Синхронизатор для коробки передач

 

ОП ИСАН-ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

26II84

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 11.11.1969 (№ 1308747/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 06Л.1970. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 26Л .1970

Кл. 63с, 8/41

МПК В 601с

УДК 629.113-585(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Заявитель

А. П. Недялков, Ю. Г. Седых и В. Г. Выборнов

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к синхронизаторам для коробок передач транспортных машин.

Известны синхронизатор ы для коробки передач, содержащие установленные на включаемых шестернях зубчатые венцы с коническими фрикционными поверхностями, соединенную с валом и расположенную между зубчатыми венцами каретку синхронизатора, выполненную в виде секторов, проходящих через вырезы в установленных на каретке сичхронизирующих кольцах, имеющих конические фрикционные поверхности, установленную на наружных шлицах каретки синхронизатора скользящую муфту и установленные в каретке, снабженные шариковыми фиксаторами сухари. В таких синхронизаторах уменьшение ширины скользящей муфты и, следовательно, его осевых размеров при определенной величине хода муфты лимитируется взаимным положением муфты и фиксатора, которое обусловливает при включенной передаче появление сил, прижимающих синхронизирующее кольцо к конусной фрикционной поверхности зубчатого венца, установленного на шестерне, .не блокированной муфтой синхронизатора. Срок службы таких синхронизаторов ограничивается зазором между торцами синхронизирующих колец и зубчатых венцов, увеличение которого, в свою очередь, требует выполнения синхронизатора с увеличенными осевыми размерами.

Описываемый синхронизатор отличается от известных тем, что сухари и скользящая муф5 та выполнены с упорами, ограничивающими нх взаимное смещение вдоль вала.

При таком выполнении синхронизатора уменьшаются его осевые размеры.

10 Кроме того, для увеличения долговечности синхронизатора торцовые поверхности зубчатых венцов выполнены с резцами для снятия слоя материала с торцов синхронизирующих колец. Чтобы предотвратить самовыключение

15 скользящей муфты, на секторах каретки со стороны наружных шлицев выполнены цилиндрические поверхности для центрирования скользящей муфты, причем одна поверхность выполнена в средней части каретки, а дру20 гая — по ее краю, а между шлицами выполнены впадины, длина которых равна или больше длины шлицев каретки. Цилиндрические поверхности, выполненные по краю каретки, целесообразно располагать за плос25 костью выступов зубьев зубчатых венцов.

Ширина выполненных на каретке центрирующих поверхностей может быть равной или меньше величины начального осевого зазора между сопряженными коническими фрикцион30 ными поверхностями.

2 61184

На фиг. 1 показан предлагаемый синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке

Б на фиг. 1 (вырыв в зоне расположения сухаря и секторов шлицевой каретки); на фиг. 4 — продольный разрез синхронизатора по фиксатору в положении включенной передачи; на фиг. 5 — положение скосов зубьев скользящей муфты, кольца и зубчатого венца; на фиг. 6 — поперечный разрез по сухарю и фиксатору; на фиг. 7 — резец; на фиг. 8— разрез по  — В на фиг. 2; на фиг. 9 — разрез по à — Г на фиг. 3; на фиг. 10 — разрез по

Д вЂ” Д на фиг. 3; на фиг. 11 — продольный разрез по сухарю в положении включенной передачи.

Синхронизатор содержит зубчатые венцы 1 с коническими фрикционными поверхностями

2, жестко насаженные на включаемые шестерни 8. На торцовых поверхностях венцов размещены специальные резцы 4, а торцы их зубьев снабжены скосами 5 (см, фиг. 5). На валу б неподвижно установлена каретка 7 синхронизатора, имеющая шлицевой венец в виде секторов 8 с пазами 9, а также цилиндрические центрирующие поверхности 10. Впадины 11 между шлицами занижены относительно центрирующих поверхностей. Выступы

12 на венцах 1 заходят за торцы секторов ступицы каретки 7.

На шлицах каретки размещена скользящая муфта 18. Торцы шлицев муфты снабжены скосами 14, 15, причем угол скосов 15 меньше угла скосов 14, а длина шлицев со скосами

14 равна или меньше длины шлицев со скосами 15.

В пазах 9 каретки 7 на направляющих Iб смонтированы сухари 17 с подпружиненными фиксаторами, представляющими собой шарики 18, пружины 19 и штоки 20, увеличивающие продольную устойчивость пружин. В отверстиях 21 сухарей 17 выполнены выступы

22, не позволяющие шарикам выходить из сухарей под действием усилий пружин 19. Для взаимного фиксирования шариков относительно муфты 18 на ней выполнены углубления 28. На сухарях 17 и шлицах муфты 1 8 для ограничения их взаимного смещения вдоль вала выполнены упоры 24, 25 соответственно.

На цилиндрических центрирующих поверхностях 2б каретки 7 размещены снабженные коническими фрикционными поверхностями

27 синхронизиоуюшие кольца 28 с зубчатыми венцами 29. Ширина центрирующих поясков поверхностей 2б меньше величины начального осевого зазора между фпикционными поверхностями 2 и 27. На зубчатых венцах выполнены вырезы 80, сквозь которые проходят секторы 8 каретки 7. Торцы зубьев колец 28 снабжены скосами 81 (eM. фиг. 5), Кольца

28 притягиваются к ступице стяяными пружинами 82.

При включении пеоедачи скользя«пая м «Ъта 18 перемещается по шлицам секторов 8 каретки 7 к соответствующей шестерне 8, В начале движения муфты 18 из-за взаимодействия шариков 18 с углублениями 28 на муфте сухари 17 перемещаются вместе с ней

5 и упираются в синхронизирующее кольцо 28, заставляя его перемещаться в сторону зубчатого венца I до соприкосновения сопрягаемых фрикционных поверхностей 2 и 27. Момент трения, возникающий при этом, поворачивает

10 синхронизирующее кольцо 28 относительно каретки 7 так, что скосы 81 зубьев кольца оказываются против соответствующих скосов

14 шлицев муфты 18, которые при дальнейшем движении муфты упираются друг в дру15 ra. После выравнивания угловых скоростей шестерни 8 и каретки 7 шлицы муфты 18 своими скосами 14 поворачивают синхронизирующее кольцо 28 вместе с шестерней относительно вала б, входят в зацепление с зубья20 ми кольца и скосами 15, взаимодействующими со скосами 5 зубьев венца 1, и обеспечивают вход муфты в зацепление с зубьями венца 1.

Перемещение сухарей 17 по направляющим

25 lб при включении передачи с одной стороны ограничивается торцом синхронизирующего кольца 28, а с другой — упорами 25 на муфте

18, взаимодействующими с упорами 24. Это не позволяет сухарю под действием пружин

30 19 перемещаться в сторону шестерни, не блокированной муфтой, и прижимать синхронизирующее кольцо 28 к зубчатому венцу 1, имеющим разные угловые скорости и, таким образом, исключает износ. Предотвращению

35 самовыключения муфты 18 способствует центрирование ее по центрирующим поверхностям 10.

По мере износа синхронизирующих колец

28 их торцы начинают входить в соприкосно40 вение с резцами 4 на торцах венцов 1. Резцы 4 снимают слой материала с торцов синхронизирующих колец 28, увеличивая долговечность синхронизатора.

Предмет изобретения

1. Синхроиизатор для коробки передач, содержащий установленные на включаемых шестернях зубчатые венцы с коническими фрикционными поверхностями, соединенную с валом и расположенную между зубчатыми венцами каретку синхронизатора, выполненную в виде секторов, проходящих через вырезы в установленных на каретке синхронизирующих кольцах, имеющих конические фрикционные поверхности, установленную на наружных шлицах каретки синхронизатора скользящую муфту и установленные в ка60 ретке, снабженные шариковыми фиксаторами сухари, отличающийся тем, что, с целью уменьшения осевых размеров синхронизатора, сухари и скользящая муфта выполнены с упорами, ограничивающими их взаимное сме65 щение вдоль вала.

2 81 f84

78 77 1

7 7В - В

Фиг. 2

2. Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью увеличения его долговечности, торцовые поверхности зубчатых венцов выполнены с резцами для снятия слоя материала с торцов синхронизирующих колец.

3. Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью предотвращения самовыключения скользящей муфты, на секторах каретки со стороны наружных шлицев выполнены цилиндрические поверхности для центрирования скользящей муфты, причем одна из поверхностей выполнена в средней части каретки, другая — по ее краям, а между шлицами выполнены впадины, длина которых равна или больше длины шлицев каретки.

4. Синхронизатор по п. 3, оглича7ои7ийся тем, что цилиндрические поверхности, выполненные по краю каретки, находятся за плоскостью выступов зубьев зубчатых венцов.

5. Синхронизатор по и. 1, отличпющийся тем, что ширина выполненных на каретке

10 центрирующих поверхностей равна или меньше величины начального осевого зазора ме7кду сопряженными коническими фрикционными поверхностями, М1184

1719

Фиг 7

Фиг. б

p-r

1 28 7

Фиг 10

9 ам Ц

Составитель Э. Б. Жарикова

Редактор В. П. Борисова Техред А. А. Камышиикова Корректор В. В. Комарова

Заказ 1114/1 Тираж 500 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

1В г!

28 27 7

Ф.а 9

А-д

/3

J г иг 8

Синхронизатор для коробки передач Синхронизатор для коробки передач Синхронизатор для коробки передач Синхронизатор для коробки передач Синхронизатор для коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента на ведущие колеса машин и механизмов, вращающихся с различными угловыми скоростями при повороте (развороте)
Наверх