Устройство для управления трансмиссией транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2211.78 (21) 2686617/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Г1риоритет

Опубликовано 1510.80. Бюллетень №38 (51)м. Кл.з

В 60 К 23/06

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений н открытий (53) V>4K 629. 513-585(088.8) Дата опубликования описания 181080 (72) Авторы изобретения

В.Я. Боков и М.А. Шаров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам переключения передач в коробках передач, например, тракторов и других самоходных машин.

Известно устройство блокировки переключения передач, содержащее рычаг выключения главной муфты сцепления, валик переключения передач и располо-10 аенный на ведущем валу коробки передач ленточный тормозок, тормозная лента которого одним своим концом кинематически связана с упомянутым рычагом (11.

Остановка ведущего вала коробки передач перед введением шестерен в зацепление не гарантируется из-за неполного выключения муфты сцепления, нарушения регулировок, потери коэффи- 20 циента трения и пр., что влечет за собой скол зубьев шестерен и преждевременный выход их из строя, Йель .изобретения — повышение надежности управления трансмиссией транс- 25 йортного средства.

Эта цель достигается тем, что устройство снабжено двуплечим рычагом блокировки, шарнирно закрепленным иа корпусе трансмиссии, а на валике пе- 30 реключения передач выполнена кольцевая канавка, причем двуплечий рычаг блокировки одним своим плечом расположен в кольцевой канавке валика переключения передач, а другим плечом сое" динен с тормозной лентой упомянутого тормозка.

На фиг. 1 схематически изображено предложенное устройство; на фиг. 2— сечение А-A фиг. 1, на фнг. 3 — узел

I на фиг. 1.

Устройство блокировки переключения передач состоит иэ ленточного торвеозка 1, ленты 2 тормозка, шкива 3 тормозка, закрепленного на ведущем валу 4 коробки передач, двуплечего рычага 5 блокировки, имеющего возможность качания вокруг оси 6, валика 7 переключения передач с кольцевой канавкой Б и управляющим поводком 8, соединенным с валиком 9, который через вилку 10 связан с шестерней 11 коробки передач. Двуплечий рычаг 5 блокировки соединен одним концом с набегающей ветвью ленты 2 ториозна, .с другим концом — с валиком 7 переключения передач. Тормозная лента связана также с рычагом 12 выключения главной муфты сцепления.

770864

О

Устройство работает следующим образом.

При выключении главной муфты сцепления рычаг 12 поворачивается и затягивает лентой 2 шкив 3 тормозка, закрепленный на валу 4 коробки передач. При этом лента 2 стремится повернуться в сторону вращения ведущего вала 4, а набегающей ветвью, закрепленной на нижнем конце двуплечего рычага 5 блокировки, — повернуть его вокруг оси 6 до упора верхнего его конца в канавку Б.

Таким образом, валик 7 переключения передач, связанный с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя (не показан), оказывается запертым. По мере торможения вала 4 уменьшается момент инерции, а следовательно, и усилие на двуплечем рычаге 5 блокировки. По достижении допустимой скорости вращения усилие рр руки становится достаточным, чтобы преодолеть сопротивление рычага 5 блокировки и вытолкнуть его из канавки Б и беспрепятственно ввести в зацепле- . ние шестерню 11 с шестерней 13 ведомого вала 14 через валик 7 переключения передач, поводок 8, валик 9 и вилку 10. Угол канавки Б подбирается из условия допустимого усилия на рычаге переключения передач (не показан). 30

Таким образом, введение шестерен в зацепление возможно только при допустимой скорости вращения ведущего вала, а это достигается автоматически одним тормозным элементом вне зависимости от количества передач.

Формула изобретения

Устройство для управления трансмиссией транспортного средства, содержащее рычаг выключения главной муфты сцепления, валик переключения передач и расположенный на ведущем валу коробки передач ленточный тормозок, тормозная лента которого одним своим концом кинематически связана с упомянутым рычагом, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления, оно снабжено двуплечим рычагом бокировки, шарнирно закрепленным на корпусе трансмиссии, а на валике переключения передач выполнена кольцевая канавка, причем двуплечий рычаг блокировки одним своим плечом расположен в кольцевой канавке валика переключения передач, а другим плечом соединен с тормозной лентой упомянутого тормоэка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Барский И.Б. Конструирование и расчет тракторов, М., "Машгиз", 1962, с. 191-192, фиг. 84б.

770В64

Составитель С. Полишкин

Редактор Н. Вирко Техред Н. Бабурка Корректор С. Шекмар

Заказ 7371/22

Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления трансмиссией транспортного средства Устройство для управления трансмиссией транспортного средства Устройство для управления трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента на ведущие колеса машин и механизмов, вращающихся с различными угловыми скоростями при повороте (развороте)
Наверх