Способ спасения катапультировавшегося летчика и устройство для его осуществления

Изобретение относится к средствам для спасения летчиков летательных аппаратов. Способ спасения катапультировавшегося летчика включает торможение летчика путем наполнения резервуара газом легче воздуха. После катапультирования летчика и раскрытия парашюта летчика ориентируют на местности, намечают безопасную зону приземления, определяют направление ветра и при попутном ветре создают дополнительную парусность посредством подъема и расправления капюшона комбинезона летчика на стропах парашюта, турбиной при встречном ветре периодически создают постоянное воздушное реактивное движение, при безветрии создают периодическое воздушное реактивное движение. При приближении к высоте, опасной для летчика, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, падении в широкое водное пространство заполняют полости комбинезона летчика газом легче воздуха. Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика содержит резервуар, наполняемый сжатым газом легче воздуха. Летчик дополнительно имеет комбинезон с прикрепленным капюшоном и размещенные на поясном ремне воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, а второй его выход через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей резервуар с полостями комбинезона. Воздушная турбина выполнена с возможностью перемещения по ремню летчика и имеет на конце кромки, прижимающейся к ремню летчика, щели. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей для спасения летчика. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Министерству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных ситуаций и, в частности, может быть использовано для спасения летчиков различных летательных аппаратов при авиакатастрофе.

Известна проблема гибели экипажа аварийного летного средства, обусловленная планированием в зонах повышенной опасности, например, в зоне расположения войск противника, попадания в зону лесного пожара, широкого водного пространства и т.д., что связано с низкой неуправляемостью парашюта после катапультирования.

Известен способ спасения парашютиста при катапультировании на малой высоте посредством ускоренного вытягивания парашюта из ранца и наполнения его купола воздухом за счет, например, пиропатронов, сжатого газа и т.д. Пороховая ракета вытягивает парашют, а кольцевая струя газа изнутри низа парашюта быстро приоткрывает купол, после этого напор воздуха быстро наполняет купол см. RU 94045427, B64D 17/72 от 23.12.1994).

Известен способ спасения при падении с высоты по реализующему его устройству, содержащему тормозное устройство, расположенное в переносном контейнере, закрепленном гибкими стропами на человеке посредством системы ремней. При этом тормозное устройство выполнено в виде мягкой оболочки, внутренняя полость которой посредством гибкого полого шланга соединена через управляемый клапан с переносной емкостью, содержащей газ легче воздуха под давлением. Переносной контейнер выполнен в виде запаянного полиэтиленового мешка, снабженного заплечными ремнями, соединенными посредством гибких строп с мягкой оболочкой, а давление газа превышает усилие разрыва контейнера (см. RU 2059531, В64В 1/50, А62В 37/00 от 12.01.1993).

Однако известный способ и реализующее его средство не способно обеспечить безопасность катапультировавшегося летчика от внешних опасностей, например, обстрела летчика с земли противником, падения в широкий водоем, пролета над зоной лесного пожара и т.д.

Целью настоящего изобретения является достижение технического результата по расширению функциональных возможностей за счет спасения катапультировавшегося летчика путем спасения от обстрела, от попадания в очаг лесного пожара, в широкий водоем и т.д.

Указанный технический результат для способа достигается тем, что в известном способе, включающем торможение спускаемого объекта путем наполнения резервуара газом легче воздуха, например, гелием, предлагается после катапультирования летчика и раскрытия парашюта, ориентирование на местности, наметка зоны приземления, определение направления ветра и при попутном ветре создание дополнительного паруса посредством расправления капюшона, периодическое, для ускорения скорости наклонного полета, при встречном ветре предлагается создание постоянного воздушного реактивного движения, при безветрии предлагается создание периодического воздушного реактивного движения, при приближении к высоте, опасной для летчика, например, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, широкого водоема, путем наполнения полостей комбинезона летчика газом легче воздуха, например гелием.

Указанный технический результат для устройства достигается тем, что в устройстве спасения спускающегося с высоты, содержащем резервуар, наполняемый газом легче воздуха, например гелием, предлагается дополнительно ввести прикрепленный к комбинезону летчика капюшон, размещенные на поясном ремне летчика воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, выполненной с возможностью смещения по ремню летчика, а второй выход переключателя через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей резервуар сжатого газа легче воздуха, например гелия, при этом кромка, прижатая к поясному ремню летчика, воздушная турбина выполнена со щелями.

Заявленное изобретение поясняется чертежами.

На Фиг. 1 представлена блок-схема устройства, на Фиг. 2 представлен корпус воздушной турбины со щелями на нижней кромке.

Устройство, реализующее способ спасения катапультировавшегося летчика, представлено на фиг. 1 и 2 и включает:

1 - аккумулятор;

2 - переключатель;

3 - воздушная турбина;

4 - управляемый клапан;

5 - резервуар сжатого хранения газа легче воздуха;

6 - полости комбинезона, заполняемые газом;

7 - капюшон (не показан);

8 - щели на кромке турбины;

9 - поясной ремень летчика.

Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика состоит из аккумулятора 1, который через первый выход переключателя 2 соединен с воздушной турбиной 3. Второй выход переключателя 2 соединен с управляемым клапаном 4, который включает магистраль, соединяющую резервуар сжатого хранения газа легче воздуха 5 с полостями 6 комбинезона летчика, заполняемые газом легче воздуха. Полости могут быть выполнены непосредственно в комбинезоне или нашиты в виде патрубков на него. Комбинезон летчика имеет капюшон 7 (не показан), который расправляется и используется при попутном ветре. Воздушная турбина 3 выполнена с возможностью перемещения по ремню 9 летчика и имеет на кромке, прижатой к ремню 9 летчика, щели 8 для прохода воздуха.

Способ реализуется следующим образом.

После катапультирования и раскрытия парашюта летчик осматривается, ориентируется на местности, намечает безопасную зону приземления, маршрут движения и определяет направление ветра. При попутном ветре, к намеченной зоне приземления, летчик поднимает верхний край капюшона 7 двумя руками и, растянув по ширине, закрепляет его верхние концы на стропах парашюта. Тем самым создается дополнительная парусность, что ускоряет полет летчика в направлении зоны приземления. Обратившись лицом к цели приземления, летчик перемещает по поясному ремню 9 воздушную турбину 3 на спину. Для ускорения полета и спуска летчик периодически переключателем 2 подключает аккумулятор 1 к воздушной турбине 3 (см. Фиг. 1), которая создает дополнительные импульсы реактивного движения в горизонтальной плоскости. При приближении парашюта к высоте, опасной для летчика (высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте огненных языков пламени лесного пожара и т.д.), летчик через второй выход переключателя 2 подключает управляемый клапан 4 к магистрали, соединяющей полости 6 комбинезона летчика и резервуар 5 газа легче воздуха, например гелия, и заполняет полости 6 газом. Это уменьшает вес летчика и снижает скорость спуска парашюта. При встречном движении ветра летчик переключателем 2 подключает воздушную турбину 3 к аккумулятору 1 в положение постоянной работы, тем самым снижая встречное сопротивление ветра. В безветренной атмосфере летчик также, как и в случае движения с попутным ветром, периодически подключает переключателем 2 аккумулятор 1 к воздушной турбине 3, дополнительно создавая импульсы движения горизонтального полета. Использование заявленного способа и устройства позволит избежать опасных для летчика зон, повысить вероятность спасения катапультировавшегося летчика, избежать гибели от таких внешних опасностей, как обстрел с земли противником, попадание в зоны лесных пожаров, в водоемы, на ЛЭП и т.д. Настоящее изобретение может быть использовано, кроме Министерства обороны, в авиационных службах МЧС, в пожарной авиации, в морской службе спасения и других аналогичных службах.

Заявленное изобретение является новым, ранее неизвестным, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - новизна.

Изобретение может быть реализовано на производственной базе любой военно-воздушной части Министерства, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - промышленная применимость.

1. Способ спасения катапультировавшегося летчика, включающий торможение упомянутого летчика путем наполнения резервуара газом легче воздуха, например гелием, отличающийся тем, что после катапультирования летчика и раскрытия парашюта, летчика ориентируют на местности, намечают безопасную зону приземления, определяют направление ветра и при попутном ветре создают дополнительную парусность посредством подъема и расправления капюшона комбинезона летчика на стропах парашюта, турбиной при встречном ветре периодически создают постоянное воздушное реактивное движение, при безветрии создают периодическое воздушное реактивное движение, при приближении к высоте, опасной для летчика, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, падении в широкое водное пространство заполняют полости комбинезона летчика газом легче воздуха, например гелием.

2. Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика по п.1, содержащее резервуар, наполняемый сжатым газом легче воздуха, например гелием, отличающееся тем, что летчик дополнительно имеет комбинезон с прикрепленным капюшоном и размещенные на поясном ремне воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, а второй его выход через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей упомянутый резервуар с полостями комбинезона, при этом воздушная турбина выполнена с возможностью перемещения по ремню летчика и имеет на конце кромки, прижимающейся к ремню летчика, щели.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к катапультированию из летательного аппарата. Способ катапультирования летчика из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика с парашютной укладкой из кабины с последующим раскрытием парашюта.

Изобретение относится к средствам катапультирования из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Способ катапультирования летчика или пассажира из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика или пассажира с парашютной укладкой из кабины за привязную подвесную систему стреляющим механизмом с последующим вводом в действие парашюта.
Изобретение относится к герметичному эластичному материалу, который включает текстильную основу из синтетических нитей и нанесенное на нее с лицевой и изнаночной стороны полиуретановое покрытие, сформированное из раствора полиуретанового полимера и полиизоцианата в органическом растворителе, причем в качестве текстильной основы он содержит ткань с поверхностной плотностью 70-80 г/м2, выполненную из высокомодульных нитей СВМ линейной плотности 14,3 или 29,3 текс с круткой 100±10 кр/м, имеющую разрывную нагрузку не менее 1200 Н и удлинение при разрыве не более 8%, покрытие дополнительно содержит наполнитель и антипирен, а массовое соотношение привеса полимерного покрытия на лицевой и изнаночной сторонах составляет соответственно 1:(2-3).

Изобретение относится к устройствам для аварийной эвакуации людей. .

Изобретение относится к области устройств аварийного спасения пассажиров самолета. .

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к системе спасения пассажиров и членов экипажа при безвыходной аварийной ситуации, и может быть использовано при создании новых систем спасения при аварии самолета.
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам спасения летчиков самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к средствам открытия аварийного выхода самолета. .
Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам спасения людей при безвыходной аварийной ситуации на самолете. .
Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам спасения людей при безвыходной аварийной ситуации на самолете. .

Группа изобретений относится к средствам индивидуальной защиты, обеспечивающим нормальное кровообращение человека при возникновении перегрузок, аварийной разгерметизации для спасения и выживания в ЛА или при срочном покидании летчиком летательного аппарата.

Изобретение относится к авиационной технике. Система биомеханического контроля деятельности летчика в полете содержит чувствительные преобразователи, установленные на снаряжении летчика, связанные со встроенным вычислителем.

Изобретение относится к авиации, а именно к вариантам выполнения противоперегрузочного костюма. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам профилактики и устранения вредного влияния невесомости и аэродинамических перегрузок на мозговое кровообращение человека.

Изобретение относится к системе подачи кислорода пассажирам воздушного судна. .
Изобретение относится к производству комплекта полетного костюма для космонавта. .
Изобретение относится к производству элементов полетной одежды для космонавта. .
Изобретение относится к производству элементов полетной одежды для космонавта. .

Изобретение относится к защитной одежде, используемой на больших высотах. .

Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Корпус дисколета содержит оболочку, имеющую форму круглой двояковыпуклой линзы со сквозным вертикальным каналом в центре, приспособления для причаливания.
Наверх