Аэродинамический стенд для исследования особенностей обтекания многодвигательной силовой установки

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и может быть использовано для исследования условий вихреобразования и попадания посторонних предметов в воздухозаборники многодвигательной силовой установки летательного аппарата. Стенд содержит каркас, состоящий из вертикальной и горизонтальной рам, соединенных между собой во взаимно перпендикулярных плоскостях, первую мотогондолу с воздухозаборником, снабженным элементом прососа воздуха через него, установленную на вертикальную раму, неподвижный экран, установленный под мотогондолой на горизонтальной раме. Также он содержит емкость с флуоресцентным веществом, расположенную под входной частью воздухозаборника, накопительное устройство, установленное в выходной части мотогондолы, механизм создания внешнего воздушного потока с возможностью управления его направлением, скоростью и степенью неравномерности и средство фото-/видеофиксации. Дополнительно введена вторая мотогондола с воздухозаборником, при этом каждая мотогондола снабжена механизмами поперечного и вертикального возвратно-поступательного движения, воздухозаборники установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости с фиксацией заданного угла и в продольной оси относительно друг друга. Технический результат заключается в повышении технологичности при проведении исследований, функциональности стенда при проведении исследований обтекания многодвигательной силовой установки при различных режимах работы двигателей и различных внешних условиях. 3 ил.

 

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и может быть использовано для исследования условий вихреобразования, и попадания посторонних предметов в воздухозаборники многодвигательной силовой установки летательного аппарата.

Более близким по технической сущности к заявленному изобретению является установка для аэродинамических испытаний моделей воздухозаборника двигателя летательного (патент RU 2349888 С2, G01M 9/00, 28.03.2009).

Установка содержит модель мотогондолы с воздухозаборником, систему, обеспечивающую просос воздуха через воздухозаборник, неподвижный экран, имитирующий взлетно-посадочную полосу, емкость, расположенную под входной частью воздухозаборника, с веществом, на которое воздействует вихревой поток, возникающий под воздухозаборником, накопительное устройство, установленное в выходной части модели, и вентиляторной установкой, имитирующей для модели внешний регулируемый воздушный поток различной направленности, скорости и степени неравномерности. В емкость помещены твердые частицы с выбранными из условия подобия формой и размерами, покрытые флуоресцентной краской, вокруг емкости уложен слой таких же твердых частиц без покрытия, образующих вместе с твердыми частицами в емкости общую поверхность, имитирующую поверхность взлетно-посадочной полосы. Дополнительно установка снабжена источником света, обеспечивающим возникновение эффекта флуоресценции, и средствами фото- и/или видеофиксации траектории светящихся частиц.

В качестве твердых частиц предпочтительно использовать промытый речной песок, просеянный на калибрующих ситах. Фиксацию траектории светящихся частиц при эксперименте осуществляют посредством видеозаписывающей системы. При этом по завершении эксперимента определяют массу вещества, попавшего в накопительное устройство, установленное в выходной части мотогондолы.

Недостатком известного устройства является низкая технологичность, которая заключается в увеличении времени задания начальных условий при подготовке к исследованию и проведении серии исследований, и низкая функциональность устройства, обусловленная тем, что два воздухозаборника оказывают взаимное влияние на приземные вихри, образующиеся под ними.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение технологичности при проведении исследований, функциональности стенда при проведении исследований обтекания многодвигательной силовой установки при различных режимах работы двигателей и различных внешних условиях.

Технический результат достигается тем, что в известную установку для определения интенсивности вихря (вихрей) под воздухозаборником, содержащую каркас, состоящий из вертикальной и горизонтальной рам, соединенных между собой во взаимно перпендикулярных плоскостях, первую мотогондолу с воздухозаборником, снабженным элементом прососа воздуха через него, установленную на вертикальную раму, неподвижный экран, установленный под мотогондолой на горизонтальной раме, емкость с флуоресцентным веществом, расположенную под входной частью воздухозаборника, накопительное устройство, установленное в выходной части мотогондолы, и механизм создания внешнего воздушного потока с возможностью управления его направлением, скоростью и степенью неравномерности и средство фото-/видеофиксации, согласно изобретения, дополнительно введена вторая мотогондола с воздухозаборником, при этом каждая мотогондола снабжена механизмами поперечного и вертикального возвратно-поступательного движения, воздухозаборники установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости с фиксацией заданного угла и в продольной оси относительно друг друга.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно введена вторая мотогондола с воздухозаборником, при этом каждая мотогондола снабжена механизмами поперечного и вертикального возвратно-поступательного движения, воздухозаборники установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости с фиксацией заданного угла и в продольной оси относительно друг друга.

Введение второй мотогондолы с воздухозаборником обеспечивает проведение исследований процесса вихреобразования и особенностей обтекания силовой установки, имеющей в своем составе два и более двигателя. Перемещение мотогондол многодвигательной силовой установки осуществляется с помощью механизма возвратно-поступательного движения. Перемещение относительно оси OY осуществляется с помощью механизма вертикального возвратно-поступательного движения с целью изменения расстояния между экраном и входом в воздухозаборник, оказывающего влияние на вихрь. Перемещение кронштейнов крепления воздухозаборников относительно оси OZ осуществляется с помощью механизма поперечного возвратно-поступательного движения с целью изменения расстояния между воздухозаборниками, оказывающего влияние на вихрь. Выбор заданного угла воздухозаборников в вертикальной плоскости осуществляется путем их вращения относительно оси OZ с дальнейшей фиксацией. Также их положение по оси ОХ осуществляется с помощью перемещения воздухозаборников в продольном направлении относительно друг друга. При проведении серии исследований, когда необходимо изменять положение воздухозаборников, время подготовки к исследованию сокращается за счет перемещения воздухозаборника относительно одной из плоскостей, при этом другие настройки в корректировке не нуждаются.

Структурная схема аэродинамического стенда в двух проекциях приведена на фигуре, где обозначено:

а - вид спереди; б - вид сбоку; в - вид сверху; 1 - неподвижный экран; 2 - мотогондола с воздухозаборником; 3 - устройство прососа воздуха через воздухозаборник; 4 - горизонтальная рама; 5 - вертикальная рама; 6 - механизм поперечного возвратно-поступательного движения; 7 - механизм вертикального возвратно-поступательного движения; 8 - емкость с флуоресцентным веществом; 9 - механизм создания внешнего воздушного потока.

Назначение механизма поперечного возвратно-поступательного движения 6 и механизма вертикального возвратно-поступательного движения 7 ясно из названия. Механизмы возвратно-поступательного движения могут быть выполнены в виде модулей линейного перемещения на рельсовых направляющих СТМ 2/СТМУ 2 [URL: http://zaozmi.ru/catalog/linear_module/ctm.html дата обращения 08.09.2020] с шаговыми электродвигателями [URL: https://3d-diy.ru/wiki/cnc/stepper-motor/ дата обращения 08.09.2020]. Угловое перемещение воздухозаборников может быть реализовано путем их соединения в виде шарнирного наконечника ISB TSM6C [URL: https://www.vseinstrumenti.ru/rashodnie-materialy/instrument/podshipniki/sharnirnye-nakonechniki/isb/tsml12-680601165/ дата обращения 15.09.2020]. Перемещение воздухозаборников в продольной оси может быть реализовано за счет их передвижения по рельсовым направляющим полного выдвижения Fit L-500 45 03.150.500 ZN [URL: https://www.vseinstrumenti.ru/krepezh/furnitura/mebelnaya-furnitura/mebelnyj/napravlyayuschie/fit/1-500-45-polnogo-vydvizheniya-03-150-500-zn/ дата обращения 15.09.2020].

Аэродинамический стенд работает следующим образом.

Объект исследования (мотогондолы с воздухозаборниками выбранного размера и формы) закрепляется на направляющих механизма продольного возвратно-поступательного движения. Далее следует этап выбора начальных условий: оператор приводит в действие механизм вертикального возвратно-поступательного движения устанавливает необходимое расстояние по оси OY между экраном и каждым воздухозаборником. Далее оператор приводит в действие механизм поперечного возвратно-поступательного движения и устанавливает расстояние между воздухозаборниками по оси OZ. На заключительном шаге этапа выбора начальных условий оператор устанавливает индивидуальное расстояние по оси ОХ между входными сечениями воздухозаборников и угол наклона воздухозаборников в вертикальной плоскости относительно оси OZ.

Далее следует проведение исследований.

Оператор с помощью устройства прососа воздуха через воздухозаборник, являющегося индивидуальным для каждой мотогондолы, устанавливает необходимый расход воздуха через модель силовой установки летательного аппарата, тем самым имитируя требуемый режим ее работы. При заданных начальных условиях расположения мотогондол и достижении критического отношения скорости воздушного потока на входе в воздухозаборник к скорости воздушного потока вне воздухозаборника образуется приземный вихрь, являющийся причиной попадания посторонних предметов в силовую установку. Динамическая визуализация процесса образования приземного вихря осуществляется за счет подхвата флуоресцентного вещества. Процесс образования приземного вихря, взаимодействия вихревых структур между воздухозаборниками, подхвата флуоресцентных частиц, выступающих в качестве посторонних предметов, фиксируется видеозаписывающей системой для дальнейшего анализа процесса вихреобразования.

После завершения исследований происходит взвешивание вещества, попавшего в накопительное устройство каждой мотогондолы.

Аэродинамический стенд, содержащий каркас, состоящий из вертикальной и горизонтальной рам, соединенных между собой во взаимно перпендикулярных плоскостях, первую мотогондолу с воздухозаборником, снабженным элементом прососа воздуха через него, установленную на вертикальную раму, неподвижный экран, установленный под мотогондолой на горизонтальной раме, емкость с флуоресцентным веществом, расположенную под входной частью воздухозаборника, накопительное устройство, установленное в выходной части мотогондолы, механизм создания внешнего воздушного потока с возможностью управления его направлением, скоростью и степенью неравномерности и средство фото-/видеофиксации, отличающийся тем, что дополнительно введена вторая мотогондола с воздухозаборником, при этом каждая мотогондола снабжена механизмами поперечного и вертикального возвратно-поступательного движения, воздухозаборники установлены с возможностью перемещения в вертикальной плоскости с фиксацией заданного угла и в продольной оси относительно друг друга.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к поршневым газодинамическим установкам. Установка содержит закрепленный на фундаменте ствол с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам ствола плунжерами, соединенными между собой подвижной платформой, баллон высокого давления и форкамеру, соединенную с соплом, источник модельного газа, соединенный с полостью ствола.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к аэродинамическим трубам и к импульсным газодинамическим установкам типа ударных труб, позволяющим реализовывать экспериментальное моделирование условий полета высокоскоростных летательных аппаратов в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной промышленности при исследовании процессов обледенения летательных аппаратов. Установка содержит холодильную камеру с расположенной в ней горизонтальной аэродинамической трубой напорного типа с центробежным вентилятором и водораспыливающую систему.

Изобретение относится к методам и средствам наземных испытаний элементов летательного аппарата (ЛА), а именно к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на поверхности элементов ЛА, например, обтекатели головок самонаведения авиационных ракет, антенные обтекатели, отсеки с ракетой в наземных условиях.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования функционирования систем радиосвязи с гиперзвуковым летательным аппаратом. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности проведенных измерений радиотехнических характеристик радиоаппаратуры ГЗЛА.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов и может быть использовано при статических и динамических испытаниях моделей летательных аппаратов в аэродинамических трубах. Устройство включает платформу с нижним основанием, на котором размещены электроприводы, блок управления электроприводами, верхнее подвижное основание платформы, раму, один конец которой закреплен на верхнем основании платформы, а другой конец соединен с горизонтальным валом вместе с внутримодельным узлом и динамометром, на горизонтальном валу установлено устройство создания гармонических колебаний модели по крену и рысканию.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к летающим лабораториям (ЛЛ) и может быть использовано для летных испытаний объектов авиационной техники. Многофункциональная летающая лаборатория (МФЛЛ) на базе транспортного самолета содержит транспортный самолет с грузовым отсеком и манипулятором.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов и может быть использовано при проектировании, изготовлении и испытаниях в аэродинамических трубах аэродинамических моделей различного назначения. Устройство содержит посадочный элемент в виде втулки, встроенный во втулку магнит и вихрегенратор, установленный в отверстие втулки.
Изобретение относится к технике наземных испытаний элементов летательных аппаратов (ЛА), а именно к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на головную часть ракеты в наземных условиях. Заявлен способ управления нагревом при тепловых испытаниях керамических обтекателей, который включает зонный радиационный нагрев фронтальной поверхности обтекателя инфракрасными нагревателями с отражательными экранами.

Изобретение относится к области малогабаритных струйных генераторов дыма. Дымогенератор содержит испаритель с выходным отверстием для дыма, емкость с дымообразующей жидкостью, устройство подачи дымообразующей жидкости в испаритель, электрический источник питания, датчик контроля температуры испарителя, при этом испаритель состоит из выполненных из электропроводного материала корпуса и трубки испарителя, последовательно подключенных в качестве резистора к электрическому источнику питания, при этом в трубке испарителя установлена нагреваемая вставка из пористого материала, длина которой больше диаметра трубки испарителя.

Изобретение относится к области промышленной аэротермодинамики и может быть использовано для исследований аэротермомеханической стойкости материалов и элементов конструкций авиационной и ракетной техники на воздействие высокоэнтальпийных скоростных газовых потоков. Установка содержит как минимум одну камеру сгорания с аэродинамическим соплом, снабженную системой зажигания, систему подачи топлива, подключенную к первому вводу камеры сгорания и включающую, источник топлива, топливную магистраль, первый управляемый клапан, регулятор расхода топлива, первое расходомерное устройство, снабженное соплом, систему подачи кислорода, подключенную к второму вводу камеры сгорания и включающую источник кислорода, кислородную магистраль, регулятор расхода кислорода, второй управляемый клапан, второе расходомерное устройство, снабженное соплом, систему подачи нейтрального газа, включающую магистраль нейтрального газа, источник нейтрального газа, выход которого подключен к входу регулятора давления нейтрального газа, выход которого соединен с параллельно установленными третьим и четвертым управляемыми клапанами, датчики давления, входы первых из которых подключены к полостям расходомерных устройств перед, входы вторых - после установленных в них сопел, блок управления и регистрации, подключенный к соответствующим входам управляемых клапанов, соответствующему входу системы зажигания и выходам датчиков давления. Новым является то, что система зажигания выполнена в виде запальной горелки, содержащей как минимум одну свечу зажигания, подключенную к блоку управления и регистрации, камеру сгорания с собственным соплом, снабженную отдельными вводами для подключения к системам подачи топлива и кислорода, подсоединенную соплом к днищу камеры сгорания с аэродинамическим соплом. Системы подачи топлива и кислорода в камеру сгорания дополнительно снабжены приемным коллектором топлива и приемным коллектором кислорода, пятым и шестым управляемыми клапанами соответственно. Установка дополнительно снабжена датчиком погасания пламени и камерой видеонаблюдения, выходы которых соединены с входами блока управления и регистрации, установленными с возможностью регистрации состояния газового потока на выходе из аэродинамического сопла. Установка может быть снабжена системой контроля загазованности окружающего воздуха, выход которой может быть соединен с соответствующим входом блока управления и регистрации. Технический результат - реализация максимально приближенных к натурным параметров термомеханического воздействия на испытываемый материал или конструкцию высокоэнтальпийного скоростного газового потока, характерного для движения летательного аппарата в атмосфере с гиперзвуковой скоростью, обеспечение возможности наращивания производительности установки подключением дополнительных топливных и кислородных модулей, а также обеспечение возможности выполнения условий безопасного функционирования установки при использовании газообразных взрывопожароопасных высокоэнергетических компонентов горючего - водорода и кислорода. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх