Минерально-органический композит для защиты дорожных покрытий и способ его получения
Владельцы патента RU 2732751:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр стратегических автодорожных исследований" (RU)
Изобретение относится к технологиям защиты дорожных покрытий от климатических и технологических воздействий и может быть использовано при строительстве и ремонте дорожных покрытий различного типа. Способ получения минерально-органического композита состоит в том, что серобитумное вяжущее, содержащее, мас.%: битум 50-80, серу техническую 20-50, загружают в реактор, нагревают до 140°С, серобитумное вяжущее составляет 45-55% мас. минерально-органического композита, после чего включают мешалку и при постоянном перемешивании в реактор добавляют адгезионную добавку КАП 1,5-4 % мас, далее перемешивают 10-15 минут, затем разогретый, равномерно перемешанный минерально-органический композит дозирующим насосом подают на вход коллоидной мельницы, на который дозирующим насосом из расходного бункера подают заранее смешанные в заявленном соотношении модификатор отверждения ацетон – 4-6 % мас. и растворитель - ароматические углеводороды или их смеси – остальное до 100%. Минерально-органический композит для устройства защиты дорожных покрытий, включающий, мас. %: указанное серобитумное вяжущее 45-55, адгезионная добавка КАП 1,5-4, модификатор отверждения ацетон 4–6, растворитель - ароматические углеводороды или их смеси остальное. Изобретение развито в зависимых пунктах. Технический результат - улучшение эксплуатационных показателей композита для защиты дорожных покрытий в широком диапазоне климатических и техногенных воздействий. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 1 пр.
Изобретение относится к технологиям защиты дорожных покрытий от климатических и техногенных воздействий и предотвращения возникновения на них скользкости при нулевых и отрицательных температурах окружающего воздуха и может быть использовано при строительстве и ремонте дорожных покрытий различного типа.
Известен материал для восстановления асфальтобетонных покрытий (патент RU 2290419, публ.27.12.2006г.), включающий битум, растворитель и органические добавки. Недостатком данного материала является его повышенная вязкость, что снижает его проникающую способность.
Известен способ получения смеси для устройства дорожных покрытий (патент RU 2057733,публ.10.04.1996г.), включающий смешение нагретого заполнителя с минеральным порошком и модифицирующей добавкой с последующим перемешиванием с нагретым черным органическим вяжущим. Недостатком данного способа являются высокие температуры, необходимые для внедрения модифицирующей добавки в смесь.
Известен способ получения смеси для устройства дорожных покрытий (патент RU 2538251, публ. 27.10.2014г.), в котором предлагается смесь для защиты дорожных покрытий, включающая черное органическое вяжущее, модификатор отверждения, растворитель и минеральные модифицирующие добавки. Недостатком получаемого материала является множество технологических доработок при его производстве.
Задачей предлагаемого изобретения является создание минерально-органического композита для защиты дорожных покрытий, обладающего высокими адгезионными свойствами к асфальтобетону и цементобетону, позволяющего применять его при температурах, близких к нулю градусов по Цельсию, обеспечивающего стойкость дорожных покрытий к климатическим и техногенным воздействиям, а так же повышение коэффициента сцепления и предотвращение скользкости при нулевых и отрицательных температурах окружающего воздуха.
Технический результат улучшение эксплуатационных показателей композита для защиты дорожных покрытий в широком диапазоне климатических и техногенных воздействий.
Технический результат достигается за счет того, что минерально-органический композит для защиты дорожных покрытий включает серобитумное вяжущее, растворитель, модификатор отверждения, адгезионную в соотношении, мас.%:
Серобитумное вяжущее, 45 - 55;
Модификатор отверждения ацетон, 4 - 6;
Адгезионную добавку КАП,1, 5 - 4;
Растворитель (ароматические углеводороды или их смеси) – остальное.
И дополнительно содержит противогололедную добавку Грикол, 4-8 сверх 100%.
Также технический результат достигается за счет того, что в способе получения минерально-органического композита битум 50-80 мас.%, серу техническую 20-50 мас.% (все от массы серобитумного вяжущего) загружают в реактор, нагревают до 140°С, после чего включают мешалку и при постоянном перемешивании в реактор добавляют адгезионную добавку КАП, далее перемешивают 10-15 минут, затем разогретый, равномерно перемешанный минерально-органический композит дозирующим насосом подают на вход коллоидной мельницы, на который дозирующим насосом из расходного бункера подают заранее смешанные в заявленном соотношении растворитель (ароматические углеводороды или их смеси) и модификатор отверждения ацетон. При этом после включения мешалки, при постоянном перемешивании в реактор добавляют противогололедную добавку Грикол.
Способ получения минерально-органического композита осуществляется следующим образом.
Все соотношения мас.% и режимные характеристики установлены экспериментально и обеспечивают достижение технического результата.
Пример.
Битум 50-80 мас.% и серу техническая 20-50 мас.% (все от массы серобитумного вяжущего) загружают в реактор и нагревают до 140°С. После чего включается мешалка, при постоянном перемешивании в реактор добавляется катионно - адгезионная добавка КАП и противогололедная добавка Грикол, далее компоненты перемешиваются 10-15 минут. Температурный интервал установлен экспериментально. Затем разогретый, равномерно перемешанный минерально-органический композит дозирующим насосом подается на вход коллоидной мельницы. Так же на вход коллоидной мельницы дозирующим насосом из расходного бункера подается заранее смешанные в заявленном соотношении растворитель (ароматические углеводороды или их смеси) и модификатор отверждения ацетон. Готовый минерально-органический композит насосом закачивается в емкость хранения готовой продукции.
Предлагаемый минерально-органический композит для защиты дорожных покрытий, изготовленный по представленному способу обеспечивает:
1. Высокую адгезию к обрабатываемому покрытию;
2. Высокую устойчивостью к любым погодным условиям, в том числе к воздействию ультрафиолетовых лучей.
3. Технологичность укладки минерально-органического композита за счет минимизации срока ее отверждения на покрытии до 30-90 минут, широкого диапазона температуры воздуха при укладке от 0пС до +40пС.
4. Легкое распределение минерально-органического композита на дорожном покрытии.
5. Получение дорожного покрытия с антигололедными свойствами, на котором не образуется наледь, при колебании температуры около 0пС до -70п С.
Результаты испытаний защитных композиций по основным показателям качества на цементобетоне и на асфальтобетоне приведены, соответственно, в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Результаты испытаний защитных композиций по основным показателям качества на цементобетоне.
Наименование показателя | НТД на испытание | Контрольный | Обработанный |
Адгезия к бетонной поверхности, МПа до испытания на МРЗ/ после испытания на МРЗ |
ГОСТ 28574-90 | - | 3,5/2,0 |
Водопоглощение, % по массе: через 1 сут/ через15 сут. | ГОСТ 12730.3-78 | 0,95/4,6 | 0,31/1,73 |
Подсос влаги, на 15 сутки, % по массе | - | 0,69 | 0,20 |
Морозостойкость: потери массы, % | ГОСТ 10060.2-2012 | 200 циклов 3,31 |
200 циклов 0,20 |
Коэффициент сцепления обработанной сухой/мокрой поверхности | Пособие к СНиП 3.06.03-85 Приложение 6 |
0,520/ 0,443 |
0,540/ 0,451 |
Сорбционная влажность, % по массе | ГОСТ 12852.6-77 | 1,2 | 0,75 |
Сплошность защитной пленки после 200 циклов МРЗ + есть вскипание - нет вскипания |
_ | + | _ |
Таблица 2. Результаты испытаний защитных композиций по основным показателям качества на асфальтобетоне.
Наименование показателя | НТД на испытание | Контрольный | Обработанный |
Адгезия к а/бетонной поверхности при 00 С, МПа | ГОСТ 28574 | - | Отрыв по а/б 3,2 |
Водонасыщение в % по объему, вырубок из готового покрытия, не более |
ГОСТ 12801-98 | 3,0 | 2.1 |
Коэффициент сцепления а/б поверхности, обработанной защитной композицией (поверхность мокрая) | Пособие к СНиП 3.06.03-85 Приложение 6 |
0,40 | 0,44 |
Сплошность защитной пленки после 50 циклов МРЗ + есть вскипание - нет вскипания |
_ | + | _ |
1. Способ получения минерально-органического композита состоит в том, что серобитумное вяжущее: битум 50-80 мас. %, серу техническую 20-50 мас. % - все от массы серобитумного вяжущего, загружают в реактор, нагревают до 140°С, серобитумное вяжущее составляет 45-55 мас. % минерально-органического композита, после чего включают мешалку и при постоянном перемешивании в реактор добавляют адгезионную добавку КАП 1,5-4 мас. %, далее перемешивают 10-15 минут, затем разогретый, равномерно перемешанный минерально-органический композит дозирующим насосом подают на вход коллоидной мельницы, на который дозирующим насосом из расходного бункера подают заранее смешанные в заявленном соотношении модификатор отверждения ацетон – 4-6 мас. % и растворитель - ароматические углеводороды или их смеси – остальное до 100%.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что после включения мешалки при постоянном перемешивании в реактор добавляют противогололедную добавку Грикол - 4-8 мас. % сверх 100%.
3. Минерально-органический композит для устройства защиты дорожных покрытий, включающий указанное серобитумное вяжущее, растворитель, модификатор отверждения, адгезионную добавку в соотношении, мас. %:
серобитумное вяжущее | 45-55 |
адгезионная добавка КАП | 1,5-4 |
модификатор отверждения ацетон | 4-6 |
растворитель – ароматические | |
углеводороды или их смеси | остальное |
4. Минерально-органический композит по п. 3, отличающийся тем, что дополнительно содержит противогололедную добавку Грикол - 4-8 мас. % сверх 100%.