Способ регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к регулированию параметров объекта с помощью входящих в его состав регулирующих устройств, в частности в ракетно-космической технике для регулирования жидкостного ракетного двигателя. Способ регулирования параметров ЖРД заключается в установке приводов агрегатов регулирования в положения, которые соответствуют требуемым значениям тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива, температур и давлений компонентов топлива на входе в двигатель и определяются по математической модели данного двигателя или по полиномам регулирования данного двигателя, полученным путем аппроксимации результатов расчетов, проведенных по математической модели данного двигателя, и закладываются в ЭВМ стендовой системы управления или бортовую ЭВМ ракеты-носителя. Математическая модель данного двигателя формируется идентификацией по результатам измерений параметров ЖРД, полученным на предварительно проведенном многорежимном стендовом испытании. Полиномы регулирования данного двигателя определяются путем аппроксимации результатов расчетов, проведенных по математической модели данного двигателя. Изобретение обеспечивает повышение точности регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Область техники

Изобретение может быть использовано в различных областях техники, где необходимо регулировать параметры объекта с помощью входящих в его состав регулирующих устройств, в частности в ракетно-космической технике для регулирования жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) при его повторных огневых стендовых испытаниях и при использовании в составе ракеты-носителя.

Уровень техники

Известен способ регулирования параметров ЖРД по патенту №2278988, МПК F02K 9/56, 2003 г., предусматривающий установку приводов агрегатов регулирования ЖРД в положения, рассчитанные по полиномам в соответствии с заданными значениями тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива и температурам компонентов на входе в двигатель. Полиномы определяются по результатам предварительно проведенных огневых стендовых испытаний данного экземпляра двигателя.

Этот способ принят за прототип, так как он предназначен для использования при повторных огневых стендовых испытаниях и при использовании в составе ракеты-носителя, основан на использовании результатов обработки экспериментальных данных и в конечном виде представляет полиномы, описывающие регулирование испытанного ЖРД. Однако прототип имеет следующие недостатки - он осуществляет регулирование ЖРД без учета влияния давлений компонентов топлива на входе в двигатель и обеспечивает точность регулирования лишь в ограниченном диапазоне условий эксплуатации двигателя, близком к номинальным.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения состояла в разработке способа регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя при его повторных огневых стендовых испытаниях и при использовании в составе ракеты-носителя, заключающегося в регулировании двигателя в соответствии с заданными условиями его эксплуатации по зависимостям, которые ранее были определены по результатам измерений параметров двигателя при огневом стендовом испытании, который не имеет указанных недостатков прототипа и отличается тем, что приводы агрегатов регулирования устанавливаются в положения, которые соответствуют требуемым значениям тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива, температур и давлений компонентов топлива на входе в двигатель и рассчитываются по математической модели данного экземпляра двигателя или по полиномам регулирования данного двигателя, полученным путем аппроксимации результатов расчетов, проведенных по математической модели данного двигателя и имитирующих проведение многорежимного огневого испытания.

Технический результат заключается в том, что достигается повышение точности регулирования параметров ЖРД во всем диапазоне условий эксплуатации двигателей данного типа, что в конечном счете приводит к выполнению высоких требований по экономичности и безопасности стендовых испытаний и летной эксплуатации современного мощного ЖРД.

Поставленная цель достигается за счет того, что регулирование двигателя осуществляется с использованием математическая модели данного двигателя, которая формируется идентификацией математической модели этого типа двигателя по результатам измерений параметров конкретного ЖРД, полученным на предварительно проведенном стендовом испытании, содержащем достаточное количество различных режимов. Например, достоверный результат идентификации достигается при использовании штатной циклограммы контрольно-технологического испытания двухкомпонентного ЖРД, работающего по схеме с дожиганием в камере окислительного генераторного газа и регулируемого по тяге и соотношению компонентов топлива, приведенной на чертеже.

Входными параметрами такой математической модели являются значения условий эксплуатации ЖРД, выходными параметрами - значения положений приводов агрегатов регулирования.

Практика показывает, что такая математическая модель наиболее полно отражает характеристики функционирования конкретного экземпляра двигателя, выявленные на огневом испытании, и обеспечивает повышение точности регулирования параметров ЖРД во всем диапазоне условий эксплуатации двигателей данного типа, что недостижимо иными методами.

Полиномы регулирования данного двигателя определяются путем аппроксимации результатов расчетов, проведенных по математической модели данного двигателя и имитирующих проведение многорежимного огневого испытания.

Например, для двухкомпонентного ЖРД, работающего по схеме с дожиганием в камере окислительного генераторного газа и регулируемого по тяге и соотношению компонентов топлива, результаты расчетов положений приводов агрегатов регулирования аппроксимируются функциями шести переменных как

где - положения приводов регулятора расхода компонента в газогенератор и дросселя горючего на входе в камеру сгорания;

R - уровень тяги в пустоте;

Km - коэффициент соотношения компонентов топлива;

- температуры окислителя и горючего на входе в двигатель;

- давления окислителя и горючего на входе в двигатель и описываются с помощью полиномов вида

где произведения - всевозможные неповторяющиеся пары указанных переменных.

Входными параметрами полиномов регулирования также являются значения условий его эксплуатации, выходными параметрами являются значения положений приводов агрегатов регулирования, соответствующие заданным значениям этих условий.

Для осуществления регулирования конкретного двигателя при его повторных огневых стендовых испытаниях и при использовании в составе ракеты-носителя математическая модель данного двигателя или его полиномы регулирования закладываются в ЭВМ стендовой системы управления или в ЭВМ на борту ракеты-носителя.

Перечень фигур

На чертежее приведена циклограмма контрольно-технологического испытания двухкомпонентного ЖРД, работающего по схеме с дожиганием в камере окислительного генераторного газа и регулируемого по тяге и соотношению компонентов топлива, содержащая количество различных режимов работы двигателя, достаточное для идентификации математической модели: профили изменения значений уровня пустотной тяги R и коэффициента соотношения компонентов топлива Km по времени испытания.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

Способ регулирования параметров ЖРД определяется следующим образом

- проводится огневое стендовое испытание ЖРД по циклограмме, содержащей достаточное количество различных режимов работы, и измеряются параметры двигателя на всех режимах испытания;

- по результатам измерений идентифицируется математическая модель этого типа двигателя, в результате чего определяется математическая модель конкретного испытанного двигателя.

Для расчетной имитации проведения многорежимного огневого испытания данного экземпляра двигателя во всем диапазоне условий эксплуатации двигателя по его математической модели проводятся многовариантные расчеты положений приводов агрегатов регулирования как функций шести входных параметров модели и аппроксимацией полученных данных определяются полиномы регулирования этого двигателя.

При проведении повторных стендовых испытаний предлагаемый способ регулирования параметров ЖРД используется для

1. управления двигателем непосредственно во время испытания по его математической модели или его полиномам регулирования, заложенным в ЭВМ стендовой системы управления,

2. управления двигателем по конкретным положениям приводов агрегатов регулирования, заранее определенным по математической модели данного двигателя или его полиномам регулирования согласно циклограмме и внешним условиям планируемого испытания.

В процессе работы ЖРД в составе ракеты-носителя предлагаемый способ регулирования ЖРД используется следующим образом.

1. До старта в память бортовой ЭВМ, управляющей ракетой-носителем, закладывается программа условий полета как функции времени и математическая модель или полиномы регулирования конкретного используемого в полете двигателя, определяющие зависимости положений приводов агрегатов регулирования как функций значений тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива и условий на входе в двигатель,

2. Во время полета приводы агрегатов регулирования двигателя устанавливаются в положения, определенные для требуемых условий полета по заложенной в память бортовой ЭВМ математической модели конкретного двигателя или его полиномам регулирования. Промышленная применимость

Предлагаемый способ регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя проработан на нашем предприятии и прошел апробирование в циклах повторных стендовых испытаний.

1. Способ регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя при его повторных огневых стендовых испытаниях и при использовании в составе ракеты-носителя, заключающийся в регулировании двигателя по заданным условиям его эксплуатации, и отличающийся тем, что

приводы агрегатов регулирования конкретного двигателя устанавливают в положения, которые соответствуют требуемым значениям тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива, а также фактических температур и давлений компонентов топлива на входе в двигатель, и определяют по математической модели данного двигателя, заложенной в ЭВМ стендовой системы управления или в ЭВМ на борту ракеты-носителя,

для чего предварительно проводят многорежимное огневое стендовое испытание данного двигателя и на каждом режиме измеряют его параметры,

по результатам измерений идентифицируют математическую модель этого типа двигателя и формируют математическую модель данного испытанного двигателя, входными параметрами которой являются значения тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива, а также температур и давлений компонентов топлива на входе в двигатель, выходными параметрами - значения положений приводов агрегатов регулирования,

математическую модель данного испытанного двигателя закладывают в ЭВМ стендовой системы управления или бортовую ЭВМ ракеты-носителя и по ней регулируют его в фактических условиях эксплуатации во время его повторных стендовых испытаний или полета в составе ракеты-носителя.

2. Способ регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что

приводы агрегатов регулирования конкретного двигателя устанавливают в положения, которые определены по полиномам регулирования данного двигателя, полученным путем аппроксимации результатов расчетов, проведенных по математической модели данного двигателя, и заложенным в ЭВМ стендовой системы управления или в ЭВМ на борту ракеты-носителя,

для чего по математической модели данного двигателя проводят многовариантные расчеты положений приводов агрегатов регулирования как функций значений тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива, а также фактических температур и давлений компонентов топлива на входе в двигатель, и аппроксимацией полученных данных определяют полиномы регулирования данного двигателя, которые закладывают в ЭВМ стендовой системы управления или бортовую ЭВМ ракеты-носителя и по ним регулируют двигатель в фактических условиях эксплуатации во время его повторных стендовых испытаний или полета в составе ракеты-носителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного и ракетного двигателестроения и может быть использовано при исследовании рабочих процессов в прямоточных воздушно-реактивных и гибридных ракетных двигателях в условиях стендовых испытаний. Способ заключается в измерении толщины сгоревшего свода цилиндрического канального заряда твердого топлива, размещенного в камере сгорания с сопловым блоком, при подаче нагретого газа с заданными значениями температуры и плотности потока окислителя.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано как стендовое оборудование для определения скорости горения твердых ракетных топлив (ТРТ) и скорости сублимации полимерных покрытий, например теплозащитных покрытий, бронирующих составов твердотопливных ракетных двигателей, при обдуве высокотемпературным газом.

Изобретение относится к испытательной технике, конкретно к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний, и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке. Ракетная каретка содержит несущую платформу, установленную на пилонах, опирающихся на опорно-направляющие башмаки, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, элементы тормозной системы и антикрыло.

Изобретение относится к испытательной технике, к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке. Ракетная каретка содержит несущую платформу, установленную на опорно-направляющие башмаки с элементами тормозной системы, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, и антикрыло или систему антикрыльев.

Характеристики термического окисления реактивного топлива оценивают посредством стандартного метода испытания термической стабильности авиационного топлива для турбореактивных двигателей. Этот метод испытания имитирует условия теплового напряжения, которым подвергается реактивное топливо в процессе эксплуатации, и часто осуществляется посредством лабораторных устройств, известных как установки.

Изобретение относится к области измерения основных внутрибаллистических характеристик в камере сгорания с использованием текущих значений толщины свода горящего образца. Предлагается способ определения скорости горения образца твердого ракетного топлива.

Изобретение относится к устройствам для испытания электрических ракетных двигателей, в частности к измерителям реактивной тяги. Измеритель реактивной тяги электрического ракетного двигателя содержит рычажный элемент, на одном из концов которого размещена приемная пластина из графита, опорный элемент, тензометрический датчик и комплект средств, обеспечивающий расчет реактивной тяги, где тензометрический датчик одним концом жестко связан с опорным элементом, а другим концом жестко связан с рычажным элементом с образованием в тензометрическом датчике свободной от жесткой связи области, способной к микроскопическому параллельному сдвигу относительно жестко связанных концов тензометрического датчика.

Изобретение относится к области экспериментальной отработки прочности эластичных шарниров (ЭШ) поворотных управляющих сопел ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) и может быть использовано при оптимизации конструкции ЭШ. Предлагается устройство для испытаний на прочность тарелей путем нагружения их по отдельности, вне конструкции эластичного шарнира в сборе, осевой сжимающей силой, обеспечивающей имитацию их работы в составе эластичного шарнира сопла РДТТ.

Способ измерения массы газа при работе ракетного двигателя малой тяги в режиме одиночных включений, в импульсных режимах и устройство для его реализации. Предложены способ и устройство для измерения массы газов (водорода Н2 и кислорода O2) при огневых испытаниях ракетных двигателей малых тяг при работе в режиме одиночных включений и в импульсных режимах.

Изобретение относится к испытательным стендам для жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ). Тягоизмерительное устройство состоит из корпуса, выполненного в виде круговой балки, упругих элементов, представляющих собой радиально ориентированные лепестки прямоугольного сечения, соединяющие корпус устройства и технологический фланец, на котором крепится испытуемый двигатель, а их количество, длина и параметры профиля обеспечивают требуемую собственную частоту конструкции, не менее чем в десять раз превышающую частоту измеряемых импульсов тяги, кроме того, в устройстве используются высокоточные лазерные датчики перемещения, которые в процессе работы двигателя могут быть установлены либо в барокамере в герметичном корпусе, либо вне ее.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Система (22) управления потоком содержит сеть (34) топливных каналов, содержащую первую (36) и вторую (38) части сети, расположенные друг относительно друга с возможностью параллельного протекания по ним потоков.
Наверх