Цилиндро-поршневая группа поршневых двигателей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Цилиндро-поршневая группа поршневых двигателей состоит из цилиндра, поршня и поршневых колец. Между верхним поршневым компрессионным кольцом и днищем поршня установлено дроссельное кольцо из жаропрочного сплава с радиальными зазорами между цилиндром и поршнем, сумма которых меньше радиального зазора между верхним поршневым компрессионным кольцом и поршнем. Технический результат заключается в уменьшении тепловой нагрузки на компрессионные кольца и интенсивности износа цилиндров, поршней и колец. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к конструкции цилиндро-поршневой группы поршневых двигателей и может использоваться как при проектировании новых моделей двигателей, так и усовершенствовании существующих.

Наиболее близким, к заявленному техническому решению, прототипом, является цилиндро-поршневая группа [1], содержащая поршень с компрессионными кольцами и цилиндр, на рабочей поверхности которого выполнены канавки в виде замкнутых колец, заполненных цветным металлом.

Недостатком [1] является невозможность снижения давления газов в зазорах лабиринтов уплотнений компрессионных колец, и как следствие, невозможность воздействовать на интенсивность износа деталей цилиндро-поршневой группы и потери мощности двигателя на преодоление сил трения.

Целью заявляемого изобретения является повышение надежности работы цилиндро-поршневой группы поршневых двигателей и снижение механических потерь энергии.

Цель достигается тем, что в предлагаемой конструкции цилиндро-поршневой группы поршневых двигателей, снижение давления в зазорах лабиринта уплотнений компрессионных поршневых колец производится путем установки дополнительного дроссельного кольца, расположенного между днищем поршня и верхним компрессионным поршневым кольцом с радиальными зазорами между цилиндром и поршнем. Таким образом, технический результат достигается цилиндро-поршневой группой поршневых двигателей, состоящей из цилиндра, поршня и поршневых колец, при этом между верхним поршневым компрессионным кольцом и днищем поршня установлено дроссельное кольцо из жаропрочного сплава с радиальными зазорами между цилиндром и поршнем, сумма которых меньше радиального зазора между верхним поршневым компрессионным кольцом и поршнем.

Надежность большинства современных поршневых двигателей ограничивается износом деталей цилиндро-поршневой группы. Работоспособность этого узла лимитируется сроком службы верхнего компрессионного поршневого кольца, поршня и цилиндра, причем верхнее компрессионное поршневое кольцо изнашивается в 2-3 раза быстрее, чем поршень и цилиндр.

Причина недостаточной износостойкости верхних компрессионных колец и сопрягаемых с ними деталей, заключается не только в триботехнических свойствах пар трения, но и в уровне механических нагрузок от давления рабочих газов, в условиях недостаточной смазки.

Высокая интенсивность изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы, вследствие высоких давлений рабочих газов в зазорах лабиринта уплотнений с поршнем, не позволяет создать равнопрочный и равноизносостойкий двигатель, который мог бы работать надежно до капитального ремонта без замены цилиндро-поршневой группы.

Создание равнопрочного двигателя с равноизнашиваемыми деталями представляет собой сложную и пока еще не решенную проблему.

Для создания равноизносостойких пар трения цилиндро-поршневой группы, снижения интенсивности изнашивания верхнего компрессионного поршневого кольца, цилиндра и поршня необходимо снизить механические нагрузки, действующие в сопряжениях этих деталей.

Максимальное давление компрессионных колец в рабочем такте на цилиндр и нижнюю плоскость кольцевой канавки поршня создается тремя основными силами:

- силами упругости колец;

- радиальными силами давления рабочих газов в зазорах лабиринта уплотнения поршня (заколечное давление)

- осевыми силами давления рабочих газов в торцевом зазоре между кольцами и верхними плоскостями канавок поршней.

Радиальное давление компрессионных колец на стенку цилиндра от сил упругости колец в современных автотракторных двигателях выбирается в пределах 0,15-0.4 МПа (1,5-4 кгс/см2) из условия обеспечения уплотнения надпоршневого пространство во всех тактах рабочего цикла.

Максимальное радиальное «заколечное» давление рабочих газов в верхнем компрессионном поршневом кольце в процессе расширения достигается 0,75 Pz,

где Pz - максимальное давление в надпоршневом пространстве (камере сгорания) рабочего такта.

При больших оборотах двигателя радиальное давление в зазорах между верхним компрессионным поршневым кольцом и поршнем сохраняется примерно постоянным на протяжении всего процесса расширения рабочего газа и полностью передается на стенки цилиндра. Это давление в современных дизельных двигателях достигает 10-11 МПа (100-110 кгс/см2), что в 20-25 раз больше радиального давления от сил упругости кольца.

Максимальное осевое давление рабочих газов над верхнем компрессионным поршневом кольце равно их давлению в цилиндре и верхней мертвой точке (ВМТ) у дизельных двигателей достигает 12-14 МПа (120-140 кгс/см2).

Осевое давление газов над верхним компрессионным поршневым кольцом, в результате перекладки поршня в ВМТ и силы трения в сопряжении верхнее компрессионное поршневое кольцо - торцевая поверхность канавки поршня, передается на половину поверхности сопряжения кольцо - цилиндр, что приводит к износу цилиндра и кольца в направлении перекладки поршня (овализация цилиндра).

Основным фактором, определяющим интенсивность изнашивания цилиндро-поршневой группы, является высокое давление рабочих газов в зазорах лабиринта уплотнения между верхним компрессионным кольцом и поршнем.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенная цилиндро-поршневая группа поршневых двигателей имеет отличительные признаки, которые отсутствуют в прототипе. В совокупности, перечисленные отличительные существенные признаки позволяют получить новый технический результат: повысить надежность двигателей и уменьшить механические потери мощности на преодоление сил трения.

На Фиг. 1 представлена предлагаемая конструкция цилиндро-поршневой группы,

где:

1 - дроссельное кольцо,

2 - вставка,

3 - поршень,

4- верхнее компрессионное поршневое кольцо,

5 - цилиндр,

Δ1 - радиальный зазор между кольцом и цилиндром,

Δ2 - радиальный зазор между кольцом и поршнем,

Δ3 - радиальный зазор между верхним компрессионным поршневым кольцом и стенкой канавки.

Предлагаемая цилиндро-поршневая группа поршневых двигателей содержит дроссельное кольцо 1 из жаропрочного сплава, которое устанавливается в дополнительную канавку поршня 3 с радиальным зазором Δ1 - между кольцом и цилиндром 5 и радиальным зазором Δ2 - между кольцом и поршнем. Поршень может быть выполнен как со вставкой 2 так и без вставки.

Наружный диаметр дроссельного кольца меньше диаметра цилиндра на 2 Δ1, а внутренний диаметр больше диаметра канавки поршня под дроссельное кольцо на 2 Δ2. Размеры наружного и внутреннего диаметров дроссельного кольца выбираются из условия, что сумма зазоров Δ1 и Δ2 меньше радиального зазора Δ3 между верхним компрессионным поршневым кольцом 4 и стенкой канавки:

Δ123

Перетекание газов через зазоры Δ1 и Δ2 дроссельного кольца в зазор верхнего компрессионного поршневого кольца сопровождается их дросселированием и снижением давления в зазорах верхнего компрессионного поршневого кольца. Снижение давления газов в зазорах верхнего компрессионного поршневого кольца происходит под влиянием двух факторов: дросселирования и меньшей площади проходного сечения суммы зазоров Δ1 и Δ2 по сравнению с зазором Δ3. Изменением суммы зазоров Δ1 и Δ2 можно получить необходимое давление в зазорах верхнего компрессионного поршневого кольца и других компрессионных колец.

Предлагаемая конструкция цилиндро-поршневой группы позволяет снизить давление рабочих газов в лабиринтах уплотнений компрессионных колец до необходимых значений, уменьшить тепловую нагрузку на эти кольца и интенсивность износа цилиндров, поршней и колец.

Ограничение давления в сопряжениях компрессионных колец между цилиндром и поршнем позволяет существенно снизить механические потери энергии двигателя. По оценочным расчетам механический коэффициент полезного действия двигателя может быть повышен на 3-4%.

Предлагаемая конструкция цилиндро-поршневой группы позволяет уменьшить количество компрессионных колец как у быстроходных так и у тихоходных двигателей. У быстроходных двигателей количество компрессионных колец может быть уменьшено до одного, при надежном уплотнении надпоршневого пространства.

Ограничение давления газов в зазорах между верхним компрессионным поршневым кольцом и поршнем является эффективным средством снижения интенсивности изнашивания поршневых колец, цилиндра и поршня.

Таким образом, полностью решена техническая задача по повышению надежности цилиндро - поршневой группы поршневых двигателей и снижению механических потерь энергии.

Предложенная цилиндро-поршневая группа поршневых двигателей соответствует условию промышленной применимости и может использоваться как при проектировании новых моделей поршневых двигателей, так и усовершенствовании существующих.

Использованные источники

1. Патент РФ №2440503, МПК F02F 1/18. Приоритет от 10.01.2010. Опубликовано 20.07.2011. Описание патента.

Цилиндро-поршневая группа поршневых двигателей, состоящая из цилиндра, поршня и поршневых колец, отличающаяся тем, что между верхним поршневым компрессионным кольцом и днищем поршня установлено дроссельное кольцо из жаропрочного сплава с радиальными зазорами между цилиндром и поршнем, сумма которых меньше радиального зазора между верхним поршневым компрессионным кольцом и поршнем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к проектированию и изготовлению компрессионных поршневых колец компрессоров и двигателей внутреннего сгорания. Поршневое кольцо содержит два кольца со смещенными относительно друг друга замками, при этом замки поршневых колец в их плоскости имеют Z-образную форму, центральная часть замка выполнена без зазора и не выходит за пределы кольцевой канавки поршня.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к поршневым кольцам с канавочным уплотнением на поверхности поршневого кольца. Поршневое кольцо (2) по меньшей мере для одного уплотнения (14) поверхности кольца, в котором на нижней поверхности (8) поршневого кольца расположена по меньшей мере одна канавка (12) для уплотнения поверхности кольца.

Кольцо // 2691701
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в цилиндропоршневой группе деталей двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к уплотнительной технике. Компрессионное кольцо для поршня двигателя содержит верхнюю сторону и нижнюю сторону, а также внутреннюю сторону, расположенную между верхней и нижней сторонами по внутреннему диаметру кольца.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к теплопроводному поршневому кольцу для двигателя внутреннего сгорания. Поршневое кольцо содержит Mn-Cr-ую сталь в качестве основного материала и слой твердой пленки износостойкого покрытия на наружной окружной поверхности, причем Mn-Cr-ая сталь включает, в мас.%: С от 0,52 до 0,65, Si от 0,15 до 0,35, Mn от 0,60 до 1,00, Cr от 0,60 до 1,00, Р 0,04 или менее, S 0,04 или менее, небольшое количество компонентов Al, Ni и Cu (суммарное содержание) в диапазоне от 0,05 до 3,0 мас.%, при этом содержание каждого из компонентов Al, Ni и Cu составляет от 0,01 до 1,0, остальное – Fe и неизбежные примеси.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндр (1), у которого внутренняя поверхность выполнена в виде усеченного конуса с большим основанием в нижней части и меньшим основанием в верхней части, поршень (2) и компрессионные кольца (3), (5) и (6).

Изобретение относится к поршневому кольцу (2) с повышенной усталостной прочностью из пластически деформируемого материала. Поршневое кольцо (2) содержит рабочую поверхность (4), которая сверху ограничена верхней кромкой (3) рабочей поверхности, а снизу - нижней кромкой (1) рабочей поверхности.

Изобретение относится к маслосъемным поршневым устройствам двигателя внутреннего сгорания. Маслосъемное поршневое устройство содержит маслосъемные кольца (3), (4), (6), (7) и обжимное кольцо (5), расположенные в поршневой расточке (8).

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к проектированию, производству и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа содержит цилиндр (1), поршень (2), верхнее компрессионное кольцо (3), второе компрессионное кольцо (4), нижнее компрессионное кольцо (5), верхнее маслосъемное кольцо (6), второе снизу маслосъемное кольцо (7), нижнее маслосъемное кольцо (8), верхнее обжимное поршневое кольцо (9) и нижнее обжимное поршневое кольцо (10), установленные в поршневой расточке (11).

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к проектированию, производству и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Маслосъемное поршневое устройство содержит цилиндр (1), поршень (2), маслосъемные кольца (3), (4), (5) и обжимное кольцо (6), которое устраняет прорыв моторного масла в придонную полость поршневой канавки и далее в зону высоких рабочих температур.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в четырехтактных, преимущественно автомобильных двигателях внутреннего сгорания (ДВС), в частности, при изготовлении шатунов и поршней, входящих в состав шатунно-поршневой группы (ШПГ) этих ДВС.
Наверх