Противоизносная присадка

Настоящее изобретение относится к противоизносной присадке, содержащей молекулы твердой пластичной смазки и молекулы поверхностно-активного вещества - олеиновой кислоты C18H34O2, при этом ядро мицеллы содержит молекулы твердой пластичной смазки диселенида молибдена MoSe2 с окружающими их молекулами стеариновой кислоты C18H36O2 дополнительно при следующем соотношении компонентов, масс. %: MoSe2 - 10%, C18H34O2 - 30%, C18H36O2 - 60%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение триботехнических и эксплуатационных характеристик присадки при минимизации концентрации присадки в смазочных материалах. 3 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Известны магнитные жидкости, которые меняют свои свойства в зависимости от напряженности магнитного поля. Они также могут служить для уменьшения коэффициента трения и интенсивности изнашивания трущихся узлов (см. Берковский Б.М., Медведев В.Ф., Крюков М.С. Магнитные жидкости. - М.: Химия, 1989 г., С. 159-166). Магнитные жидкости отличаются от традиционных смазок наличием твердых частиц, поэтому они в основном применяются в узлах трения подшипников качения и скольжения, в зацеплении зубчатых колес.

Наиболее близкой, по сути, является противоизносная присадка к дизельному топливу (см. патент РФ №2276681, 2006 г.), содержащая молекулы твердой пластичной смазки Fe3O4 (оксид железа), обладающие низким сопротивлением сдвигу, которые окружены молекулами поверхностно-активного вещества - олеиновой кислоты C18H34O2. Присадка обладает недостатком - диапазон ее рабочих температур является ограниченным (t = +5° - +80°С) и недостаточным для использования в высокотемпературных узлах трения машин и механизмов.

Техническая задача - получение противоизносной мицеллярной наноприсадки для применения в трибосопряжениях с использованием смазочных материалов с более широким диапазоном рабочих температур.

Технический результат - повышение триботехнических и эксплуатационных характеристик присадки при минимизации концентрации присадки в смазочных материалах.

Он достигается тем, что в известной присадке, содержащей молекулы твердой пластичной смазки и молекулы поверхностно-активного вещества - олеиновой кислоты C18H34O2, ядро мицеллы содержит молекулы твердой пластичной смазки диселенида молибдена MoSe2 с окружающими их молекулами стеариновой кислоты C18H32O2 дополнительно при следующем соотношении компонентов, масс. %: MoSe2 - 10%, C18H34O2 - 30%, C18H36O2 - 60%.

Предлагаемая присадка представляет собой жидкость из основного продукта с введением в него фазочистого диселенида молибдена. Диселенид молибдена представляет собой ядро мицеллы, обладающее низким сопротивлением сдвигу, и окружающие его молекулы поверхностно-активных веществ - олеиновой кислоты C18H34O2 и стеариновой кислоты C18H36O2. Молекулы данных кислот абсорбируются на поверхности частиц диселенида молибдена в результате процесса хемосорбции.

Молекулы стеариновой кислоты C18H36O2 обладают достаточно высокими температурными характеристиками и химической стабильностью по сравнению с олеиновой кислотой. Свойства данных кислот показаны в таблице 1.

С целью подтверждения улучшения свойств противоизносной присадки и достижения технического результата были проведены сравнительные трибологические испытания присадки-прототипа и предлагаемой присадки на машине трения (см. патент РФ №115917, 2012 г.). Испытания проводили по схеме «вал-втулка», на базовом масле МС-20 (ГОСТ 21743-76) в течение 10 часов, напряженность магнитного поля составляла 20 кА/м, давление в зоне трения составляло 1,5 МПа, температура в зоне трения - 120°C. Скорость скольжения составляла 0,1 с-1, что соответствует неустановившемуся (граничному) режиму смазки в паре трения. Материалы пары трения - баббит марки Б83 (втулка) и сталь 35 (вал). Результаты экспериментальных исследований показали высокую эффективность предлагаемой присадки и подтвердили ее повышенные триботехнические и эксплуатационные характеристики (табл. 2). Из таблицы 2 видно, что при одинаковых концентрациях присадок (0,005-0,02 масс. %) предлагаемая присадка проявляет лучшие триботехнические свойства: коэффициент трения понижается в 1,5-2 раза, интенсивность изнашивания понижается в 1,5-2,5 раза. Это подтверждает высокую температурную устойчивость предлагаемой противоизносной присадки.

Присадку получали следующим способом. В качестве твердой пластичной смазки предложен диселенид молибдена MoSe2, поскольку его рыночная стоимость в 30 раз меньше рыночной стоимости оксида железа Fe3O4. Схема получения показана на табл. 3. Диселенид молибдена MoSe2 помещали в ванну диспергатора с олеиновой и стеариновой кислотами, где происходил процесс диспергирования при температуре 28-30°C при частоте 43 кГц в течение 20 часов. Затем раствор с мицеллами диселенида молибдена MoSe2 направляли в седиментационную камеру, где он осаждался в течение 8 часов.

Полученный раствор сливали и направляли на экспертизу по определению размера полученных мицелл. Оптимальный диапазон размеров частиц присадки 10-7-10-9 м. Осадок из седиментационной камеры направляли на повторную диспергацию, туда же направляли раствор после проведения процесса измерения размера частиц присадки, если они оказывались больше оптимального.

Раствор с мицеллами нужного размера направляли в накопитель. Из накопителя раствор поступал в смесительную камеру, где при температуре 25-30°C и скорости 300 об/мин его смешивали с маслом до получения конечного продукта - смазочной композиции с концентрацией MoSe2 0,01% масс. Данный температурный и скоростной режим выбран с целью интенсивного перемешивания составляющих смазочной композиции при недопущении испарения присадки в процессе смешивания. В результате получали продукт - противоизносную присадку - при следующем соотношении компонентов, масс. %: MoSe2 - 10%, C18H34O2 - 30%, C18H36O2 - 60%.

Положительный эффект - предлагаемая присадка позволяет при сравнительно низкой концентрации значительно снизить коэффициент трения и интенсивность изнашивания пар трения и повысить ресурс трибосопряжений машин и механизмов. Кроме того, введение в присадку диселенида молибдена MoSe2 как дешевого вещества значительно снижает себестоимость присадки.

Источники информации

1. Берковский Б.М., Медведев В.Ф., Краков М.С. Магнитные жидкости. - М.: Химия, 1989. - с. 159-166.

2. Патент РФ №115917, 2012 г.

3. Патент РФ №2276681, 2006 г. (прототип).

Противоизносная присадка, содержащая молекулы твердой пластичной смазки и молекулы поверхностно-активного вещества - олеиновой кислоты C18H34O2, отличающаяся тем, что ядро мицеллы содержит молекулы твердой пластичной смазки диселенида молибдена MoSe2 с окружающими их молекулами стеариновой кислоты C18H36O2 дополнительно при следующем соотношении компонентов, масс. %:

MoSe2 10
C18H34O2 30
C18H36O2 60



 

Похожие патенты:
Настоящее изобретение относится к композиции синтетического масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей, содержащей фторсилоксановую жидкость с трифторпропильным радикалом и кремнийорганическую присадку; которая представляет собой раствор капроната железа в олигодиметил-(метил-трифторпропил)-силоксановой жидкости с содержанием капроната железа 0,35-0,6% масс, с содержанием в композиции в целом собственно железа 0,01-0,06% масс.

Настоящее изобретение относится к маслу для холодильных машин, содержащему сложный эфир, полученный этерификацией только смеси многоатомного спирта и жирной кислоты, содержащей по меньшей мере одну жирную кислоту С4-С6 и по меньшей мере одну разветвленную жирную кислоту С7-С9, где молярное отношение по меньшей мере одной жирной кислоты С4-С6 и по меньшей мере одной разветвленной жирной кислоты С7-С9 в смеси жирных кислот составляет между 15:85 и 90:10, по меньшей мере одна жирная кислота С4-С6 включает 2-метилпропановую кислоту, и общее количество по меньшей мере одной жирной кислоты С4-С6 и разветвленной жирной кислоты С7-С9 в смеси жирных кислот составляет по меньшей мере 20 мольных %.

Настоящее изобретение относится к способу смазывания трансмиссии для ветровой установки с полиалкил(мет)акрилатами в качестве смазочного средства, при этом используют смазочное средство, содержащее по меньшей мере 30 мас.% полиалкил(мет)акрилата в пересчете на общую массу смазочного средства, причем полиалкил(мет)акрилат содержит: a) от 0 до 25 мас.% повторяющихся звеньев, производных (мет)-акрилатов формулы (I), в которой R означает водород или метил и R1 означает алкильный остаток с 1-5 атомами углерода, b) от 50 до 100 мас.% повторяющихся звеньев, производных (мет)акрилатов формулы (II), в которой R означает водород или метил и R2 означает алкильный остаток с 6-15 атомами углерода, причем повторяющиеся звенья формулы (II) являются смесью неразветвленных и разветвленных остатков, причем от 5 до 80% остатков R2 в пересчете на массу повторяющихся звеньев формулы (II) являются разветвленными, и с) от 0 до 50 мас.% повторяющихся звеньев, производных (мет)акрилатов формулы (III), в которой R означает водород или метил и R3 означает алкильный остаток с 16-40 атомами углерода, причем полиалкил(мет)акрилат получают в присутствии от 2 до 6 мас.% агентов передачи цепи н-додецилмеркаптана и трет-додецилмеркаптана, в пересчете на используемые при полимеризации мономеры, и полиалкил(мет)акрилат обладает среднемассовой молекулярной массой в диапазоне от 10000 до 18000 г/моль и полидисперсностью в диапазоне от 1,5 до 1,8.

Изобретение относится к гелевой мультимодальной добавке, включающей наполнитель, дисперсионную среду, структурообразователь, а именно 12-оксистеарат натрия, модификатор реологических свойств, а именно винипол с молекулярной массой 12000, при этом в качестве наполнителя используют олеофилизованный антигорит, имеющий удельную поверхность не менее 70 м2/г и твердость по Виккерсу не более 1 ГПа, а в качестве дисперсионной среды применяют минеральное моторное масло с содержанием ароматических фракций 70-80%, при следующем соотношении компонентов, мас.%: олеофилизованный антигорит - 25-35; минеральное моторное масло - 55-65; структурообразователь - 2-5; модификатор реологических свойств - 5-8.

Настоящее изобретение относится к способу получения алмазосодержащей смазочной композиции путем механического смешения исходного масла с растворенным в нем поверхностно-активным веществом и предварительно обезвоженного вакуумной сушкой детонационного алмазосодержащего углерода в количестве 5-10 мас.% при 80-110°C, при этом в качестве поверхностно-активного вещества используют катионное азотсодержащее поверхностно-активное вещество в количестве 2-10% от массы детонационного алмазосодержащего углерода, а после смешения осуществляют выдержку не менее 60 мин для удаления избытка воздуха с последующей обработкой композиции на виброкавитационном гомогенизаторе при температуре 80-110°C и подачей ее на сепаратор, причем композицию подают на рабочую поверхность ротора виброкавитационного гомогенизатора не более 0,5 г/см2·с при скорости вращения ротора не менее 15 м/с.

Настоящее изобретение относится к компоненту смазки, включающему: а) по меньшей мере один анион, выбранный из группы, состоящей из манделато борат аниона, салицилато борат аниона, малонато борат аниона, сукцинато борат аниона, глутарато борат аниона и адипато борат аниона, и б) по меньшей мере один катион, выбранный из группы, состоящей из тетраалкилфосфоний катиона, холин катиона, катиона имидазолия и пирролидиний катиона, отличающийся тем, что по меньшей мере один катион имеет по меньшей мере один алкильный заместитель с общей формулой CnH2n+1, где 1≤n≤80.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для приработки и консервации ДВС, содержащей минеральное масло, олеиновую кислоту, тетраборат этилендиаммония, октадецилсульфонат натрия, при этом с целью повышения долговечности масленой пленки и повышения консервационных свойств она дополнительно содержит 3,5-динитробензоат пиперидиния при следующем соотношении компонентов, мас.

Настоящее изобретение относится к маслу для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, при этом оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в ксилоле, а диалкилдитиофосфат цинка включает в себя короткий бутил- и длинный октилалкильные радикалы при следующем соотношении компонентов, мас.%: дибутилпаракрезол 0,40-0,60; диалкилдитиофосфат цинка 0,30-0,50; алкилсалицилат кальция 0,05-0,15; триалкилфосфат 0,10-0,20; модифицированные полиолы в ксилоле 0,01-0,02; полиметилсилоксаны 0,003-0,007; нефтяное масло - до 100.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное.

Настоящее изобретение относится к способу снижения токсичности отработанной смазочной композиции, извлеченной из двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, заправленного бензиновой композицией, который включает введение в смазочную композицию базового масла, полученного способом Фишера-Тропша.
Настоящее изобретение относится к композиции синтетического масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей, содержащей фторсилоксановую жидкость с трифторпропильным радикалом и кремнийорганическую присадку; которая представляет собой раствор капроната железа в олигодиметил-(метил-трифторпропил)-силоксановой жидкости с содержанием капроната железа 0,35-0,6% масс, с содержанием в композиции в целом собственно железа 0,01-0,06% масс.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для приработки и консервации ДВС, содержащей минеральное масло, олеиновую кислоту, тетраборат этилендиаммония, октадецилсульфонат натрия, при этом с целью повышения долговечности масленой пленки и повышения консервационных свойств она дополнительно содержит 3,5-динитробензоат пиперидиния при следующем соотношении компонентов, мас.
Изобретение относится к противотурбулентной присадке, содержащей высокомолекулярный полиизобутилен, при этом он представляет собой раствор высокомолекулярного полиизобутилена в смеси органических растворителей, с добавкой индустриального масла и 1,2-эпоксипропана, при следующем соотношении компонентов, масс.%: высокомолекулярный полиизобутилен 2,0-7,0; нефрас 15-30; уайт-спирит 45-62,5; индустриальное масло 15-20; 1,2-эпоксипропан 0,25-0,75.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, включающей базовое масло и одну или несколько добавок, при этом композиция включает моющую присадку, представляющую собой продукт взаимодействия кислотного органического соединения, соединения бора и основного органического соединения общей формулы (I), где а равно 1 или 2 и где R1 и R2 представляют собой независимо выбранные углеводородные группы, при условии, что когда а равно 2, группы R1 и R2 выбраны независимо, и имеет содержание сульфатной золы (согласно ASTM D 874) по меньшей мере 0,1 мас.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, включающей глубокоочищенное отработанное индустриальное масло, мыльный загуститель, противоизносную присадку и антифрикционный наполнитель при следующем соотношении компонентов, масс.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для использования в турбинном двигателе, содержащей: (i) от 50 мас.% до 99 мас.% базового масла; (ii) от 0,01 мас.% до 5 мас.% ионной жидкости и (iii) от 0,01 мас.% до 10 мас.% присадок, в которой температура застывания ниже -54°C, температура вспышки выше 246°C, а кинематическая вязкость при температуре 100°C находится в диапазоне от 4,9 мм2/с до 5,4 мм2/с.
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей смесь двух масел, одно из которых индустриальное, литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, политетрафторэтилен и полисилоксановую жидкость, суспензию стеарата и ацетата меди в касторовом масле, которая дополнительно содержит модифицированный олигомерами капролактама графит в соотношении компонентов 1:0,1:0,1:4-1:0,3:0,3:6, а в качестве второго масла смазка содержит рапсовое масло при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 9-19; политетрафторэтилен - 2-6; полисилоксановая жидкость - 16-27; суспензия модифицированного графита, стеарата и ацетата меди в касторовом масле в соотношении 1:0,1:0,1:4-1:0,3:0,3:6 - 1,5-6; рапсовое масло - 15-22; индустриальное масло - остальное.
Настоящее изобретение относится к смазочному стержню, состоящему из оболочки, заполненной смазочной композицией, содержащей битум и графит, при этом в состав смазочной композиции дополнительно введена водная сернокислая соль кальция при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 20-40, графит 10-30, сернокислая соль кальция до 100.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции синтетического турбинного масла для паротурбинных установок, которая включает основу, состоящую из смеси базовых компонентов: полиальфаолефинов с вязкостью 5,6-6,1 мм2/с при 100°C и триметилолпропанового эфира карбоновых кислот C6-C12 с вязкостью 3,9-4,1 мм2/с при 100°C и температурой вспышки более 240°C, при соотношении полиальфаолефинов и полиэфира соответственно 55,0-60,0:35,0-40,0 мас.%, а также комплекс многофункциональных присадок в расчете на 100% основы, в состав которого входят присадки: противоизносные - жидкий беззольный тиофосфат 3-(диизобутокситиофосфорилсульфанил)-2-метил пропионовая кислота; жидкий беззольный трифенилфосфотионат - смесь трифенилтиофосфата и трет-бутилфенильных производных; дибутиловый эфир дикарбоновой кислоты с вязкостью 260 мм2/с при 100°С и 4100 мм2/с при минус 40°С и молекулярной массой около 4500 Ketjenlube 1300; антиоксиданты - диоктилдифениламин; высокомолекулярный фенольный - тетракис метилен[3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил) пропионат] метан, Irganox L-101; трис-ди-трет-бутилфенил-фосфит; деактиватор металлов - производное толутриазола - смесь изомеров N-бис(2-этилгексил) аминометилтолутриазола; ингибитор коррозии - полуэфир алкилен-янтарной кислоты с вязкостью 26-40 мм2/с при 100°C и антипенная присадка - неионогенное ПАВ на основе ароматических и алифатических углеводородов, Synative AC АМН2.

Изобретение относится к микрокапсулам, содержащим бораты щелочных металлов, способу получению их, а также к смазочным маслам, используемым в качестве трансмиссионных смазочных материалов, содержащих указанные микрокапсулы в качестве противозадирных и/или противоизносных присадок.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное.
Наверх