Стопорная шайба-контровка для ниппельных соединений трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ниппельных соединениях трубопроводов, в частности, при производстве двигателей летательных аппаратов, внешняя обвязка которых состоит из большого числа подобных соединений. Сборка узла происходит следующим образом: на проходник 1 надевается шайба-конровка 2, на конус проходника ставится ниппель 3 с приваренной сваркой 5 трубой 6 и затягивается гайкой 4, при этом частично обминается соединительный радиус пластин шайбы-контровки 2. После затяжки гайки 4, каждая из пластин контровки 2 отгибается на три грани соответствующих шестигранников, таким образом происходит взаимное стопорение двух шестигранников. Техническим результатом заявленного технического решения является повышение чистоты на сборке, надежности стопорения ниппельного соединения, а также увеличение производительности путем уменьшения количества технологических действий при стопорении соединения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ниппельных соединениях трубопроводов, в частности при производстве двигателей летательных аппаратов, внешняя обвязка которых состоит из большого числа подобных соединений.

Известен способ стопорения резьбовых крепежных соединений путем нанесения на резьбовые поверхности жидкого раствора полимерных материалов, указанных в ОСТ 92-1542-83. Развитие этого стандарта представлено в патенте РФ 2530865, МПК F16B 39/22, F16B 39/01, опубл. 20.10.2014 г. Суть его заключается в том, что в состав клеящего материала входит наполнитель - карбид кремния с размером зерна 10-65 мкм и процентом наполнении по массе не более 30%. Этот способ стопорения позволяет проводить неоднократные сборки и разборки резьбового соединения. Недостатками данного способа стопорения являются:

- возможность попадания жидкого раствора полимерных материалов в трубопроводы;

- абразивный износ резьбы при неоднократных сборках и разборках, карбид кремния очень твердый.

Известен также способ стопорения резьбового соединения (патент РФ 2109177, МПК F16B 39/02, опубл. 20.04.1998), согласно которому деформацию профиля резьбы стопорящей детали производят внутри стопоримой детали, для чего в ее стенке предварительно выполняют сквозное отверстие. Предварительное выполнение сквозного отверстия в стенке стопоримой детали (например гайки) позволяет произвести деформацию профиля резьбы стопорящей детали (например болта) на любом ее участке, равную по величине просвету отверстия. Для этого достаточно в отверстие вставить, например, бородок и произвести по нему несколько ударов молотком. Выполненная таким образом деформация внутри стопоримой детали исключает вращение гайки в двух направлениях - отвинчивания и завинчивания. Недостатками данного способа стопорения являются:

- применение молотка, трудно проконтролировать силу удара, корпусные детали, в которые ввернут проходник, отливают из алюминиевых сплавов, а к ним подведены трубопроводы;

- трудно проконтролировать степень деформации профиля резьбы, детали узла могут выполняться из разных материалов, может произойти деформация внутренней поверхности тракта;

- наличие остаточных напряжений в материале после деформации - концентратор напряжений, а от него разрушение.

Наиболее близким по набору существенных признаков является устройство для стопорения гайки (патент РФ 115424, МПК F16B 39/14, опубл. 27.04.2012 г.), содержащее шайбу, размещаемую между гайкой и опорной поверхностью конструкции, на которую опирается гайка, а на шайбе со стороны внутреннего диаметра выполнены два надреза с образованием язычка, выполненного с возможностью отгиба и размещения в углублении, которое образовано в указанной опорной поверхности, при этом гайка выполнена граненой или с пазами по наружной поверхности, а шайба - с возможностью отгиба и размещения ее периферийной части, соответственно, на одной из граней гайки или в одном из ее пазов.

Основным недостатком данного устройства является отсутствие возможности его применения для стопорения иных видов соединений, кроме как соединения гайки с неподвижным стержнем с резьбой, или, например, когда гайка заворачивается не до упора и шайба находится в свободном состоянии, а также невысокая надежность стопорения, особенно при воздействии на конструкцию вибрации.

Стопорение резьбовых соединений в авиации предусмотрено стандартом ОСТ 1 3952-77. Трубопроводы монтируются посредством ниппельных соединений и стопорятся контровочной проволокой в соответствии с разделом 4 настоящего стандарта. Концы проволоки после стопорения откусываются и тщательно подбираются, чтобы исключить их попадание в двигатель. Результат этой операции целиком лежит на совести и квалификации исполнителя.

Наиболее типичная конструкция ниппельного соединения состоит из проходника с шестигранником, имеющего две резьбовых поверхности по разные стороны от шестигранника, одной он ввернут в корпус, другая - для гайки крепления ниппеля с приваренным трубопроводом. Между собой проходник и гайка стопорятся проволокой, для этого в них имеются отверстия.

Задачей технического решения является исключение человеческого фактора путем замены способа стопорения ниппельного соединения трубопроводов стопорными шайбами - контровками в соответствии с разделом 1 ОСТ 1 3952-77, вместо контровочной проволоки.

Техническим результатом заявленного технического решения является повышение чистоты на сборке, надежности стопорения ниппельного соединения, а также увеличение производительности путем уменьшения количества технологических действий при стопорении соединения.

Технический результат достигается за счет того, что корпус шайбы-контровки состоит из двух соединенных между собой пластин, образуя форму однополостного гиперболоида, при этом возможность отгибания краев имеют обе пластины.

Кроме того, корпус шайбы-контровки состоит из двух соединенных между собой тарельчатых пластин.

Использование двух соединенных между собой пластин, образующих форму однополостного гиперболоида позволяет повысить надежность стопорения ниппельного соединения за счет того, что одновременно взаимофиксируются шестигранник проходника и накидной гайки. За счет того, что не требуется дополнительной обработки шайбы достигается чистота на сборке и увеличение производительности.

Пластины контровки могут быть коническими (тарельчатыми), это повысит жесткость после отгиба трех сторон на грани шестигранников, т.е. у шестигранника (гайки) фиксируются три грани, а значит контровку можно будет изготавливать из более тонкого металла.

Заявленное техническое решение характеризуется следующими чертежами:

- на фиг. 1 изображен разрез ниппельного соединения трубопровода с установленной шайбой-контровкой до стопорения соединения;

- на фиг. 2 изображен внешний вид шайбы-контровки;

- на фиг. 3 изображено ниппельное соединение трубопровода с установленной шайбой-контровкой после стопорения соединения.

Узел состоит из проходника 1, шайбы-контровки 2, ниппеля 3, накидной гайки 4, сварки 5 и трубопровода 6. Сборка узла происходит следующим образом: на проходник 1 надевается шайба-конровка 2, на конус проходника ставится ниппель 3 с приваренной сваркой 5 трубой 6 и затягивается гайкой 4, при этом частично обминается соединительный радиус пластин шайбы-контровки 2. После затяжки гайки 4, каждая из пластин контровки 2 отгибается на три грани соответствующих шестигранников, таким образом происходит взаимное стопорение двух шестигранников.

1. Стопорная шайба-контровка, состоящая из корпуса, который выполнен с возможностью отгибания его краев, отличающаяся тем, что корпус шайбы-контровки состоит из двух соединенных между собой пластин, образуя форму однополостного гиперболоида, при этом возможность отгибания краев имеют обе пластины.

2. Стопорная шайба-контровка по п. 1, отличающаяся тем, что корпус шайбы-контровки состоит из двух соединенных между собой тарельчатых пластин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу контрения завинченного в резьбовое гнездо (2) турбинной установки (29) резьбового элемента (3), выполненного в виде монтажного винта (4).

Изобретение относится к механическим соединениям, обеспечивающим соединения вместе деталей, изготовленных из термоструктурного композиционного материала. Техническим результатом является обеспечение надежности соединения при термических воздействиях на соединяемые детали.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей с односторонним доступом, когда место стыка скрыто от визуального контроля различными узлами, демонтаж которых невозможен или значительно осложняет процесс сборки и обслуживания устройства.

Изобретение относится к области общего и специального машиностроения и может использоваться во всех областях промышленного производства для обеспечения соединения высоконагруженных элементов механических конструкций.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, в частности к конструкциям герметичных разъемных соединений отсеков корпуса летательных аппаратов и, в особенности, к конструкциям герметичного соединения обтекателя с отсеком корпуса летательного аппарата.

Изобретение относится к резьбовым соединениям, а именно к болтам, применяемым для крепления деталей и узлов механизмов, применяемых как в общем машиностроении, так и во множестве других отраслях легкой и тяжелой промышленности, в том числе и на любом виде транспорта.

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается крепления сердечника статора крупных электрических машин. Технический результат заключается улучшении обжатия резьбы призм без увеличения габаритов стопорного элемента, а также в повышении его надежности и технологичности.

Изобретение относится к самостопорящемуся резьбовому соединению с резьбовым участком и насаженной на нем с возможностью самостопорения гайкой и направлено на возможность легкого монтажа соединения и на увеличение точности регулировки.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ниппельных соединениях трубопроводов, в частности, при производстве двигателей летательных аппаратов, внешняя обвязка которых состоит из большого числа подобных соединений. Сборка узла происходит следующим образом: на проходник 1 надевается шайба-конровка 2, на конус проходника ставится ниппель 3 с приваренной сваркой 5 трубой 6 и затягивается гайкой 4, при этом частично обминается соединительный радиус пластин шайбы-контровки 2. После затяжки гайки 4, каждая из пластин контровки 2 отгибается на три грани соответствующих шестигранников, таким образом происходит взаимное стопорение двух шестигранников. Техническим результатом заявленного технического решения является повышение чистоты на сборке, надежности стопорения ниппельного соединения, а также увеличение производительности путем уменьшения количества технологических действий при стопорении соединения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх