Способ обучения основным техническим навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии с использованием симуляционных технологий

Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для ускоренного обучения врачей-офтальмологов базовым навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии с помощью тренажера Eyesi by VRmagic. Проводят отработку основ офтальмоскопии при помощи тренажера Eyesi by VRmagic. Повторяют тестовые задания под контролем преподавателя. В курс входит сто тестовых упражнений. Все упражнения разделены на три категории: 1 - абстрактные задания; 2 - задания на изучение различных патологий глазного дна; 3 - ситуационные задачи. Абстрактные задания состоят в том, что обучающийся при помощи предложенных инструментов проводит офтальмоскопию здорового глазного дна. На глазном дне необходимо найти все абстрактные фигуры и точно расставить их на схеме глазного дна. От задания к заданию поставленные цели усложняются. Задания для изучения различных патологий глазного дна состоят в том, что обучающийся при помощи предложенных инструментов проводит офтальмоскопию патологического глазного дна. На глазном дне необходимо найти проявления различных заболеваний. В конце каждого задания находятся тесты, в которых нужно отметить найденные отклонения от нормы и сопоставить их с конкретным заболеванием. В этих заданиях используются фотографии, выполненные с помощью Фундус камеры. Ситуационные задачи состоят в том, что обучающемуся предоставляется анамнез заболевания. При помощи предложенных инструментов проводится офтальмоскопия глазного дна. Далее предоставляются результаты различных исследований. Затем обучающийся в виде теста должен отметить увиденную патологию, поставить диагноз пациенту, назначить лечение. Способ позволяет добиться полного и эффективного освоения моторно-координационного навыка работы обеими руками и головы при проведении обратной бинокулярной офтальмоскопии, что уменьшает вероятность технических ошибок во время проведения офтальмоскопии в повседневной практике врача-офтальмолога и повышает качество полученной информации за счет использования симулятора Eyesi by VRmagic, большому количеству постепенно усложняющихся заданий, сопоставления необходимых для исследования инструментов и фокусировке тренировочных точек на глазном дне.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно офтальмологии и относится к способам ускоренного обучения врачей-офтальмологов базовым навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии с помощью тренажера Eyesi by VRmagic.

В настоящее время для практического обучения основам обратной бинокулярной офтальмоскопии используется ряд учебных методик, которые требуют длительного периода обучения:

1) Традиционное обучение - на этапе постдипломного образования, во время подготовки врача по специальности врач-офтальмолог;

2) Отработка навыков на биологическом материале.

Основные недостатки данного метода обучения связаны с невозможностью обучающегося самостоятельно выработать навык осмотра глазного дна за короткий промежуток времени, а также отсутствие возможности преподавателя контролировать процесс осмотра. На этапе обучения врач получает исчерпывающую теоретическую информацию о всех нюансах проведения исследования, тогда как для отработки и повышения качества практических навыков требуется много времени. При использовании стандартных методик, закрепившийся в процессе длительного обучения, навык часто содержит ошибочные приемы и стереотипные действия, затрудняющие усвоение правильной техники обратной бинокулярной офтальмоскопии, что в дальнейшем влечет некорректную интерпретацию полученной информации. Полученные знания требуют систематического использования, в противном случае возникает деавтоматизация навыков - ослабление или полное разрушение выработанных умений. Кроме того важно отметить дискомфортные и болевые ощущения пациента при длительном воздействии ярким светом на зрительную систему, возможное кратковременное снижение зрительных функций.

В качестве ближайшего аналога выбрана методика отработки основ обратной бинокулярной офтальмоскопии с помощью тренажера Eyesi by VRmagic. Данный способ обучения подразумевает проведение всех этапов осмотра глазного дна на примерах виртуального здорового глаза и глаза с различными патологиями с учетом всех анатомических особенностей.

Задача изобретения заключается в отработке навыков упражнения путем сопоставления необходимых для исследования инструментов (бинокулярный офтальмоскоп, набор асферических линз различной оптической силы) и фокусировке определенных тренировочных точек на глазном дне под контролем преподавателя. Способ обучения основан на многократном повторении тестовых заданий, он обеспечивает эффективное освоение навыков координированных движений обеими руками и головы, что уменьшает вероятность технических ошибок во время проведения офтальмоскопии. Благодаря используемым технологиям преподаватель имеет возможность получать в реальном времени изображение с бинокулярного офтальмоскопа на компьютер и контролировать весь процесс исследования внося при необходимости корректировки, что в свою очередь повышает качество усвоения навыков обучающимся. Кроме того врач-офтальмолог на этапе обучения навыкам, в рамках отведенных часов на курс, не ограничен во времени в выполнении исследования и может досконально осмотреть труднодоступные участки глазного дна (крайнюю периферию).

Сущность предложенного способа обучения заключается в следующем: на предварительной стадии преподаватель объясняет и демонстрирует суть упражнения и просит занимающегося повторить. Занимающий в течение определенного времени многократно повторяет предложенный способ. Навык считается освоенным, если занимающийся отмечает все тренировочные точки на глазном дне и проводит полную офтальмоскопию глазного дна до крайней периферии включительно. Данный навык осваивается в полном объеме за 18 академических часов.

Изобретение позволяет добиться полного освоения моторно-координационного навыка работы обеими руками и головы (офтальмоскоп + асферичная линза).

В курс входит сто тестовых упражнений, все упражнения разделены на три категории: 1 - абстрактные задания; 2 - задания на изучение различных патологий глазного дна; 3 - ситуационные задачи.

Абстрактные задания (40 заданий).

1. Обучающийся при помощи предложенных инструментов проводит офтальмоскопию здорового глазного дна (сначала правый глаз, потом левый глаз).

2. На глазном дне необходимо найти все абстрактные фигуры (квадраты, треугольники, круги, указательные стрелки, звездочки).

3. Все найденные фигуры нужно расставить на схеме глазного дна с точным расположения фигур на глазном дне и учетом того что данный метод исследования является методом обратной офтальмоскопии, следовательно все что видит обучающийся зеркально перевернуто.

От задания к заданию поставленные цели усложнятся, если вначале все фигуры крупные и расположены в центре глазного дна, то к концу их количество увеличивается, размер уменьшается и располагаются они по периферии сетчатки. Благодаря большому количеству заданий, обучающийся не испытывает сложности в освоении данного метода исследования, так как задания усложняются постепенно.

По окончанию абстрактных заданий, обучающийся свободно ориентируется на глазном дне пациента. Данный этап можно считать основным в симуляцинном обучении, так как вся суть метода исследования сконцентрирована в этой части.

Задания для изучения различных патологий глазного дна (30 заданий).

1. Обучающийся при помощи предложенных инструментов проводит офтальмоскопию патологического глазного дна (сначала правый глаз, потом левый глаз).

2. На глазном дне необходимо найти всевозможные проявления различных заболеваний (патологии сетчатки при возрастной макулярной дистрофии, при сахарном диабете, при глаукоме, различные патологи диска зрительного нерва).

3. В конце каждого задания находятся тесты в которых нужно отметить найденные отклонения от нормы и сопоставить их с конкретным заболеванием.

В этих заданиях используются фотографии выполненные с помощью Фундус камеры (прибор для получения фотоснимков с глазного дна), специально адаптированные под 3D технологии виртуальной реальности. Все что видит обучающий, полностью совпадает с тем, что видит врач-офтальмолог в повседневной практике. Во время выполнения заданий обучающийся имеет возможность тратить неограниченное время для детального изучения особенностей различных патологий, что положительно сказывается на дальнейшей дифференцировке полученных результатов.

Ситуационные задачи (30 задач).

1. Обучающемуся предоставляется анамнез заболевания, при помощи предложенных инструментов проводится офтальмоскопия глазного дна (сначала правый глаз, потом левый глаз).

2. После осмотра предоставляются результаты различных исследований (УЗИ, КТ, МРТ, рентген, ангиография сосудов, общий и биохимический анализы крови - в зависимости от ситуационной задачи).

3. После осмотра глазного дна, сопоставления анамнеза и результатов различных методов исследования, обучающийся в виде теста должен отметить увиденную патологию, поставить диагноз пациенту, назначить лечение.

В данных заданиях используются анамнезы и снимки глазного дна реальных пациентов из ведущих мировых офтальмологических лечебных учреждений. Обучающийся имеет возможность увидеть и разобрать уникальные, редкие случаи, а также по окончанию каждой задачи получить комментарий врача по данному пациенту, узнать, какое лечение было выбрано, какой результат получен, как выглядело глазное дно больного на разных этапах лечения.

Возможность осуществления заявляемого изобретения показана следующими примерами (способ опробован в процессе обучения основам базовых навыков врачей с различным стажем работы и опытом).

Для оценки эффективности данного тренировочного упражнения на тренажере Eyesi by VRmagic было проведено исследование, в котором приняли участие 200 врачей-офтальмологов без опыта выполнения обратной бинокулярной офтальмоскопии. Занятия на тренажере проходили в течение 18 академических часа в течение 3 дней. Все этапы исследования фиксировали методом наружной видеосъемки. Оценку мануальных навыков проводили до и по окончании тренинга на основании времени выполнения упражнений и количества технических ошибок, допущенных при выполнении упражнений.

Результаты. При сравнении полученных данных уже через 6 часов тренинга наблюдали статистически значимое уменьшение времени выполнения упражнений (р<0,05), а также статистически значимое снижение количества ошибок, допущенных при выполнении упражнений (р<0,05), что свидетельствует об эффективности предложенного способа.

Выводы. Разработанный способ ускоренного обучения базовым навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии, включающем отработку навыков технического упражнения путем сопоставления необходимых для исследования инструментов (бинокулярный офтальмоскоп, набор асферических линз различной оптической силы) и фокусировке определенных тренировочных точек на глазном дне, на симуляторе Eyesi by VRmagic позволяет добиться полного освоения моторно-координационного навыка работы обеими руками и головы (офтальмоскоп + набор асферических линз) в течение 6 академических часов (р<0,05).

Способ ускоренного обучения навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии с использованием симуляционных технологий, включающий отработку основ офтальмоскопии при помощи тренажера Eyesi by VRmagic, повторение тестовых упражнений под контролем преподавателя, отличающийся тем, что в курс обучения входит сто тестовых упражнений, которые разделены на три категории:

1) категория тестовых упражнений включает 40 абстрактных усложняющихся заданий, состоящих из следующих действий:

а) обучающийся при помощи предложенных инструментов проводит офтальмоскопию здорового глазного дна, сначала правый глаз, потом левый глаз;

б) на глазном дне необходимо найти все абстрактные фигуры: квадраты, треугольники, круги, указательные стрелки, звездочки;

в) все найденные фигуры нужно расставить на схеме глазного дна с точным расположением фигур на глазном дне и учетом того, что данный метод исследования является методом обратной офтальмоскопии, следовательно, все, что видит обучающийся, зеркально перевернуто;

от задания к заданию поставленные цели усложнятся, если вначале все фигуры крупные и расположены в центре глазного дна, то к концу их количество увеличивается, размер уменьшается и располагаются они по периферии сетчатки;

2) категория тестовых упражнений включает 30 заданий для изучения патологий глазного дна, состоящих из следующих действий:

а) обучающийся при помощи предложенных инструментов проводит офтальмоскопию патологического глазного дна, сначала правый глаз, потом левый глаз;

б) на глазном дне необходимо найти проявления заболеваний: патологии сетчатки при возрастной макулярной дистрофии, при сахарном диабете, при глаукоме, патологи диска зрительного нерва;

в) в конце каждого задания находятся тесты, в которых нужно отметить найденные отклонения от нормы и сопоставить их с конкретным заболеванием;

в заданиях для изучения патологий глазного дна используют фотографии, выполненные с помощью Фундус камеры, адаптированные под 3D технологии виртуальной реальности, и

3) категория тестовых упражнений включает 30 ситуационных заданий, состоящих из следующих действий:

а) обучающемуся предоставляют анамнез заболевания, при помощи предложенных инструментов он проводит офтальмоскопию глазного дна, сначала правый глаз, потом левый глаз;

б) после осмотра предоставляют результаты исследований: УЗИ, КТ, МРТ, рентген, ангиография сосудов, общий и биохимический анализы крови - в зависимости от ситуационной задачи;

в) после осмотра глазного дна, сопоставления анамнеза и результатов исследований, обучающийся в виде теста отмечает увиденную патологию, устанавливает диагноз пациенту, назначает лечение;

навык считается освоенным, если занимающийся отмечает все тренировочные точки на глазном дне и проводит офтальмоскопию глазного дна до крайней периферии включительно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, в частности к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для моделирования перелома проксимального отдела бедра в экспериментальных условиях. На экспериментальном биоманекене в области проксимального отдела бедра выполняют круговой распил кортикального слоя кости по всей протяженности линии предполагаемого перелома.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к моделированию в травматологии и имплантологии, и может быть использовано для создания модели для комплексного исследования интеграции остеотропных материалов в эксперименте. Экспериментальную костную модель создают на морских свинках.
Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной медицине и стоматологии. Создается наружный доступ к подбородочному отверстию нижней челюсти крысы через разрез в поднижнечелюстной области.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной хирургии. На коже животного в межлопаточной области создают раневой дефект диаметром 16 мм, иссекая полнослойный лоскут до фасции.

Группа изобретений относится к системе для гигиены полости рта и способу оказания содействия соблюдению схемы гигиены полости рта. Способ оказания содействия соблюдению схемы гигиены полости рта включает отображение на устройстве отображения представления по меньшей мере части ряда зубов пользователя.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной онкологии. Производят рассечение кожи, мышц и тканей брюшной стенки пояснично-крестцовой области спины вдоль оси туловища на расстоянии 3 мм от позвоночника.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, гигиене и общей токсикологии и может быть использовано при исследовании механизмов токсического действия продуктов химической трансформации тяжелых металлов с флотационными реагентами, а именно координационных соединений кадмия с цианид-ионами. Способ моделирования токсического поражения селезенки у экспериментальных животных включает формирование модели путем введения крысам водного раствора комплексной соли цианида кадмия (II).

Изобретение относится к экспериментальной медицине, в частности к военной токсикологии, и может быть использовано в исследовательских целях для моделирования ингаляционного поражения сернистым ипритом. Способ предусматривает отравление находящихся под наркозом мелких лабораторных животных аэрозолем раствора, полученного при растворении сернистого иприта в 4%-ном водном растворе диметилсульфоксида, с концентрацией сернистого иприта 1,37 мг/мл путем введения в дистальные отделы бронхолегочной системы каждой участвующей в эксперименте крысе при помощи микроспреера в виде аэрозоля дисперсностью 32,1±2,6 мкм.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной медицине, хронобиологии, патофизиологии, ветеринарии, и может быть использовано для оценки центральной десинхронизации организма у крыс. Проводят исследование в сыворотке крови концентрации мелатонина, кортикотропина и β-эндорфина.

Изобретение относится к биотехнологии. Раскрыты и заявлены мутация(мутации) или модификация(модификации) фермента CRISPR, например фермента Cas, такого как Cas9.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для прогнозирования высокого риска аутоиммунного воспаления при посттравматическом увеите на отдаленных сроках течения. Во влаге передней камеры травмированного глаза и в сыворотке крови определяют уровень трансформирующего фактора роста TGF-β1.
Наверх