Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолётного типа

Изобретение относится к способу оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа. Для оценки пространственного положения перед началом выполнения посадки фиксируют значения углов тангажа, крена и рыскания, высоту, место нахождения, скорость снижения, определяют разностные значения вышеуказанных параметров в процессе снижения и сравнивают их с заданными значениями. При выполнении определенных условий принимают решение о продолжении посадки. Обеспечивается повышение безопасности посадки воздушного судна. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности, к системам обеспечения безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа и может быть использовано при разработке систем управления посадкой воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении воздушного судна вертолетного типа как для ручного, так и для автоматического управления.

Наиболее близким, к заявленному способу является «Способ автоматической посадки самолета» RU 2061624 С1, опубл. 10.06.1996, МПК В64С 19/00», основанный на измерении координат самолета, скорости и ускорения его перемещения относительно них, формируют в точке начала снижения опорную траекторию снижения, исходя из параметров движения самолета в этой точке и в расчетной точке касания, определяют отклонение самолета от этой траектории, при снижении самолета всякий раз формируют заданное значение вертикальной и горизонтальной поперечной составляющих скорости снижения, обеспечивающие приземление самолета в расчетной точке касания, определяют отклонение текущего значения вертикальной и горизонтальной поперечной составляющих скорости снижения от соответствующих заданных значений и формируют управляющие сигналы на основе этих отклонений.

При выполнении посадок на пыльных, песчаных или заснеженных площадках вертолет создает вокруг себя пыльные или снежные вихри, которые ухудшают видимость и снижают или исключают возможность визуального захода на посадку [Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:base.garant.ru/184736/d8e34e7b9274ff56b4ab44c1bd6398fb/ (дата обращения: 20.11.2020)], когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений. Посадка по-вертолетному в этих условиях должна выполняться только при видимости естественного горизонта или наземных ориентиров [Особенности взлетов и посадок на пыльных, песчаных или заснеженных площадках: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svvaul.ru/component/k2/600-osobennosti-vzletov-i-posadok-na-pylnykh-peschanykh-ili-zasnezhennykh-ploshchadkakh (дата обращения: 20.11.2020)].

Под обеспечением безопасной посадки воздушного судна вертолетного типа понимается исключение проваливания под снег, лед, опрокидывания вертолета при посадке днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях (туман, дымка, дождь, снег, запыленность или задымленность атмосферы), а также в условиях поднятой с грунта пыли или снега его вращающимся винтом [Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. №128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»].

Недостатком способа-прототипа является низкий уровень безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа, в частности на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку, автономно без наличия средств и систем наземного радиотехнического обеспечения полетов авиации в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении (слабая или нулевая оптическая видимость закабинного пространства).

Техническим результатом изобретения является повышение уровня безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении воздушного судна вертолетного типа, за счет оценки изменения угла тангажа, угла крена, угла рыскания, высоты, места нахождения, скорости снижения воздушного судна вертолетного типа на посадке.

Указанный технический результат достигается тем, что оценка пространственного положения воздушного судна вертолетного типа, заключающаяся в определении угла тангажа, угла крена, угла рыскания, высоты, места нахождения, скорости снижения воздушного судна вертолетного типа на посадке, сравнения их с заданными значениями и принятия решения согласно изобретению, если необходимо выполнить посадку воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении, то дополнительно перед началом выполнения посадки фиксируют значения угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0, в процессе снижения определяют разностные значения угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнивают их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принимают решение о продолжении посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ.

Сущность заявляемого способа состоит в том, что если необходимо выполнить посадку воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении, то дополнительно перед началом выполнения посадки фиксируют значения угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0, в процессе снижения определяют разностные значения угла тангажа υвΔтм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнивают их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принимают решение о продолжении посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ.

Высота воздушного судна вертолетного типа измеряется при посадке на заснеженной площадке относительно земной поверхности [Пат. 2707275 Российская Федерация, МПК G01S 13/94. Способ выбора площадки для посадки воздушного судна вертолетного типа / Машков В.Г., Малышев В.А.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). №2019100117; заявл. 09.01.2019; опубл. 26.11.2019, Бюл. №33. 10 с.], при посадке на водоем со снежно-ледяным покровом относительно поверхности льда [Пат. 2737761 Российская Федерация, МПК G01S 13/94. Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом / Машков В.Г., Малышев В.А., Прохорский Р.А.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). №2019138650; заявл. 28.11.19; опубл. 02.12.2020, Бюл. №34.].

Сущность изобретения поясняется фиг. 1 и фиг. 2, где представлено положение вертолета и обозначено: 1 - подстилающая поверхность; 2 - вычитающее устройство измеренных значений угла тангажа υв, угла крена γв, угла рыскания ψв, высоты hв, места нахождения dв, скорости снижения νв и фиксированных значений (сохраненных) угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0 при зависании перед началом выполнения маневра (посадки); 3 - запоминающее устройство; 4 - схема сравнения разностных значений угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ; 5 - решающее устройство.

Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа при посадке на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении воздушного судна вертолетного типа может быть реализован, например, с помощью устройства используемого в приборном оборудовании воздушного судна вертолетного типа, состоит в том, что перед началом выполнения маневра (посадки) фиксируют значения (сохраняют данные) угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0 в запоминающем устройстве 3. В процессе снижения воздушного судна вертолетного типа в вычитающем устройстве 2 определяют разностные значения угла тангажа υвΔизмвв0, угол тангажа положителен при оси вертолета поднятой над горизонтом, угла крена γвΔизмвв0, угол крена положителен при правом крене, угла рыскания ψвΔизмвв0, угол рыскания положителен при отвороте от заданного курса влево, высоты hвΔизм=hв-hв0, высота положительна при превышении заданного значения, места нахождения dвΔизм=dв-dв0, место нахождения положительно при принижении заданного значения, скорости снижения νвΔизмвв0, скорость снижения положительна при принижении заданного значения.

В схеме сравнения 4, полученные разностные значения угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм сравнивают с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ.

Решающее устройство 5 (и) принимает решение о возможности продолжения посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ с выдачей рекомендации экипажу на многофункциональный индикатор и в головные телефоны о возможности продолжения посадки воздушного судна вертолетного типа, либо на выполнение необходимых действий для приведения воздушного судна вертолетного типа к заданному пространственному положению. Выход с блока 5 является выходом устройства.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что заявляемый способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа при посадке на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении в зоне посадки вертолета обеспечивает измерение значений угла тангажа υв, угла крена γв, угла рыскания ψв, высоты hв, места нахождения dв, скорости снижения νв, определение разностных значений угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнение их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принятие решения при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ с выдачей рекомендации экипажу на многофункциональный индикатор и в головные телефоны о возможности продолжения посадки воздушного судна вертолетного типа, либо на выполнение необходимых действий для приведения воздушного судна вертолетного типа к заданному пространственному положению.

Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа, заключающийся в определении угла тангажа, угла крена, угла рыскания, высоты, места нахождения, скорости снижения воздушного судна вертолетного типа на посадке, сравнении их с заданными значениями и принятии решения, отличающийся тем, что если необходимо выполнить посадку воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении, то дополнительно перед началом выполнения посадки фиксируют значения угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0, в процессе снижения определяют разностные значения угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнивают их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принимают решение о продолжении посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу восстановления векторной информации в информационно-измерительных системах транспортных средств. Для восстановления векторной информации производят комбинированную обработку определенным образом данных навигационных датчиков с учетом параметров ориентации транспортного средства, за счет формирования имитационной модели сигналообразования в виде системы трех линейных алгебраических уравнений, содержащих три неизвестные проекции искомого вектора на оси связанного базиса, с последующим вычислением этих проекций путем решения уравнений имитационной модели сигналообразования.

Изобретение относится к операционному устройству для автономного транспортного средства. Операционное устройство для автономного транспортного средства включает в себя сенсорную панель, выполненную с возможностью отображать, по меньшей мере, одну из кнопки начала движения и кнопки замедления и кнопку оповещения на одном экране.

Группа изобретений относится к способу и навигационной системе для обеспечения защиты от столкновений в летательном аппарате. Для обеспечения защиты от столкновений сравнивают поток команд от пилота с данными управления, которые формируют путем обработки определенным образом данных датчика, выполняющего идентификацию препятствий, для определения безопасности этого потока команд.

Изобретение относится к способу и системе для вычисления данных для управления работой беспилотного автомобиля. Беспилотный автомобиль (SDC) движется по сегменту дороги, который имеет полосу движения.

Изобретение относится к способу включения заблаговременно сформированного маневра в полётное задание беспилотного планирующего летательного аппарата (БПЛА). Для включения маневра в полётное задание преобразуют определенным образом условные координаты опорных точек маневра.

Изобретение относится к автономным транспортным средствам. Способ отслеживания и прогнозирования объектов окружающей среды автономным транспортным средством содержит этапы, на которых принимают от датчиков AV первые данные наблюдения, ассоциируют первые данные наблюдения с первым объектом окружающей среды путём определения объектов окружающей среды в пределах области гейтирования, причём объекты окружающей среды являются пользователями транспортной сети для транспортных средств и поддерживаются в модуле AV.

Заявленное изобретение представляет собой комплекс управления производственными процессами, контроля продукции, сырьевых ресурсов, который предназначен для организации объективного роботизированного контроля производственных процессов предприятий, использующих сырьё в виде сыпучих материалов, складывающих готовую продукцию на открытых площадках.

Изобретение относится к области огневого поражения объектов и может быть использовано в высокоточных комплексах, использующих на различных этапах наведения управляемых боеприпасов (УБП) глобальные спутниковые навигационные системы. Определяют координаты местоположения цели и вносят их значения в УБП.

Изобретение раскрывает устройство вторичного позиционирования высокоточного мобильного робота и относится к области техники промышленных роботов. Устройство позволяет взаимодействовать с усовершенствованным шасси промышленного робота, чтобы выполнить быстрое зажимание и отпускание шасси промышленного робота, и включает шасси промышленного робота, устройство позиционирования, зажимный механизм.

Изобретение относится к способам дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами, выполняющими перелеты на большие дальности - до нескольких тысяч километров. Способ дистанционной коррекции полетного задания беспилотного летательного аппарата включает подготовку полетных заданий и организацию контура дистанционного управления для изменения участков траектории полета беспилотного летательного аппарата.

Группа изобретений относится к способу и навигационной системе для обеспечения защиты от столкновений в летательном аппарате. Для обеспечения защиты от столкновений сравнивают поток команд от пилота с данными управления, которые формируют путем обработки определенным образом данных датчика, выполняющего идентификацию препятствий, для определения безопасности этого потока команд.
Наверх