболее легкого варианта из двух изображений, до наиболее сложного варианта из пяти и более изображений).

4. Широкая сфера использования пособия - как в нейропсихологическом исследовании, так и в восстановительном обучении.

Способ создания учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники, включающий формирование групп наложенных контурных изображений, отличающийся тем, что изображения в виде контуров предметов и/или объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема, причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерному устройству, и, в частности, к приобретению навыков правильной позиции рук при мануальном контакте с рабочей поверхностью - внешней клавиатуры, активного дисплея монитора, планшетного компьютера, пульта управления и т.д.

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами. Задачей изобретения является создание более эффективного способа подготовки шахматистов, в котором спортсмены управляют вниманием, что влияет на качество игры, и приводит в конечном итоге к повышению мастерства шахматиста.

Изобретение относится к учебным пособиям для развития творческой деятельности человека. Наглядное пособие содержит основание и тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположенными столбцами, отражающими моменты развития человека.

Способ обучения пользователя использованию комплекта для определения аналита (такого как глюкоза) в образце жидкости организма (например, образце цельной крови) включает в себя активацию аналитического измерителя комплекта, причем аналитический измеритель включает в себя модуль обучения на основе дисплея.

Изобретение относится к ручным средствам обучения, несущим упорядоченно расположенные знаки и символы. Тело имеет основание с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов.

Изобретение относится к глиняной композиции, которую можно применять для игры, обучения, рабочей лепки. Глиняная композиция содержит 100 массовых частей диатомитового порошка - первый основной материал, измельченного до размера, составляющего от 10 до 10000 меш, и от 5 до 70 массовых частей амфипротной - гидрофильной и липофильной жидкости.

Изобретение относится к способу обучения пользователя использованию веб-сайта. Способ включает получение интерактивного веб-контента от веб-сайта и отображение этого интерактивного веб-контента пользователю совместно с информацией обучения пользователя взаимодействию с веб-сайтом.

Изобретение относится к сфере образования и, в частности, к средствам обучения. На круглой динамической платформе создают технический класс с возможностями трансформера, использующего серию систем - энергосберегающую систему освещения, поливариантную обучающую систему и сенсорную систему, основными элементами которых выступают многофункциональные устройства гибкой фотонной электроники - фотонные порты и фотонные следки с микросхемами, выполняющие функцию сенсоров-контролеров, функцию освещения и локальных хранителей информации.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано в стендовой и пулевой стрельбе и на траншейном стенде. Способ заключается в определении наиболее оптимального темпа стрельбы индивидуально для каждого стрелка за счет использования управляемого звуком секундомера путем сопоставления субъективных ощущений о темпе стрельбы с реальным временем, при котором производится выстрел.
Изобретение относится к медицине, реабилитации, в частности, пациентов с парезом руки. Руку пациента размещают и фиксируют в устройстве в виде сенсорной перчатки, располагают и фиксируют относительно устройства чувствительные и токопроводящие элементы.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.

Способ относится к психологии и может быть использован для диагностики и оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата в коллективе.

Изобретение относится к техническим средствам для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система включает измерительный микрофон с передающим устройством, связанный с измерителем шума по радиоканалу, четырехрежимное сигнально-информационное табло, связанное с блоком вычислителя по радиоканалу, и устройство ввода информации.

Изобретение относится к профилактической медицине, а именно к способам изучения условий труда для разработки меры профилактики возможного вредного их влияния на здоровье работника.

Изобретение относится к медицине, психофизиологии и может быть использовано для динамического наблюдения за психофизиологическим состоянием персонала, при профессиональном отборе и оценке персонала в структурах психологического и психофизиологического обеспечения различных ведомств, при определении пригодности и перспективности спортсменов с учетом их психофизиологических характеристик.
Изобретение относится к области медицины, в частности к области онкологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения онкологических больных, а также для профилактики онкологических заболеваний.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам формирования медицинских умений и навыков. Система содержит медицинский симулятор организма человека, включающий имитаторы функциональных систем и органов, датчики измерения и контроля текущего состояния имитаторов и их положения в симуляторе, связанные мультиплексором с блоком управления симулятором, содержащим процессор с блоком установок значений нормы и патологии, корректором степени патологического состояния функциональных систем и органов и логическим блоком оценки правильности действий обучаемого и блоком корректировок, выполненным с возможностью внесения корректировок в оценку профессиональных умений и навыков и связанным с блоком инструктора, выполненным с возможностью формирования заданий и их корректировки в имитаторе функциональных систем и органов медицинского симулятора, и монитор компьютера обучаемого, связанный с блоком инструктора.
Изобретение относится к медицине, в частности к специальности «акушерство и гинекология», и может быть использовано в консервативном лечении обострений хронических воспалительных заболеваний матки и придатков (ОХВЗМП) в качестве прогностического критерия эффективности стандартной консервативной терапии.

Группа изобретений относится к медицине и может быть использована для определения и коррекции функционального состояния больного гипертонической болезнью. Проводят оценку состояния больного гипертонической болезнью по степени отличия показателей текущего состояния от индивидуальных показателей.

Изобретение относится к области медицины, в частности к онкологии, и может быть использовано в качестве способа прогнозирования эффективности гормонотерапии при лечении рака молочной железы.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии. Определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень. Способ позволяет повысить достоверность скрининговой диагностики, что достигается за счет оценки признаков, которые являются чувствительными и специфичными для мигрени у подростков. 1 табл., 1 пр.
Наверх