Бесплатформенный инерциальный блок

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения и может быть использовано в летательных аппаратах, наземных и морских транспортных средствах для измерения векторов линейного ускорения и угловой скорости. Технический результат - повышение точности и надёжность. Для этого бесплатформенный инерциальный блок, в котором установлены шесть однотипных преобразователей механической величины (шесть акселерометров или шесть датчиков угловой скорости (ДУС)), ориентированных по додекаэдру, причем на одной из граней пары граней из шести пар граней додекаэдра, параллельных друг другу, установлено по одному преобразователю механической величины с направлением измерительной оси (ИО) относительно нормали к грани додекаэдра, дополнен тем, что в нем установлены шесть акселерометров и шесть ДУС, причём ИО центрального ДУС совпадает с нормалью к грани додекаэдра и с осью направления движения объекта в связанной с объектом движения системе координат, ИО остальных пяти ДУС направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального ДУС, ИО центрального акселерометра совпадает с нормалью к грани додекаэдра и отклонена от оси направления движения объекта на угол 25°, ИО остальных пяти акселерометров направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального акселерометра, таким образом, ИО акселерометров, ориентированные по додекаэдру акселерометров, отклонены от ИО ДУС, ориентированных по додекаэдру ДУС, на угол 25°. Техническое решение позволяет повысить точность и надёжность БИНС за счет избыточности измерителей и за счет рационального выбора конфигурации ориентации ИО. 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения и может быть использовано в летательных аппаратах (самолетах и космических летательных аппаратах), наземных и морских транспортных средствах для измерения векторов линейного ускорения и угловой скорости.

Известен блок преобразователей механической величины в виде линейного ускорения или угловой скорости (патент РФ №2432548), в котором использованы шесть однотипных преобразователей механической величины, например, акселерометров или датчиков угловой скорости (ДУС), измерительные оси (ИО) которых ориентированы по многограннику (додекаэдру). Направление ИО каждого измерителя механической величины совпадает с нормалью к грани додекаэдра. Причем на одной из граней пары граней из шести пар граней додекаэдра, параллельных друг другу, установлено по одному преобразователю механической величины.

Недостатком этой конфигурации является невозможность одновременного измерения параметров движения: линейного ускорения и угловой скорости, так как в изделии устанавливается шесть преобразователей одного типа.

Задачей предлагаемого изобретения является создание бесплатформенного инерциального блока, который будет измерять проекции вектора линейного ускорения и вектора угловой скорости и позволит повысить точность и надежность бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС).

Поставленная задача достигается тем, что известный прототип, в котором установлены шесть однотипных преобразователей механической величины, шесть акселерометров или шесть ДУС, ориентированных по додекаэдру, причем на одной из граней пары граней из шести пар граней додекаэдра, параллельных друг другу, установлено по одному преобразователю механической величины с направлением ИО относительно нормали к грани додекаэдра, дополнен тем, что в нем установлены шесть акселерометров и шесть ДУС, причем ИО центрального ДУС совпадает с нормалью к грани додекаэдра и с осью направления движения объекта в связанной с объектом движения системе координат, ИО остальных пяти ДУС направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального ДУС, ИО центрального акселерометра совпадает с нормалью к грани додекаэдра и отклонена от оси направления движения объекта на угол 25°, ИО остальных пяти акселерометров направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального акселерометра, таким образом, ИО акселерометров, ориентированные по додекаэдру акселерометров отклонены от ИО ДУС, ориентированных по додекаэдру ДУС на угол 25°.

На фиг. 1 приведено расположение ИО ДУС, где принимается, что XпYпZп - приборная система координат (ПСК) БИНС с точностью до технологических погрешностей установки совпадает с XсвYсвZсв - связанной системой координат (ССК) объекта движения.

Конфигурация, в основе которой используется додекаэдр - правильный двенадцатигранник, каждая грань которого представляет собой правильный пятиугольник, строится на ИО шести ДУС (ДУСi, i=1, 2…6). ИО ДУС направлены по нормалям к попарно непараллельным граням додекаэдра.

Для расположения конфигурации додекаэдра ИО ДУС в ССК объекта (XсвYсвZсв) принимается положение, согласно которому ИО центрального в конфигурации ДУС1 совпадает с осью ОХп. Причем, ИО i=1 (ДУС1) это продольная ось ОХп (ОХсв) объекта. ИО центрального в конфигурации ДУС1 совпадает с нормалью к грани додекаэдра. Другие пять ИО ДУС с индексами i=2…6 расположены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального ДУС1.

Принимается, что одна из осей, а именно i=6 (ДУС6), лежит в плоскости (XпOYп), таким образом ИО ДУС6 лежит в плоскости XпOYп, а ИО ДУС с индексами i=2…6 составляют с плоскостью основания, которая перпендикулярна плоскости ОХп, угол 26°34'.

Додекаэдр ИО акселерометров строится на шести акселерометрах (АКСi, i=1, 2…6) по аналогии с додекаэдром ДУС. ИО центрального акселерометра совпадает с нормалью к грани додекаэдра и отклонена от оси направления движения объекта на угол 25°. ИО остальных пяти акселерометров направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального акселерометра.

На фиг. 2 показан угол ϕу, где ϕу - угол поворота додекаэдра ИО акселерометров относительно оси OYсв в плоскости XпOZп, причем угол ϕу=25°.

На фиг. 3 приведено положение додекаэдра ИО акселерометров и додекаэдра ИО ДУС, при котором угол между направлениями любых двух соседних ИО (ДУС1, … ДУС6) и ИО (АКС1, … АКС6) оказывается равным 63°26'18'', а угол между любыми двумя соседними гранями додекаэдра равен 116°33'42''. Тогда значения углов ориентации ИО ДУС и ИО акселерометров относительно ПСК составляют значения, приведенные в таблице 1, где α - угол ИО АКС и ДУС к оси ОХп, β - угол ИО АКС и ДУС к оси OYп, γ - угол ИО АКС и ДУС к оси OZп.

Таким образом, акселерометры и ДУС установлены в изделии таким образом, что ИО акселерометров, ориентированные по додекаэдру акселерометров отклонены от ИО ДУС, ориентированных по додекаэдру ДУС на угол 25°.

Установка ИО акселерометров под углом относительно оси OYсв в плоскости связанной с БИНС, целесообразна так же за счет того, что ИО трех из шести акселерометров занимают приблизительно одинаковое (с точностью до погрешности установки) угловое положение относительно оси ОХсв. Таким образом, измерения данными акселерометрами кажущегося ускорения вдоль направления полета летательного аппарата будут приблизительно равны. Выход из строя какого-либо из них не окажет заметного влияния на функционирование системы управления, то есть за счет такого поворота повышается точность и надежность БИНС.

Таким образом, предложен бесплатформенный инерциальный блок, особенность которого заключается в том, что в нем, в отличии от прототипа, установлены шесть акселерометров и шесть ДУС, причем ИО центрального ДУС совпадает с нормалью к грани додекаэдра и с осью направления движения объекта в связанной с объектом движения системе координат, ИО остальных пяти ДУС направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального ДУС, ИО центрального акселерометра совпадает с нормалью к грани додекаэдра и отклонена от оси направления движения объекта на угол 25°, ИО остальных пяти акселерометров направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального акселерометра, таким образом, ИО акселерометров, ориентированные по додекаэдру акселерометров отклонены от ИО ДУС, ориентированных по додекаэдру ДУС на угол 25°.

Предлагаемый бесплатформенный инерциальный блок позволяет повысить точность и надежность БИНС за счет избыточности измерителей и за счет рационального выбора конфигурации ориентации ИО.

Бесплатформенный инерциальный блок

Бесплатформенный инерциальный блок, в котором установлены шесть однотипных преобразователей механической величины, шесть акселерометров или шесть датчиков угловой скорости (ДУС), ориентированных по додекаэдру, причем на одной из граней пары граней из шести пар граней додекаэдра, параллельных друг другу, установлено по одному преобразователю механической величины с направлением измерительной оси (ИО) относительно нормали к грани додекаэдра, отличающийся тем, что в нем установлены шесть акселерометров и шесть ДУС, причем ИО центрального ДУС совпадает с нормалью к грани додекаэдра и с осью направления движения объекта в связанной с объектом движения системе координат, ИО остальных пяти ДУС направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального ДУС, ИО центрального акселерометра совпадает с нормалью к грани додекаэдра и отклонена от оси направления движения объекта на угол 25°, ИО остальных пяти акселерометров направлены по нормалям к каждой из пяти граней додекаэдра, примыкающих к грани додекаэдра центрального акселерометра, таким образом, ИО акселерометров, ориентированные по додекаэдру акселерометров, отклонены от ИО ДУС, ориентированных по додекаэдру ДУС, на угол 25°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам. В способе формирования команды управления для транспортного средства собирают информацию о транспортном средстве от транспортного средства в диапазоне объема передаваемых данных или частоты связи, которая допускается для связи с транспортным средством на основе информации об объеме передаваемых данных или частоте связи.

Система информационного обеспечения метода скрытного наведения летательных аппаратов (ЛА) в зоне обнаружения импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС) содержит формирователь косвенных измерений, формирователь оценок, регулятор.

Настоящее изобретение относится к бесплатформенной инерциальной навигации. Предложены способ и устройство бесплатформенной инерциальной навигации с использованием измерений, выполненных одним или более инерциальным датчиком.

Группа изобретений относится к способу наведения наземного транспортного средства по требуемой траектории движения и навигационной системе транспортного средства.

Изобретение относится к информационной системе связи транспортного средства для передачи информации о транспортном средстве внешнему адресату. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к внутрикабинным информационно-измерительным приборам с электронной индикацией пилотажно-навигационных параметров и тактической информации.

Система формирования координат воздушного судна в условиях неполной и неточной навигационной информации содержит блок первичной фильтрации, блок формирования модели случайного процесса изменения координат воздушного судна, блок прогнозирования координат воздушного судна при отсутствии данных источников навигационной информации, мультиплексор, блок оценивания регулярности поступления данных источников навигационной информации, блок оценивания соответствия данных источников навигационной информации и сформированной модели случайного процесса изменения координат воздушного судна в полете, соединенные определенным образом.

Изобретение относится к системам связи для транспортных средств. Технический результат заключается в возможности бесперебойной передачи данных между транспортными средствами.

Предлагаемая система относится к области автоматизированного мониторинга окружающей среды в условиях Арктики, а именно состояния атмосферы и льда с одновременным определением координат собственного местонахождения навигационных комплексов и передачей полученной информации по радиоканалам, и может быть использована в качестве средства мониторинга окружающей среды в зоне движения льда для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе и дрейфующего.

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано для повышения точности оценивания местоположения автономных необитаемых подводных аппаратов с инерциальной навигационной системой и системой технического зрения.

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем. Интегрированная система резервных приборов выполнена в виде отдельного блока, содержащая датчики полного и статического давления, соединенные через устройство обработки и преобразования сигналов с вычислителем, модуль пространственной ориентации, устройство управления режимами работы, жидкокристаллический индикатор, соединенные с вычислителем, креноскоп, фотодатчик, соединенный с устройством управления режимами работы, устройство компенсации систематической составляющей смещения нуля инерциальных датчиков модуля пространственной ориентации, подключенное своим входом к модулю пространственной ориентации, а выходом - к вычислителю. А также магнитный зонд, подключенный выходом к АЦП, к встроенной системе контроля, которая подключена своими входом к модулю пространственной ориентации, к датчикам полного и статического давления, а выходом - к вычислителю. При этом в нее дополнительно введен источник опорного напряжения, подключенный выходом к АЦП, выход которого подключен к модулю пространственной ориентации. Технический результат - повышение надежности и точности измерения параметров пространственной ориентации. 1 ил.

Изобретение относится к способам навигации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения транспортных средств (ТС), движущихся по известным траекториям. Способ позиционирования транспортных средств заключается в том, что до начала движения ТС на основании картографической информации известная траектория движения ТС разбивается на участки, аппроксимируемые с заданной точностью ортодромическими отрезками, на которых существует функциональная связь между геоцентрическими координатами, позволяющая выразить две координаты через третью. При движении ТС по известной траектории измеренные навигационной системой текущие геоцентрические координаты ТС проецируются на истинную ортодромическую траекторию движения ТС. При этом координаты точки проекции определяются с учетом связи между геоцентрическими координатами на ортодромии и решения иррационального уравнения относительно одной из координат, полученного из условия минимума длины ортодромического отрезка между точкой с измеренными координатами ТС и точкой проекции на истинную ортодромическую траекторию его движения, координаты которой принимаются за истинные текущие геоцентрические координаты ТС. Технический результат – повышение точности определения текущих координат ТС за счет исключения ошибок измерения, приводящих к отклонению от истинной траектории движения ТС. 1 ил.
Наверх