Авиационный тренажер

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения и тренировки летного и инженерно-технического состава. Авиационный тренажер состоит из блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации, имитации органов управления, системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установкой, имитации агрегата подвески с линиями связи и ручки управления самолетом. Дополнительно в тренажер введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески. Все системы тренажера подключены к друг к другу определенным образом. Повышается эффективность подготовки обучаемых. 1 ил.

 

Изобретение относится к техническим средствам для профессиональной подготовки летного и инженерно-технического состава и предназначено для обучения и оценки в аудиторных условиях подготовке к полету, а летчиков - применению съемного авиационного вооружения с визуализацией его внешнего вида, способу подвески, принципа действия и боевого применения.

Известен авиационный тренажер, предназначенный для обучения летного и инженерно-технического состава, содержащий рабочее место, оборудованное органами управления, устройствами индикации, системой управления, системой визуализации, вычислительный комплекс тренажера, систему функционирования съемной подвижной пушечной установки. Контроль работоспособности систем тренажера, а также оперативное наблюдение и управление процессом тренировки [патент RU 2693426 С1, МПК G09B 9/08, опубл. 02.07.2019 г.].

Недостаток данного тренажера заключается в низкой эффективности обучения проведения комплекса мероприятий по подготовке воздушного судна к полету.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей тренажера при обучении инженерно-технического состава работе со съемным авиационным вооружением.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном авиационном тренажере, состоящем из последовательно соединенных блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации и имитации органов управления, а также блоков системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и ручки управления самолетом, при этом блоки имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и системы объективного контроля соединены последовательно, первый выход блока имитации органов управления соединен с вторым входом блока имитации средств отображения информации, согласно изобретению дополнительно введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески, выход которого соединен с первым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, а выход блока имитации средств транспортировки и подъема соединен со вторым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, при этом второй выход блока имитации органов управления соединен с первым входом блока имитации агрегата подвески, а выход ручки управления самолетом - со вторым входом блока имитации агрегата подвески.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески, выход которого соединен с первым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, а выход блока имитации средств транспортировки и подъема соединен со вторым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, при этом второй выход блока имитации органов управления соединен с первым входом блока имитации агрегата подвески, а выход ручки управления самолетом - со вторым входом блока имитации агрегата подвески.

Система подготовки воздушного судна к полету включает широкий спектр задач, одной из которых является работа со съемным авиационным вооружением. Так, известный тренажер [патент RU 2693426 С1, МПК G09B 9/08, опубл. 02.07.2019 г.] позволяет обучать работе с уже размещенным на летательном аппарате съемным пушечным вооружением, что делает невозможным решение задачи по его размещению на точках подвески [Руководство по технической эксплуатации Т8К. Книга 2. Общие сведения о самолете. Средства наземного обслуживания. С. 82-91], что приводит к снижению эффективности подготовки инженерно-технического состава, так как не охватывается весь комплекс мероприятий по подготовке воздушного судна к полету. В связи с этим дополнительно введены блоки, позволяющие решить эту задачу. Так, блок имитации средств транспортировки и подъема решает вопросы механизации процессов доставки к летательному аппарату, подъема и подвески съемного пушечного вооружения, а блок имитации агрегата подвески - процесс подвески, последующей транспортировки и непосредственного применения в соответствии с командами управления. Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Структурная схема тренажера приведена на фигуре 1, где обозначены: 1 - блок имитации прицельной марки, 2 - блок имитации средств отображения информации, 3 - блок имитации органов управления, 4 - блок системы объективного контроля, 5 - ручка управления самолетом, 6 - блок имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, 7 - блок имитации агрегата подвески, 8 - блок имитации средств транспортировки и подъема.

Блок имитации агрегата подвески 7 предназначен для имитации подвески, транспортировки и применения съемной подвижной пушечной установки в соответствии с управляющими сигналами с блока имитации органов управления 3 и ручки управления самолетом 5, которые поступают в блок имитации агрегата подвески 7 и по линиям связи передаются на блок имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6. Блок имитации агрегата подвески 7 может быть выполнен, например, в виде пластмассового корпуса, состоящего из двух секторов с сопряженными поверхностями двойной кривизны, с открытой полостью в его внутренней части, которая предназначена для крепления и подключения блока имитации съемной подвижной пушечной установки 6 [Установки бомбардировочного вооружения летательных аппаратов (теория, конструкция, технология, испытания, экономика, техника безопасности на производстве): Учебное пособие / Под ред. Б.В. Обносова. М: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2010 г., с. 52-74].

Блок имитации средств транспортировки и подъема 8 предназначен для механизации процесса транспортировки и подвески блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6 на блок имитации агрегата подвески 7 [Т8К. Технологическая карта №8. Подвеска установки СППУ-22-01]. Блок имитации средств транспортировки и подъема 8 может быть выполнен, например, в виде нижней металлической рамы, установленной на пневматических колесах, и верхней рамы с ложементами, связанной с нижней двумя подвижными балками, приводимыми в движение механизмом подъема по средствам червячной передачи. В передней части блока имитации средств транспортировки и подъема 8 размещено водило. [Руководство по технической эксплуатации Т8К. Книга 2. Общие сведения о самолете. Средства наземного обслуживания. С. 82-91].

Авиационный тренажер работает в двух основных режимах: обучение летчиков и обучение инженерно-технического состава.

При обучении летчиков тренажер работает аналогично прототипу при поиске, обнаружении, идентификации и прицельном применении авиационных средств поражения по наземным подвижным и неподвижным целям. Также есть возможность обучения летного состава контролю используемых точек подвески, вооружения и остатку боеприпасов.

При обучении инженерно-технического состава осуществляется подготовка специалистов авиационного вооружения предполетной подготовке. Обучаемый в соответствии с технологической картой [например, Т8К. Технологическая карта №8. Подвеска установки СППУ-22-01] выполняет все указанные в ней операции по укладке, укреплению груза (блок имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6) на ложементах, выставлении груза под блоком имитации агрегата подвески 7 и последующий подъем с подвеской, включающий в себя подключение блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6 к блоку системы объективного контроля 4 и линиям связи блока имитации агрегата подвески 7. После чего управляющие сигналы с выхода 2 блока имитации органов управления 3 и выхода ручки управления самолетом 5 в виде электрических импульсов силой тока не менее 5 А поступают по линиям связи блока имитации агрегата подвески 7 на вход 1 блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6, где, в соответствии с последовательностью задач (корректность поступления задач контролирует блок системы объективного контроля 4), производится их отработка и формируются выходные сигналы, поступающие на вход блока системы объективного контроля для проверки результатов выполнения упражнения и формирования итоговой оценки.

Представленные особенности тренажера позволяют в значительной степени расширить его функциональные возможности по обучению летного и инженерно-технического состава в работе с авиационными пусковыми устройствами.

Авиационный тренажер съемного авиационного вооружения, состоящий из последовательно соединенных блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации и имитации органов управления, а также блоков системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и ручки управления самолетом, при этом блоки имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и системы объективного контроля соединены последовательно, первый выход блока имитации органов управления соединен с вторым входом блока имитации средств отображения информации, отличающийся тем, что дополнительно введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески, выход которого соединен с первым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, а выход блока имитации средств транспортировки и подъема соединен со вторым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, при этом второй выход блока имитации органов управления соединен с первым входом блока имитации агрегата подвески, а выход ручки управления самолетом - со вторым входом блока имитации агрегата подвески.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области оптического приборостроения, в частности к зеркальным коллимационным устройствам отображения объектов. По первому варианту устройство для проецирования изображений в коллимационном потоке содержит источник изображения и вогнутое сферическое зеркало.

Изобретение относится к способу оценки инженерно-психологического подобия объектов управления. Для оценки подобия объектов производят регистрацию и анализ характеристик перемещений рычагов управления на целевом летательном аппарате (ЛА), для которого достигается подобие управления, и на оцениваемом объекте управления выполняют тестовый маневр на целевом ЛА с одновременной регистрацией перемещений рычагов управления на автономный карманный регистратор, затем тот же летчик выполняет тот же тестовый маневр на оцениваемом объекте управления, производят сравнение профилей распределения действий летчика на целевом и оцениваемом объектах управления определенным образом, принимается решение об инженерно-психологическом подобии сравниваемых объектов.

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения и тренировки летного и инженерно-технического состава. Авиационный тренажер содержит блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации, имитации органов управления, системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установкой, имитации системы управления авиационным пусковым устройством, имитации стрельбы, проверок цепей стрельбы, распознавания типов неуправляемых авиационных ракет и ручки управления самолетом, размещенные на Г-образной стойке, жестко закрепленной на основании.

Изобретение относится к способу моделирования динамики полета летательного аппарата на пилотажном стенде. Для моделирования динамики полета при изменении оператором положения рычагов управления передают информацию об изменении положения этих рычагов в блок-вычислитель динамики движения летательного аппарата, рассчитывают в блоке-вычислителе параметры движения летательного аппарата, в том числе перегрузки, и осуществляют визуализацию на основе этих параметров приборов и внекабинной обстановки, моделируют физиологическую реакцию на перегрузки и корректируют поступающую в этот блок информацию о положении рычагов управления в зависимости от рассчитанной перегрузки в блоке-вычислителе динамики движения летательного аппарата.

Группа изобретений относится к космической промышленности. Устройство для разработки и/или испытания полезной нагрузки для спутника содержит интерфейс полезной нагрузки, соединенный с полезной нагрузкой, и линию связи, соединяющую устройство с компьютером.

Изобретение относится к области технических средств обучения и преимущественно может быть использовано в составе учебно-тренировочных средств для подготовки расчетов подвижных наземных ракетных комплексов. Тренажер содержит автоматизированное рабочее место инструктора, соединенное с ним автоматизированное рабочее место командира машины боевого управления, а также размещенные в штатной кабине подвижной наземной пусковой установки со штатными органами управления и индикации автоматизированное рабочее место начальника расчета пусковой установки, соединенное с автоматизированным рабочим местом командира машины боевого управления, автоматизированное рабочее место оператора аппаратуры предстартовой подготовки и пуска и автоматизированное рабочее место механика-водителя.

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению и может быть использовано для обучения пилотированию летательных аппаратов, тренировки летных экипажей и комплексных испытаний. Интегральная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов, комплексных испытаний и видеоконференцсвязи включает в себя имеющие специализированное программное обеспечение блок серверов, интерактивный блок, информационный узел и подключаемые к ним посредством каналов связи блок авиатренажеров, блок авиасимуляторов, блок диспетчера, блок пользователей и блок слушателей.

Изобретение относится к способу моделирования на пилотажном стенде попадания летательного аппарата в вихревой след. Для этого имитируют условия работы летчика в макете кабины летательного аппарата, моделируют динамику летательного аппарата и работу его систем в реальном масштабе времени, моделируют эволюцию вихревого следа за самолетом-генератором вихрей, определяют дополнительные силы и моменты, возникающие при попадании летательного аппарата в вихревой след, производят оценку опасности возмущений, визуализируют на дисплее опасные зоны одновременно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, положение самолета, прогнозируемую траекторию полета, определяют и представляют на дисплее диапазоны контрольных параметров полета, ведущих к попаданию летательного аппарата в опасную зону вихревого следа, определяют приращение перегрузок по траектории полета, производят оценку степени дискомфорта воздействий на экипаж и пассажиров.

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения и тренировки летного и инженерно-технического состава. Авиационный тренажер содержит рабочее место обучаемого в составе блоков имитации средств отображения информации, имитации органов управления, системы объективного контроля и ручки управления самолетом, а также блок визуализации и блок имитации прицельной марки.

Изобретение относится к способу формирования у пилота достоверного образа полета при пилотировании по приборам. Способ состоит в том, что все пилотажные параметры делят на три группы: базовые, опорные и информационные, при этом все маршруты распределения и переключения зрительного внимания осуществляют по замкнутому контуру, начальной и конечной точкой которых является базовый пилотажный параметр, при этом каждый маршрут зрительного внимания пилота по замкнутому контуру включает помимо базовых не более четырех опорных и/или информационных параметров.

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для использования в учебных и исследовательских целях. Пилотажный стенд маневренного самолета с электромеханическим ограничителем предельных режимов содержит последовательно соединенные блок командных рычагов управления, блок датчиков положения командных рычагов управления, блок пространственного движения самолета, блок визуализации пространственного движения самолета, систему визуализации пространственного движения самолета, последовательно соединенные блок задания начальных условий, блок динамики силовой установки, взаимодействующие с блоком пространственного движения самолета. Стенд также содержит последовательно соединенные блок ограничителя предельных режимов и блок имитации тряски ручки управления и механического упора. При этом четвертый выход блока пространственного движения самолета соединен с входом блока ограничителя предельных режимов, а выход блока имитации тряски ручки управления и механического упора соединен с входом блока командных рычагов управления. Повышается точность результатов, полученных при исследовании динамики полета самолета на околокритических и критических режимах полета. 1 ил.
Наверх