Индикатор высоты с её прогнозируемой величиной на общую шкалу



Владельцы патента RU 2696821:

Хадеев Равиль Гафиевич (RU)

Изобретение относится к области инженерной психологии и служит для облегчения управления регулируемым параметром, высотой полета летательных аппаратов. На общую шкалу совместно с индексом высоты индицируют прогнозирующий индекс, положение которого отличается от индекса высоты и опережает его при совместном перемещении по шкале на сумму величины, пропорциональной вертикальной скорости, с величиной, пропорциональной темпу изменения вертикальной скорости. Предлагаемая индикация предоставляет высоту полета и скорость ее изменения в удобном для восприятия виде, улучшая эргономические характеристики процесса управления. Параметр высоты полета и вертикальной скорости воспринимается как один параметр, но в динамике. При постоянной высоте полета оба индекса совпадают, при наборе высоты прогнозирующий индекс уходит вверх от индекса высоты, а при снижении - вниз. Техническим результатом является упрощение пилотирования за счет высокой точности прогнозирования динамики изменения высоты полета. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области инженерной психологии и служит для облегчения управления параметром высоты полета летательных аппаратов.

Известен индикатор предоставляющий информацию о высоте полета по положению индекса его текущей величины относительно шкалы. Необходимые летчику данные об изменении высоты полета, вертикальную скорость, он получает из отдельного источника информации, с индикатора вертикальной скорости - вариометра. Недостатком такой индикации изменяющегося параметра является необходимость затрат объема внимания летчика для оценки динамики процесса, чтобы выработать упреждение для управляющего воздействия. Также известен способ индикации изменяющегося параметра совместно с его производной на общую шкалу, описанный в патенте RU 2268458. Недостатком такого способа индикации является то, что при прогнозировании будущего положения индекса высоты не учитывается темп изменения вертикальной скорости и поэтому индекс будущего положения индекса высоты не показывает точно величину параметра. Необходимость совместной индикации изменяющегося параметра с его производной на общую шкалу описана в: Р.Г. Хадеев, Вестник МНАПЧАК №3 (34), 2010 год «О необходимости прогнозирующей информации», а также в Р.Г. Хадеев, Вестник МНАПЧАК №4 (23), 2006 год «Летчику нужны производные параметров полета».

Целью изобретения является осуществление индикации высоты полета летательного аппарата совместно с индексом, прогнозирующим будущее значение высоты полета, на общей шкале, применение которой позволит, при короткой однократной экспозиции прибора, совместно с величиной параметра высоты и прогнозом его будущей величины через время, выбранное из эргономических условий, получить информацию о темпе изменения высоты. Таким образом, это упростит пилотирование, летчик с большей точностью сможет прогнозировать динамику изменения высоты полета.

Указанная цель достигается тем, что согласно изобретению на шкалу прибора индицирующего высоту полета, совместно с индексом высоты, индицируется индекс, положение которого отличается от положения индекса параметра высоты и опережает его при совместном перемещении по шкале на суммарную величину, пропорциональную темпу ее изменения и скорости изменения темпа.

Летчик, контролируя высоту полета, получает одновременно с информацией о ее величине, информацию о темпе ее изменения, что использует при управлении, изменяя соответственно с темпом изменения параметра, управляющее воздействие. Информация о высоте полета и динамике ее изменения может индицироваться различными индексами на общую шкалу, например на многофункциональный индикатор или лобовое стекло фонаря кабины, например линейный индекс, высоты полета и аналогичный по форме, но менее яркий, либо иного цвета, положение которого отличается от положения индекса высоты на величину пропорциональную темпу изменения высоты полета с учетом скорости изменения темпа. Его положение на шкале соответствует положению индекса высоты, которое он займет через некоторое, удобное для восприятия оператором время, «время прогнозирования», для данной скорости ее изменения с учетом темпа изменения вертикальной скорости, позволяющее правильно выбрать корректирующее, управляющее действие. Величина ухода прогнозирующего индекса от индекса высоты должна быть пропорциональна скорости изменения высоты Vy и дополнена величиной пропорциональной темпу изменения вертикальной скорости, ее производной dVy/dt, для этого в вычислитель, вырабатывающий сигнал прогнозирующего индекса включаются дифференциальное звено и суммирующее устройство. Сигнал прогнозирующего индекса Нпрог. вырабатывается по формуле:

Нпрог.=H±KVy±kdVy/dt

где: Н - индекс высоты полета, Нпрогн. - индекс прогнозируемой высоты для принятого времени прогнозирования, Vy - вертикальная скорость, К - коэффициент пропорциональности, который учитывает выбор времени прогнозирования, k - коэффициент пропорциональности определяет выбор масштаба для коррекции положения индекса вертикальной скорости в соответствии с темпом ее изменения, a dVy/dt - производная вертикальной скорости.

При постоянной высоте полета индекс высоты и прогнозируемая высота совпадают. При наборе высоты прогнозирующий индекс уходит вверх от индекса высоты, а при снижении вниз. Предлагаемая индикация предоставляет высоту полета и ее прогнозируемую величину в удобном для восприятия виде, улучшая эргономические характеристики процесса управления. Параметр высоты полета и прогнозируемая высота воспринимаются как единый параметр, но в динамике.

1. Индикатор высоты с ее прогнозируемой величиной на общую шкалу, отличающийся тем, что с целью облегчения управления, облегчения прогнозирования хода управляемого процесса, на общую шкалу совместно с индексом высоты индицируют прогнозирующий индекс, положение которого отличается от индекса высоты и опережает его при совместном перемещении по шкале на сумму величины, пропорциональной вертикальной скорости, с величиной, пропорциональной темпу изменения вертикальной скорости.

2. Индикатор высоты с ее прогнозируемой величиной на общую шкалу по п. 1, отличающийся тем, что при постоянной высоте полета оба индекса совпадают, при наборе высоты прогнозирующий индекс уходит вверх от индекса высоты, а при снижении - вниз.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аварийной или чрезвычайной остановке судна, обеспечиваемой азимутальным движительным агрегатом. Устройство управления для управления по меньшей мере двумя азимутальными движительными агрегатами судна содержит один или более рычагов для отдельного или совместного управления азимутальными движительными агрегатами, элемент активации аварийной остановки для активации процедуры аварийной остановки, после которой выполняется процедура аварийной остановки, при которой ориентация и движительная скорость азимутальных движительных агрегатов регулируются до тех пор, пока скорость хода судна по меньшей мере не уменьшится с момента активации процедуры аварийной остановки.

Группа изобретений относится к способу и системе управления продольным движением при разбеге по взлетно-посадочной полосе и наборе высоты беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с сочлененными на киле передними и задними крыльями.

Изобретение относится к области информационно-измерительной техники. Технический результат заключается в обеспечении приема сигналов от датчиков.

Группа изобретений относится к устройству и способу управления движением для транспортного средства. Устройство содержит: первый детектор, второй детектор и контроллер.

Группа изобретений относится к способу управления движением транспортного средства, осуществляемого посредством устройства управления движением. Устройство управления движением содержит: первое средство обнаружения, выполненное с возможностью обнаруживать помеху рядом с транспортным средством, движущимся в первой полосе движения; и второе средство обнаружения, выполненное с возможностью обнаруживать вторую полосу движения, смежную с первой полосой движения.

Изобретение относится к способу устранения особой ситуации при разгерметизации кабины самолета. Для устранения особой ситуации измеряют скорость изменения давления воздуха и абсолютное давление в герметической кабине и проверяют измеренные значения на соответствие определенному условию.

Группа изобретений относится к способу взаимосвязи органов пилотирования, устройству взаимосвязи между органами пилотирования, устройству пилотирования и воздушному судну, содержащему устройство пилотирования.

Группа изобретений относится к способу и устройству управления движением транспортного средства. Способ осуществляется посредством устройства управления движением.

Изобретение относится к области судовождения, к автоматическому управлению движением судна-катамарана с двумя винторулевыми колонками (ВРК) при осуществлении им «сильных» маневров.

Группа изобретений относится к виртуальной карте транспортного средства. Транспортное средство включает в себя: двигатель(и), локальные датчики, процессор(ы).

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к приборостроению, в частности, к приборам контроля и индикации. .

Изобретение относится к приборам контроля и регистрации. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для снятия частотных характеристик приборов в испытательных стендах. .

Индикатор // 624115

Изобретение относится области электротехники для наблюдения за соблюдением правил техники безопасности сотрудниками. Технический результат направлен на расширение арсенала средств того же назначения.
Наверх