Способ контроля соосности валов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве. Способ заключается в определении показаний измерителя в двух диаметрально противоположных горизонтальных положениях и в вертикальном верхнем положении, измерениями определяют удвоенную величину горизонтальной несоосности, а вертикальную несоосность определяют в соотношении от диаметра вала, в контакте с которым установлен измеритель, измеренной горизонтальной несоосности и разности показаний измерителя в вертикальном положении и наибольшим из его показаний в горизонтальном положении. Технический результат данного изобретения - упрощение процесса контроля и регулирования соосности и расширение области использования. 1 ил.

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат.

Известен способ измерения несоосности валов, заключающийся в том, что устанавливают на одном из валов посредством штанги, стойки и зажимов подпружиненный Т-образный наконечник с возможностью контакта с другим валом, при этом Т-образный наконечник снабжен измерителем, например реохордом, где измеряют величину смещения вала в горизонтальной плоскости, которая соответствует горизонтальной несоосности, а при поворачивании зажима на валу измеряют вертикальную и экстремальную несоосность (см. патент на изобретение RU 2275588 С2, МПК G01B 5/25/ Способ измерения несоосности валов. / Бирюков И.М., Бутрамаева И.И., Рудченко К.К. и др. 27.04.2006. Бюл. №12).

В известном способе сверху измеряют горизонтальную, а справа или слева -вертикальную несоосность, как расстояние между соответствующими точками перегиба.

Недостатком известного способа является сложность процесса измерения и регулирования несоосности, поскольку при измерении горизонтальной и вертикальной несоосности требуется перестановка устройства с одного вала на другой. Т.е. измеряется горизонтальная несоосность второго вала относительно первого, а вертикальная несоосность - первого относительно второго. Поэтому при регулировании несоосности необходимо смещение обоих валов соединяемых агрегатов: одного в горизонтальной, а другого в вертикальной плоскости.

Известен способ контроля соосности валов машин, заключающийся в измерении радиального и осевого биения конструктивных элементов первой машины относительно конструктивных элементов второй машины, при этом одна из которых имеет крепительный фланец, измерительный узел устанавливают на валу первой машины и измеряют его радиальное биение относительно цилиндрической поверхности заточки крепительного фланца, а осевое - относительно его торца (см. авторское свидетельство СССР №1613843 А1, МПК G01B 5/24, 5/25. Способ контроля соосности валов машин / Шафранский В.А. 15.12.90. Бюл. №46).

Недостатком известного способа является ограниченность области его применения, поскольку для его осуществления требуется возможность подвода измерителя к измерительным поверхностям при любом пространственном положении измерительных поверхностей. Это условие часто не выполняется, так как доступной является только верхняя часть пространства над сопрягаемыми концами валов.

Техническим результатом изобретения является упрощение процесса контроля и регулирования соосности и расширение области использования.

Технический результат достигается тем, что в известном способе контроля соосности валов с помощью измерителя линейных перемещений, например индикатора, установленного на одном валу в контакте с другим валом, определяют показания измерителя в двух диаметрально противоположных горизонтальных положениях и в вертикальном верхнем положении, измерениями определяют удвоенную величину горизонтальной несоосности, а вертикальную несоосность определяют по формуле:

где

D - диаметр вала, в контакте с которым установлен измеритель,

Δг - абсолютная величина горизонтальной несоосности,

δ - разность показаний измерителя в вертикальном положении и наибольшим из его показаний в горизонтальном положении.

На фиг. 1 изображена проекция вала агрегата, в контакте с которым установлен измеритель (сам агрегат на фиг. 1 не показан).

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Измеряют диаметр вала, в контакте с которым установлен измеритель. Определяют показания измерителя в трех соответствующих часовым значениям положениях: 3:00, 12:00 и 9:00. Поделив разность показаний измерителя в положениях 9:00 и 3:00 на два, определяют горизонтальную несоосность. При этом возможен вариант, когда в положении, например, 3:00 показания измерителя обнуляются. Тогда определяются его показания только в положениях 12:00 и 9:00, а горизонтальная несоосность равна половине его показания в положении 9:00. Далее определяют разность показаний измерителя в положении 12:00 и наибольшим из его показаний в положениях 3:00 и 9:00. По формуле (2) определяют величину d. Затем по формуле (1) вычисляют вертикальную несоосность Δв. Причем формула (1) позволяет определить не только величину, но и знак несоосности Δв.

Например, вал имеет диаметр 40 мм. В положении 3:00 измеритель обнулен. В положении 12:00 его показания составляют -1 мм, а в положении 9:00 - -6 мм. Тогда горизонтальная несоосность Δг=(-6)/2=-3 мм (ее абсолютная величина 3 мм), разность показаний измерителя в вертикальном положении и наибольшим из его показаний в горизонтальном положении, т.е. в положении 3:00, составит -1 мм, что соответствует показанию измерителя в положении 12:00.

По формуле (2) определяем

Затем по формуле (1) вычисляем вертикальную несоосность

Знак минус говорит о том, что вал, на котором установлен измеритель располагается выше второго вала.

Смещая второй вал, регулируем несоосность.

Таким образом, предлагаемый способ контроля соосности валов проще известного по патенту на изобретение RU 2275588, так как не требует при измерении горизонтальной и вертикальной несоосности переустановки устройства с одного вала на другой. Регулирование несоосности при этом также упрощается и осуществляется смещением лишь одного из валов, а не обоих как в известном способе.

По сравнению с известным способом по а.с. СССР №1613843 расширяется область использования способа, поскольку при измерении несоосности измеритель располагается лишь в верхней наиболее доступной при монтаже агрегатов части пространства.

Способ контроля соосности валов с помощью измерителя линейных перемещений, установленного на одном валу в контакте с другим валом, отличающийся тем, что определяют показания измерителя в двух диаметрально противоположных горизонтальных положениях и в вертикальном верхнем положении, измерениями определяют удвоенную величину горизонтальной несоосности, а вертикальную несоосность определяют по формуле:

где

D - диаметр вала, в контакте с которым установлен измеритель,

Δг - абсолютная величина горизонтальной несоосности,

δ - разность показаний измерителя в вертикальном положении и наибольшим из его показаний в горизонтальном положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам. Способ включает в себя расположение передних колес на первом и втором барабанах.
Изобретение относится к методам измерения и регулирования несоосности вручную или автоматически известными методами, в которых получают удвоенную величину несоосности.
Способ измерения и регулирования несоосности относится к методам измерения удвоенной величины несоосности известными способами, например путем измерения показаний с помощью измерителя в положении 12:00, а затем в положении 6:00.

Компонент ротора для узла ротора машины, приводимой в действие энергией текучей среды, выполнен из материала, подверженного коррозии и/или окислению, и расположен концентрично оси вращения узла ротора.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для проведения измерительного контроля соосности среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях.

Изобретение относится к методам измерения и регулирования несоосности вручную или автоматически известными методами. Сущность способа заключается в том, что проводят измерение несоосности, затем осуществляют повторное измерение несоосности, при этом устанавливают измерители параллельно, причем диапазон измерения каждого следующего измерителя равен максимальной ошибке предыдущего.

Изобретение может быть использовано при финишной обработке и контроле параметров крупногабаритных зеркал телескопов. Способ осуществляют путем съема контактным линейным трехточечным сферометром геометрических характеристик поверхности по ее краю по нескольким диаметральным сечениям.

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности.
Наверх