Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи



Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи
Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи
Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи
Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи
Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи

Владельцы патента RU 2726941:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова" Министерства обороны Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. В предложенном способе оценивают величину разряженности и скорость саморазряда аккумуляторной батареи, определяют максимальный ток заряда Iзар.макс=Р/(2,6 n), где Р - ограниченная мощность источника энергии, n - количество аккумуляторов в батарее, определяют минимальное время пропускания тока Iзар.макс , при этом для компенсации потерянного заряда tмин=ΔQпот/Iзар, где ΔQпот - величина потерянного заряда батареи при саморазряде, пропускают ток от источника энергии с мощностью Р в течение времени не менее 2 tмин., затем периодически через время t=ΔQпот/(dQ/dt), где dQ/dt - скорость саморазряда, пропускают обратный ток или ток заряда через аккумуляторную батарею от источника с ограниченной мощностью в течение времени не менее t=5.2 n ΔQпот/Р. Компенсацию саморазряда в соответствии с предложенным способом возможно проводить с применением автономных мобильных источников энергии во временных интервалах суточной периодичности действия от допустимых величин саморазряда до поддержания уровня, близкого к полной готовности. Применение стандартных солнечных батарей в качестве ФЭП размерами 20×30×1 см3 позволяет получать напряжение 12 В и обеспечивает мощность более 10 Вт. Повышение надежности эксплуатации свинцовых аккумуляторных батарей является техническим результатом изобретения. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к автомобильной промышленности и может быть использовано при эксплуатации аккумуляторных батарей, в частности, для поддержания их работоспособности при наличии источников энергии ограниченной мощности и периодического действия.

Известно, что у всех вторичных химических источников энергии (аккумуляторов) количество отдаваемого электрического заряда со временем при хранении уменьшается, что характеризуется как саморазряд аккумулятора.

Известен способ компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей, заключающийся в пропускании электрического тока через аккумуляторную батарею в обратном направлении в сравнении с рабочим током, измерении напряжения на разомкнутых клеммах аккумуляторной батареи, в сравнении измеренного напряжения с критерием напряжения заряженности и отключении тока [Руководство по свинцовым аккумуляторным батареям. Утверждено заместителем начальника Главного бронетанкового управления и заместителем начальника Центрального автотракторного управления. - М.: Воениздат, 1983. - 183 с.].

В известном способе, как способе заряжения свинцовых стартерных аккумуляторных батарей в режиме постоянного напряжения, в котором величина напряжения источника энергии для зарядки устанавливается в пределах

где n - количество аккумуляторов в батарее.

Недостатком известного способа является заряжаемость батареи в пределах до (75-85) % зарядовой емкости.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению является способ компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей источниками энергии ограниченной мощности и прерывного действия, заключающийся в пропускании электрического тока через аккумуляторную батарею в обратном направлении в сравнении с рабочим током, измерении напряжения на разомкнутых клеммах аккумуляторной батареи, в сравнении измеренного напряжения с критерием напряжения заряженности и отключении тока. [Руководство по свинцовым аккумуляторным батареям. Утверждено заместителем начальника Главного бронетанкового управления и заместителем начальника Центрального автотракторного управления. - М.: Воениздат, 1983. - 183 с.]

Этот способ известен под названием способа заряда аккумуляторной батареи в режиме постоянного тока. Способ осуществляется пропусканием постоянного тока величиной Iзар.=0.1 С10, равной величине отбираемого тока при 10-часовом режиме полного разряда батареи, где С10 - величина зарядовой емкости аккумуляторной батареи при 10-часовом режиме разряда или заряда батареи.

Прим.: При меньшем токоотборе величина зарядовой емкости больше, а при большем токотборе - меньше. Так, аккумуляторная батарея 6СТ-190 при 10-часовом режиме (отбор тока 19 Ампер) имеет емкость 190 Ампер-часов, а при отборе тока 800 Ампер имеет емкость около 20 Ампер-часов.

Недостатком известного способа является ограниченная возможность его реализации в пределах электрических сетей коллективного пользования или при работе двигателя внутреннего сгорания транспортного средства. В целом, указанный недостаток ограничивает мобильность транспортного средства, ухудшает звуковую скрытность и связан с расходом топлива на обеспечение работы двигателя внутреннего сгорания транспортного средства для приведения в действие электрического генератора.

Предлагаемое техническое решение направлено на повышение мобильности транспортного средства, в котором используется аккумуляторная батарея, на улучшение звуковой маскировки и уменьшение расхода топлива транспортного средства.

Технический результат достигается тем, что в способе компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей источниками энергии ограниченной мощности и прерывного действия, заключающийся в пропускании электрического тока через аккумуляторную батарею в обратном направлении в сравнении с рабочим током, измерении напряжения на разомкнутых клеммах аккумуляторной батареи, в сравнении измеренного напряжения с критерием напряжения заряженности и отключении тока, дополнительно оценивают величину разряженности и скорость саморазряда аккумуляторной батареи, определяют максимальный ток заряда

где Р - ограниченная мощность источника энергии;

n - количество аккумуляторов в батарее,

определяют минимальное время пропускания тока Iзар.макс для компенсации потерянного заряда

где ΔQпот - величина потерянного заряда батареи при саморазряде, пропускают ток от источника энергии с мощностью Р в течение времени не менее 2 tмин., затем периодически через время

где dQ/dt - скорость саморазряда,

пропускают обратный ток (ток заряда) через аккумуляторную батарею от источника с ограниченной мощностью в течение времени не менее

Предлагаемое изобретение может быть реализовано с помощью устройства, функциональная схема которого приведена на рисунке.

Один из вариантов устройства для реализации способа компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей источниками энергии ограниченной мощности и прерывного действия (далее устройство) содержит последовательно соединенные фотоэлектрический преобразователь 1 световой энергии (солнечный элемент), преобразователь величины напряжения постоянного тока 2, коммутатор 5, измеритель электрических характеристик (напряжения, тока, мощности) 6 и аккумуляторная батарея 7, а также устройство управления 4, соединенное с преобразователем 2 коммутатором 5 и измерителем 6, и хронометр 3, соединенный с устройством управления 4.

Фотоэлектрический преобразователь (далее ФЭП) 1 преобразует световую энергию в электрическую. С помощью преобразователя 2 величина напряжения устанавливается равной

где Uгп - напряжение гальванической пары, для пары Pb-РbО равное 2 В;

Uдоб - добавочное напряжение, превышающее напряжение гальванической пары;

n - количество гальванических пар (аккумуляторов в батарее).

Добавочное напряжение обеспечивает пропускание обратного тока через аккумуляторы батареи. Коммутатор 5, устройство управления 4 и хронометр 3 обеспечивают установку режима контроля и величины саморазряда аккумуляторной батареи 7, переключения в режим заряда и контроля времени, тока и напряжения заряда батареи 7 после очередного процесса саморазряда.

Способ осуществляется следующим образом. Соединяют аккумулятор к устройству (рисунок) компенсации саморазряда, в частности, к измерителю электрических характеристик 6. Для реализации способа компенсации саморазряда необходимо на батарею подать напряжение согласно формуле (6).

Для свинцово-кислотных аккумуляторов при известном режиме заряда (заряжения) постоянным напряжением величина добавочного напряжения составляет Uдоб = 0.3-0.4 В. При этом заряженность может достигать 85%, то есть «потерянный» заряд ΔQпот не менее 15%. При заряде током как в прототипе Uдоб достигает величины 0.7 В. При этом напряжении происходит обильное газовыделение с образованием своего рода блистеринга, то есть очень мелких пузырьков газа с огромным внутренним давлением (десятки атмосфер). При соприкосновении с поверхностью активной массы пузырьки лопаются с выделением большой энергии и разрушают поверхность зерен активной массы. Зерна активной массы положительного электрода по размеру сравнимы с пузырьками, поэтому разрушается связь между зернами пористой активной массы, и электрод осыпается (в гидравлике подобные явления характеризуются как «кавитация»).

В предлагаемом способе для устранения кавитации в порах положительного электрода величина Uдоб принимается равным 0.6 В, при которой отсутствует «кипящее» газовыделение и устраняется кавитационное разрушение электрода. При этом это напряжение выше добавочного напряжения режима постоянного напряжения (0.3-0.4) В и обеспечивает заряженность более 95%. Эта оценка следует из линейной интерполяции зависимости степени заряженности от величины добавочного напряжения: при Uдоб = 0.4 В степень заряженности составляет 85%, а при Uдоб = 0.7 В степень заряженности составляет 100%.

Сопоставительный с прототипом анализ показал, что предполагаемое изобретение позволяет осуществлять компенсацию саморазряда с применением автономных, мобильных и бесшумных источников энергии во временных интервалах суточной периодичности действия от допустимых величин саморазряда (25% зимой и 50% летом), до поддержания уровня, близкой к полной готовности (более 95% степени заряженности); использовать бесшумные, мобильные, компактные солнечные элементы и осуществлять компенсацию саморазряда батарей в условиях солнечного, а также дневного диффузно рассеянного света. Применение стандартных солнечных батарей в качестве ФЭП размерами 20×30×1 см3 позволяет получать напряжение 12 В и обеспечивают мощность более 10 Вт.Для транспортного средства с аккумуляторной батареей 6СТ-190 можно обеспечить компенсацию саморазряда во всех рабочих условиях в реальном масштабе времени с помощью четырех ФЭП общей мощностью 40 Вт.

Способ компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей источниками энергии ограниченной мощности и прерывного действия, заключающийся в пропускании электрического тока через аккумуляторную батарею в обратном направлении в сравнении с рабочим током, измерении напряжения на разомкнутых клеммах аккумуляторной батареи в сравнении измеренного напряжения с критерием напряжения заряженности и отключении тока, отличающийся тем, что дополнительно оценивают величину разряженности и скорость саморазряда аккумуляторной батареи, определяют максимальный ток заряда Iзар.макс=Р/(2,6 n), где Р - ограниченная мощность источника энергии, n - количество аккумуляторов в батарее, определяют минимальное время пропускания тока Iзар.макс для компенсации потерянного заряда tмин=ΔQпот/Iзар.макс, где ΔQпот - величина потерянного заряда батареи при саморазряде, пропускают ток от источника энергии с мощностью Р в течение времени не менее 2 tмин., затем периодически через время t=ΔQпот/(dQ/dt), где dQ/dt - скорость саморазряда, пропускают обратный ток или ток заряда через аккумуляторную батарею от источника с ограниченной мощностью в течение времени не менее t=5,2 n ΔQпот/Р.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Система электрического привода состоит из однотипных движущихся платформ и однотипных станций заряда.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к литий-ионным аккумуляторам и батареям на их основе, используемым для электропитания средств связи. Аккумуляторный блок содержит кожух с размещенными в нем литий-ионной аккумуляторной батареей с подключенными к ней электрическими компонентами, панелью и монитором заряда и разряда.

Изобретение относится к области беспроводной зарядки, и более конкретно к беспроводному зарядному устройству, заряжаемому устройству, способу управления беспроводным зарядным устройством и способу управления заряжаемым устройством.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите.

Группа изобретений относится к противосолнечным козырькам для транспортных средств. Противосолнечный козырек транспортного средства содержит часть основы, туалетное зеркальце и осветительное устройство.

Техническое решение относится к области электротехники и может быть использовано при создании высоковольтных батарей для нужд энергетики и транспорта. Технический результат заключается в повышении помехозащищенности, включая помехи от нагрева, и достигается тем, что трехуровневая система управления аккумуляторной батареей, содержащая связанные с борнами аккумуляторных элементов блоки управления нижнего уровня, включающие балансировочные резисторы, ключи, датчики температуры, контроллеры аккумуляторных элементов, включающие аналоговые цепи измерения и управления, контроллеры аккумуляторных элементов подключены по каналам связи к групповым контроллерам, которые подключены по каналам связи к главному контроллеру, подключенному к внешней ЭВМ по каналу связи, характеризуется тем, что аккумуляторные элементы установлены в корпус конструктивного модуля, адаптеры аккумуляторных элементов, включающие балансировочные резисторы, ключи, датчики температуры, расположены непосредственно на аккумуляторных элементах, а контроллеры аккумуляторных элементов, включающие аналоговые цепи измерения и управления, расположены за пределами корпуса конструктивного модуля аккумуляторных элементов и связаны с адаптерами аккумуляторных элементов проводниковыми линиями.

Предложены системы и способы предварительной зарядки конденсаторной батареи. Силовой ключ и токоограничивающее устройство включены последовательно между источником электропитания и конденсаторной батареей.

Изобретение относится к электротехнической области техники, а именно к устройствам заряда аккумуляторов асимметричным током, и может быть использовано во всех областях народного хозяйства.

Группа изобретений относится к зарядным станциям для транспортных средств. Зарядная система для электрических транспортных средств содержит вычислительное устройство, имеющее процессор и запоминающее устройство.

Изобретение в целом относится к системам передачи энергии и зарядным устройствам для аккумуляторных батарей и, в частности, к беспроводному передатчику и беспроводному приемнику электромагнитной энергии.

Изобретение может быть использовано для изготовления как защитных подслоев и электродов, так и самих аккумуляторов. В конструкции электрода используется защитный подслой, который имеет толщину от 100 нм до 10 мкм и выполнен из полимера вида: включающего в себя основную цепь и боковые заместители, где R - заместитель из группы (-Н, -(СН2)nCH3, -O(СН2)nCH3, где n находится в диапазоне от 0 до 12), R1, R2, R3 и R4 - заместители из группы (-Н, -СН3, -(СН2)4-), а М - переходный металл из группы (Ni, Со, Cu, Pd), а электроактивный слой состоит из композитного материала, включающего от 40 до 95% активного катодного материала, от 1 до 30% проводящей добавки и от 1 до 30% связующего.
Наверх