Способ моделирования ледяного покрова

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к моделированию ледяного покрова в опытовом бассейне. Моделирование осуществляют при комнатной температуре (примерно 20-22°С) с использованием в качестве модельного материала вещества легче воды, например саломаса, который предварительно нагревают до температуры выше его температуры плавления (примерно до 45-46°С) и смешивают с керосином в нужной пропорции. Для его распределения ровным слоем необходимой толщины на поверхности воды бассейна используют подвесное дно с установленными по его периметру вертикальными стенками. На поверхности дна и стенок укладывают водорастворимую пленку а сами поверхности выполняют водопроницаемыми. После подъема подвесного дна выше уровня воды в бассейне расплавленный саломас наливают в образованную дном и стенками чашу до уровня, соответствующего заданной толщине моделируемого ледяного покрова. После затвердевания модельного материала, ставшего модельным слоем, вследствие его охлаждения до комнатной температуры подвесное дно опускают на глубину, обеспечивающую нулевую плавучесть модельному слою. Для уменьшения сил трения слоя при его отделении от боковых стенок последние выполняют наклонными к горизонтальной плоскости. После растворения водорастворимой пленки, благодаря водопроницаемости поверхностей дна и стенок, модельный слой отделится от поверхностей чаши, в которую он был налит. В результате после последующего опускания подвесного дна, благодаря меньшей, чем у воды, плотности саломаса, модельный слой, обладающий положительной плавучестью, останется плавать на поверхности воды. Способ позволит снизить затраты на проведение модельных экспериментов и повысить их эффективность. 3 ил.

 

Изобретение относится к ледотехнике, в частности, к моделированию ледяного покрова в опытовом бассейне.

Известен способ моделирования ледяного покрова с заданными прочностными характеристиками в ледовом опытном бассейне, характеризующийся тем, что температуру воздуха в бассейне понижают примерно до - 10°С, затем чашу бассейна, заполненную переохлажденной соленой водой, очищенной от остатков льда предшествующего эксперимента, засеивают ядрами кристаллизации льда путем распыления пресной воды из мелкодисперсионной форсунки в количестве около 0,1 кг на квадратный метр поверхности с равномерно движущейся тележки в течение 1-2 минут, после чего выжидают некоторое время до образования сплошного слоя тонкого льда и далее по определенному графику регулируют температуру воздуха в бассейне в сторону понижения или повышения в зависимости от требуемой толщины и прочности ледяного покрова (1. RU 2535398 С1, 10.12.2014).

Недостатками способа являются: сложность технологического процесса приготовления модельного поля; большие энергетические затраты, связанные с необходимостью использования мощных рефрижераторных установок; невозможность получения модельного слоя с постоянными по всему полю его толщиной и физико-механическими свойствами, непрерывно изменяющимися в ходе проведения экспериментов вследствие их зависимости от времени и температуры.

Сущность изобретения заключается в обеспечении возможности моделирования ледяного покрова в обычном, т.е. неледовом, бассейне с использованием в качестве модельного материала веществ, способных изменять свое агрегатное состояние, т.е. переходить из жидкого состояния в твердое, при их охлаждении до комнатной температуры.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в значительном уменьшении затрат на проведение экспериментов из-за отказа от охлаждающих устройств и повышении их эффективности, т.е. обеспечении стабильности физико-механических характеристик модельного слоя в течение времени проведения экспериментов.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ моделирования ледяного покрова в опытовом бассейне.

Отличительные: моделирование осуществляют при комнатной температуре с использованием в качестве модельного материала вещества легче воды и способного изменять свое агрегатное состояние, т.е. переходить из жидкого состояния в твердое, при понижении температуры до комнатной, например саломаса, который предварительно нагревают до температуры выше его температуры плавления и смешивают с растворителем, например с керосином, а затем выливают на поверхность поднятого над уровнем воды в бассейне подвесного дна с установленными по его периметру стенками с предварительно уложенной на их поверхностях водорастворимой пленкой, после затвердевания модельного материала, ставшим модельным слоем, подвесное дно опускают на глубину, обеспечивающую нулевую плавучесть модельному слою, а после растворения пленки подвесное дно опускают на дно бассейна.

Известно (2. Козин В.М. Моделирование изгибно-гравитационных волн в сплошном ледяном покрове / Теория и прочность ледокольного корабля. - Горький: Изд. ГПИ им. А.А. Жданова. 1982, вып. 3, с. 35-38), что отношение модулей упругости Юнга натурного и модельного льда определяют модуль геометрического подобия, т.е. масштаб моделирования.

Также известно, что при смешивании расплавленного саломаса с керосином у него, как у материала, изменяются физико-механические свойства: упругие и прочностные, т.е. модуль упругости при растяжении и предел прочности на изгиб (3. kudavlozitdendi.adne,info/utilizazaciya-zhirzovyx-otoxodovl). Таким образом, смешивая саломас и керосин в нужной пропорции, можно изменять как его свойства, так и масштаб моделирования.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Моделирование осуществляют при комнатной температуре с использованием в качестве модельного материала вещества легче воды, например саломаса: его плотность при комнатной температуре 20°С равна 910-912 кг/м3 (4. termalinfo.ru/svojstva), который предварительно нагревают до температуры выше его температуры плавления 45-46°С (5. www.ngpedia.ru/id504050p1.html) и смешивают с керосином в нужной пропорции. Затем по периметру подвесного дна устанавливают вертикальные стенки и на их поверхности, которые выполняют водопроницаемыми за счет их предварительной перфорации, укладывают водорастворимую пленку, например ТМ FILTEX (5. https://embcentre.ru/shop/comsumables/). После подъема подвесного дна выше уровня воды в бассейне и выравнивания его поверхности в горизонтальной плоскости расплавленный саломас наливают в образованную подвесным дном и стенками чашу до уровня, обеспечивающего заданную толщину моделируемого ледяного покрова. После затвердевания модельного материала вследствие его охлаждения до комнатной температуры подвесное дно опускают на глубину, обеспечивающую нулевую плавучесть модельному слою (с учетом соотношения плотности саломаса и воды это составляет примерно 0,9 от толщины модельного слоя), что обеспечит равенство сил тяжести модельного слоя силам плавучести (силам Архимеда). Это необходимо для исключения появления в модельном слое нежелательных деформаций до его отделения от подвесного дна. Для уменьшения сил трения модельного слоя при его отделении от боковых стенок последние выполняют наклонными к горизонтальной плоскости. После растворения водорастворимой пленки, благодаря предварительно обеспеченной водопроницаемости поверхностей дна и стенок, модельный слой отделится от поверхностей чаши, в которую он был залит. В результате после последующего опускания подвесного дна на дно бассейна, благодаря меньшей, чем у воды, плотности саломаса модельный слой за счет его положительной плавучести останется на поверхности воды бассейна. После приготовления модельного слоя опытным путем определяют физико-механические характеристики полученного модельного льда, а полученные результаты проведенных экспериментов пересчитывают на натуру по известным методикам, например по методике [2].

Изобретение поясняется графически, где: на фиг. 1 показан вид сверху на модельный слой бассейна; на фиг. 2 - поперечное сечение по А-А на фиг. 1 (вариант 1); на фиг. 3 - поперечное сечение по А-А на фиг. 1 (вариант 2).

Моделирование осуществляют при комнатной температуре в опытовом бассейне 1 (фиг. 1-3) с подвесным дном 2 (фиг. 2, 3). По переметру подвесного дна 2 устанавливают стенки 3, под углом а к горизонту, а на их поверхности укладывают водорастворимую пленку 4 (фиг. 2). После подъема подвесного дна 2 при помощи изменяющихся по длине стоек 8 выше уровня воды 5 в бассейне расплавленный саломас наливают в образованную дном и стенками чашу до уровня, обеспечивающего заданную толщину моделируемого ледяного покрова h (фиг. 2, 3). После растворения водорастворимой пленки 4 подвесное дно 2 при помощи стоек 8 опускают на дно бассейна 6. Благодаря меньшей, чем у воды, плотности саломаса модельный слой 7 останется на поверхности воды 5 бассейна 1 (фиг. 3).

Способ моделирования ледяного покрова в опытовом бассейне, отличающийся тем, что моделирование осуществляют при комнатной температуре с использованием в качестве модельного материала вещества легче воды и способного изменять свое агрегатное состояние при понижении температуры до комнатной, например саломаса, который предварительно нагревают до температуры выше его температуры плавления и смешивают с растворителем, например с керосином, а затем выливают на поверхность поднятого над уровнем воды в бассейне подвесного дна с установленными по его периметру стенками с предварительно уложенной на их поверхностях водорастворимой пленкой, после затвердевания модельного материала, ставшего модельным слоем, подвесное дно опускают на глубину, обеспечивающую нулевую плавучесть модельному слою, а после растворения пленки подвесное дно опускают на дно бассейна.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к средствам определения осевых нагрузок на трубопроводную арматуру при гидравлических испытаниях на прочность, плотность материала и герметичность затвора.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для расчета пропускной способности проектируемых гидравлических трактов транспортных и дозирующих систем в химической, нефтехимической, авиационной, текстильной, лакокрасочной и других отраслях промышленности, в частности, - узлов транспортирования и дозирования клеевых составов при сборке малогабаритных изделий.

Изобретение относится к области гидродинамики, измерительной технике, лабораторным установкам, судостроению. Способ заключается в том, что телу в виде корпуса судна, погруженному в жидкость по ватерлинию, или с заданной осадкой, с установленным на корпусе судна управляемым электродвигателем с осесимметричным маховиком с вертикальной осью вращения и упругим закручиваемым стержнем сообщают полупрограммное неравномерное реверсивно-симметричное вращательное движение относительно вертикальной оси, содержащее этап замедленного замеряемого вращения на ограниченном угловом интервале и этап замеряемого ускоренного вращения в обратном направлении, симметричного первому этапу.

Устройство для моделирования содержит плоский прозрачный контейнер с узкой внутренней полостью, образованной двумя параллельными стенками контейнера, герметично соединенными с боковыми стенками, частично заполненной испытуемой жидкостью, поворотное основание для установки контейнера и механизм разворота основания относительно горизонтальной плоскости.
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к области испытания различных изделий, работающих при высоком внутреннем давлении. Перед испытанием изделие не менее чем на 90-95% заполняют частицами твердого сыпучего материала с малой сжимаемостью.

Стенд относится к оборудованию для гидравлических испытаний давлением преимущественно двухгорловых баллонов вместимостью до 210 литров на рабочее давление до 39,2 МПа.

Изобретение относится к испытательной технике и касается создания стенда для испытаний стальных труб магистральных нефтепроводов на статическую и малоцикловую прочность.

Изобретение относится к способам защиты деталей из алюминиевых сплавов с применением упрочняющих покрытий и контроля этих покрытий при работе деталей в условиях кавитации и может быть использовано для выбора оптимального, с точки зрения кавитационной стойкости, режима нанесения покрытия и состава электролита при МДО.

Изобретение относится к способам определения остатков жидкости в топливном баке и может быть использовано при экспериментальной отработке систем питания объектов ракетно-космической отрасли, в которых используют диафрагменные топливные баки малой емкости.

Изобретение относится к области экспериментальной техники и может быть использовано для опытного определения динамических характеристик моделей подводных аппаратов.

Изобретение относится к средствам механической чистки внутренней поверхности опытового бассейна от налета донных отложений. Предложено устройство для очистки днищевых иллюминаторов глубоководного опытового бассейна от донных отложений, включающее державку и укрепленный на ее конце скребок, выполненный из эластичного материала, при этом гибкий скребок закреплен на перемещающейся вдоль опытового бассейна испытательной тележке через державку, шарнирно прикрепленную к корпусу испытательной тележки и соединенную другим концом с гибким скребком, при этом державка скребка оборудована прижимным кронштейном, шарнирно прикрепленным к ее корпусу в нижней части державки и выполненным в виде телескопической штанги, шарнирно закрепленной своим другим концом к корпусу испытательной тележки, причем телескопическая штанга оснащена размещенным в ее корпусе, в верхней части, подпружинивающим прижимным устройством.

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается определения характеристик моделей погруженных морских сооружений в опытовых ледовых бассейнах.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к экспериментальной гидромеханике корабля. Предложен опытовый бассейн для испытаний моделей судов и морских инженерных сооружений преимущественно во льдах, включающий холодильную камеру с системой охлаждения и каналом, заполненным соленой водой, на поверхности которой образовано ледяное поле с торосами, а также установку сжатия подводной части торосов, содержащую размещенные по обоим бортам канала друг против друга погруженные в воду вертикально расположенные упорные плиты, оснащенные упругой мембраной, установленной на верхнем торце плиты, и гидропривод с подвижными штоками, соединенными с упорными плитами для их горизонтального перемещения.

Изобретение относится к области судостроения и касается проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам экспериментальной гидромеханики судна, в частности к устройствам для гидродинамических испытаний масштабных моделей надводных судов на открытом водоеме методом буксировки.

Изобретение относится к области судостроения и касается способа моделирования работы двухступенчатого лопастного движителя за корпусом судна в ходе самоходных испытаний в опытовом бассейне.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к экспериментальной гидромеханике судов и морских инженерных сооружений, работающих в ледовых условиях, касается методов и оборудования для проведения модельных испытаний в ледовом опытовом бассейне.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к экспериментальной гидромеханике судов и морских инженерных сооружений, работающих в ледовых условиях, касается методов и оборудования для проведения ледовых модельных исследований в ледовом опытовом бассейне.

Способ моделирования ледяного покрова с заданными прочностными характеристиками в ледовом опытном бассейне включает понижение температуры воздуха до -10 градусов Цельсия, чашу бассейна с переохлажденной соленой водой засеивают ядрами кристаллизации льда путем распыления пресной воды из мелкодисперсной форсунки в количестве около 0,1 кг на квадратный метр поверхности с равномерно движущейся тележки в течение 1-2 минут, после чего выжидают некоторое время до образования сплошного слоя тонкого льда и далее по определенному графику регулируют температуру воздуха в бассейне в сторону понижения или повышения в зависимости от требуемой толщины и прочности ледяного покрова.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к экспериментальной гидромеханике, и касается вопросов проведения экспериментальных исследований в опытовых бассейнах моделей быстроходных судов с воздушными кавернами на днище.
Наверх