Гидромуфта

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к гидромуфтам. В гидромуфте энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закругленного русла-канала. Достигается повышение КПД при разгоне машины. 3 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. Сущность изобретения: в гидромуфте (далее по тексту - ГМ) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закругленного русла - канала и находясь с ними в силовом взаимодействии, существующем и научно доказанном, например: учебник "Гидравлика, гидравлические машины и гидравлические приводы" под редакцией Т.М. Башты. М., изд. "Машиностроение", 1970, §1.47. "Силы действия потока на стенки канала" - стр. 167 и пример 15 - стр. 168.

Из научно-технической литературы, например: [1…3] известны устройства для передачи вращения - гидродинамические муфты (далее по тексту - ГДМ), основными составляющими которых являются: корпус, размещенные в нем насосное и турбинное колеса с закрепленными на них гидродинамическими профилями - плоскими лопатками.

Недостатками при использовании ГДМ в качестве товарного продукта для трансмиссии машины являются:

- крутящий момент ГДМ уменьшается в зависимости от i-отношения скоростей вращения ведомого и ведущего валов, что снижает интенсивность разгона машины;

- КПД ГДМ зависит от i, что ограничивает диапазон его высоких значений.

В качестве прототипа выбрана ГДМ [4] модели ГПП-500МА (далее по тексту - ПП) производства ООО НПК "Гидротрансмаш", Украина, г. Донецк. Задачей изобретения является:

- исключить зависимость крутящего момента ГМ от i;

- исключить зависимость КПД ГМ от i.

Техническим результатом, который может быть получен при реализации и использовании ГМ в качестве товарного продукта для трансмиссии машины является:

- независимость крутящего момента ГМ от i, т.е. его постоянство, что повышает интенсивность разгона машины;

- независимость КПД ГМ от i, что расширяет диапазон его высоких значений на режиме разгона машины.

Результат достигается тем, гидромуфта содержит корпус, размещенные в нем насосное и турбинное колеса с закрепленными на них лопатками, отличающаяся тем, что лопатки турбинного колеса выполнены в форме закругленного русла-канала (далее по тексту - лопатки).

Общие сведения

Существенное различие в характеристиках, соответственно, и эксплуатационных свойствах ГДМ и ГМ определяется принципиальным различием в особенностях рабочих процессов, происходящих в ГДМ и ГМ.

В ГДМ при вращении рабочего колеса насоса жидкость (представляет собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в рабочее колесо) в линию отвода (выход из рабочего колеса) через турбинное колесо сплошным потоком, обтекая гидродинамические профили - плоские радиально расположенные лопатки и находясь с ними в силовом взаимодействии, и возвращается к входу рабочего колеса.

В ГМ при подаче в напорную полость турбины, например центробежным насосом из бака, жидкость (не должна обязательно представлять собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в турбинное колесо) в линию отвода (выход из турбинного колеса) непрерывным потоком, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса и находясь с ними в силовом взаимодействии, и из сливной полости турбины возвращается в бак. При этом на турбине ГМ образуется крутящий момент Мгм, который определяется по формуле:

Р - сила действия потока на стенки канала лопатки турбины ГМ;

R - расстояние между осью вращения ГМ и вектором Р;

z - количество лопаток.

Особенность рабочего процесса определяет характерные свойства, параметры и характеристики ГМ:

- ГМ не обладает саморегулируемостью, т.е. Мгм не зависит от i-отношения скорости вращения ведомого вала nгм к скорости вращения ведущего вала nд;

- КПД ГМ ϕ не зависит от i;

- Мгм=f(nд) и пропорционален nд2;

- nгм=f(nд) и прямо пропорциональна nд;

- ϕ подобен КПД центробежного насоса ГМ ϕн и ϕ=f(ϕн);

- Мгм=f(nгм) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Описание устройства и работы

На фиг. 1 изображена конструктивная схема ГМ, в которой для снижения потерь энергии насос и турбина размещены в корпусе соосно и предельно сближены. Положение элементов схемы соответствует работе в установившемся режиме.

ГМ состоит из насоса, например, центробежного (далее по тексту - насос), основными элементами проточной части которого являются подвод 1, насосное колесо 2 и отвод 3. Насосное колесо 2 жестко соединено с ведущим валом 4. Ведомый вал 5 жестко соединен с корпусом 6 турбины, которая также включает в себя жестко связанное с корпусом 6 турбинное колесо, основными элементами которого являются диск 7 и жестко соединенные с ним лопатки 8 с каналами (см. сечения Б-Б и В-В).

ГМ работает следующим образом.

После пуска двигателя насос, приводимый во вращение моментом двигателя Мд с числом оборотов nд, подает жидкость производительностью Q и с напором Н из подвода 1 по отводу 3 через каналы лопаток 8 в подвод 1. При этом на каждой лопатке возникает Р, которая при конструкции лопатки в форме отвода с углом поворота 180° определяется по формуле:

ρ - плотность жидкости;

V - средняя скорость движения жидкости в канале;

F - площадь сечения канала.

Характерные особенности параметров и характеристик ГМ

Характерные особенности параметров и характеристик ГМ определяет их взаимосвязь. Связь между параметрами ГМ осуществляется через параметры потока рабочей жидкости (пренебрегая трением в опорах).

При определении взаимосвязи приняты допущения:

- движение жидкости в ГМ имеет турбулентный режим;

- механические, объемные потери, дисковое трение и трение о воздух пренебрежимо малы;

- гидравлические потери в каналах не зависят от скорости вращения лопаток относительно оси вращения ГМ.

Подставим в (1) выражения (2), (3) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (4) следует: Мгм=f(nд) и пропорционален nд2.

При установившемся режиме в единицу времени передается энергия - передаваемая мощность Nгм равная:

Определим nгм, используя (5):

Из баланса мощностей:

Nн - энергия, передаваемая жидкости насосным колесом 2 в единицу времени;

Nп - потери энергии в единицу времени при движении жидкости по каналам лопаток;

γ - объемный вес жидкости;

hп - потери напора в канале лопатки.

Баланс энергии (напора) потока жидкости между сечениями на входе и выходе канала в лопатке согласно уравнению Бернулли равен:

рвх - давление на входе в канал;

рвых - давление на выходе из канала;

Ннп - потребный напор;

N - сила, с которой стенка канала лопатки действует на жидкость;

ξ - коэффициент сопротивления;

g - ускорение свободного падения;

ξвх, ξвых, ξот - коэффициенты сопротивления соответственно входа, выхода и поворота канала;

λ - коэффициент потерь на трение;

l - длина канала;

d - диаметр канала.

При установившемся движении жидкости:

Подставим в (6) выражения (7), (8), (9), (10), (11), (12), (15), (16), (2), (3), (4) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (17) следует: nгм=f(nд) и прямо пропорциональна nд.

Определим ϕ:

Nд - мощность двигателя;

Связь между объемным весом и плотностью жидкости:

Подставим в (18) выражения (5), (4), (17), (19), (8), (15), (11), (10), (12), (16), (2), (3), (13), (3), (20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Поскольку принято ξ=const, то из (21) следует: ϕ подобен ϕн и ϕ=f(ϕн).

Определим R из (4) и (17), приравняем правые части уравнений и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Из (22) следует: Мгм=f(nгн) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Для определения Ннп=f(Q) подставим в (11) выражения (10), (12), (16), (2), (3), (13), (3), (20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Возможность достижения заявленного технического результата

ГМ обеспечивает достижение заявленного технического результата, что подтверждает сравнение, например: режима разгона двух автомобилей, оснащенных двигателями [5] модели 740.74-420 (далее по тексту - ДК): максимальная полезная мощность Nд=309 Н*м (420 л.с), максимальный полезный крутящий момент Мдм=1864 Н*м, частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту nдм=1300 об/мин, номинальная частота вращения коленчатого вала nдн=1900 об/мин. При этом трансмиссия одного автомобиля (машина №1) включает ГМ, а трансмиссия второго (машина №2) - ПП.

Принимаем условия режима разгона:

- разгон машин начинается под действием моментов:

Мпгм - пусковой момент ГМ;

Мпгдм - пусковой момент ГДМ;

после снятия блокировки их ведущих колес при достижении установившейся работы ДК с частотой вращения коленчатого вала nдм;

- разгон завершается по достижении скорости вращения ведомых валов муфт равной скорости nнгм - номинальной скорости вращения ведомого вала ГМ.

Для выполнения расчетов требуется характеристика насоса ГМ Н=f(Q) и зависимость потребного напора Ннп=f(Q).

Образно ГМ представляет снабженный байпасом центробежный насос, корпус которого одновременно является корпусом турбины ГМ и не связан с фундаментом: функцию байпаса выполняет объединенное с корпусом насоса турбинное колесо ГМ, диск которого разделяет подводящую и отводящую полости насоса, а лопатки их соединяют. Поэтому за Н=f(Q), ввиду ее отсутствия, принимаем характеристику аналога (см. фиг. 2).

Аналогом выбран центробежный насос производства ОАО "ГМС Ливгидромаш" марки 1Д630-125: подача Qa=630 м3/час, напор На=127 м, мощность на валу Na=291 квт, скорость вращения вала nа=1450 об/мин, наибольший КПД ϕа=75%, диаметр рабочего колеса Да=590 мм (согласно заводскому каталогу).

С целью согласовать работу ДК в режиме с Мдм и работу ГМ с наибольшим ϕ (ϕна=75%) и выполнения условия: Q*γ*Н/ϕа≤Мдм*nдм=254 квт перестраиваем Н=f(Q) и Na=f(Q) по формулам теории подобия лопастных насосов на скорость вращения nа=1300 об/мин и определяем характерную точку А с параметрами: QA=628 м3/час и НA=98 м (см. фиг. 2).

Для выполнения последующих расчетов фиг. 2 дополнена графиками ϕa=f(Q), ϕ=f(ϕа) и графиком Ннп=f(Q), построенным на основе координат А, т.е. Hнп=(HA/QA2)*Q2.

Учитывая, что НнпА при nа=nд=nдм из (23) определяем F:

При вычислении F принимаем: z=10 шт., ξ=0,72 (величина обеспечивается конструктивно и технологически, в том числе, выполнением входного и выходного участков канала в форме, соответственно, конфузора и диффузора).

Из (4), учитывая (24), определяем R:

R=Mдм*F*z/(2*ρ*QA2)=0,2635 м.

Из (17) определяем пнгм:

nнгм=QA/(F*z*R)=735 об/мин.

Для выполнения (24) принимаем, что ПП несущественно доработана и параметры доработанной ПП (далее по тесту - ПД) составляют: номинальный крутящий момент Мнпд=852 Н*м, пусковой момент Мппдпгдмдм=1864 Н*м, номинальные обороты ведущего вала nнпд=1300 об/мин, отношение стопового момента (при скольжении 100%) к номинальному - 2,19…2,4 и номинальное скольжение Sпд - не более 3%.

На фиг. 3 представлены графики характеристик ГМ и ПД: Мгм=f(nгм), ϕ=f(nгм), Мпд=f(nпд) и ϕпд=f(nпд), где Мпд и nпд - соответственно крутящий момент на ведомом валу ПД и скорость его вращения, ϕпд - КПД ПД.

График Mгм=f(nгм) построен по точке с координатами: Мгмпдм при nгм=0 и второй точке с координатами: Мгмпдм при nгм=nнгм, т.к. из (4) следует Мгм=const, поскольку Q=const при nд=const.

График ϕ=f(nгм) получен перестроением (см. фиг. 2) графика ϕа=f(Q) с учетом Q=f(nд), nгм=f(nд) и (21).

Известно [1, стр. 294], что моментные характеристики ГДМ, как правило, имеют вид падающих кривых и при эксплуатационных расчетах применяют характеристики, полученные опытным путем.

Ввиду отсутствия опытной характеристики ПД график Мпд=f(nпд) построен по точке с координатами: Мпдппд при nпд=0 и второй точке с координатами: Мпднпд при nпд=nнпд*0,97=1261 об/мин (с учетом Sпд=3%).

График ϕпд=f(nпд) построен согласно [1, стр. 295].

Из графиков (см. фиг. 3) следует, что при разгоне машин в диапазоне чисел оборотов nгм и nпд от нуля до nнгм:

- крутящий момент ПД уменьшается, а крутящий момент ГМ - постоянен;

- КПД ГМ по диапазону высоких значений превосходит КПД ПД.

Таким образом, ГМ обеспечивает достижение заявленного технического результата:

- крутящего момента ГМ не зависит от i, т.е. постоянен, что повышает интенсивность разгона машины;

- КПД ГМ не зависит от i, что расширяет диапазон его высоких значений на режиме разгона машины.

Источники информации

1. Гидравлика, гидравлические машины и гидравлические приводы / под редакцией Т.М. Башты. М., "Машиностроение", 1970 (стр. 291…323).

2. Гидротрансформаторы / А.Н. Нарбут. М., "Машиностроение", 1966 (стр. 6).

3. Стесин С.П., Яковенко Е.А. Гидромеханические передачи. М.. "Машиностроение", 1973, (стр. 28…92).

4. Характеристика гидромуфты ГПП-500МА.

5. Характеристика двигателя модели 740.74-420.

Гидромуфта, содержащая корпус, размещенные в нем насосное и турбинное колеса с закрепленными на них лопатками, отличающаяся тем, что лопатки турбинного колеса выполнены в форме закругленного русла-канала.



 

Похожие патенты:

Гидродинамическая передача повышающая самотормозящаяся относится к области энергомашиностроения и может быть использована в гидроэнергетических установках малых и микроГЭС в качестве повышающей передачи между турбиной и генератором.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромуфтам. .

Изобретение относится к спускной транспортной установке. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок. .

Изобретение относится к области автотракторной техники, а более конкретно к механизмам сцепления. Управляемое соединение вращающихся валов содержит полый конец передающего вала и, по преимуществу, профилированный конец принимающего вала, который расположен внутри полого конца передающего вала.

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. В гидротрансформаторе (ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента. .

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для передачи вращения.Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к блокируемой гидромуфте, которая может быть использована для обеспечения плавного включения и дальнейшего синхронного вращения полумуфт.

Изобретение относится к машиностроению , в частности к предохранительным гидромуфтам, применяемым в приводах горных, металлургических, строительно-дорожных и других машин.

Изобретение относится к гидродинамическим муфтам. Гидродинамическая муфта содержит закрывающий элемент, приводное рабочее колесо, ведомое рабочее колесо, блокировочную муфту, демпфирующий механизм и маятниковый демпфер. Закрывающий элемент соединен с входным элементом (7) и вмещает текучую среду. Демпфирующий механизм имеет входной элемент (15b), соединенный с блокировочной муфтой, и выходной элемент (15с), соединенный с выходным элементом (14), а также упругий элемент, расположенный между входным элементом (15b) и выходным элементом (15с). Ведомое рабочее колесо, демпфирующий механизм, блокирующая муфта и маятниковый демпфер расположены по порядку на выходном элементе (14) в осевом направлении вращающегося вала в закрывающем элементе. Достигается демпфирование крутильных колебаний. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх