Устройство подачи масла для редуктора с эпициклоидной передачей

Группа изобретений относится к машиностроению. Чаша (35), предназначенная для питания маслом по меньшей мере двух контуров (43-44, 45-45а-45b) распределения масла, связанных с водилом (13) редуктора (10) с эпициклоидной передачей, при этом упомянутое водило (13) вращается и масло поступает из неподвижного средства (33) впрыска масла, выполнена с возможностью соединения с упомянутым водилом (13) и имеет по существу цилиндрическую форму, будучи открытой радиально внутрь относительно оси (Х). Чаша разделена на окружную последовательность отдельных камер (37а,37b), выполненных с возможностью сообщения с одним из упомянутых контуров (43-44, 45-45а-45b) распределения масла. Объектами изобретения являются также редуктор с его устройством подачи масла и способ подачи масла в редуктор. Обеспечивается улучшение качества смазки, а также повышение надежности чаши и редуктора с его устройством подачи. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Область техники

Настоящее изобретение относится к области газотурбинных двигателей и, в частности, к области систем дифференциальной трансмиссии в этих газотурбинных двигателях, в частности, к редукторам с эпициклоидной передачей.

Уровень техники

Современные газотурбинные двигатели, в частности, газотурбинные двигатели, содержащие один или несколько винтов, нагнетающих воздушный поток второго контура, содержат систему трансмиссии, называемую редуктором, для приведения во вращение этого винта или этих винтов с надлежащей скоростью вращения при помощи вала силовой турбины первичного корпуса двигателя.

Работа редукторов, в частности, на газотурбинных двигателях с винтом вентилятора и с высокой степенью двухконтурности, требует исключительно большого расхода масла порядка 6000-7000 литров в час при взлете, чтобы обеспечивать смазку и охлаждение их шестерен и опорных подшипников.

Среди используемых редукторов можно указать редукторы с эпициклоидной передачей, которые обеспечивает большое понижающее передаточное отношение скорости вращения в ограниченных габаритных пространствах. С другой стороны, их недостатком является присутствие сателлитных шестерен, которые перемещаются, вращаясь вокруг оси вращения приводного вала редуктора. Следовательно, они требуют использования устройств, позволяющих перекачивать масло от резервуара и насоса, находящихся в неподвижной системе координат, к средствам смазки, которые следуют перемещению вращением сателлитных шестерен вокруг приводного вала. Для решения этой проблемы обычно применяемые устройства содержат системы вращающихся прокладок.

Недостатками этих систем являются соответствующий габарит и износ, который несовместим со сроками службы, установленными для авиационных двигателей, что влияет на обслуживание упомянутых двигателей. Наконец, эти редукторы несовместимы с гибким монтажом конструкции газотурбинного двигателя, предусмотренным, например, для преодоления проблемы потери или поломки лопасти винта вентилятора, или с монтажом модульного типа, предусмотренным для облегчения сборки двигателя.

Чтобы преодолеть эти недостатки, заявитель уже предложил в заявках WO-A1-2010/092263 и FR-A1-2987416 устройства смазки без вращающихся прокладок, в которых форсунка впрыскивает масло, поступающее из контура неподвижной системы координат, в чашу, соединенную с водилом, которая вращается вокруг форсунки и собирает масло за счет центробежного эффекта, после чего направляет его к средствам смазки шестерен.

Эти устройства повышают надежность системы смазки редуктора, а также позволяют улучшить ее обслуживание. Кроме того, техническое решение, раскрытое в заявке WO-A1-2010/092263, позволяет регулировать расход масла, проходящий к различным зубчатым передачам, в зависимости от их потребностей в смазке. Для того приемная чаша разделена на участки вокруг оси вращения, и отдельные жиклеры на форсунке питают эти участки. Масло, собираемое в каждом осевом участке, затем проходит к контуру, специально предназначенному для одного типа зубчатой передачи.

Однако это решение не позволяет модулировать распределение потока масла между участками в зависимости от режима газотурбинного двигателя. Кроме того, оно является относительно сложным с жиклерами, специально предназначенными для каждого осевого участка на форсунке. Кроме того, увеличение числа жиклеров может поставить под вопрос надежность.

Изобретение призвано устранить эти недостатки, одновременно сохраняя и даже улучшая преимущества технических решений, предложенных в вышеупомянутых документах.

Раскрытие изобретения

В связи с вышеизложенным, объектом изобретения является чаша, предназначенная для питания маслом по меньшей мере двух контуров распределения масла, связанных с водилом редуктора с эпициклоидной передачей, при этом упомянутое водило вращается, и масло поступает из неподвижного средства впрыска масла, при этом упомянутая чаша выполнена с возможностью соединения с упомянутым водилом и имеет по существу цилиндрическую форму, будучи открытой радиально внутрь относительно оси, отличающаяся тем, что разделена на окружную последовательность отдельных камер, выполненных, каждая, с возможностью сообщения с одним из упомянутых контуров распределения масла.

Иначе говоря, окружные перегородки расположены между камерами, которые следуют друг за другом по окружности чаши. Разделение чаши на окружную последовательность камер, связанных с различными контурами распределения масла, позволяет распределять потоки между этими контурами, используя окружную протяженность камер. Это представляет собой экономичную альтернативу ранее предложенным решениям, так как чашу можно адаптировать к единственной форсунке, которую можно не предусматривать для распределения потоков. Это позволяет также повысить надежность системы за счет упрощения форсунки. Кроме того, надежность также повышается за счет разделения камер между контурами распределения масла, поскольку плохая работа одной камеры не влияет на другие.

Предпочтительно камеры сообщаются с упомянутыми контурами распределения масла через дно, которое ограничивает их радиально в направлении наружного пространства.

Предпочтительно упомянутая окружная последовательность камер содержит по меньшей мере два ряда камер, чередующихся в окружном направлении и образованных окружными протяженностями камер, отличающихся между каждым рядом.

Эта конструкция обеспечивает надлежащее приведение во вращение масла при помощи разделительных стенок этих камер и, следовательно, создание центробежного давления, питающего контуры распределения масла.

Эта конструкция позволяет распределять масло, поступающее в чашу, между различными контурами распределения масла. В частности, она позволяет оптимизировать расход масла в зависимости от потребностей по меньшей мере для одного рабочего режима и, следовательно, минимизировать массу масла, присутствующую в газотурбинном двигателе.

Предпочтительно упомянутые камеры разделены в окружном направлении окружными перегородками и ограничены в осевом направлении с двух сторон поперечными стенками упомянутой чаши, при этом каждая из поперечных стенок имеет по существу кольцевой поперечный внутренний периферический край, и окружная перегородка между двумя последовательными камерами содержит внутренний радиальный край, более удаленный от оси, чем упомянутые поперечные внутренние периферические края, что способствует окружному переливу масла, удерживаемого в камере за счет центробежного эффекта.

С одной стороны, это позволяет повысить надежность и минимизировать расход масла, предусматриваемый для случая плохой работы масляных контуров, так как в случае случайного перелива из чаши масло сначала собирается в других камерах. С другой стороны, за счет выбора радиуса краев стенок окружного разделения, то есть их высоты относительно дна, это позволяет получить второе распределение потока масла между контурами за счет перелива из одной камеры в другую для второго рабочего режима по сравнению с вышеупомянутым режимом.

Предпочтительно чаша имеет внутреннюю форму с сечением в виде U в радиальной плоскости.

Объектом изобретения является также устройство подачи масла для редуктора с эпициклоидной передачей, содержащее описанную выше чашу, а также содержащее контуры распределения масла, связанные с упомянутым водилом редуктора и сообщающиеся с упомянутыми камерами, по меньшей мере один неподвижный трубопровод подвода масла и средство впрыска масла на конце упомянутого по меньшей мере одного трубопровода подвода масла, выполненное с возможностью впрыска масла в упомянутую чашу.

В частности, такое устройство соответствует модульной конструкции редуктора и/или газотурбинного двигателя, так как рабочее колесо и/или водило могут быть соединены с трубопроводами подвода масла посредством поступательного перемещения вдоль оси.

Объектом изобретения являются также редуктор, содержащий такое устройство, и содержащий его газотурбинный двигатель.

Объектом изобретения является также способ подачи масла в такой редуктор в газотурбинном двигателе, согласно которому расход масла, поступающий в чашу, регулируют при помощи средства или средств впрыска масла таким образом, чтобы собираемое в камере масло питало контур распределения масла, с которым сообщается эта камера, и образовало в этой камере масляный карман, удерживаемый между ее стенками, по меньшей мере для первого рабочего режима газотурбинного двигателя.

Предпочтительно в рамках способа смазку распределяют между двумя контурами распределения масла в зависимости от их потребностей в масляном потоке по меньшей мере для первого рабочего режима газотурбинного двигателя за счет дифференцированной окружной протяженности камер, сообщающихся с упомянутыми двумя контурами распределения масла. Предпочтительно радиально внутренние края стенок камеры образуют входную поверхность в радиальном направлении, и соотношение входных поверхностей двух камер пропорционально соотношению между потребностями в расходе смазки двух контуров распределения масла, с которыми они сообщаются.

Предпочтительно в рамках способа расход масла, поступающий в чашу, регулируют при помощи средств или средств впрыска масла таким образом, чтобы масло, собираемое в камере масло питало контур распределения масла, с которым сообщается эта камера, и образовало по меньшей мере в одной камере масляный карман, перетекающий в окружном направлении в другую камеру, по меньшей мере для второго рабочего режима газотурбинного двигателя.

Краткое описание чертежей

Настоящее изобретение и его другие детали, отличительные признаки и преимущества будут более очевидны из нижеследующего описания со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг. 1 - схематичный вид в осевом разрезе газотурбинного двигателя, в котором применено изобретение.

Фиг. 2 - детальный вид в разрезе редуктора с эпициклоидной передачей, оснащенного рабочим колесом в соответствии с изобретением.

Фиг. 3 - вид в разрезе в перспективе редуктора, показанного на фиг. 2.

Фиг. 4 - схематичный вид в разрезе рабочего колеса в соответствии с изобретением.

Фиг. 5а, 5b, 5с - увеличенные виды части, показанной на фиг.4, иллюстрирующие разные варианты работы изобретения.

Описание варианта выполнения изобретения

На фиг. 1 показан являющийся объектом изобретения газотурбинный двигатель 1, который классически содержит винт вентилятора S, компрессор 1а низкого давления, компрессор 1b высокого давления, турбину 1d высокого давления, турбину 1е низкого давления и выпускное сопло 1h. Компрессор 1b высокого давления и турбина 1d высокого давления связаны через вал 2 высокого давления и образуют с ним корпус высокого давления (ВД). Компрессор 1а низкого давления и турбина 1е низкого давления связаны через вал 3 низкого давления и образуют с ним корпус низкого давления (НД).

В конфигурации в соответствии с изобретением винт вентилятора S приводится во вращение валом 4 вентилятора, который связан с валом НД 3 при помощи редуктора 10 с эпициклоидной передачей, который на этой фигуре показан схематично.

Редуктор 10 расположен в передней части газотурбинного двигателя. Неподвижная конструкция, показанная схематично и содержащая входную часть 5а и выходную часть 5b, расположена таким образом, что образует замкнутое пространство Е1, окружающее редуктор 10. Это замкнутое пространство Е1 закрыто на входе прокладками на уровне опорного подшипника 6а, обеспечивающего прохождение вала 4 вентилятора, и на выходе - прокладками на уровне отверстия 6b для прохождения вала НД 3.

Как показано на фиг. 2 и 3, редуктор заключен в коронной шестерне 14, которая закреплена через опорный картер 20 на упомянутой неподвижной конструкции 5а, 5b при помощи гибких средств, выполненных таким образом, чтобы она могла следовать возможным движениям вала 4 вентилятора, например, в некоторых случаях аварийной работы. Эти средства крепления известны специалисту в данной области, и их подробное описание опускается. Их краткое описание можно найти, например, в документе FR-А1-2987416.

В представленном примере редуктор 10 зацепляется, с одной стороны, с валом НД 3 через шлицы 7, которые приводят во вращение шестерню 11 планетарной передачи, и, с другой стороны, с валом 4 вентилятора, который соединен с водилом 13. Классически планетарная шестерня 11, ось вращения Х которой совпадает с осью вращения газотурбинного двигателя, приводит во вращение ряд шестерен сателлитов 12, которые равномерно распределены по окружности редуктора 10. Число сателлитов 12, как правило, составляет от трех до шести. Шестерни сателлитов 12 вращаются также вокруг оси Х газотурбинного двигателя, зацепляясь в внутренними зубьями коронной шестерни 14, которая установлена неподвижно относительно газотурбинного двигателя через опорный картер 20. Каждый из сателлитов 12 свободно вращается вокруг сателлитной оси 16, связанной с водилом 13 при помощи опорного подшипника, который может быть гладким, как показано на фиг. 2, или опорного подшипника с элементами качения (шарикоподшипника или роликоподшипника).

Вращение сателлитов 12 вокруг их сателлитной оси 16 за счет взаимодействия их шестерен с зубьями коронной шестерни 14 приводит к вращению водила 13 вокруг оси Х и, следовательно, к вращению связанного с ним вала 4 вентилятора со скоростью вращения, более низкой, чем скорость вращения вала НД 3.

Приведение во вращение вала 4 вентилятора водилом 13 обеспечивается через ряд центровочных пальцев 17, равномерно распределенных по окружности редуктора 10, которые проходят в осевом направлении от выходного конца вала 4 вентилятора и которые заходят в отверстия, выполненные в водиле 13. Водило 13 расположено симметрично с двух сторон от сателлитных осей 16 и образует замкнутое пространство, в котором можно реализовать функцию смазки зубчатых передач. Запорные втулки 19 на концах сателлитных осей 16 позволяют закрыть это замкнутое пространство на уровне опорных подшипников сателлитов 12.

Фиг. 2 вместе с фиг. 3 иллюстрирует подвод масла к редуктору 10 и его прохождение внутри этого редуктора. На фиг. 2 стрелками показан путь масла в этом примере от буферного резервуара 31, связанного с неподвижной конструкцией газотурбинного двигателя, до смазываемых шестерен и опорных подшипников. Схематично устройство смазки содержит три части, которые будут последовательно описаны ниже, а именно первую часть, связанную с неподвижной конструкцией и подающую масло к вращающимся частям редуктора 10, к рабочему колесу, вращающемуся вместе с водилом 13, потребляя это масло, и к масляным контурам смазки, которые питаются маслом через рабочее колесо и направляют его к смазываемым местам.

Первая часть содержит по меньшей мере одну форсунку 32, калиброванный конец которой сужен, образуя жиклер 33. Масло поступает в форсунку через трубопровод подвода 30 из резервуара двигателя (не показан). Сбоку от редуктора 10 может быть установлен буферный резервуар 31, предпочтительно в верхней части, таким образом, чтобы масло могло перетекать к центру редуктора за счет силы тяжести. Жиклер 33 впрыскивает масло в виде струи 34, которая образуется под давлением, создаваемым совместно насосом питания (не показан) и весом находящегося над ним столба масла. Жиклер 33 в данном случае расположен радиально внутри водила 13 относительно оси Х, и струя 34 ориентирована с радиальной составляющей, направленной наружу редуктора 10.

Как показано на фиг. 3 и 4, рабочее колесо, получающее масло и связанное с водилом 13, в основном содержит цилиндрическую чашу в данном случае с радиальным сечением в виде U, U-образное отверстие которой ориентировано в направлении оси вращения Х. Рабочее колесо расположено на водиле 13 таким образом, чтобы масляная струя 34, впрыскиваемая жиклером 33, попадала на дно 36 U-образного сечения чаши 35.

Согласно изобретению, чаша 35 рабочего колеса в данном случае поделена на окружную последовательность камер 37а, 37b, разделенных стенками 38, ориентированными радиально и проходящими в осевом направлении между двумя боковыми стенками 39а, 39b U-образного сечения чаши 35. В представленном примере стенки 38 окружного разделения ограничивают два чередующихся ряда из четырех камер 37а, 37b с одинаковой окружной протяженностью в одном ряду, но отличающейся от одного ряда к другому.

Когда рабочее колесо вращается вместе с водилом 13, под действием центробежной силы масло, попадающее на дно 36 чаши 35, приводится во вращение и оказывается под давлением между дном 36 и боковыми стенками 39а, 39b чаши 35. Каждая камера 35а, 35b, проходя последовательно перед жиклером 33 во время вращения, получает количество масла, пропорциональное ее окружной протяженности. Действительно, радиально внутренние края стенок 39а-39b-38 образуют входную поверхность камеры в радиальном направлении. Это масло остается заключенным между стенками 38, 39а, 39b камеры 37а, 37b, пока уровень масла относительно дна 36 остается ниже минимальной высоты h ее стенок 38 относительно дна 36.

Внутренние радиальные края 40а, 40b боковых стенок 39а, 39b являются по существу кольцевыми. Их радиус R1 определяет общую глубину Н чаши 33 относительно дна 36. Предпочтительно стенки 38 окружного разделения имеют внутренний радиальный край 41, находящийся на расстоянии R2 от оси Х, слегка превышающем радиус R1 внутренних краев 40а, 40b боковых стенок 39а, 39b. Таким образом, высота h стенок 38 окружного разделения относительно дна камер 37а, 37b немного меньше высоты Н боковых стенок 39а, 39b относительно этого дна 36. В рамках изобретения эта разность d высоты может быть незначительной, при этом достаточно, чтобы она позволяла маслу перетекать предпочтительно поверх стенок 38 окружного разделения вместо того, чтобы проходить через внутренние края 39а, 39b боковых стенок 40а, 40b, если уровень масла поднимается в камере 37а, 37b. Как правило, для представленного в данном случае редуктора 10 газотурбинного двигателя достаточно разности высоты d порядка 3 миллиметров.

Кроме того, дно 36 каждой камеры 37а, 37b содержит отверстие 42а, 42b, которое сообщается с трубопроводом 43, 45 контура распределения масла, расположенным на водиле 13.

Как показано на фиг. 2 и 3, в данном случае контуры распределения масла являются контурами двух типов. Первый ряд контуров распределения масла соответствует первым трубопроводам 43, которые равномерно распределены по окружности редуктора 10 и выполнены в количестве, равном числу сателлитов 12. Эти трубопроводы 43 отходят радиально от отверстия 42а дна первого ряда камер 37а и заходят во внутреннее замкнутое пространство каждого сателлитного вала 16, закрытое водилом 13. Масло, проходящее в первых трубопроводах 43, поступает во внутреннюю полость каждой сателлитной оси 16, затем под действием центробежной силы проходит в направляющие каналы 44, выполненные в этих сателлитных осях 16 и ориентированные радиально. Эти каналы 44 выходят на периферию сателлитных осей 16 на уровне опорных подшипников, поддерживающих шестерни сателлитов 12, и обеспечивают, таким образом, смазку этих опорных подшипников.

Второй ряд контуров распределения масла включает в себя вторые трубопроводы 45, которые проходят от отверстий 42b дна камер 37b второго ряда камер между сателлитами 12 и делятся на несколько каналов 45а, 45b. Каналы 45а, 45b доставляют масло к зубчатым зацеплениям, образованным шестернями сателлитов 12 и планетарной шестерней 11, с одной стороны, и шестернями сателлитов 12 и наружной коронной шестерней 14, с другой стороны. Каждый канал 45а проходит в осевом направлении вдоль шестерен сателлита 12 между этими шестернями и планетарной шестерней 11 и образует смазочную рампу по всей ширине шестерен. Канал 45b, который питает зубчатое зацепление между коронной шестерней 14 и шестернями сателлитов 12, направляет масло в центр цилиндра, образованного каждым сателлитом 12. Как показано на фигурах, каждый сателлит 12 состоит из двух параллельных шестерен. Их зубья ориентированы по диагонали относительно оси вращения сателлита 12 таким образом, чтобы выполнять функцию канавок, в которые увлекается масло, от середины цилиндра до его периферии, чтобы смазывать зубчатое зацепление по всей его ширине.

В этом примере первые контуры 43-44 распределения масла, которые смазывают опорные подшипники, поддерживающие сателлиты, требуют доставки гораздо большего количества масла, чем вторые контуры 45-45а-45b. Поэтому окружная протяженность соответствующих им камер 37а первого ряда является более значительной, чем окружная протяженность камер 37b второго ряда. В данном случае при номинальной работе для расхода масла следует соблюдать соотношение от двух третей до одной трети; окружная протяженность двух рядов камер 37а, 37b по существу повторяет это соотношение.

Система в данном случае была представлена для архитектуры редуктора 10 с четырьмя сателлитами 12 с двумя рядами контуров 43-44, 45-45а-45b распределения масла разного типа. Для других вариантов архитектуры редукторов число камер на один ряд может быть другим. Точно так же, число рядов камер с подобными окружными протяженностями может различаться в зависимости от типов контуров распределения масла. Например, вторые контуры распределения масла могут подразделяться на две части, одна из которых предназначена для зубчатого зацепления шестерен сателлитов 12 с планетарной шестерней 11, а другая предназначена для зацепления с коронной шестерней 14. В этом случае можно предусмотреть вариант выполнения маслосборного рабочего колеса с тремя рядами камер с разными окружными протяженностями.

Далее следует описание нескольких вариантов применения устройства смазки в соответствии с расположением камер 37а, 37b в чаше 35.

Как показано на фиг. 5а, в первом варианте работы, соответствующем номинальному режиму газотурбинного двигателя, например, в полете на крейсерской скорости для летательного аппарата, на котором он установлен, жиклер 33 направляет в чашу 35 первый расход масла. Этот расход отрегулирован таким образом, чтобы он соответствовал сумме расходов, используемых всеми контурами распределения масла, показанными на фиг. 5а-5с в виде каналов 43, 45, отходящих от чаши 35.

В данном случае, как было указано выше, первые контуры 43 распределения масла требуют расхода масла, превышающего расход масла вторых контуров 45 в соотношении от двух третей до одной трети. Следовательно, чаша 35 рабочего колеса выполнена таким образом, чтобы протяженность камер 37а первого ряда была больше, чем протяженность камер 37b второго ряда, по существу в том же соотношении. Во время работы редуктора 10 каждая камера 37а, 37b образует буферный резервуар для масла, поступающего в контур распределения масла, с которым она сообщается. Под действием давления центробежной силы и в зависимости от закономерности, связывающей расход с давлением каждого из контуров 43, 45 распределения масла, масло образует в каждой камере 37а, 37b карман, уровень которого устанавливается в определенном значении относительно дна 38. На фиг. 5а, как и на следующих фигурах, уровень масляного кармана, присутствующего в камере 37а, 37b, показан в виде дуги окружности 46а, 46b, отделенной от дна 36 заштрихованной зоной, символизирующей масло.

Уровень масла 46а, 46b различается в зависимости от ряда камер 37а, 37b. В данном случае уровень масла 46b в камерах 37b второго ряда выше, чем уровень 46а в камерах 37а первого ряда, при одинаковом объеме накапливаемого буферного объема масла по причине их меньшей окружной протяженности. При проектировании рабочего колеса стенки 38 окружного разделения камер 37а, 37b были рассчитаны с высотой h, превышающей высоту этих уровней масла 46а, 46b. Таким образом, каждая камера 37а, 37b выполняет свою функцию питания маслом соответствующего контура 43, 45 распределения масла независимо от других камер. Таким образом, направляемый жиклером 33 расход масла распределяется между контурами 43, 45 распределения масла в определенном соотношении в зависимости от их потребностей при этом первом варианте работы.

Как показано на фиг. 5b, во втором варианте работы, соответствующем второму режиму газотурбинного двигателя, например, при взлете летательного аппарата, потребности в смазке редуктора 10 возрастают и, кроме того, они могут распределяться по-разному между контурами 43, 45 распределения масла. Для этого жиклер 33 направляет в чашу 35 второй расход масла, превышающий первый расход, чтобы соответствовать всем потребностям контуров 43, 45 распределения масла.

В этом случае уровень масла 46а, 46b в камерах 37а, 37b повышается, в частности, уровень 46b камер 37b второго ряда, который уже до этого был выше, чем уровень 46а в камерах 37а первого ряда. В данном случае номинальное значение, которого он должен достигнуть, является функцией закономерности, связывающей расход с давлением в каждом контуре 43, 45 распределения масла. Кроме того, во время проектирования рабочего колеса стенки 38 окружного разделения между камерами 37а, 37b были рассчитаны с высотой h, меньшей упомянутого номинального значения. Кроме того, как было указано выше, стенки 38 окружного разделения имеют высоту h относительно дна 36, немного меньшую, чем высота Н боковых стенок 39а, 39b. В результате этого масло перетекает из камер 37b второго ряда в камеры 37а первого ряда, но удерживается при этом в чаше 35 боковыми стенками 39а, 39b. Следствием этого явления является то, что камеры 37а первого ряда получают питание маслом одновременно через форсунку 33 и за счет перелива из камер 37b второго ряда. Следовательно, увеличивается соотношение между расходом масла, питающего первые контуры 43 распределения масла, и расходом масла, питающего вторые контуры 45 распределения масла. Как правило, в рассматриваемом примере получают соотношение от трех четвертей до одной четверти.

Как показано на фиг. 5с, в непредвиденных случаях поток, направляемый форсункой 33, становится слишком большим по отношению к потоку, проходящему через контуры 43, 45 распределения масла редуктора 10, и уровень масла 46а, 46b в камерах 37а, 37b достигает внутренних радиальных краев 40а, 40b боковых стенок 39а, 39b. Масло начинает переливаться из чаши 35 через боковые стенки 39а, 39b, как в известных решениях. Излишек масла, выходящий из чаши 35, собирается в замкнутом пространстве Е1, окружающем редуктор 10.

Кроме того, ситуация, представленная на фиг. 5b, может также соответствовать аварийному случаю, когда один из вторых контуров 45 распределения масла оказывается забит и не поглощает номинальный расход масла. В этом случае масло 37b перетекает из соответствующей камеры 37b в соседние камеры 37а, но при этом масло не переливается через боковые стенки 39а, 39b.

С другой стороны, в не показанном на фигурах случае, когда один из контуров распределения масла не отрегулирован надлежащим образом и пропускает больше масла, чем это необходимо, уровень масла в соответствующей камере может понизиться, но это не влияет на работу других камер, и смазку обеспечивают другие контуры.

Изобретение было представлено для одного типа газотурбинного двигателя и для одного типа редуктора, но специалист в данной области может легко его транспонировать, в частности, для случая редукторов с эпициклоидной передачей, вращающих два винта противоположного вращения, в котором вращается наружная коронная шестерня.

1. Чаша (35), предназначенная для питания маслом по меньшей мере двух контуров (43-44, 45-45а-45b) распределения масла, связанных с водилом (13) редуктора (10) с эпициклоидной передачей, при этом водило (13) выполнено с возможностью вращения, а масло поступает из неподвижного средства (33) впрыска масла, при этом чаша (35) выполнена с возможностью соединения с водилом (13) и имеет по существу цилиндрическую форму, открытую радиально внутрь относительно оси (Х), отличающаяся тем, что чаша разделена на окружную последовательность отдельных камер (37а, 37b), выполненных, каждая, с возможностью сообщения с одним из упомянутых контуров (43-44, 45-45а-45b) распределения масла.

2. Чаша (35) по предыдущему пункту, в которой окружная последовательность камер содержит по меньшей мере два множества камер (37а, 37b), чередующихся в окружном направлении и заданных окружными протяженностями камер, отличающимися в каждом множестве.

3. Чаша (35) по одному из предыдущих пунктов, в которой камеры (37а, 37b) разделены в окружном направлении окружными перегородками (38) и ограничены в осевом направлении с двух сторон поперечными стенками (39а, 39b) чаши (35), при этом каждая из поперечных стенок (39а, 39b) имеет по существу круговой поперечный внутренний периферический край (40а, 40b), а окружная перегородка (38) между двумя последовательными камерами (37а, 37b) содержит внутренний радиальный край (41), более удаленный от оси (Х), чем поперечные внутренние периферические края (40а, 40b), что способствует окружному переливу масла, удерживаемого в камере (37а, 37b) за счет центробежного эффекта.

4. Чаша (35) по одному из предыдущих пунктов, имеющая внутреннюю форму с сечением в виде U в радиальной плоскости.

5. Устройство подачи масла для редуктора (10) с эпициклоидной передачей, содержащее чашу (35) по одному из предыдущих пунктов, а также содержащее контуры (43-44, 45-45а-45b) распределения масла, связанные с упомянутым водилом (13) редуктора (10) и сообщающиеся с камерами (37а, 37b), по меньшей мере один неподвижный трубопровод (32) подвода масла и средство (33) впрыска масла на конце по меньшей мере одного трубопровода (32) подвода масла, выполненное с возможностью впрыска масла в упомянутую чашу (35).

6. Редуктор, содержащий устройство по предыдущему пункту.

7. Способ подачи масла в редуктор (10) по п. 6 в газотурбинном двигателе, согласно которому расход масла, поступающий в чашу (35), регулируют при помощи средства или средств (33) впрыска масла таким образом, чтобы собираемое в камере (37а, 37b) масло питало контур (43-44, 45-45а-45b) распределения масла, с которым сообщается эта камера, с которым и образует в этой камере масляный карман, удерживаемый между ее стенками (38-40а-40b), по меньшей мере для первого рабочего режима газотурбинного двигателя.

8. Способ по п. 7, согласно которому смазку распределяют между двумя контурами (43-44, 45-45а-45b) распределения масла в зависимости от их потребности в масляном потоке по меньшей мере для первого рабочего режима газотурбинного двигателя за счет дифференцированной окружной протяженности камер (37а, 37b), сообщающихся с упомянутыми двумя контурами (43-44, 45-45а-45b) распределения масла.

9. Способ по п. 7 или 8, согласно которому расход масла, поступающий в чашу (35), регулируют при помощи средства или средств (35) впрыска масла таким образом, чтобы собираемое в камере (37а, 37b) масло питало контур (43-44, 45-45а-45b) распределения масла, с которым сообщается эта камера, и с которым образует по меньшей мере в одной камере (37b) масляный карман, перетекающий в окружном направлении в другую камеру (37а), по меньшей мере для второго рабочего режима газотурбинного двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии определения качества нефтепродуктов и может применяться для контроля термоокислительной стабильности и температурной области работоспособности смазочных материалов.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство смазки для гибридного транспортного средства с первым мотором и вторым мотором содержит: первый механический масляный насос, приводимый в действие двигателем, второй механический масляный насос, приводимый в действие выходным валом, первый масляный канал, выполненный таким образом, чтобы подавать масло, нагнетаемое из первого механического масляного насоса, к первому мотору и второму мотору, и второй масляный канал, выполненный таким образом, чтобы подавать масло, нагнетаемое из второго механического масляного насоса, к первому мотору и второму мотору.

Изобретение относится к устройствам смазки элементов системы приводов агрегатов летательного аппарата. Устройство (1) содержит шестерню (2), имеющую хвостовик (22) шестерни, который выполнен полым и имеет ось вращения (R-R’).

Изобретение относится к трансмиссионным дифференциалам, в частности, для автотранспортного средства, и, в частности, касается проблемы смазки подшипников качения дифференциала и динамических колец, которые обеспечивают герметичность картера дифференциала или механизмов с трансмиссионными валами, передающими движение от дифференциала на колеса транспортного средства.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Устройство для гидравлического управления масляным насосом транспортного средства содержит механический масляный насос переменной производительности, приводимый в действие посредством двигателя и выполненный с возможностью подавать гидравлическое давление в модуль привода транспортного средства и электронный модуль управления.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Устройство для гидравлического управления масляным насосом транспортного средства содержит механический масляный насос переменной производительности, приводимый в действие посредством двигателя и выполненный с возможностью подавать гидравлическое давление в модуль привода транспортного средства и электронный модуль управления.

Изобретение относится к крышке корпуса трансмиссии. Корпус транспортного средства включает в себя металлическую раму и полимерную крышку, которая накрывает металлическую раму.

Кольцевая маслосборная крышка агрегата газотурбинного двигателя, выполненная с возможностью расположения вокруг агрегата и с возможностью вращения вокруг оси, содержит сквозные отверстия для радиального прохождения масла за счет центробежного эффекта, а также средства отклонения масла.

Кольцевая маслосборная крышка агрегата газотурбинного двигателя, выполненная с возможностью расположения вокруг агрегата и с возможностью вращения вокруг оси, содержит сквозные отверстия для радиального прохождения масла за счет центробежного эффекта, а также средства отклонения масла.

Система вентиляции воздуха для шарнира (20) равных угловых скоростей, содержащего внутреннюю обойму (24), наружную обойму (22), сепаратор (26), множество элементов (28), передающих крутящий момент, втулку привода, гайку привода и узел пыльника.
Наверх