Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец, выполненный из пластин, изогнутых по наружному профилю зуба, и пары кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из одной пластины. Ширина участка пластины на набегающей боковой поверхности зуба меньше ширины зубчатого венца; этот участок расположен по центру зуба, на равных расстояниях от обеих кольцевых накладок по всей высоте зуба. Внутри полости зуба, вдоль его высоты и перпендикулярно оси зуба, расположены плоские прямоугольные полки шириной, равной ширине зубчатого венца, укрепленные на внутренней поверхности участка пластины, образующего отстающую боковую поверхность, и на внутренних поверхностях кольцевых накладок, с равными зазорами относительно участка пластины, образующего набегающую боковую поверхность. Стороны полок, обращенные в сторону набегающей боковой поверхности, снабжены козырьками шириной, равной ширине зубчатого венца, обращенными в сторону тела колеса и выполненными эквидистантными относительно набегающей боковой поверхности, с равными зазорами относительно нижерасположенных полок и тела колеса. Аналогичный козырек, с аналогичными зазорами, укреплен и на внутренней стороне участка пластины, образующего вершину зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известно зубчатое колесо, содержащего тело, зубчатый венец с зубьями - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 154, рис. 12.1, а.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при работе его со смазыванием методом погружения жидкий смазочный материал, захватываемый из масляной ванны зубьями колеса, в процессе проворачивания колеса в зону зацепления с парным колесом, стекает с зубьев, и в зону зацепления поступает недостаточное количество смазочного материала, что интенсифицирует процесс изнашивания сопряженных зубьев обоих зубчатых колес.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2536286, кл. F16H 55/10, F16H 55/17, F16H 57/04, опубл. 20.12.2014 г., Бюл. №35. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Обе боковые поверхности каждого зуба выполнены из пары прямоугольных пластин, изогнутых по наружному профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба. В пластине, образующей набегающую поверхность зуба, на участке примыкания ее к телу колеса, вдоль ширины зубчатого венца выполнены сквозные отверстия. Вторая пластина, образующая отстающую боковую поверхность зуба, снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине зубчатого венца; одна полка закреплена на этой пластине в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и первой пластиной; другая его полка ориентирована в сторону окружности впадин зубчатого венца, с образованием зазора относительно нее. При вращении колеса и погружении зубьев зубчатого венца в жидкий смазочный материал масляной ванны, когда зубья ориентированы своими вершинами вниз по вертикали, смазочный материал - через зазоры в области вершин зубьев, между набегающей боковой поверхностью и Г-образным элементом - затекает в полости зубьев. При дальнейшем проворачивании колеса и выходе зубьев из масляной ванны смазочный материал удерживается в полостях каждого зуба - между внутренней поверхностью пластины, образующей отстающую боковую поверхность, внутренними поверхностями кольцевых накладок и поверхностью Г-образного элемента. При дальнейшем проворачивании колеса и переориентации зубьев своими вершинами вверх по вертикали смазочный материал из этих полостей зубьев вытекает - через сквозные отверстия в набегающих боковых поверхностях на участке их примыкания к телу колеса - и попадает во впадины зубчатого венца, которые, совместно с внутренними поверхностями кольцевых накладок, образуют масляные ванны. Этим смазочным материалом смазываются боковые поверхности зубьев, а также зубья вышерасположенного парного зубчатого колеса - при их погружении в эти масляные ванны в зубчатом венце в процессе сопряжения с зубьями первого, нижерасположенного зубчатого колеса. Такая конструкция зубчатого колеса повышает качество смазывания зубчатых колес передачи.

Недостаток прототипа состоит в том, что зуб выполнен из пары пластин. Кроме того, при нереверсивном режиме работы колеса, только одна из двух боковых поверхностей каждого зуба является рабочей (т.е. участвующей в зацеплении с зубьями парного зубчатого колеса передачи), вторая же боковая поверхность каждого зуба в зацеплении не участвует. Т.е. выполнение этой второй (нерабочей) боковой поверхности аналогично первой (рабочей) боковой поверхности - нерационально, т.к. это приводит к неоправданному перерасходу материала, идущего на изготовление зубьев. Этот же недостаток имеет место и в реверсивных зубчатых передачах, когда при реверсе вторые боковые поверхности зубьев (будучи рабочими, в данном случае), испытывают погружения меньше, чем первые (рабочие) боковые поверхности, например - в режиме холостого хода механизма, приводимого в движение данной зубчатой передачи.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса, снижения издержек на его изготовление и повышения качества смазывания этого колеса передачи в целом.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев, расчетных для данного колеса, с образованием боковых поверхностей и вершин зубьев, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Причем каждый зуб выполнен из одной пластины; ширина участка пластины на стороне набегающей боковой поверхности зуба меньше ширины зубчатого венца; этот участок расположен по центру зуба, на равных расстояниях от обеих кольцевых накладок по всей высоте зуба. Внутри полости зуба, вдоль его высоты и перпендикулярно оси зуба, расположены плоские прямоугольные полки шириной, равной ширине зубчатого венца, укрепленные на внутренней поверхности участка пластины, образующего отстающую боковую поверхность, и на внутренних поверхностях кольцевых накладок с равными зазорами относительно участка пластины, образующего набегающую боковую поверхность. Стороны полок, обращенные в сторону набегающей боковой поверхности, снабжены козырьками шириной, равной ширине зубчатого венца, обращенными в сторону тела колеса и выполненными эквидистантными относительно набегающей боковой поверхности, с равными зазорами относительно нижерасположенных полок и тела колеса. Аналогичный козырек, с аналогичными зазорами, укреплен и на внутренней стороне участка пластины, образующего вершину зуба.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца в разрезе (фиг. 1) и тот же фрагмент - вид сбоку в разрезе (фиг. 2).

На чертеже показаны: тело 1; пластины 2, образующие зубья; отстающая боковая поверхность 3; вершина 4; набегающая боковая поверхность 5; кольцевые накладки 6 и 7; наружный периметр 8 кольцевых накладок; внутренний периметр 9 кольцевых накладок; окружность 10 оснований зубчатого венца; участок 11 пластины 2, образующий боковую набегающую поверхность 5 зуба; полки 12; козырьки 13; полости 14; ширина В зубчатого венца; размеры B1 и В2 по ширине участков зуба со стороны его набегающей боковой поверхности 5; высота h зуба; зазоры C1 между полками 12 и участком 11 пластины 2, образующей набегающую боковую поверхность 5; высота С2 зазоров между козырьками 13 и полками 12 и между нижним козырьком 13 и телом 1 колеса; высота h1 полостей 14; направления вращения ω1 и ω2 колеса.

Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец шириной В с зубьями высотой h, каждый из которых образован пластиной 2, изогнутой по наружному профилю зуба, расчетного для данного колеса, с образованием (при вращения ω1) отстающей боковой поверхности 3, вершины 4 и набегающей боковой поверхности 5, и пару кольцевых накладок 6 и 7, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела 1, прилегающих к зубчатому венцу. Диаметр наружного периметра 8 кольцевых накладок 6 и 7 равен диаметру окружности зубчатого венца; диаметр внутреннего периметра 9 кольцевых накладок меньше диаметра окружности оснований 10 зубчатого венца. Ширина B1 участка 11 пластины 2 на стороне набегающей (ω1) боковой поверхности 5 зуба меньше ширины В зубчатого венца; этот участок расположен по центру зуба, на равных расстояниях В2 от обеих кольцевых накладок 6 и 7 по всей высоте h зуба. Внутри полости зуба, вдоль его высоты h и перпендикулярно оси зуба, расположены плоские прямоугольные полки 12 шириной, равной ширине В зубчатого венца, укрепленные на внутренней поверхности участка пластины 2, образующего отстающую боковую поверхность 3 и на внутренних поверхностях кольцевых накладок 6 и 7, с равными зазорами C1 относительно участка 11 пластины 2, образующего набегающую (ω1) боковую поверхность 5. Стороны полок 12, обращенные в сторону набегающей (ω1) боковой поверхности 5, снабжены козырьками 13 шириной, равной ширине В зубчатого венца, обращенными в сторону тела 1 колеса и выполненными эквидистантными относительно набегающей (ω1) боковой поверхности 5, с равными зазорами С2 относительно нижерасположенных полок 12 и тела 1 колеса. Аналогичный козырек 13 с аналогичными зазорами (С1 и С2) укреплен и на внутренней стороне участка пластины 2, образующего вершину 4 зуба. Поверхности зуба, внутренние поверхности кольцевых накладок 6, 7, поверхности полок 12 и поверхности козырьков 13 образуют в общей полости зуба полости 14. А размеры зазоров С2 меньше размеров h1 полостей 14 по вертикали.

При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения зубчатый венец постоянно погружен в смазочный материал масляной ванны. При этом зубья колеса, погруженные в масляную ванну, ориентированы своими вершинами 4 вниз по вертикали. При этом жидкий смазочный материал затекает в полость зуба (в полости 14) - через зазоры С2, заполняя эти полости. При проворачивании ω1 колеса зубья переориентируются своими вершинами 4 вверх по вертикали, при этом смазочный материал из полостей 14 через зазоры С2 вытекает во впадины между соседними зубьями, смазывая эти боковые поверхности (отстающие 3 и набегающие 5). При этом впадины, заполняемые вытекающим из полостей зубьев смазочным материалом, выполняют функцию масляных ванн для зубьев парного вышерасположенного зубчатого колеса, которые при погружении в эти масляные ванны - в процессе зацепления с первым (нижерасположенным зубчатым колесом) - смазываются этим смазочным материалом. При направлении вращения ω1 колеса и работе колеса в режиме ведомого, в зацеплении с парным зубчатым колесом будут находиться боковые поверхности 3 зубьев колеса. При нереверсивном режиме работы зубчатой передачи (и вращении колеса ω1) набегающая боковая поверхность 5 выполняет две функции: она служит для предотвращения заклинивания зубьев парных колес при самоходе колес в обратную сторону (для данного колеса - в направлении ω2), в этом случае размер В1 участка этой поверхности может быть минимальным, а размеры участков В2 - максимальными, т.к. в данном случае поверхность 5 рабочих нагрузок не испытывает; при реверсивном режиме работы колеса, когда при его вращении ω2 зубья колеса испытывают нагружение меньшее, чем при работе с вращением ω1 (холостой ход передачи и т.п.), размер B1 в сравнении с размерами В2 (относительно размера В) задается расчетным путем, по соотношению нагрузок при вращениях в направлениях ω1 и ω2. Параметры С1, С2 и h1 задаются с учетом оптимального заполнения полостей 14 смазочным материалом и их опорожнения.

По сравнению с прототипом, каждый зуб зубчатого колеса предлагаемой конструкции выполнен из одной пластины, а не из двух. За счет выполнения боковой набегающей (ω1) поверхности 5 не цельной (шириной, равной В), а меньшей ширины (размером В1) экономится материал, идущий на изготовление зубьев. Выполнение боковых набегающих (ω1) поверхностей 5 с оптимальной шириной В1 (по отношению к величине В2) позволяет учитывать наличие или отсутствие реверсивного характера работы колеса, а также разность нагружения боковых поверхностей зубьев при реверсивной характере работы колеса. За счет наличия зазора С1 между участков 11 пластины 2, образующего набегающую боковую поверхность 5 и полками 12 (и козырьками 13) обеспечивается оптимальное заполнение полостей 14 жидким смазочным материалом и - опорожнение этих полостей; это улучшает качество смазывания данного зубчатого колеса, а также сопряженного с ним зубчатого колеса, т.е. - передачи в целом.

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, тихоходной зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев, расчетных для данного зубчатого колеса, с образованием боковых поверхностей и вершин зубьев, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, отличающееся тем, что каждый зуб выполнен из одной пластины, ширина участка пластины на стороне набегающей боковой поверхности зуба меньше ширины зубчатого венца, этот участок пластины расположен по центру зуба, на равных расстояниях от обеих кольцевых накладок по всей высоте зуба, внутри полости зуба вдоль его высоты и перпендикулярно оси зуба расположены плоские прямоугольные полки шириной, равной ширине зубчатого венца, укрепленные на внутренней поверхности участка пластины, образующего отстающую боковую поверхность зуба, и на внутренних поверхностях кольцевых накладок с равными зазорами относительно участка пластины на стороне набегающей боковой поверхности зуба, стороны полок, обращенные в сторону набегающей боковой поверхности зуба, снабжены козырьками шириной, равной ширине зубчатого венца, обращенными в сторону тела зубчатого колеса и выполненными эквидистантными относительно набегающей боковой поверхности зуба, с равными зазорами относительно нижерасположенных полок и тела зубчатого колеса, аналогичный козырек с аналогичными зазорами укреплен и на внутренней стороне участка пластины, образующего вершину зуба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и на теле колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах-редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо, выполненное из ферромагнитного материала, содержит тело и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев. Каждый зуб выполнен из пары изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и закрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. В пластине, образующей опережающую при вращении колеса боковую поверхность, на участке ее примыкания к телу колеса выполнено сквозное отверстие вдоль ширины пластины. Вторая изогнутая пластина снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине второй изогнутой пластины. Одна полка элемента закреплена на второй изогнутой пластине в районе окружности вершин зубчатого венца с образованием зазора между Г-образным элементом и первой изогнутой пластиной, а другая его полка ориентирована в сторону тела зубчатого колеса с образованием зазора относительно него. Ширина сквозного отверстия, представляющего собой сквозное окно, равна ширине первой изогнутой пластины, высота сквозного окна равна высоте нерабочего участка боковой поверхности зуба, расчетного для данного зубчатого колеса. Полка Г-образного элемента, ориентированная в сторону тела зубчатого колеса, выполнена эквидистантной первой изогнутой пластине, а высота этой полки задана с обеспечением зазора между концом этой полки со стороны тела зубчатого колеса и минимальным верхним уровнем смазочного материала масляной ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямоугольного отрезка полосы, изогнутого по дуге по направлению от масляной ванны вверх вдоль нижней половины торца колеса и прилегающего к колесу своим торцом под прямым углом. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямолинейного прямоугольного отрезка полосы, прилегающего к колесу своим торцом под острым углом между верхней плоскостью отрезка и торцом колеса. Скребки расположены вдоль торцов колеса под углом к горизонтали, а их внешние концы превышают по вертикали их внутренние концы. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны снабжено парой скребков, прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены горизонтально, неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Верхние поверхности скребков выполнены с наклоном в сторону от торцов колеса. А нижние поверхности скребков в их поперечном сечении выполнены дугообразно вогнутыми, со стороны торцов колеса плавно сопряженными с этими торцами, а с противоположной стороны ориентированными вниз по вертикали. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к смазке и сборным резервуарам смазки в ведомых осях транспортных средств. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии имеет наружный барьер (3) для текучей среды для размещения текучей смазки, количество которой не превышает заданный уровень. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии также содержит одно выполненное с возможностью поворота зубчатое колесо (52), выполненное с возможностью частичного погружения в текучую смазку для вызывания разбрызгивающего распределения текучей смазки, когда одно зубчатое колесо (52) поворачивается во внутренней части, уплотненной в отношении текучей среды. Корпус трансмиссии дополнительно содержит одно гнездо (21; 51; 53) подшипника, расположенное выше заданного уровня текучей среды во внутренней части, уплотненной в отношении текучей среды, для приема подшипника (23) вала. Сборный резервуар сообщается по текучей среде с гнездом подшипника и формирует по меньшей мере один прямостоящий стеночный элемент (25; 61). Один прямостоящий стеночный элемент (25; 61) выполнен за одно целое с корпусом (3, 13, 15) трансмиссии. Дополнительно предложен узел (1) ведущей оси, который содержит корпус (3, 13, 15) трансмиссии. Достигается повышение эффективности трансмиссии. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска. На обоих торцах колеса укреплена пара кольцевых накладок (6) и (7), плоскости которых ориентированы в плоскости вращения колеса. Накладки по своему внешнему периметру, диаметр которого меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, укреплены на торцах обода (3). Со стороны торца колеса, на котором торец обода (3) и торец ступицы (1) расположены в одной плоскости, кольцевая накладка (6) по своему внутреннему периметру укреплена на торце ступицы (1), а внутренний диаметр накладки больше внутреннего диаметра ступицы. С другого торца колеса, на котором ступица (1) выполнена с выступом, внутренний диаметр второй накладки (7) равен наружному диаметру ступицы (1), и эта накладка укреплена на наружной окружной поверхности ступицы (1) посредством кольцевого выступа, выполненного по внутреннему периметру этой накладки, ориентированного в сторону диска (2) и прилегающего к этой поверхности. Изобретение повышает качество смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4). На обоих торцах ступицы и обода укреплена пара кольцевых накладок (6), внутренний диаметр которых меньше внутреннего диаметра окружности оснований зубчатого венца, а их внутренний диаметр больше внутреннего диаметра d1 ступицы. Изобретение повышает качество смазывания зубчатых колес. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус из диамагнитного материала, в посадочных отверстиях которого посредством подшипников качения из ферромагнитного материала установлены валы с закрепленными на них зубчатыми колесами и в котором размещен магнитоактивный порошковый смазочный материал, активируемый магнитным полем. Посадочные отверстия изнутри корпуса перекрыты дисковыми накладками из диамагнитного материала, укрепленными неподвижно на корпусе. По центру каждой дисковой накладки выполнено сквозное отверстие для свободного вращения вала относительно этой накладки. Наружный диаметр каждой дисковой накладки больше диаметра посадочного отверстия с внутренней стороны корпуса, перекрытого этой накладкой. Достигается повышение качества смазывания элементов редуктора. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару плоских кольцевых накладок (3, 4), укрепленных на торцах зубьев. Участки накладок (3, 4), прилегающие к торцам зубьев, смещены радиально относительно окружности вершин зубчатого венца в сторону центра колеса. Участки накладок (3, 4), расположенные между соседними зубьями, имеют кривизну внешнего профиля большую, чем кривизна окружности, в которую вписываются внешние профили участков накладок (3, 4), укрепленных на торцах зубьев, а кривизна внутреннего профиля накладок, расположенных между зубьями, эквидистантна кривизне их внешнего профиля. Каждая кольцевая накладка (3, 4) по своим внутреннему и наружному периметрам снабжена выступами (7, 8, 9, 10) в виде плоских колец, ориентированных в плоскости вращения колеса и расположенных с зазорами относительно торцов зубчатого венца. В этих зазорах с примыканием к периметрам кольцевых накладок (3, 4) расположены плоские резиновые кольца (11, 12, 13, 14). Внутренний радиус резиновых колец (11, 12) со стороны внутренних периметров накладок (3, 4) меньше радиуса окружности оснований зубчатого венца. Наружный радиус резиновых колец (13, 14) со стороны наружных периметров накладок (3, 4) больше радиуса окружности вершин зубчатого венца. Резиновые кольца (11, 12, 13, 14) укреплены соответственно на внутренних торцах кольцевых выступов (7, 8, 9, 10), торцах зубьев (2) и участках торцов тела (1), прилегающих к зубчатому венцу. Изобретение обеспечивает демпфирование ударных нагрузок, действующих на зубья, и удержание пластичного смазочного материала в зоне зубьев колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазывания зубчатых передач. Способ смазывания зубчатой передачи включает подачу смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи. Смазочный материал подают только на боковые поверхности зубьев зубчатого венца, причем только на те из них, которые участвуют в зацеплении с зубьями парного колеса. Распыляющую масленку ориентируют под углом относительно колеса в плоскости его вращения с обеспечением вписывания зоны подачи смазочного материала в окружность вершин зубчатого венца. Зоне подачи придают в плоскости вращения колеса форму сектора с вершиной у распыляющей масленки. Этому сектору задают максимально большой угол. Обеспечивают подачу смазочного материала на боковую поверхность каждого отдельного зуба по всей длине. 2 ил.
Наверх