Заглушка плоская поворотная
Изобретение относится к области строительства и эксплуатации трубопроводных систем. Заглушка плоская поворотная состоит из двух полукорпусов. На каждом полукорпусе с противоположной от перемычки стороны расположен кронштейн, жестко закрепленный на полукорпусе, с резьбовыми отверстиями, через которые крепится опорный узел. Корпус опорного узла состоит из стенки и крышки. Стенка выполнена из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки. Крышка корпуса выполнена плоской и параллельна плоскости вращения заглушки, в которой выполнены отверстия, крышка расположена по верхней кромке стенки и выступает в сторону расположения оси вращения заглушки. При этом в стенке в плоскости поворота заглушки горизонтально расположены оси, одним концом жестко закрепленые в стенке корпуса. На другом конце установлены подшипники, на внешнем кольце которых установлен корпус колеса, имеющий выпуклую внешнюю поверхность качения. Крепление корпуса к кронштейну выполняется с помощью болтов через отверстия в крышке корпуса и резьбовых отверстий в кронштейне. Техническим результатом данного изобретения является уменьшение трудоемкости использования плоских поворотных заглушек. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области строительства и эксплуатации трубопроводных систем и может быть использовано для испытания и ремонта трубопроводов.
Известна конструкция заглушки по АТК 26-18-5-93, которая состоит из двух полукорпусов соединенных между собой перемычкой, причем один полукорпус имеет проходное отверстие, равное проходному сечению магистрального фланца, а второй полукорпус имеет цельное поле, закрывающее проточный канал, при этом поворот заглушки осуществляется вручную поворотом корпуса вокруг перемычки. Недостатком данной конструкции является трудоемкость поворота заглушек большого диаметра из-за большого веса заглушки.
Задачей данного изобретения является уменьшение трудоемкости использования плоских поворотных заглушек, имеющих горизонтальное, или близкое к горизонтальному, пространственное положение. Техническим результатом данного изобретения является уменьшение трудоемкости использования плоских поворотных заглушек, имеющих горизонтальное, или близкое к горизонтальному, пространственное положение.
Для этого на заглушке, состоящей из двух полукорпусов и соединенных между собой перемычкой, отличающейся тем, что на каждом полукорпусе, с противоположной от перемычки стороне, расположен кронштейн, жестко закрепленный на полукорпусе, с резьбовыми отверстиями, через которые крепится опорный узел, корпус которого состоит из стенки и крышки; стенка выполнена из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки, крышка корпуса выполнена плоской и параллельна плоскости вращения заглушки, в которой выполнены отверстия, крышка расположена по верхней кромки стенки и выступает в сторону расположения оси вращения заглушки; при этом в стенке, в плоскости поворота заглушки, горизонтально расположены оси, одним концом жестко закреплены в стенке корпуса, на другом конце установлены подшипники, на внешнем кольце которых установлен корпус колеса, имеющий выпуклую внешнюю поверхность качения; крепление корпуса к кронштейну выполняется с помощью болтов через отверстия в крышке корпуса и резьбовых отверстий в кронштейне, при этом крышка корпуса располагается над кронштейном и между ними имеется зазор, причем корпус допускается выполнять с двумя стенками, выполненными из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки, при этом оси жестко закреплены с двух концов в стенках корпуса, а подшипник с корпусом колеса располагается между ними.
На рисунке 1 показан общий вид заглушки, на рисунке 2 - разрез А-А для конструкции с одной стенкой, на рисунке 3 - разрез А-А для конструкции с двумя стенками.
На каждом полукорпусе (1), с противоположной от перемычки стороне (2), расположен кронштейн (3), жестко закрепленный на полукорпусе (1), с резьбовыми отверстиями, через которые крепится опорный узел, корпус которого состоит из стенки (4) и крышки (5); стенка (4) выполнена из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки, крышка (5) корпуса выполнена плоской и параллельна плоскости вращения заглушки, в которой выполнены отверстия, крышка (5) расположена по верхней кромки стенки (4) и выступает в сторону расположения оси вращения заглушки; при этом в стенке (4), в плоскости поворота заглушки, горизонтально расположены оси (6), одним концом жестко закреплены в стенке (4) корпуса, на другом конце установлены подшипники (7), на внешнем кольце которых установлен корпус колеса (8), имеющий выпуклую внешнюю поверхность качения; крепление корпуса к кронштейну (3) выполняется с помощью болтов (9) через отверстия в крышке корпуса и резьбовые отверстия в кронштейне, при этом крышка корпуса располагается над кронштейном и между ними имеется зазор, причем корпус допускается выполнять с двумя стенками, (4) выполненными из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки, при этом оси (6) жестко закреплены с двух концов в стенках (4) корпуса, а подшипник (7) с корпусом колеса (8) располагается между ними.
Заглушка плоская поворотная работает следующим образом.
После разъединения фланцевого соединения, в месте установки заглушки, на расстояние, достаточное для поворота заглушки, производится разуплотнение заглушки путем закручивания болтов (9) на всех опорных узлах, таким образом заглушка приподнимается вдоль оси вращения заглушки на некоторое расстояние, достаточное для выхода уплотняющего выступа заглушки из уплотнительной впадины фланца.
После чего оператор вручную поворачивает заглушку вокруг оси вращения заглушки, находящейся в центре перемычки (2). В качестве оси вращения может выступать шпилька, соединяющая фланцы или отжимной болт. Колеса (8), расположенные по дуге, совпадающей с траекторией вращения заглушки, принимают на себя вес заглушки и исключают скольжение заглушки по уплотнительным поверхностям фланцевого соединения, уменьшают силы сопротивления повороту заглушки. При наличии сильной неровности на поверхности качения или наличия настила, такого как решетчатый или просечно-вытяжной, по траектории качения опорного узла укладывается металлическая полоса, жестко закрепленная на опорной поверхности.
После поворота заглушки на 180 градусов болты (9) раскручиваются для опускания заглушки вниз и ее посадки в уплотнительную поверхность фланца. Затем фланцевое соединение соединяется и стягивается, дожим заглушки осуществляется за счет веса верхнего фланца и стягивания фланцевого соединения.
Таким образом, благодаря наличию колес с возможностью регулировки высоты расположения заглушки относительно опорной поверхности, уменьшается трудоемкость обслуживания заглушки поворотной.
Библиография
1. АТК 26-18-5-93. Заглушки поворотные стальные для фланцев арматуры.
1. Заглушка плоская поворотная, содержащая два полукорпуса, соединенных между собой перемычкой, отличающаяся тем, что на каждом полукорпусе с противоположной от перемычки стороны расположен кронштейн, жестко закрепленный на полукорпусе, с резьбовыми отведениями, через которые крепится опорный узел, корпус которого состоит из стенки и крышки, стенка выполнена из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки, крышка корпуса выполнена плоской и параллельна плоскости вращения заглушки, в которой выполнены отверстия, крышка расположена по верхней кромке стенки и выступает в сторону расположения оси вращения заглушки, при этом в стенке в плоскости поворота заглушки горизонтально расположены оси, одним концом жестко закреплённые в стенке корпуса, на другом конце установлены подшипники, на внешнем кольце которых установлен корпус колеса, имеющий выпуклую внешнюю поверхность качения, крепление корпуса к кронштейну выполняется с помощью болтов через отверстия в крышке корпуса и резьбовых отверстий в кронштейне, при этом крышка корпуса расположена над кронштейном и между ними имеется зазор.
2. Заглушка плоская поворотная по п. 1, отличающаяся тем, что корпус дополнительно имеет еще одну стенку, выполненную из полосы, наибольший размер поперечного сечения которой расположен перпендикулярно плоскости вращения заглушки, гнутой вокруг оси вращения заглушки, при этом оси жестко закреплены с двух концов в стенках корпуса, а подшипник с корпусом колеса располагается между ними.