Способ изготовления зубчатого колеса большого диаметра

Изобретение относится к области машиностроения. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление ступицы и зубчатого венца с последующей их сборкой, при этом ступицу изготовляют в виде цилиндрического диска. На плоской части зубчатого венца выполняют отверстия совместно со ступицей, не менее двух отверстий на секцию, после чего, с установленными в отверстия штифтами, зубчатый венец разрезают на секции, затем секции демонтируют и изготовляют зубья на зубчатом венце на каждой секции по отдельности, затем каждую секцию устанавливают по штифтам на ступицу, жестко фиксируют с помощью винтов. Обеспечивается улучшение надежности и упрощение конструкции зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления зубчатых колес большого диаметра, а также зубчатых колес, зубчатый венец которых состоит из съемных секций.

Известен аналог: «Способ изготовления зубчатых колес и оправка для его осуществления» (патент RU 2376122 С1, В23Р 15/14, 04.03.2008). Способ относится к изготовлению зубчатых колес, имеющих центральное отверстие со шлицевыми пазами прямоточного профиля и центрируемых в шлицевом соединении по внутреннему диаметру, и включает обтачивание цилиндрической и торцевой базовых поверхностей, высверливание и/или растачивание центрального отверстия, выполнение шлицевых пазов, нарезание зубьев, термическую обработку зубчатого колеса, калибрование боковых сторон шлицевых пазов, шлифование упомянутых цилиндрической и торцевой базовых поверхностей, центрального отверстия с базированием по цилиндрической и торцевой базовым поверхностям и зубьев с базированием по центральному отверстию.

Недостатком данного технического решения является обязательное наличие центрального отверстия со шлицевыми пазами, а также невозможность разборки конструкции.

Также известен аналог: «Способ изготовления зубчатого колеса» (патент RU 2536152 C1, F16H 55/12, 18/07/2013). Способ изготовления зубчатого колеса включает изготовление тела зубчатого колеса в виде диска. По центру тела выполняют посадочные отверстие для вала передачи. По окружности между торцами тела выполняют радиально ориентировочные пазы с поперечным сечением в виде равнобокой трапеции с основанием, ориентированным в сторону центра тела. Тело укладывают торцом на основании и фиксируют. На основании устанавливают заранее изготовленную форму с выемками. В каждом пазу и совмещенной с ним выемке устанавливают перфорированную пластину. Полости, образованные пазами и выемками, заполняют расплавленным материалом (металлом или пластмассой). После заполнения всех полостей и затвердевания расплава получают готовые зубья зубчатого венца. Литую форму удаляют и снимают изготовленное зубчатое колесо с основания.

Недостатком данного технического решения является наличие литейного производства для изготовления, а также ограничение по выбору материала зубчатого венца, конструкция является неразборной.

Также известен аналог: «Способ изготовления зубчатого колеса» (патент RU 2537048 С1, F16H 55/12, 16.07.2013). Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела колеса и зубчатого венца с зубьями с последующей их сборкой. При сборке изготовленные зубья с выступами устанавливают по окружности тела на выполненные площадки, с совмещением плоскостей их симметрии зубьев с плоскостями симметрии пазов. Установленные зубья прижимают со стороны их вершин к телу и заполняют все полости пазов расплавом, например пластмассой. Затем зубья выдерживают под нагрузкой до затвердевания расплава. После затвердевания расплава в пазах прижатие зубьев к телу прекращают, и процесс изготовления зубчатого колеса считается завершенным.

Недостатком данного технического решения является наличие литейного производства для изготовления, а также ограничение по выбору материала для зубчатого венца, конструкция является неразборной.

Также известен аналог: «Способ изготовления зубчатого колеса» (патент RU 2584785 С1, 21.05.2015). Способ включает раздельное изготовление тела колеса с зубчатым венцом и пары кольцевых накладок, с последующим жестким креплением последних на торцах зубьев зубчатого венца. При изготовлении кольцевых накладок в них выполняют сквозные отверстия, продольные оси симметрии которых совпадают с торцевыми осями симметрии зубьев колеса. Тело колеса с зубчатым венцом устанавливают горизонтально. Совмещают с зубьями колеса с зубчатым венцом одну из кольцевых накладок. Прижимают накладку к торцам зубьев колеса. Заполняют отверстия в накладках металлическим порошком. Обрабатывают зоны отверстий в накладках индуктором, доводя порошок до расплавленного состояния, затем индуктор удаляют и, после затвердевания расплава, тело колеса с зубчатым венцом и укрепленной на венце кольцевой накладкой переворачивают на 180° и повторяют такие же операции со второй стороной зубчатого венца колеса и второй кольцевой накладкой.

Недостатком данного технического решения является применение для соединения зубчатого венца к основанию, с помощью индукционного расплавления, металлического порошка, что может привести к искажению точности зубчатого венца.

Наиболее близким аналогом-прототипом является: «Способ изготовления зубчатого колеса» (патент RU 2546394 C2, F16H 55/12, 19.07.2013). Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела и зубчатого венца с последующей их сборкой. Тело изготавливают в виде цилиндрического диска шириной по окружности, равной ширине зубчатого венца. Изготавливают, например, методом профильной прокатки, профильную поверхность зубчатого венца из полосы шириной, равной ширине зубчатого венца, и длиной, равной длине профиля зубчатого венца по окружности изготавливаемого колеса, с формированием из нее кольца с профилем, идентичным профилю зубчатого венца изготавливаемого зубчатого колеса, и внутренним диаметром, равным наружному диаметру тела. Полученное кольцо крепят на теле, например, методом точечной сварки в местах примыкания кольца к телу. Полости, образованные профильными поверхностями кольца и телом, заполняют расплавленным материалом, например пластмассой, и выдерживают расплав до его затвердевания. Предварительно, при изготовлении тела, его наружный радиус выполняют уменьшенным на величину толщины полосы, из которой изготавливают профильную поверхность зубчатого венца.

Недостатками прототипа являются:

1) Необходимость приваривания зубчатого венца к поверхности колеса, из-за чего неизбежно возникнут напряжения, приводящие к искажению точности зубчатого венца;

2) ограничение по выбору материала для зубчатого венца;

3) неразборность конструкции.

Для заявленного изобретения выявлены следующие общие с прототипом существенные признаки: Способ изготовления зубчатого колеса, включающий раздельное изготовление ступицы и зубчатого венца с последующей их сборкой, при этом ступицу изготавливают в виде цилиндрического диска.

Технической проблемой изобретения является улучшение надежности и упрощение конструкции, в результате чего снижаются издержки при изготовлении зубчатого колеса большого диаметра.

Техническая проблема решается за счет того, что зубчатое колесо содержит ступицу и зубчатый венец с зубьями, при этом зубчатый венец разделен на съемные секции, установленные по штифтам и закрепленные, например, винтами. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление ступицы и зубчатого венца с последующей их сборкой, при этом ступицу изготавливают в виде цилиндрического диска. Отличается от прототипа тем, что на плоской части зубчатого венца выполняют отверстия совместно со ступицей, не менее двух отверстий на секцию, после чего, с установленными в отверстия штифтами, зубчатый венец разрезают на секции. Затем секции демонтируют и изготовляют зубья на зубчатом венце на каждой секции по отдельности, после чего каждую секцию устанавливают по штифтам на ступицу, жестко фиксируют с помощью винтов.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

На фиг. 1 показано зубчатое колесо со съемными секциями в сборе, общий вид.

На фиг. 2 разрез А-А фиг. 1.

На фиг. 3 разрез Б-Б фиг. 1.

Зубчатое колесо состоит из ступицы 1 (см. фиг. 1), с установленными по штифтам 3 (см. фиг.1 и фиг.2) съемными секциями зубчатого венца 2, установленными по штифтам и жестко закрепленными винтами 4 (см. фиг. 1 и фиг.3).

Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление ступицы 1 и зубчатого венца 2 с последующей их сборкой, при этом ступицу 1 изготавливают в виде цилиндрического диска.

До разрезания зубчатого венца 2 на отдельные секции, на плоской части зубчатого венца 2 выполняют отверстия диаметром D (см. фиг. 2) совместно со ступицей (не менее двух отверстий на секцию). После с установленными в отверстие D штифтами 3 зубчатый венец 2 разрезается на секции. После чего секции демонтируют и изготавливают зубья на зубчатом венце 2, на каждой секции по отдельности.

По штифтам 3 в ступице 1 осуществляется точная установка зубчатых секций, а совместно с жестким креплением винтами 4 предотвращает смещение зубчатого венца 2 под действием центробежных сил.

Техническим результатом изобретения является то, что по сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса со съемными секциями, позволяет оптимизировать конструкцию секций зубчатого венца и ступицы, и упростить изготовление.

Способ изготовления зубчатого колеса, включающий раздельное изготовление ступицы и зубчатого венца с последующей их сборкой, при этом ступицу изготовляют в виде цилиндрического диска, отличающийся тем, что на плоской части зубчатого венца выполняют отверстия совместно со ступицей, не менее двух отверстий на секцию, после чего, с установленными в отверстия штифтами, зубчатый венец разрезают на секции, затем секции демонтируют и изготовляют зубья на зубчатом венце на каждой секции по отдельности; затем каждую секцию устанавливают по штифтам на ступицу, жестко фиксируют с помощью винтов.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области машиностроения. Система (10) привода с качающейся шайбой содержит статор (12), имеющий центральную ось (18), верхнюю поверхность (20), перпендикулярную центральной оси, и множество зубьев (22) статора, расположенных на верхней поверхности, качающуюся шайбу (14), имеющую ось качания (24), размещенную под углом, отличным от нуля, относительно центральной оси, нижнюю поверхность (26) качания, перпендикулярную оси качания и верхнюю поверхность (28) качания, перпендикулярную оси качания, множество нижних зубьев (30) качания, расположенных на нижней поверхности качания, и множество верхних зубьев (32) качания, расположенных на верхней поверхности качания, и выходное зубчатое колесо (16), имеющее выходную ось (34), по существу совпадающую с центральной осью, нижнюю поверхность (36), перпендикулярную выходной оси, и множество выходных зубьев (38), расположенных на нижней поверхности.

Изобретение относится к области машиностроения. Способ сборки коронных полушестерен включает этап выравнивания зубьев указанных полушестерен, в соответствии с которым используется стержень для углового позиционирования, подлежащего размещению в соответствующих отверстиях коронных полушестерен, просверливаются отверстия на первой коронной полушестерне таким образом, что первое отверстие имеет первое поперечное сечение, меньшее, чем его окончательное поперечное сечение, сравниваются углы между зубьями двух коронных полушестерен, и из сравнения делается вывод о расхождении между указанными углами коронных полушестерен.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении зубчатого компонента автоматической трансмиссии. Способ включает первый и второй процессы.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к планетарным передачам. Планетарная передача содержит солнечную шестерню (1), сателлиты (2), подшипники качения сателлитов (3), оси сателлитов (4), водило (5), неподвижное центральное колесо (6).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес механических передач. Способ включает повышение твердости рабочих участков боковых поверхностей зубьев методом пластического деформирования этих участков, вдоль их длины.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах, в частности в передачах центрального и углового приводов авиационных двигателей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала, и пару кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала, укрепленных на торцах зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА.
Наверх