Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолётного типа на водоём со снежно-ледяным покровом



Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолётного типа на водоём со снежно-ледяным покровом
Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолётного типа на водоём со снежно-ледяным покровом
Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолётного типа на водоём со снежно-ледяным покровом

Владельцы патента RU 2737761:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к способу оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на заснеженную площадку. Для оценки возможности посадки облучают место посадки сигналом с линейно-частотной модуляцией, принимают отраженный сигнал, выделяют частоту биения, с использованием которой определяют глубину снежного покрова, измеряют дополнительно толщину ледяного покрова при его наличии, сравнивают полученные значения с пороговыми значениями, принимают решение о посадке, если полученные значения не превышают пороговые. Обеспечивается повышение безопасности при посадке воздушного судна. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам обеспечения безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа, и может быть использовано при разработке систем обеспечения безопасной посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем, со снежно-ледяным покровом в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о подстилающей поверхности, а также возможно использование с целью прогнозирования весеннего паводка, схода лавин, в поисково-спасательных операциях.

Наиболее близким, к заявленному способу является способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на заснеженную площадку, основанный на определении глубины снежного покрова человеком на посадочной площадке [Меры безопасности при применении вертолетов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/10_104903_meri-bezopasnosti-pri-primenenii-vertoletov.html

(дата обращения: 07.12.2017)], сравнении ее с заданным значением, например, при выполнении посадки по-вертолетному на заснеженную площадку толщина снежного покрова должна быть не более 50 см, чтобы избежать проваливания вертолета в сугроб [Особенности взлетов и посадок на пыльных, песчаных или заснеженных площадках: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svvaul.ru/component/k2/600-osobennosti-vzletov-i-posadok-na-pylnykh-peschanykh-ili-zasnezhennykh-ploshchadkakh. (дата обращения: 07.12.2017)] и принятии решения.

Под обеспечением безопасной посадки воздушного судна вертолетного типа понимается исключение проваливания под снег, лед, опрокидывание вертолета при посадке днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях (туман, дымка, дождь, снег, запыленность или задымленность атмосферы), а также в условиях поднятой с грунта пыли или снега его вращающимся винтом [Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. №128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»].

Недостатком способа-прототипа является низкий уровень безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа, в частности при посадке на водоем со снежно-ледяным покровом, обусловленный низкой точностью измерения глубины снежного покрова и толщины ледяного покрова.

Техническим результатом изобретения является повышение уровня безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом, за счет более точного измерения глубины снежного покрова и дополнительного измерения толщины ледяного покрова.

Указанный технический результат достигается тем, что оценка возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на заснеженную площадку, заключающаяся в определении глубины снежного покрова, сравнении его с заданным значением и принятии решения согласно изобретению облучают место посадки сигналом с линейно-частотной модуляцией, принимают отраженный сигнал, выделяют частоту биения, с использованием которой определяют глубину снежного покрова, если необходимо осуществить посадку на водоем, покрытый снегом, то дополнительно измеряют толщину ледяного покрова, рассчитывают с учетом типа воздушного судна вертолетного типа, времени года, времени суток, температуры окружающей среды пороговое значение толщины ледяного покрова, сравнивают измеренное значение толщины ледяного покрова с пороговым значением и принимают решение о возможности посадки воздушного судна вертолетного типа при одновременном выполнении условий: hc≤h, hл≥hлΔ, где hc - глубина снежного покрова, h - заданное значение глубины снежного покрова, hл - толщина ледяного покрова, hлΔ - пороговое значение толщины ледяного покрова.

Сущность заявляемого способа состоит в том, что облучают место посадки сигналом с линейно-частотной модуляцией, принимают отраженный сигнал, выделяют частоту биения, с использованием которой определяют глубину снежного покрова, если необходимо осуществить посадку на водоем, покрытый снегом, то дополнительно измеряют толщину ледяного покрова, рассчитывают с учетом типа воздушного судна вертолетного типа, времени года, времени суток, температуры окружающей среды пороговое значение толщины ледяного покрова, сравнивают измеренное значение толщины ледяного покрова с пороговым значением и принимают решение о возможности посадки воздушного судна вертолетного типа при одновременном выполнении условий: hc≤h, hл≥hлΔ, где hc - глубина снежного покрова, h - заданное значение глубины снежного покрова, hл - толщина ледяного покрова, hлΔ - пороговое значение толщины ледяного покрова.

Зондирование снежно-ледяного покрова места посадки линейно-частотным модулированным сигналом [Сигналы с линейной частотной модуляцией: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttps://studme.org/ 171320/tehnika/signaly_lineynoy_chastotnoy_modulyatsiey. (дата обращения: 07.12.2017)] позволяет получить эхо-сигналы от границ раздела сред «тропосфера - снежный покров», «снежный покров - ледяной покров», «ледяной покров - вода», за счет различной степени диэлектрической проницаемости слоев на разных частотах [патент RU 2262718 С1, опубл. 20.10.2005, МПК G01S13/95].

Сущность изобретения поясняется фиг. 1, фиг. 2 и фиг. 3, где представлено положение вертолета и обозначено: 1 - граница раздела «тропосфера - снежный покров»; 2 - граница раздела «снежный покров - ледяной покров»; 3 - граница раздела «ледяной покров - вода»; 4 - снежный покров; 5 - ледяной покров; 6 - вода; hВСВТ - высота воздушного судна вертолетного типа; hс - глубина снежного покрова; hл - толщина ледяного покрова; 7 - отраженный сигнал от границы раздела «тропосфера - снежный покров»; 8 - отраженный сигнал от границы раздела «снежный покров - ледяной покров»; 9 - отраженный сигнал от границы раздела «ледяной покров - вода»; 10 - передающее устройство; 11 - приемное устройство; 12 - блок определения глубины снежного и толщины ледяного покрова; 13 - схема сравнения глубины снежного покрова hc с заданным значением глубины снежного покрова h и толщины ледяного покрова hл с пороговым значением толщины ледяного покрова hлΔ; 14 - решающее устройство; 15 - база данных; 16 - блок определения порогового значения толщины ледяного покрова hлΔ.

Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом может быть реализован, например, с помощью устройства, размещаемого в нижней части фюзеляжа воздушного судна вертолетного типа, состоит в том, что перед посадкой на водоем со снежно-ледяным покровом осуществляют зондирование снежно-ледяного покрова места посадки линейно-частотным модулированным (ЛЧМ) сигналом, сформированным в предающем устройстве 10 с частотой ƒпрд(t)=ƒ0+α⋅tлчм, ∀0<tлчм<Tлчм, где ƒ0 - начальная частота, α - скорость изменения частоты (крутизна ЛЧМ), tлчм - время в течение отдельного периода модуляции ЛЧМ-сигнала (быстрое время), а Тлчм - период модуляции (ЛЧМ сигнала) и прием эхо-сигналов приемным устройством 11 с частотой ƒпрм(t)=ƒ0+α⋅(tлчм-τ), ∀ τ<tлчмлчм собранных по классической схеме. Принятый эхо-сигнал от элементов снежно-ледяного покрова на расстоянии R, имеет временную задержку τ, определяемую выражением τ=2R/сср, где сср - скорость распространения электромагнитной волны в среде. Частотная составляющая биения ƒ6 непосредственно связана с задержкой эхо-сигнала f6прдпрд=α⋅τ=2RB/ссрТлчм, где В - ширина полосы пропускания ЛЧМ сигнала.

Блок определения глубины снежного и толщины ледяного покрова 12 осуществляет определение глубины снежного покрова hc и толщины ледяного покрова hл возникающей разностью расстояний, которые проходят зондирующие сигналы по формуле

где сср - скорость электромагнитных волн в среде (в тропосфере стр=300 м/мкс, в сухом снегу ссс=227…279 м/мкс, во льду сл=170…179 м/мкс, определяемая температурой окружающей среды t).

Полученные значения глубины снежного покрова hc в блоке 13 сравнивается с заданным значением глубины снежного покрова h. Решающее устройство 14 (или) принимает решение о превышении заданного порогового значения. Полученное значение глубины ледяного покрова hл в блоке 13 сравнивается с рассчитанным пороговым значением толщины ледяного покрова hлΔ. Решающее устройство 14 (или) принимает решение о принижении заданного порогового значения.

База данных 15 содержит информацию о типе воздушного судна вертолетного типа: максимальной взлетной массе, типе шасси.

Блок определения порогового значения толщины ледяного покрова hлΔ 16 может быть собран, например, на мультиплексоре осуществляющий расчет порогового значения толщины ледяного покрова hлΔ согласно методике в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна вертолетного типа (от 100 кг БЛА до 56000 кг Ми-26) по формуле для колесных нагрузок (колесное шасси) , для гусеничных нагрузок (лыжное шасси) , где Р - нагрузка в тоннах [Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии МО СССР 1984 г. 575 с.], температуры окружающей среды (-50°С…0°С, при температурах выше 0°С 2…3-суточная оттепель снижает прочность льда на 15-25%, 3…4-суточная на 30%, 8…11-суточная в 2…3 раза), времени года (весенний лед слабее осеннего в 1,5…2,5 раза).

Решающее устройство 14 (или) принимает решение о возможности посадки при одновременном выполнении условий: hc≤h, hл≥hлΔ, где hc - глубина снежного покрова, h - заданное значение глубины снежного покрова, hл - толщина ледяного покрова, - пороговое значение толщины ледяного покрова, с выдачей рекомендации летному составу на многофункциональном индикаторе и в головных телефонах. Выход с блока 14 является выходом устройства.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что заявляемый способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом в условиях недостаточной информативности закабинного пространства в зоне посадки вертолета обеспечивает измерение глубины снежного и толщины ледяного покрова, за счет приема эхо-сигналов с линейно-частотной модуляцией непосредственно из зоны посадки вертолета с выдачей рекомендации летному составу на многофункциональный индикатор и в головные телефоны о возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом, либо отсутствие таковой.

Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на заснеженную площадку, заключающийся в определении глубины снежного покрова, сравнении его с заданным значением и принятии решения, отличающийся тем, что облучают место посадки сигналом с линейно-частотной модуляцией, принимают отраженный сигнал, выделяют частоту биения, с использованием которой определяют глубину снежного покрова, если необходимо осуществить посадку на водоем, покрытый снегом, то дополнительно измеряют толщину ледяного покрова, рассчитывают с учетом типа воздушного судна вертолетного типа, времени года, времени суток, температуры окружающей среды пороговое значение толщины ледяного покрова, сравнивают измеренное значение толщины ледяного покрова с пороговым значением и принимают решение о возможности посадки воздушного судна вертолетного типа при одновременном выполнении условий hc≤h, hл≥hлΔ, где hc - глубина снежного покрова, h - заданное значение глубины снежного покрова, hл - толщина ледяного покрова, hлΔ - пороговое значение толщины ледяного покрова.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных транспортных летательных аппаратов. Автоматический мультироторный летательный аппарат – транспортер (АМАТ) состоит из несущей пространственной рамы, группы электрических бесколлекторных двигателей, лопастей, выполненных с возможностью поднятия каждой вертикально на 90 градусов, электронных устройств изменения частоты вращения каждого двигателя, единого блока управления, комплекса автоматического пилотирования, системы позиционирования, датчиков скорости, высоты, препятствия, барометрического датчика, гироскопа, компаса, акселерометра, радиодальномера, двух GPS/Глонасс модулей, бортового прием-передатчика.

Система управления пилотируемого летательного аппарата (ЛА) с адаптивной перекрестной связью содержит датчик положения ручки управления самолетом (РУС) по крену, датчик угловой скорости крена, систему воздушных сигналов, три фильтра подавления помех, форсирующий фильтр, датчик положения педалей, датчик угловой скорости по угловой скорости рыскания, датчик линейных ускорений в боковой плоскости движения самолета, датчик углов атаки и скольжения, семь масштабирующих блоков, рулевые приводы элеронов и руля направления, два сумматора, датчик положения РУС по тангажу, три нелинейных корректирующих блока, три блока перемножения сигналов, соединенные определенным образом.

Группа изобретений относится к устройству, системе и способу регистрации аэродинамических углов. Для реализации способа вычисляют первою и вторую скорости изменения аэродинамических углов, вычисляют отфильтрованный аэродинамический угол для возможности управления летательным аппаратом при устойчивом порыве ветра.

Изобретение относится к способу натурных испытаний безэкипажных судов. При проведении испытаний измеряют параметры движения судна с использованием установленного на судне измерительного комплекса с мультиантенной системой приема сигналов спутниковых навигационных систем и микрокомпьютера, сравнивают измеренные параметры с проектными характеристиками судна, передают полученные результаты по радиоканалу на автоматизированное рабочее место оператора для последующего их хранения, обработки и анализа.

Изобретение относится к способу управления космическим аппаратом (КА). Для управления КА в процессе его эксплуатации реализуют различные режимы изменения его параметров и бортовых систем.

Изобретение относится к способу управления посадкой малого беспилотного летательного аппарата (МБЛА) на площадку универсальной роботизированной платформы. Для осуществления способа активируют расположенную на платформе систему бинокулярного стереоскопического зрения, фокусируют ее на МБЛА, вычисляют карты глубины стереоизображения и определяют до него расстояние в реальном времени, на основании которой передают МБЛА управляющие команды по радиоканалу для корректировки его полета.

Изобретение относится к автоматизированным системам управления и может быть использовано в интересах повышения вероятности перехвата воздушной цели при наличии в районе полетов группировки ЗРК.

Настоящее изобретение в целом относится к системам удаления тепла, вырабатываемого имеющими электрическое питание подсистемами и компонентами, такими как электромеханические приводы, на борту воздушно-космических летательных аппаратов.

Система для радиочастотной связи с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), содержит компьютер или контроллер, предназначенные для поддержки дейтаграмм с полезной нагрузкой БПЛА, главный контроллер или управляющую сеть, предназначенные для приема и передачи командных, управляющих и навигационных дейтаграмм БПЛА через оборудование, установленное на мачте для сотовой телефонии.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам управления полетом малогабаритных роботизированных беспилотных летательных аппаратов. В процессе движения РБЛА оценивают состояние навигационного поля и при необходимости идентифицируют виды помехового воздействия, когда навигационное поле оказывается в наиболее опасном состоянии энергетического подавления или изменяется под воздействием активного спуфинга, то отключают коррекцию бесплатформенной инерциальной навигационной системы от навигационных данных приемника спутниковых навигационных систем и включает коррекцию от барометрического высотометра.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в двухпозиционном комплексе пассивной локации для определения дальности воздушных и надводных целей, которые облучаются зондирующими сигналами ионосферной загоризонтной РЛС.
Наверх