Реверсор тяги с системой блокировки и разблокирования под нагрузкой

Изобретение может быть использовано в блокирующих устройствах капота реверсора тяги гондолы. Блокирующее устройство для капота (1) реверсора тяги, удерживаемого гондолой (4), содержит фиксатор (16), закрепленный на капоте, и крюк (12), выполненный с возможностью зацепления с фиксатором (16). Крюк (12) соединен с одним концом упругого элемента (15), другой конец которого закреплен на гондоле (4) для упругого смещения крюка (12) в положение зацепления с фиксатором (16). Блокирующее устройство включает в себя опору (6), прикрепленную к гондоле (4) и удерживающую средство (7), (9) блокировки/разблокирования, размещенное между крюком (12) и опорой, прикрепленной к гондоле (4). Средство (7), (9) блокировки/разблокирования выполнено, с одной стороны, с возможностью перемещения крюка (12) относительно опоры, прикрепленной к гондоле (4), между положением, называемым положением блокировки, в котором крюк (12) находится в зацеплении с фиксатором (16) и оказывает на него давление, и положением, называемым положением разблокирования, в котором крюк (12) свободен от фиксатора (16) или просто контактирует с ним, и, с другой стороны, с возможностью отклонения крюка (12) для его освобождения от фиксатора (16) или зацепления с ним. Раскрыты гондола и способ разблокирования блокирующего устройства. Технический результат заключается в сокращении времени разблокирования капота. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Настоящее изобретение относится к блокирующему устройству капота реверсора тяги гондолы, применению такого блокирующего устройства в гондоле решетчатого или створчатого типа и к способу разблокирования указанного блокирующего устройства.

Капоты реверсоров тяги решетчатого (скользящие капоты) или створчатого (поворотные капоты) типа содержат цилиндры для приведения капотов в действие и блокирующие устройства, позволяюие удерживать эти капоты в закрытом положении без приложения нагрузки к приводным цилиндрам, до тех пор, пока не возникнет необходимость в использовании функции реверсирования тяги.

Традиционно, такие блокирующие устройства содержат крюк, установленный с возможностью поворота на опоре, соединенной с гондолой, в такой конфигурации, которая обеспечивает возможность взаимодействия крюка с фиксатором, закрепленном на подвижном капоте.

Открытие подвижного капота для использования, в случае необходимости, функции реверсирования тяги, должно начинаться с управления приводными цилиндрами указанного капота так, чтобы заставить его перейти в положение избыточного закрытия, в котором возможно освободить крюк от фиксатора, с последующим управлением приводными цилиндрами так, чтобы привести капоты в их рабочее положение в качестве реверсоров тяги.

Такая операция управления подвижным капотом для его приведения в положение избыточного закрытия требует наличия приводных цилиндров с избыточными размерами, а также наличия зазоров, позволяющих перемещать капот в положение избыточного закрытия.

Кроме того, приведение из закрытого положения в положение избыточного закрытия и возвращение в закрытое положение, из которого начинается само открытые, увеличивает время цикла разблокирования и, следовательно, замедляет приведение в действие функции реверсирования тяги. Такая задержка является особенно критичной в ситуациях аварийной посадки и взлета.

Техническая проблема, решаемая изобретением, состоит в том, чтобы предложить блокирующее устройство для капота реверсора тяги, применение которого является более быстрым, чем в случае известных блокирующих устройств.

Для решения указанной проблемы изобретением предложено блокирующее устройство для капота реверсора тяги, удерживаемого гондолой, содержащее: фиксатор, закрепленный на капоте, и крюк, выполненный с возможностью зацепления с фиксатором и возможностью упругого смещения в положение зацепления с фиксатором, опору, прикрепленную к гондоле и удерживающую средство блокировки/разблокирования, размещенное между крюком и указанной опорой, прикрепленной к гондоле, причем указанное средство блокировки/разблокирования выполнено, с одной стороны, с возможностью перемещения крюка относительно опоры, прикрепленной к гондоле, между положением, называемым положением блокировки, в котором крюк находится в зацеплении с фиксатором и оказывает на него давление, и положением, называемым положением разблокирования, в котором крюк свободен от фиксатора или просто контактирует с ним, и, с другой стороны, с возможностью отклонения крюка для его освобождения от фиксатора или зацепления с ним.

Таким образом, крюк освобождается от фиксатора без необходимости переводить капот в положение избыточного закрытия. Следовательно, время разблокирования капота сокращается до времени перемещения крюка, то есть времени, которое по существу соответствует времени перехода капота из закрытого положения в положение избыточного закрытия. Таким образом, блокирующее устройство согласно изобретению позволяет сэкономить время по существу равное времени возврата капота из положения избыточного закрытия в закрытое положение. Кроме того, поскольку приводные цилиндры больше не используются для разблокирования блокирующего устройства, размер приводных цилиндров может быть уменьшен.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения, средство блокировки/разблокирования установлено с возможностью поворота на опоре, прикрепленной к гондоле, при этом крюк и средство блокировки/разблокирования выполнены так, что образуют кривошипно-шатунный механизм, причем отклонение крюка выполняется кулачком, прикрепленным к средству блокировки/разблокирования. Таким образом, перемещение крюка происходит с настолько малым трением, насколько это возможно, что позволяет использовать компоненты меньших размеров.

Согласно варианту осуществления изобретения, средство

блокировки/разблокирования содержит зубчатое колесо, связанное с червячным винтом, приводимым в действие двигателем и закрепленным на указанной опоре, прикрепленной к гондоле.

Согласно другому варианту осуществления изобретения, средство блокировки/разблокирования соединено с гидравлическим цилиндром.

Предпочтительно, блокирующее устройство содержит два средства блокировки/разблокирования, каждое из которых связано с одним крюком, и приводной элемент, являющийся общим для обоих средств блокировки/разблокирования.

Таким образом, количество компонентов, необходимых для осуществления изобретения, минимизировано.

Согласно другому аспекту, изобретение относится к гондоле решетчатого или створчатого типа, содержащей блокирующее устройство согласно изобретению, связанное с по меньшей мере одной решеткой или одной створкой.

Согласно еще одному аспекту, изобретение относится к способу разблокирования блокирующего устройства согласно изобретению, в котором начиная из положения блокировки блокирующего устройства, в котором по меньшей мере один крюк находится в зацеплении с по меньшей мере одним фиксатором и давит не него с усилием, называемым замыкающим усилием, в соответствии со способом выполняют этапы, на которых: управляют смещением указанного по меньшей мере одного крюка в направлении, соответствующем уменьшению усилия, приложенного к указанному по меньшей мере одному фиксатору, а затем отклоняют указанный по меньшей мере один крюк в направлении освобождения указанного по меньшей мере одного фиксатора.

Другие признаки и преимущества изобретения станут понятны из нижеследующего описания двух неограничивающих вариантов осуществления блокирующего устройства согласно изобретению, приведенного со ссылкой на приложенные чертежи, на которых:

- на фиг. 1 схематически показано блокирующее устройство согласно первому варианту осуществления изобретения;

- на фиг. 2 схематически показан вид, аналогичный виду с фиг. 1, после перемещения крюков для уменьшения давления, оказываемого крюками на фиксаторы;

- на фиг. 3 схематически показан вид, аналогичный виду с фиг. 1, после отклонения крюков;

- на фиг. 4 схематически показан вид, аналогичный виду с фиг. 1, в конце цикла разблокирования;

- на фиг. 5 схематически показан вид, аналогичный виду с фиг. 1, второго варианта осуществления изобретения.

Показанное на фиг. 1-4 блокирующее устройство предназначено для осуществления блокировки/разблокирования капота 14 реверсора тяги. Способом, который сам по себе известен, капот 1 связан с приводным цилиндром 2, корпус 3 которого соединен с несущей конструкцией 4 гондолы, а стержень 5 шарнирно соединен с капотом 1. Способом, который сам по себе известен, на капоте закреплен фиксатор 16. Фиксатор выполнен с возможностью размещения на нем крюка.

Согласно показанному предпочтительному варианту осуществления, блокирующее устройство предназначено для одновременной блокировки/разблокирования двух капотов 1 посредством общего приводного цилиндра. Для этого блокирующее устройство содержит корпус 6, прикрепленный к несущей конструкции 4 и содержащий центральный участок, выполненный с возможностью принимать червячный винт 7, соединенный с приводным двигателем 8. Корпус 6 имеет два отсека, расположенные симметрично по отношению к червячному винту, каждый из которых содержит средство блокировки/разблокировки, имеющее колесо 9, установленное с возможностью вращения вокруг оси 10, расположенной на корпусе 6, и имеющее зубчатый участок 11, входящий в зацепление с червячным винтом 7, а также крюк 12, установленный с возможностью поворота вокруг оси 13, расположенной на соответствующем зубчатом колесе 9 и смещенной относительно этого зубчатого колеса. Таким образом, каждый крюк 12 образует, совместно с соответствующим колесом, кривошипно-шатунный механизм. На зубчатом колесе 9 жестко закреплен кулачок 14, позиционирование и функция которого будет пояснены ниже. Кроме того, каждый крюк 12 соединен с одним концом упругого элемента 15, другой конец которого закреплен на несущей конструкции 4 гондолы. Упругий элемент 15 выполнен с возможностью оказывать воздействие на крюк 12 для смещения крюка в направлении соответствующего фиксатора.

На фиг. 1 блокирующее устройство показано в положении блокирования капотов, то есть, крюки 12 находятся в зацеплении с фиксатором 16 и для каждой группы точка приложения нагрузки фиксатора 16, ось 10 поворота колеса 9 и ось 13 поворота крюка 12 расположены почти на одной линии, при этом ось 10 находится между осью 13 и свободным концом крюка 12: такая конфигурация с расположением на одной линии позволяет минимизировать и даже исключить крутящий момент на каждом зубчатом колесе 9. Длина крюков 12 и расстояние между осями 10 и 13 рассчитаны так, что крюки оказывают сильное давление на фиксатор. Начиная с этого положения, поворот колес 9 в направлении выхода из зацепления крюков, показанном на фиг. 1 жирными стрелками, приведет к выдвижению кривошипно-шатунного механизма, которое будет происходить до тех пор, пока точка приложения нагрузки на фиксатор 16, ось 10 поворота колеса 9 и ось 13 поворота крюка 12 снова не окажутся почти на одной линии, но в этот раз ось 13 будет находиться между осью 10 и свободным концом крюка 12, как показано на фиг. 2. Опора крюков 12 на фиксатор 16 вследствие этого уменьшается до состояния простого контакта. Кроме того, позиционирование кулачка 14 определяется таким образом, что в данной ситуации кромка кулачка 14, повернутая к крюку 12, опирается на сторону крюка 12, как показано на фиг. 2. Начиная из этого положения, дополнительный поворот зубчатых колес приводит к выходу крюка 12 из зацепления, как показано на фиг. 3. Таким образом, становится возможным открытие капота 1, как показано на фиг. 4. Продолжение цикла открытия происходит известным образом под управлением приводных цилиндров. В отношении фиг. 2-4 следует отметить, что для простоты различные положения капота 1 показаны только в нижней части чертежей. Разумеется, пояснения, приведенные для нижней части, относятся также и к верхней части.

Что касается блокировки капотов, то она происходит путем приведения в действие цилиндров 2 до достижения положения, в котором крюки 12 сцеплены с фиксаторами 16.

Продолжение цикла блокировки затем выполняется путем выполнения в обратном порядке действий, описанных для разблокирования.

На фиг. 5 показан второй вариант осуществления. В этом варианте осуществления, электрический двигатель и соответствующий червячный винт заменены гидравлическим цилиндром 17, имеющим стержень 18, соединенный с кривошипно-шатунным механизмом рычагами 19.

Конечно, изобретение не ограничено описанным вариантом осуществления и допускает варианты без отхода от объема изобретения, определенного формулой изобретения.

В частности, несмотря на то, что устройство согласно изобретению было описано в отношении кривошипно-шатунных механизмов, перемещение крюков 12 вместо избыточного закрытия капотов может быть выполнено с применением других механизмов, например реечных механизмов.

1. Блокирующее устройство для капота (1) реверсора тяги, удерживаемого гондолой (4), содержащее: фиксатор (16), закрепленный на капоте, и крюк (12), выполненный с возможностью зацепления с фиксатором, отличающееся тем, что крюк (12) соединен с одним концом упругого элемента (15), другой конец которого закреплен на гондоле (4) для упругого смещения (15) крюка (12) в положение зацепления с фиксатором, причем блокирующее устройство включает в себя: опору (6), прикрепленную к гондоле (4) и удерживающую средство блокировки/разблокирования (7, 9; 17, 19), размещенное между крюком и указанной опорой, прикрепленной к гондоле, причем указанное средство блокировки/разблокирования выполнено, с одной стороны, с возможностью перемещения крюка относительно опоры, прикрепленной к гондоле, между положением, называемым положением блокировки, в котором крюк находится в зацеплении с фиксатором и оказывает на него давление, и положением, называемым положением разблокирования, в котором крюк свободен от фиксатора или просто контактирует с ним, и, с другой стороны, с возможностью отклонения крюка для его освобождения от фиксатора или зацепления с ним.

2. Блокирующее устройство по п. 1, отличающееся тем, что средство блокировки/разблокирования (7, 9; 17, 19) установлено с возможностью поворота на опоре (6), прикрепленной к гондоле, при этом крюк и средство блокировки/разблокирования выполнены так, что образуют кривошипно-шатунный механизм, причем отклонение крюка выполняется кулачком (14), прикрепленным к средству блокировки/разблокирования.

3. Блокирующее устройство по п. 2, отличающееся тем, что средство блокировки/разблокирования содержит зубчатое колесо (11), связанное с червячным винтом (7), приводимым в действие двигателем (8) и закрепленным на указанной опоре, прикрепленной к гондоле.

4. Блокирующее устройство по п. 2, отличающееся тем, что средство блокировки/разблокирования соединено с гидравлическим цилиндром (17).

5. Блокирующее устройство по любому из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что содержит два средства блокировки/разблокирования (7, 9; 17, 19), каждое из которых связано с одним крюком, и приводной элемент (8; 17), являющийся общим для обоих средств блокировки/разблокирования.

6. Гондола решетчатого или створчатого типа, отличающаяся тем, что содержит блокирующее устройство по любому из предыдущих пунктов, связанное с по меньшей мере одной решеткой или одной створкой (1).

7. Способ разблокирования блокирующего устройства по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что начиная из положения блокировки блокирующего устройства, в котором по меньшей мере один крюк (12) находится в зацеплении с по меньшей мере одним фиксатором (16) и давит не него с усилием, называемым замыкающим усилием, в соответствии со способом выполняют этапы, на которых: управляют смещением указанного по меньшей мере одного крюка (12) в направлении, соответствующем уменьшению усилия, приложенного к указанному по меньшей мере одному фиксатору, а затем отклоняют указанный по меньшей мере один крюк в направлении освобождения указанного по меньшей мере одного фиксатора (16).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, к конструктивным элементам для двигателей беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Сбрасываемая вместе с частью пиропривода заглушка сопла двигателя, размещенного внутри фюзеляжа беспилотного летательного аппарата, содержит привод стопора с уплотнительными и защитными кольцами и крышку заглушки.

Настоящее изобретение относится к решетчатому реверсору тяги для гондолы турбореактивного двигателя, а также к гондоле турбореактивного двигателя, снабженной таким реверсором тяги.

Изобретение относится к устройствам реверсирования тяги летательных аппаратов. Силовая установка летательного аппарата содержит решетку (304) устройства реверсирования тяги.

Изобретение относится к области авиации, к конструкции авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов, а именно к приводам реверсивного устройства (далее РУ).

Изобретение относится к области авиации, в частности к соплам сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) с устройствами для снижения шума струи воздушно-реактивного двигателя.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции поворотных осесимметричных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). В поворотном осесимметричном сопле турбореактивного двигателя, содержащем неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, с образованием между экранами и корпусами каналов для прохождения охлаждающего воздуха, причем сферический экран выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на наружной поверхности каждой секции сферического экрана, в двух поясах, попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу, согласно настоящему изобретению на наружной поверхности каждой секции сферического экрана между поясами с подвесками жестко закреплен по меньшей мере один радиальный опорный элемент, рабочая поверхность которого выполнена сопряженной с внутренней поверхностью подвижного корпуса.

Сбрасываемая заглушка сопла воздушно-реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата содержит газогенератор, стопор, узлы для отделения, трубопроводы и тормозные аэродинамические щитки.

Изобретение относится к устройству для приведения в действие реверсора тяги и к способу применения этого устройства для приведения в действие. Изобретение позволяет исключить риск воздействия при высокой скорости на ограничители выдвижения, обеспечивая при этом прохождение пути передачи нагрузки в закрытом положении через основные фиксаторы, а не через привод.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел двухконтурных турбореактивных двигателей. Система сопел для рабочих газов двухконтурного турбореактивного двигателя без смешения потоков контуров содержит два холодных канала, изменяющих свое поперечное сечение от полукольца за вентилятором двигателя к прямоугольнику на выходе и один горячий канал круглого поперечного сечения, расположенный между холодными каналами.

Изобретение относится к выходным устройствам газотурбинных двигателей авиационного применения, предназначенным для отклонения вектора тяги турбореактивного двигателя летательного аппарата, используемого в полете совместно с управляющими поверхностями летательного аппарата.

Настоящее изобретение относится к решетчатому реверсору тяги для гондолы турбореактивного двигателя, а также к гондоле турбореактивного двигателя, снабженной таким реверсором тяги.
Наверх