Спасательный подводный аппарат

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудован цистернами, одна из которых выдерживает полное забортное давление. Цистерны через клапаны соединены системой, имеющей насос, способный создать давление, равное полному забортному давлению. Аппарат имеет возможность удаления воздуха из спасательного отсека за борт, с восполнением удаленного воздуха из запаса воздуха в баллоне или баллонах. Для удаления воздуха за борт используются средства указанной выше системы и две цистерны, одна из которых выдерживает полное забортное давление. Достигается обеспечение удаления воздуха из отсека за борт, в том числе воздуха, загрязненного углекислым газом, что возможно на любой глубине погружения. Это увеличивает максимально возможное время пребывания в отсеке, например, в случае аварии аппарата и невозможности всплыть собственными средствами. 1 ил.

 

Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (АПЛ) путем стыковки СПА с АПЛ, лежащей на грунте, приема в спасательный отсек СПА подводников и доставки их на надводное судно-носитель (СН) или ПЛ - носитель СПА.

Известны многие СПА данного назначения, как отечественные (например. "Спасательно-рабочий подводный аппарат" по патенту №2082646), так и зарубежные СПА (США, Италия, Франция, Швеция, Канада, Великобритания, Япония, КНР), базирующиеся на спасательных судах и подводных лодках (журнал "Судостроение за рубежом", N 3, 1987 г., стр. 5-15).

Как показывает мировой опыт аварий на подводных лодках, в том числе на СПА, возможна ситуация, когда аппарат не в состоянии всплыть собственными средствами. В случае, когда на СПА остается запас электроэнергии и воздуха в баллонах, жизни людей, находящихся на борту, может угрожать повышение концентрации углекислого газа.

Для снижения концентрации углекислого газа используются, как правило, разного рода химические поглотители, но их запас ограничен, а увеличение их количества требует дополнительного места на борту СПА.

Недостатком всех известных СПА является то, что для выживаемости находящихся на борту людей, после исчерпания запаса поглотителей углекислого газа, аппарат не может использовать весь имеющийся запас воздуха и электроэнергии, так как при поступлении воздуха в отсек из баллона повышается давление в отсеке. В свою очередь для снижения давления в отсеке необходимо компрессорное оборудование, способное развить давление, равное полному забортному, чтобы воздух из отсека смог выйти за борт.

Размещение на СПА компрессорного оборудования требует дополнительного места на борту, что снизит количество спасаемых подводников и увеличит стоимость создания СПА. Поэтому существующие аппараты в подводном положении удалить воздух из отсека за борт своими собственными средствами возможности не имеют.

Целью предполагаемого изобретения является создание конструкции спасательного аппарата, обеспечивающего удаление воздуха из отсека за борт при помощи средств уже существующей на борту системы через цистерну, которая также имеется на аппарате и выдерживает полное забортное давление. Восполнение удаленного воздуха производится из существующих запасов воздуха самого аппарата.

Таким образом, предлагаемый СПА, в отличие от существующих аналогов полнее использует существующие на борту ресурсы для поддержания жизнеспособности людей внутри аппарата.

Схема предлагаемого СПА представлена на чертеже фиг. 1.

Спасательный подводный аппарат 1 имеет отсек управления 2, спасательный отсек 3. СПА оборудован:

- системой, частью которой являются клапаны 6, 7, 8, 9, осушительный насос 10 и трубопровод, соединяющий клапаны 6…9 с насосом 10 и цистернами 11, 12;

- цистерной 11, не выдерживающей избыточное давление, находящейся внутри корпуса СПА;

- цистерной 12, выдерживающей полное забортное давление, которая может находиться, как внутри СПА, так и вне него, и снабженной трубопроводом вентиляции, выведенным в отсек спасения с запорным клапаном 5;

- устройством удаления воздуха за борт, состоящего из клапана 4, трубопровода, соединяющего этот клапан с трубопроводом вентиляции цистерны 12 и трубопровода, соединяющего клапан 4 с отверстием, выходящим за борт СПА;

- баллоном с воздухом 13, клапаном 14.

Технология удаления воздуха за борт заключается в следующем:

- цистерны и клапаны приводят в исходное состояние, а именно - все клапаны закрыты, цистерна 11 с водой, цистерна 12 пустая;

- клапаны 6, 8 открывают, запускают насос 10, который заполняет цистерну 12 из цистерны 11, при этом находящийся в цистерне 12 воздух сжимается;

- клапан 4 открывают - сжатый воздух выбрасывается за борт;

- после выброса воздуха клапан 4 закрывают, насос 10 останавливают, клапаны 6, 8 закрывают;

- открывают клапан 5, клапаны 7 и 9 и запускают насос 10 для возврата воды из цистерны 12 обратно в цистерну 11, а при этом цистерна 12 заполняется воздухом из спасательного отсека 3;

- после осушения цистерны 12 все клапаны закрывают, насос 10 останавливают для приведения системы и цистерн в исходное состояние;

- удаленный воздух восполняют из баллона 13 открытием и закрытием клапана 14.

При необходимости операцию повторяют требуемое количество раз.

Таким образом, предлагаемый спасательный аппарат позволяет производить замену воздуха в отсеке для предотвращения роста концентрации углекислого газа, используя все имеющиеся запасы чистого воздуха и электроэнергии.

Спасательный подводный аппарат для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, имеющий две цистерны, соединенные системой с насосом, способным развить давление, равное полному забортному, одна из цистерн выдерживает полное забортное давление, при этом аппарат имеет запас воздуха в баллоне, с возможностью подачи этого воздуха в отсек, отличающийся тем, что цистерна, которая выдерживает полное забортное давление, соединена трубопроводами со спасательным отсеком и устройством удаления воздуха за борт, а насос, способный развить давление, равное забортному, имеет возможность заполнять водой из одной цистерны другую цистерну, которая выдерживает полное забортное давление.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки в обеспечение спасения экипажа в случае аварии. Камера спасательная всплывающая (КСВ) для подводной лодки представляет собой прочный корпус с верхним и нижним входными люками и устройством для крепления КСВ к комингс-площадке подводной лодки с бортовым клапаном и трубопроводами внутри и снаружи КСВ и с автоматичеким регулятором расхода воздуха системы снижения давления.

Изобретения относятся к водолазной технике. Водолазное снаряжение выполнено в форме контейнера с размерами, позволяющими размещать в нем одного человека и производить выпуск из затонувшей подводной лодки через существующие устройства выпуска.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным устройствам для экипажей подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей спасательной камеры с подводным техническим средством содержит комингсы, опорные кольца которых соединены кремальерным затвором, состоящим из кремальерного кольца и привода его разворота, и систему выравнивания давления в комингс-площадке.

Изобретение относится к средствам спасения экипажей аварийных объектов, лежащих на грунте. Пенал для передачи предметов на аварийный подводный объект содержит корпус, выполненный в виде набора замкнутых, сообщающихся между собой, тороидальных оболочек, нанизанных на тонкостенный цилиндр кругового сечения.

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку, трубопровод с арматурой, сообщающий внутреннюю полость комингс-площадки с забортной водой, а также воздушную магистраль, соединяющую внутреннюю полость комингс-площадки с отсеком прочного корпуса подводного технического средства, при этом магистраль снабжена кольцевым коллектором с установленными по его окружности клапанами и размещена в верхней части комингс-площадки.

Изобретение относится к средствам спасения подводников и касается использования всплывающей спасательной камеры (КСВ). Предложено выдвижное ограждение люка, содержащее основание, сильфон с предохранительным клапаном, крышку с ручками, воздушный баллон, трубопровод с клапанами наполнения и стравливания, в конструкции устройства предусмотрены выдвижная демпфирующая сетка, взаимодействующая с сильфоном, верхний край которой закреплен на крышке, а нижний край окантован опорным кольцом, стопор, фиксирующий демпфирующую сетку в выдвинутом положении, и ограничитель, фиксирующий опорное кольцо в исходном состоянии.

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на атомных подводных лодках. Комплекс спасательных плотов для спасения личного состава аварийной атомной подводной лодки состоит из герметичных контейнеров с плотами.

Изобретение относится к области аварийно-спасательного оборудования подводной лодки. Камера спасательная всплывающая содержит прочный корпус, выполненный в форме тела вращения с возможностью закрепления нижним основанием на подводной лодке.
Наверх