Композиция для устройства функциональных слоев земляного полотна

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для создания функциональных слоев земляного полотна путем комплексного укрепления местных грунтов при строительстве автомобильных и железных дорог. Изобретение направлено на повышение физико-механических характеристик композиции для устройства функциональных слоев земляного полотна за счет применения комплексного вяжущего, полученного совместным помолом портландцементного клинкера и добавок различного функционального назначения и качественного введения полимерной составляющей в его состав. Композиция для устройства функциональных слоев земляного полотна содержит грунт, вяжущее и воду. При этом грунт используется в виде суглинка с числом пластичности не более 12, вяжущее используется в виде комплексного вяжущего, полученного совместным помолом портландцементного клинкера, гипса, анионного олигомера типа добавки Melment F10, волластонита, активного кремнезема с удельной поверхностью 450 м2/кг с соотношением материалов 17:1:0,2:1,7:0,1; при следующем соотношении компонентов композиции, масс. %: суглинок 72-76, комплексное вяжущее 8-10, вода остальное. 1 табл.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для создания функциональных слоев земляного полотна путем комплексного укрепления местных грунтов при строительстве автомобильных и железных дорог. К функциональным слоям относятся: морозозащитный слой, теплоизолирующий слой, рабочий слой - для автомобильных дорог; защитный слой - для железных дорог.

Известен «Состав для дорожного строительства», который содержит масс. %: портландцемент - 6-12, заполнитель - 72-88, октилтриэтоксисилан/эмульсия октилтриэтоксисилана - 0,005-0,04, водный раствор сополимера на основе полиоксиэтиленовых производных ненасыщенных карбоновых кислот/ карбоксилатный полиэфир - 0,02-0,20, - вода -4,83-17,94. [Патент RU на изобретение № 2603682 опубл. 27.11.2016 Бюл. №33].

Недостаткам данного изобретения являются невысокие физико-механические показатели состава. На снижение качества конечного материала влияет применение эмульсии октилтриэтоксисилана и полимера, их использование в жидком виде требует дополнительной корректировки смеси из-за естественной влажности грунта, что так же отрицательно сказывается на качестве конечного продукта.

Наиболее близким к заявляемому изобретению техническим решением, принятому за прототип, является «Композиция для устройства оснований дорожных одежд и других инженерных сооружений», содержащая песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм (грунт); минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками; гидролизный лигнин; полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли (2-пропенамида) и продуктов гидролиза поливинилацетата при следующем соотношении компонентов, масс. %: песок из отсевов дробления - 82-85; гидролизный лигнин - 5-2; портландцемент - 8-6; полимерный композит - 0,4-0,8 (сверх 100%); вода - 5-7. [Патент RU на изобретение № 2726094 опубл. 09.07.2020 Бюл. №19].

К недостатку данной композиции относится то, что она обладает низкими физико-механическими показателями. Также полимерный композит, входящий в состав композиции, находится в жидком состоянии, однако достаточно часто при строительстве земляного полотна увлажнять грунт, особенно глинистый, не требуется, т.к. влажность грунта уже близка к оптимальной, соответственно снижается качество и усложняется ввод данного полимерного композита при выполнении строительных работ.

Изобретение направлено на повышение физико-механических характеристик композиции для устройства функциональных слоев земляного полотна, за счет применения комплексного вяжущего, полученного совместным помолом портландцементного клинкера и добавок различного функционального назначения и качественного введения полимерной составляющей в его состав.

Это достигается тем что, композиция для устройства функциональных слоев земляного полотна содержит грунт, вяжущее и воду. При этом грунт используется в виде суглинка с числом пластичности не более 12. Вяжущее используется в виде комплексного вяжущего, полученного совместным помолом портландцементного клинкера, гипса, анионного олигомера типа добавки Melment F10, волластонита, активного кремнезема, с удельной поверхностью 450 м2/кг в соотношении 17:1:0,2:1,7:0,1 соответственно. Соотношение компонентов заявляемой композиции составляет, масс. %:

суглинок 72-76
комплексное вяжущее 8-10
вода остальное.

Достижение указанного технического результата обусловлено, большой однородностью и плотностью структуры дорожно-строительного материала с большим количеством новообразований гиросиликатов кальция в виде сеток и столбчатых продолговатых кристаллов за счет применения комплексного вяжущего и большей прочностью контактной зоны между частицами кварца суглинистого грунта с продуктами гидратации комплексного вяжущего и их взаимодействия с глинистыми частицами.

Характеристика исходных материалов:

1. Суглинок по ГОСТ 25100 -2011 с числом пластичности не более 12;

2. Комплексное вяжущее, в виде механоактивированной порошковой смеси (МПС), состоящее из:

- портландцементного клинкера (К) по ГОСТ 31108-2016,

- гипса (Г) по ГОСТ 4013-2019,

- анионного олигомера типа добавки Melment F10 (Д) по ГОСТ 24211-2008,

- природного минерала волластонита (В) с химической формулой CaSiO3,

- активного кремнезема (АК) по ГОСТ 9428-73

(активировано (помол) в шаровой мельнице до удельной поверхности 450 м2/кг; массовое соотношение материалов: К:Г:Д:В:АК = 17:1:0,2:1,7:0,1 )

3. Вода по ГОСТ 23732-2011.

Композиция для устройства функциональных слоев земляного полотна транспортных объектов разработана в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55224-2012, ГОСТ 23558-94 и ГОСТ 30491-2012. Процентный состав композиции был установлен опытным путем на основании результатов определения физико-механических характеристик полученного материала (табл.1).

Таблица 1

Физико-механические характеристики композиций


п/п
состав, масс. % Предел прочности на сжатие, МПа Предел прочности на растяжение при изгибе, МПа Морозостойкость, количество циклов Водонасыщение,
%
Режим водонасыщения
капиллярное полное капиллярное полное капиллярное полное капиллярное полное
грунт вяжущее гидролизный лигнин добавка* вода
1 суглинок 76 7 - - 17 7,14 6,25 0,91 0,81 15 15 0,05 0,45
2 75 8 - - 17 7,65 6,68 1,09 0,93 20 20 0,03 0,44
3 74 9 - - 17 8,02 7,08 1,25 1,07 25 25 0,03 0,42
4 73 10 - - 17 8,73 7,65 1,36 1,23 25 25 0,02 0,40
5 72 11 - - 17 9,64 8,43 1,49 1,31 30 30 0,01 0,40
6** песок из отсевов дробления
82-85
8-6 5-2 0,4-0,8 5-7 - 2,80-4,00 - - - 15 - -

* в качестве добавки - полимерный композит

** Прототип

Для расчета необходимого количества воды в композиции определялась максимальная плотность и оптимальная влажность согласно ГОСТ 22733-2016. Предварительно суглинок высушивался до воздушно-сухого состояния. Затем в высушенный грунт вводили приготовленное комплексное вяжущее в виде МПС в количестве от 7 до 10% с шагом в 1%. МПС готовилась заранее в шаровой мельнице совместным помолом портландцементного клинкера и добавок различного функционального назначения: гипса, анионного олигомера типа добавки Melment F10, природного минерала волластонита, активного кремнезема. Производили перемешивание композиции вручную и доводили грунт до оптимальной влажности. Из полученной смеси изготавливали образцы в соответствии с ГОСТ 30491-2012. По истечению срока твердения композиция была испытана на прочность, морозостойкость, определено водонасыщение при разных режимах водонасыщения по ГОСТ 30491-2012. Результаты испытаний в сопоставлении с данными прототипа представлены в таблице 1.

Пример использования представлен на составе № 4 (таблица 1):

Брали 10 кг суглинка пылеватого с максимальной плотностью - 1,76 г/см3; оптимальной влажностью 17%. Высушили суглинок до влажности 0%, ввели в суглинок 1,37 кг комплексного вяжущего в виде МПС. МПС приготовили заранее в шаровой мельнице совместным помолом 1,16 кг портландцементного клинкера и добавок различного функционального назначения: гипса - 0,07 кг, анионного олигомера типа добавки Melment F10 - 0,02 кг, природного минерала волластонита - 0,11 кг, активного кремнезема - 0,01 кг. Перемешали суглинок и комплексное вяжущее и добавили 2,33 кг воды.

Согласно требованиям ГОСТ 30491-2012 методом прессования изготовили образцы цилиндрической формы и балочки в виде призм по три партии каждого состава. Полученные образцы твердели при температуре воздуха 20±2°С, влажности - не менее 95% в течении 28 суток. После окончания срока твердения образцы композиции были испытаны на прочность, морозостойкость при полном и капиллярном режиме водонасыщения, также было определено водонасыщение. Предел прочности на сжатие: 8,73 МПа (капиллярное водонасыщение); 7,65 МПа (полное водонасыщение). Предел прочности на растяжение при изгибе: 1,36 МПа (капиллярное водонасыщение); 1,23 МПа (полное водонасыщение). Морозостойкость - 25 циклов (капиллярное и полное водонасыщение). Водонасыщение 0,02% при капиллярном водонасыщении и 0,4% при полном водонасыщении соответственно.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая композиция для устройства функциональных слоев земляного полотна автомобильных и железных дорог позволяет получить дорожно-строительный материал с высокими физико-механическими показателями. Ее преимуществами являются небольшое число компонентов, стабильность введения полимерной составляющей, т.к. она уже входит в состав комплексного вяжущего. Обладает следующими характеристиками: прочность на сжатие - 6,68- 8,73 МПа; прочность на растяжение при изгибе - 0,93-1,36 МПа; морозостойкость - 20 циклов при содержании комплексного вяжущего 8% и 25 циклов при 9-10 масс. %, а исходного грунта 72-76 масс.%. По прототипу получен материал с прочность на сжатие 2,80-4,00 МПа, маркой по морозостойкости - F20. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна».

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими известными техническими решениями в данной области техники, не подтвердило наличие в последних признаках, совпадающих с его отличительными признаками, или признаков, влияющих на достижение указанного технического результата. Это позволило сделать вывод о соответствии изобретения критерию «изобретательский уровень».

Таким образом, использование предлагаемой композиции для устройства функциональных слоев земляного полотна позволит получить дорожно-строительный материал с точным содержанием добавок различного функционального назначения, ввод которых не будет требовать особенную технологию строительства; обладающего прочностью на сжатие 6,68- 8,73 МПа, прочностью на растяжение при изгибе - 0,93-1,36 МПа, и морозостойкостью 25 циклов на суглинистых грунтах.

Композиция для устройства функциональных слоев земляного полотна, содержащая грунт, вяжущее и воду, отличающаяся тем, что грунт используется в виде суглинка с числом пластичности не более 12, вяжущее используется в виде комплексного вяжущего, полученного совместным помолом портландцементного клинкера, гипса, анионного олигомера типа добавки Melment F10, волластонита, активного кремнезема с удельной поверхностью 450 м2/кг с соотношением материалов 17:1:0,2:1,7:0,1; при следующем соотношении компонентов композиции, масс. %:

суглинок 72-76
комплексное вяжущее 8-10
вода остальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительным материалам, используемым для укладки в качестве дорожного покрытия дороги IV категории, а также для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок. Технический результат - увеличение прочности покрытий и оснований дорог при снижении затрат.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть применено для стабилизирования верхних рабочих слоев грунтовых оснований дорожных одежд. Дорожная полимермодифицированная смесь содержит, масс.%: глинистый грунт - 62-86, портландцемент М400 - 4-8, «ДС-35» - 0,3-0,6, вода - остальное.

Изобретение относится к строительству дорожных покрытий, в частности к области ремонтно-восстановительных работ, и может быть использовано при капитальном ремонте и/или реконструкции автомобильных дорог и автомагистралей. Способ включает рыхление слоев дорожной одежды, добавление наполнителя и воды, перемешивание компонентов с введением вяжущего, распределение полученной смеси и ее уплотнение, причем воду добавляют в смесь перед ее уплотнением, после которого выполняют рустовку уплотненной смеси посредством штампа для создания полужесткого несущего слоя дорожной одежды, в качестве наполнителя используют медленнотвердеющие отходы, а в качестве вяжущего - цемент в виде суспензии.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат: повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси, а также экономической эффективности строительства.

Изобретение относится к геополимерным композициям. Сухая смесь для геополимерного связующего содержит, по меньшей мере, одну летучую золу, содержащую оксид кальция в количестве меньшем или равном 15 вес.%; по меньшей мере, один ускоритель гелеобразования и, по меньшей мере, один ускоритель твердения, имеющий состав, отличный от состава указанной золы.
Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к технологии получения самоуплотняемых грунтовых смесей с гидравлическим вяжущим, которые могут быть использованы в устройстве дорожных оснований и обвалований, при прокладке инженерных коммуникаций, заполнении траншей и выемок различной конфигурации в грунтах, в подземном строительстве и др.

Изобретение относится к строительству дорожных одежд для автомобильных дорог и аэродромных покрытий. .
Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству и может быть использовано при реконструкциях и ремонтах дорожных одежд в ходе холодной регенерации и укрепления слоев, выполняемых из асфальтогранулята, щебня или песчано-гравийных смесей. .

Изобретение относится к битумному дорожному покрытию. .
Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги. .

Изобретение относится к технологии вяжущих материалов и может быть использовано при изготовлении силикатных прессованных изделий. Композиционное известково-кремнеземистое вяжущее получают совместным помолом 50 мас.% негашеной извести, 10-25 мас.% кварцевого песка и добавок.
Наверх