Шлюпочное устройство&>&!б1^^^::„.

 

278447

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Саветскик

Социалистикескик

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №

Заявлено 29.Ч.1967 (№ 1160603/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

М. Кл. В 63Ь 23/58

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629.125.65(088.8) Опубликовано 25.XII.1972. Бюллетень ¹ 4 за 1973

Дата опубликования описания 16.П.1973

Авторы изобретения

Н. А. Тимченко и Б. И. Сорокин

Заявитель

1...

1",;; „,л

ШЛЮПОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области судостроения, в частности к шлюпочным устройствам.

Известны шлюпочные устройства, включа1ощие шлюпку, две шлюпбалки с подвесками, лебедку и тросовую проводку.

Эти устройства при строповке шлюпок на волнении не обеспечивают безопасных условий труда личного состава и делают операции в этих условиях физически тяжелыми, трудоемкими и продолжительными.

Цель изобретения — обеспечение безопасности и облегчение труда личного состава при строповке шлюпки на волнении. Для этого на корпусе каждой подвески закреплен шток, имеющий головку и центральное отверстие, через которое пропущен линь с подвешенным на конце его грузиком. Коренной конец линя закреплен на барабане вьюшки, установленной в проушине штока, а на шлюпке смонтированы два автоматических захвата для штоков, каждый из которых выполнен в виде перемещающейся вдоль своей оси подпружиненной гильзы с сухарями, снабженной отверстием в нижней части, под которым на корпусе установлена вьюшка для наматывания линя штока со встроенной муфтой предельного момента.

Для того чтобы фиксировать подпружиненную гильзу в положениях «захват» и «отдача» на направляющем корпусе гильзы установлена на оси защелка с пружинным фиксатором и оттяжкой. С целью принудительного утапливания сухарей в гильзу при опускании ее со штоком и захвата сухарями штока при ходе гильзы вверх на каждом сухаре укреплен штифт, выступающая часть которого входит в криволинейный паз, прорезанный на направляющем корпусе гильзы таким образом, что движение

10 штифта в пазу в сочетании с перемещением гильзы заставляет сухарь вращаться на своей оси в нужном направлении. Чтобы поднять линь штока и удержать барабан вьюшки штока от непроизвольного вращения, вал бараба15 на вьюшки имеет граненый хвостовик, на который может надеваться рычаг с рукояткой, а на штоке закреплен откидной стопор с прорезью, соответствующей граням хвостовика вала.

20 На фиг. 1 изображено устройство для строповки шлюпок на волнении, общий вид; на фиг. 2 — подвижный блок со штоком; на фиг. 3 — подъемные устройства шлюпки с автоматическими захватами; на фиг. 4 — вьюш25 ка для намотки линя.

Предлагаемое устройство устанавливается на шлюпбалке 1 (см. фиг. 1), имеющей спасательную (либо рабочую) шлюпку 2 со специальной конструкцией подъемного устройства, 30 и состоит из подвижного блока 8 (см. фиг. 2) 278447 со штоком 4, имеющим центральное отверстие, через которое проходит эластичный линь 5 с грузиком 6 на конце. Полная длина линя выбирается с учетом расстояния от нока вываленной стрелы до поверхности воды плюс амплитуда волны при том наиболее неблагоприятном состоянии моря, при котором предусматривается осуществлять подъем шлюпки.

Коренной конец линя закреплен на барабане

7, установленном на подшипниках в проушине штока 4. Вал барабана имеет четырехгранный хвостовик, на который находит откидной стопор 8, удерживающий барабан от вращения.

На этот же хвостовик при необходимости вращения барабана надевается съемная рукоятка 9.

В корпусе 10 (см. фиг. 3) подъемного устройства шлюпки предусмотрено три гнезда 11, внутри которых помещаются сухари 12, шарнирно закрепленные на осях 18, в гильзе 14. В сухари запрессованы штифты 15, выступающие части которых входят в криволинейные пазы 16, выполненные на боковых поверхностях гнезд. Гильза 14 прижимается к верхней части 17 корпуса пружиной 18. В нижней части гильзы имеется центральное отверстие 19, а на боковой поверхности имеется выемка 20.

Верхняя часть 17 корпуса закрывается крышкой 21.

На корпусе !О установлена на оси защелка

22 с подпружиненным фиксатором 28. Защелка может занимать два фиксированных положения «захват» и «отдача», в которые она устанавливается посредством двух оттяжек 24 с соответствующими наименованиями. При рывке за оттяжку «захват» защелка устанавливается в положение; показанное на фиг. 3 на кормовом подъемном устройстве, при рывке за оттяжку «отдач໠— в положение, показанное на носовом подъемном устройстве. Оттяжки 24 на кормовом и носовом подъемных устройствах могут быть сблокированы таким образом, что управление ими может осуществляться дистанционно с одного места (поста).

В нижней части корпуса 10 имеется вырез, ограниченный снизу наклонным днищем 25. В вырезе установлена вьюшка 26 со встроенной муфтой предельного момента, например зубчатой. Внутри корпуса вьюшки расположена полумуфта 27 (см. фиг. 4), закрепленная на валу шпонкой 28, и,подпружиненная полумуфта

29, имеющая возможность осевого перемещения и связанная с корпусом вьюшки двумя диаметрально противоположными шпонками 80, входящими в пазы 81. Полумуфты 27 и 29 соединяются друг с другом посредством торцовых зубьев 82. Выступающий конец вала имеет четырехгранный хвостовик под съемную ру.коятку 88. B корпусе вьюшки просверлено радиальное отверстие 84, в котором размещается грузик 6 при закреплении линя на вьюшке.

Устройство работает следующим образом.

При подходе шлюпки к борту судна в воду сбрасываются лини, предварительно пол5

10 ностью размотанные с барабанов. Экипаж шлюпки подбирает лини и опускает внутрь гильз 14. Все дальнейшие операции осуществляются изнутри шлюпки.

Защелка 22 устанавливается на обоих подьемных устройствах шлюпки в положение «отдача», т. е. фиксатором прижимается к гильзе.

Грузики, увлекая за собой лини, проходят через отверстие 19 и по наклонному днищу 25 выскальзывают внутрь шлюпки. После этого грузики б вставляются в отверстие 84 вьюшек и лини вручную наматываются на вьюшки 26 вплоть до полного выбирания их слабины. В процессе спуска на лопарях подвижных бло15 ков 8 вследствие качки судна и перемещения шлюпки на волнении возможны рывки линей, которые вызывают проскальзывание полумуфт

27 и 29 относительно друг друга, что предохраняет лини от разрыва. Вращение вьюшек

26 должно осуществляться непрерывно до тех пор, пока штоки подвижных блоков не достигнут гильз 14, а в обоих лопарях не возникнет слабина. При подходе к гильзам 14 головки штоков 4 перемещают гильзы вниз, сжимая пружины 18. При этом штифты 15, скользя по криволинейным пазам 16, разводят сухари 12 в гнезда, пропуская штоки 4 внутрь, которые упираются в пижшою часть гильз 14. Когда последние достигнут крайнего нижнего положения, защелки 22 входят в выемки 20 и стопорят гильзы 14. Штоки 4 теперь могут беспрепятственно совершать возвратно-поступательное движение, которое будет иметь место до тех пор, пока в лопарях не возникнет слабина. После этого защелки 22 оттяжками 24 переводятся в положение «захват», т. е. отводятся от гильз 14.

Когда шлюпочная лебедка переключается на выбирание, штоки 4 начинают перемещаться вверх, и вслед за ними под действием пружин 18 движутся гильзы 14. При движении последних вверх сухари 12, направляемые штифтами 15, перемещаются внутрь

45 гильз и запирают штоки 4 подвижных блоков в гильзах, осуществляя строповку шлюпки.

После этого производится подъем шлюпки на борт судна.

Перевод защелок в положение «захват» лишь после образования слабины в обоих лопарях производится для того, чтобы избежать повисания шлюпки на одном лопаре, так как в условиях волнения моря штоки 4 могут подойти к гильзам 14 не одновременно.

55 При спуске шлюпки на воду работа уст.ройства для строповки осуществляется след ющим образом.

При подходе шлюпки к воде защелки 22 переводятся в положение «отдача», т. е. прижиь0 маются к гильзам 14, а с вьюшек 26 снимаются рукоятки 88.

Когда шлюпка сядет на воду, при травлении лопарей подвижные блоки опускаются, отжимая штоками 4 гильзы 14 вниз в край65 нее положение, где они стопорятся защелкамИ

278447

22, после чего возможен беспрепятственный подъем блоков 8 и отход шлюпки от борта судна. При движении блоков 8 вверх происходит сматывание линей с вьюшек 26, которое завершается автоматическим выдергиванием грузиков б из отверстий 84 и выходом их из корпусов подъемных устройств шлюпки, после чего корпуса подъемных устройств закрываются крышками.

B случае кратковременного отсутствия шлюпки лини могут быть оставлены свешивающимися в воду с подвижных блоков. В случае длительного отсутствия шлюпки, шлюпбалки заваливаются в положение по-походному, лини сматываются в бухты и сбрасываются в воду при подходе шлюпки к борту судна.

При спокойном состоянии моря шлюпка может быть поднята на борт судна без линей.

Для этого перед спуском шлюпки лини посредством съемных рукояток 9 полностью перематываются с вьюшек 2б на барабаны, которые затем стопорятся откидными стопорами 8.

Предмет изобретения

1. Шлюпочное устройство, включающее шлюпку, две шлюпбалки с подвесками, лебедку и тросовую проводку, отличаюшееся тем, что, с целью обеспечения безопасности и облегчения труда личного состава при строповке шлюпок на волнении, на корпусе каждой подвески закреплен шток, имеющий головку и центральное отверстие, через которое пропущен линь с подвешенным на свободном конце его грузиком, при этом коренной конец линя закреплен на барабане вьюшки, установленной в проушине штока, а на шлюпке смонтированы два автоматических захвата для штоко"-, каждый из которых выполнен в виде перемещающейся вдоль своей оси подпружиненной гильзы с сухарями, снабженной отверстием в нижней части, под которым на корпусе установлена вьюшка для наматывания линя штока со встроенной муфтой предельного мо10 мента.

2. Шлюпочное устройство по п. 1, отличаюи1ееся тем, что, с целью фиксации подпружиненной гильзы в положениях «захват» и «отдача» на направляю:цем корпусе гильзы уста15 новлена на оси защелка с пружинным фиксатором и оттяжкой.

3. Шлюпочное устройство по пп. 1 и 2, атличаюи1ееся тем, что, с целью принудительного утапливания сухарей в гильзу при опус20 капни ее со штоком и захвата сухарями штока при ходе гильзы вверх, на каждом сухаре укреплен штифт, выступающая часть которого входит в криволинейный паз, прорезанпьш на направляющем корпусе гильзы таким обра25 зом, что движение штифта в пазу в сочетании с перемещением гильзы заставляет сухарь вращаться на своей оси в нужном направлении.

4. Шлюпочное устройство rо и. 1, отличаю30 и.ееся тем, что, с целью подъема линя штока и удержания барабана вьюшки штока от непроизвольного вращения, вал барабана вьюшки имеет граненый хвостовик, на который может надеваться рычаг с рукояткой, а на што35 ке закреплен откидной стопор с прорезью, соответствующей граням хвостовика вала.

Шлюпочное устройство&>&!б1^^^::„. Шлюпочное устройство&>&!б1^^^::„. Шлюпочное устройство&>&!б1^^^::„. Шлюпочное устройство&>&!б1^^^::„. Шлюпочное устройство&>&!б1^^^::„. 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к спуско-подъемным устройствам, используемым для спуска и подъема бортовых плавучих средств, и является усовершенствованием известного устройства по а.с

Изобретение относится к области судостроения , в частности к устройствам, обеспечивающим спуск спасательных средств с людьми

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам, используемым для спуска и подъема бортовых плавучих средств
Наверх