Самолет-амфибия повышенной грузоподъемности



Самолет-амфибия повышенной грузоподъемности
Самолет-амфибия повышенной грузоподъемности
Самолет-амфибия повышенной грузоподъемности

Владельцы патента RU 2739451:

Галимов Ринат Минахметович (RU)
Селезнев Сергей Викторович (RU)
Щелочков Матвей Анатольевич (RU)

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Самолет-амфибия повышенной грузоподъемности состоит из планера и силовых установок. Планер включает фюзеляж, выполненный в виде лодки-монокок с хвостовой балкой и хвостовым оперением, крыло, выполненное свободнонесущим и трапециевидным в плане с профилем выпукло-вогнутой формы, снабженное закрылками и элеронами. Под консолями крыла расположены поддерживающие поплавки. Над фюзеляжем расположен верхний остекленный люк. По бокам фюзеляжа расположены ниши для размещения двух основных шасси, которые убираются методом подъема и прижатия к боковым частям фюзеляжа. В задней части хвостовой балки расположена ниша для третьего шасси. Хвостовая балка выполнена с плоской верхней поверхностью и имеет двухкилевое V-образное хвостовое оперение с размещением стабилизатора и руля высоты на вершине килей. Планер является цельнокомпозитным и снабжен передними площадками - брызгоотбойниками, расположенными на носовой части фюзеляжа. Крыло снабжено механизацией - щелевыми закрылками и состоит из трех частей - центроплана и двух консолей. На верхней части центроплана расположены пилоны с установленными на них силовыми установками. Кабина пилота вынесена вперед за плоскости вращения винтов и снабжена боковыми дверцами для входа и выхода экипажа. Фюзеляж включает рабочее место экипажа, передний технический отсек, пассажирский салон и грузовой отсек с погрузочной рампой для загрузки малой самоходной техники. Хвостовая балка выполнена с прямой широкой плоской верхней поверхностью с разнесенным вертикальным оперением. На верхней плоской поверхности хвостовой балки выполнен сдвигающийся люк-трап. Изобретение направлено на возможность производить загрузку и выгрузку крупногабаритных и длинномерных грузов. 3 ил.

 

Изобретение относится к области воздухоплавания, а именно, к летательным аппаратам тяжелее воздуха, и может быть использовано в качестве грузопассажирского средства, с возможностью загрузки своим ходом малогабаритных транспортных средств (снегоход, квадрацикл и пр.).

Предназначен для взлета как с твердой поверхности, так и с поверхности воды, предпочтительно при перевозке грузов и пассажиров в районах со слаборазвитой дорожной сетью, но с развитой водной акваторией, а также для патрулирования, спасательных работ, разведывания ледовой обстановки, мониторинга пожаров и т.д.

Известен самолет-амфибия - LA-8RS (патент RU №169994, В64С 35/00, 02.02.2017), содержащий фюзеляж в виде лодки с обводами, позволяющими разместить убираемые шасси без изменений габаритов кабины самолета, причем фюзеляж выполнен единым агрегатом с килем вертикального оперения и снабжен тремя дверьми (люками): главным входным люком, расположенным на верхней части фюзеляжа и обеспечивающим посадку и высадку пассажиров или погрузку и разгрузку как на плаву, так и на земле, и двумя аварийно-сбрасываемыми боковыми герметичными люками, хвостовой балкой с килем и хвостовым оперением, крыло, выполненное неразъемным со сплошным лонжероном и шарнирным креплением к фюзеляжу, силовую установку из двух или более двигателей с тянущими воздушными винтами, укрепленную на крыле, убираемое трехстоечное шасси с передней опорой, поплавки поперечной остойчивости, расположенные под крылом, часть которого выполнена герметизированной и служит топливными баками и снабжено двухсекционными закрылками с одинаковыми углами отклонения внешних и внутренних секций закрылков и элеронами, а законцовки крыла выполнены герметичными, при этом хвостовое оперение выполнено крестообразным, а к килю крепится стабилизатор с рулем высоты и триммерами.

Недостатком данного самолета-амфибии следует признать несовершенные аэродинамические обводы фюзеляжа, что влечет за собой увеличение лобового сопротивления самолета-амфибии.

Известен самолет-амфибия Dornier CD-2 Seastar (Канада) (https://www.bjonline.com/aircraft/dornier-seaplane-company-seastar-cd2), который является самым большим цельнокомпозитным амфибийным самолетом, не подвержен коррозии, что дает возможность эксплуатировать его как в соленой, так и в пресной воде. Самолет Dornier CD-2 Seastar оснащен двумя турбовинтовыми двигателями РТ-6 и обладает крейсерской скоростью 330 км/ч и дальностью полета 1300 км. Dornier CD-2 Seastar позволяет безопасно совершать посадки на воду при высоте волны до 1 метра. Данный самолет обладает лучшими летно-техническими характеристиками в своем классе, он надежен и многофункционален. Dornier CD-2 Seastar сертифицирован по стандартам FAA и EASA.

Основным недостатком данного самолета-амфибии является парасольная схема крепления крыла, что значительно ухудшает аэродинамическое качество планера и увеличивает коэффициент лобового сопротивления (Сх). А так же маленький входной люк, находящийся с боку фюзеляжа, что затрудняет погрузку и выгрузку грузов.

Известен самолет-амфибия (патент RU №173780, В64С 35/00, 11.09.2017), выбранный авторами в качестве прототипа, содержащий фюзеляж, выполненный в форме лодки - монокок, в котором расположена кабина, объединяющая рабочее место экипажа и грузопассажирский салон.

Крыло выполнено свободнонесущим в виде единой конструкции, с профилем выпукло-вогнутой формы, трапециевидное в плане и снабжено закрылками и элеронами. Под консолями крыла расположены поддерживающие поплавки. Над крылом на пилонах в капотах обтекаемой формы расположены двигатели. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку с двумя килями расположенными V-образно, на вершинах которых размещено горизонтальное оперение, состоящее из стабилизатора, руля высоты и триммера. Две основные опоры шасси убираются в ниши методом подъема и прижатия к боковым частям фюзеляжа. В задней части хвостовой балки расположена ниша для размещения хвостовой опоры шасси. На задней части фюзеляжа выполнен входной люк, являющийся основным средством входа и выхода в кабину, находящуюся во внутреннем пространстве фюзеляжа для экипажа, пассажиров и грузов. Над рабочим местом экипажа в верхней части фюзеляжа расположен верхний остеклененный люк. Фронтальная и боковая поверхность кабины фюзеляжа выполнена также остеклененной.

Недостатки - низкая грузоподъемность, самолет другой весовой категории, в связи с небольшим грузопассажирским люком невозможна загрузка крупногабаритных и длинномерных грузов. Наличие крыла единой конструкции усложняет регламентные работы по системам управления и осложняет демонтаж и монтаж силовых установок.

Задача изобретения - создание самолета-амфибии повышенной грузоподъемности с универсальными условиями эксплуатации.

Технический результат - повышение грузоподъемности без снижения надежности и экономичности при эксплуатации; возможность производить загрузку и выгрузку крупногабаритных грузов; возможность погрузки-выгрузки малых транспортных средств своим ходом; удобство входа и выхода пассажиров; возможность садится как на водную поверхность, так и на прибрежные полосы.

Поставленный технический результат достигается тем, что самолет-амфибия повышенной грузоподъемности состоит из планера, включающего фюзеляж, выполненный в виде лодки-монокок с хвостовой балкой и хвостовым оперением, крыло, выполненное свободнонесущим и трапециевидным в плане с профилем выпукло-вогнутой формы, снабженное закрылками и элеронами, под консолями крыла расположены поддерживающие поплавки, над фюзеляжем расположен верхний остеклененный люк, по бокам фюзеляжа расположены ниши для размещения двух основных шасси, которые убираются методом подъема и прижатия к боковым частям фюзеляжа, а в задней части хвостовой балки расположена ниша для третьей шасси, при этом хвостовая балка выполнена с плоской верхней поверхностью и имеет двухкилевое V-образное хвостовое оперение с размещением стабилизатора и руля высоты на вершине килей, а также силовых установок. Планер самолета-амфибии является цельнокомпозитным и дополнительно снабжен передними площадками - брызгоотбойниками, расположенными на носовой части фюзеляжа, крыло снабжено механизацией - щелевыми закрылками служащими для обеспечения меньшей посадочной скорости и состоит из трех частей - центроплана и двух консолей, при этом на верхней части центроплана расположены пилоны с установленными на них силовыми установками. Кабина пилота вынесена вперед за плоскости вращения винтов и снабжена боковыми дверцами для входа и выхода экипажа. Фюзеляж самолета включает в себя рабочее место экипажа, передний технический отсек, пассажирский салон и грузовой отсек с погрузочной рампой для загрузки малой самоходной техники и прочего груза. Хвостовая балка выполнена прямой с широкой плоской верхней поверхностью с разнесенным вертикальным оперением, причем на верхней плоской поверхности хвостовой балки выполнен сдвигающийся люк-трап для погрузочно-разгрузочных работ и посадки пассажиров.

Отличительной особенностью самолета-амфибии повышенной грузоподъемности является то, что планер самолета полностью выполнен из композитного материала, что повышает ремонтопригодность и позволяет исключить коррозию при эксплуатации в активной среде и улучшить его аэродинамические качества. До настоящего времени в России для производства самолетов такой размерности композитные материалы не применялись. В качестве композитного материала может быть использованы стеклотканные и углеродистые ткани, а также использование специальных эпоксидных смол, которые не подвержены влиянию ультрафиолета. Что обеспечивает внеангарное хранение самолета-амфибии.

Аэродинамические обводы фюзеляжа, достигающего 15 метров в длину, обеспечивают ламинарное обтекание воздушного потока, что снижает лобовое сопротивление. Гидродинамические обводы нижней части фюзеляжа обеспечивают безопасную, без тенденций к барсу, эксплуатацию на водной поверхности на всех расчетных режимах и исключают попадание водных струй на лобовое стекло, на лопасти несущего винта, крыло и хвостовое оперение. Обводы фюзеляжа также создают достаточный внутренний полезный объем.

Хвостовая балка данного самолета-амфибии повышенной грузоподъемности снабжена выдвижным трапом, который обеспечивает погрузку и выгрузку малогабаритных транспортных средств своим ходом.

Предложенная конструкция крыла, имеющая полный размах 20 метров, представляет собой разъемную конструкцию, состоящую из трех элементов -из центроплана и двух консолей, что улучшает техническое обслуживание систем управления находящихся в крыле и монтаж демонтаж силовых установок самолета. Крыло оснащено развитой механизацией в виде закрылков и элеронов. Эффективный профиль консоли крыла выпукло-вогнутой формы, наличие развитой механизации в виде закрылков, отсутствие подкосов крыла, размещение двигателей на пилонах над крылом в совокупности снижает лобовое сопротивление и увеличивает подъемную силу крыла.

Предложенная конструкция самолета-амфибии повышенной грузоподъемности поясняется графическим материалом, где на Фиг. 1 - вид сбоку, на Фиг. 2 - вид сверху и на Фиг. 3 - вид спереди, при этом использованы следующие обозначения: фюзеляж 1, центроплан 2, консоли крыла 3, закрылки 4, элероны 5, хвостовая балка с килями и горизонтальным оперением 6, основные опоры шасси 7, ниши для основных опор 8, хвостовая опора шасси 9, ниша для хвостовой опоры 10, поддерживающие поплавки 11, силовые установки 12, пилоны двигателей 13; горизонтальное оперение 14, стабилизатор 15, руля высоты 16, триммера руля высоты 17; входной люк 18, выдвижной погрузо-разгрузочный трап 19, верхний остекленный люк 20, входная площадка - брызгоотбойник 21, законцовки крыла 22, входная дверь 23, рули направления 24; кабина пилотов снабжена двумя лобовыми стеклами 25 и двумя боковыми 26.

В базовом варианте реализации предложенная конструкция самолета-амфибии повышенной грузоподъемности содержит фюзеляж 1, имеющий форму лодки - монокок выполненной из композитного материала, в котором расположена кабина, объединяющая рабочее место экипажа и грузопассажирский салон, разделенная силовым шпангоутом, по бокам фюзеляжа расположены ниши 8 для размещения основного шасси в убранном положении. Крыло также выполнено из композитного материала и состоит из трех составных частей, центроплан 2 и две присоединяющиеся к нему консоли крыла 3. Профиль каждой консоли крыла имеет выпукло-вогнутую форму, трапециевидное в плане и снабжено закрылками 4 и элеронами 5. Под консолями крыла 3 расположены поддерживающие поплавки 11. На верхней части центроплана 2 расположены пилоны 13, на которые крепятся силовые установки 12 в капотах обтекаемой формы, которые расположены таким образом, что плоскости вращения винтов находятся за кабиной пилотов в специальной безопасной зоне. Фюзеляж 1 плавно переходит в хвостовую балку 6 с двумя килями расположенными V-образно, на вершинах которых размещено горизонтальное оперение 14, состоящее из стабилизатора 15, руля высоты 16 и триммера руля высоты 17. Две основные опоры шасси 7 убираются методом подъема и прижатия к боковым частям фюзеляжа 1 в ниши 8. В хвостовой балке 6 расположена ниша 10 для размещения хвостовой опоры шасси 9. На задней части фюзеляжа 1 выполнен входной люк 18, являющийся основным средством входа и выхода пассажиров и загрузки-выгрузки грузов. В носовой части фюзеляжа с обеих сторон предусмотрены две двери 23 для входа-выхода членов экипажа. На передних боковых частях фюзеляжа распложены площадки брызгоотбойники 21 служащие одновременно ступенями для входа-выхода экипажа. Над рабочим местом экипажа в верхней части фюзеляжа 1 расположен верхний остеклененный люк 20. Фронтальная и боковая поверхность кабины пилота также выполнена остеклененной. Остекление кабины состоит из двух лобовых стекол 25 и двух боковых 26. Конструкция хвостовой балки 6 выполнена одинарной с плоской верхней поверхностью обеспечивающей функциональную эксплуатацию как на воде так и на твердой поверхности - она снабжена открывающимся вверх люком 18 и выдвижным погрузо-разгрузочным трапом 19, что дает возможность использовать ее для посадки и высадки пассажиров, а так же загрузке и выгрузке грузов, в том числе малого самоходного транспорта своим ходом.

Данная конструкция самолета-амфибии обеспечивает повышенную грузоподъемность без снижения надежности и экономичности при эксплуатации, возможность производить загрузку и выгрузку крупногабаритных и длинномерных грузов, обеспечивает удобство входа и выхода пассажиров, а также обеспечивает безопасную эксплуатацию как с водной поверхности, так и с асфальто-бетонных площадок и прибрежных полос.

Повышенная надежность эксплуатации заявленной конструкции самолета-амфибии повышенной грузоподъемности обеспечивается простотой пилотирования и безопасной эксплуатацией на всех расчетных режимах.

Самолет-амфибия повышенной грузоподъемности, состоящий из планера, включающего фюзеляж, выполненный в виде лодки-монокок с хвостовой балкой и хвостовым оперением, крыло, выполненное свободнонесущим и трапециевидным в плане с профилем выпукло-вогнутой формы, снабженное закрылками и элеронами, под консолями крыла расположены поддерживающие поплавки, над фюзеляжем расположен верхний остекленный люк, по бокам фюзеляжа расположены ниши для размещения двух основных шасси, которые убираются методом подъема и прижатия к боковым частям фюзеляжа, а в задней части хвостовой балки расположена ниша для третьего шасси, при этом хвостовая балка выполнена с плоской верхней поверхностью и имеет двухкилевое V-образное хвостовое оперение с размещением стабилизатора и руля высоты на вершине килей, а также силовых установок, отличающийся тем, что планер самолета-амфибии является цельнокомпозитным и дополнительно снабжен передними площадками - брызгоотбойниками, расположенными на носовой части фюзеляжа, крыло снабжено механизацией - щелевыми закрылками, служащими для обеспечения меньшей посадочной скорости, и состоит из трех частей - центроплана и двух консолей, при этом на верхней части центроплана расположены пилоны с установленными на них силовыми установками; кабина пилота вынесена вперед за плоскости вращения винтов и снабжена боковыми дверцами для входа и выхода экипажа; фюзеляж самолета-амфибии включает в себя рабочее место экипажа, передний технический отсек, пассажирский салон и грузовой отсек с погрузочной рампой для загрузки малой самоходной техники; хвостовая балка выполнена с прямой широкой плоской верхней поверхностью с разнесенным вертикальным оперением, причем на верхней плоской поверхности хвостовой балки выполнен сдвигающийся люк-трап для погрузочно-разгрузочных работ и посадки пассажиров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к съемному оборудованию в виде навесных и подвесных контейнеров (гондолы), предназначенных для размещения блоков оборудования, и может применяться на различных летательных аппаратах, вертолетах.

Продольное фиксирующее устройство (100) для груза в летательном аппарате, снабженное фиксирующим блоком (9), который прикреплен под полом летательного аппарата, содержит фиксирующую защелку (11), связанную с грузом и соединенную со штанговым механизмом, расположенным внутри фиксирующего блока (9).

Авиационный подвесной контейнер содержит обтекатели, стрингеры, шпангоуты, узлы подвески, водило, по меньшей мере, две пары убирающихся шасси с ленточными лебедками, последовательно соединенный контактный датчик, установленный на узле подвески, и блок управления, пульт управления, блок управления, N механизмов натяжения с узлами крепления на колесе каждой пары шасси, N датчиков силы натяжения.

Изобретение относится к области техники, в частности к способам крепления габаритных грузов, транспортных средств при их транспортировке морским и железнодорожным транспортом, и может найти применение в военно-транспортной авиации.

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. Универсальный бортовой подъемник для пассажиров с ограниченными возможностями содержит наклонно устанавливаемую в рабочее положение несущую раму (2), состоящую из направляющих рельсов, поперечин и стопорных устройств.

Узел самовыравнивающейся убираемой стойки стабилизации, который взаимодействует с землей при эксплуатации транспортного средства, например транспортного летательного аппарата во время операций погрузки/разгрузки.

Изобретение относится к устройствам для погрузки-выгрузки грузов в грузовой отсек летательных аппаратов. Погрузочное устройство содержит эстакаду (1), корпус которой выполнен из нескольких типовых секций, установленных параллельно друг другу и состыкованных между собой.

Изобретение относится к авиации. Замок для доставляемого воздухом груза, размещенного на борту летательного аппарата, содержит корпус (4), удерживающее устройство (10) с зацепляющим концом (12), удерживающим груз, и концом (38), реагирующим на прикладываемое усилие, коленчатый рычаг (22) с шарниром (28), предназначенным для установки рычага (22) с возможностью поворота, упругодеформируемый узел (36) приложения сил и запирающий узел (46).

Изобретение относится к антропоморфному манипулятору, используемому в качестве механизма захвата на беспилотном летательном аппарате БПЛА. Манипулятор содержит блок управления, первый П-образный кронштейн, на котором закреплен первый сервопривод, на валу которого первым концом установлен Х-образный кронштейн, на втором конце которого закреплен второй сервопривод, на валу которого установлены плечо манипулятора, локтевой сустав, предплечье, кистевой сустав, запястье и кисть.

Изобретение относится к узлам отсеков хранения внутри транспортных средств и направлено на осуществление возможности хранения большего количества ручной клади в отсеке хранения.

Изобретение относится к области авиации. Способ осуществления короткого либо вертикального взлета, короткой либо вертикальной посадки самолета включает фюзеляж сигарообразной формы, четыре либо более винтомоторных (ВМД), либо турбовинтовентиляторных (ТВВД), либо турбовинтовых (ТВД), либо турбореактивных со степенью контурности более 2 (ТРДД) подъемно-маршевых двигателя, располагаемых на горизонтальных несущих консолях фюзеляжа, один либо более ВМД, либо ТВВД, либо ТВД, либо ТРДД маршевый двигатель, интегрированную систему управления, две пары несущих консолей крыльев с элементами механизации, располагаемых в разных уровнях в носовой и в хвостовой части фюзеляжа.
Наверх