Газоперекачивающий агрегат

Изобретение относится к газоперекачивающим агрегатам - ГПА с высокотемпературными газотурбинными двигателями в качестве приводов. Задача создания изобретения: повышение КПД агрегата. Достигнутый технический результат: повышение КПД агрегата. Решение указанных задач достигнуто в газоперекачивающем агрегате, содержащем газотурбинный двигатель, входное устройство, компрессор, камеру сгорания с жаровой трубой и топливо-воздушными форсунками на форсуночной плите, соединенными через топливный коллектор с топливопроводом, турбину, свободную турбину и выхлопное устройство, систему синтез-газа, которая содержит вторую систему отбора газа и систему отбора воздуха из-за компрессора, эжектор-смеситель, к которому присоединены выходы второй системы отбора газа и система отбора воздуха, к выходу из эжектора-смесителя присоединены два последовательно соединенных теплообменника: предварительного нагрева, установленный в выхлопном устройстве, и окончательного нагрева и катализатор, тем, что теплообменник окончательного нагрева установлен внутри жаровой трубы и оборудован форсунками синтез-газа, а катализатор установлен в выходной полости этого теплообменника, выполненного с выходным обтекателем. 7 з.п. ф-лы, 15 ил.

 

Изобретение относится к газоперекачивающим агрегатам - ГПА с высокотемпературными газотурбинными двигателями в качестве приводов.

Известен газоперекачивающий агрегат, использующий один из наиболее эффективных методов повышения эффективности процесса сгорания и улучшения экологических характеристик является способ добавки в углеводородное топливо смеси водорода и монооксида углерода, которые могут получаться за счет реформирования природного газа в каталитическом реакторе генератора синтез-газа. (Цыбизов Ю.И., Елисеев Ю.С., Федорченко Д.Г. «Использование синтез-газа для обеспечения экологической безопасности ГТУ», Авиадвигатели XXI века., Москва, ЦИАМ. С. 461-462. 2015 г.).

Недостатки трудности с подогревом исходного сырья в каталитическом реакторе свыше 600°С.

Известен газоперекачивающий агрегат по патенту РФ на изобретение №2708957, МПК F02C 3/00, опубл. 12.12.2019 г.

Этот ГПА содержит газотурбинный двигатель, топливную систему и систему синтез-газа, которая содержит вторую систему отбора газа и систему отбора воздуха из-за компрессора, эжектор-смеситель, к которому присоединены выходы второй систему отбора газа и система отбора воздуха, к выходу из эжектора-смесителя присоединены последователь теплообменник предварительного нагрева, установленный выхлопном устройстве и теплообменник окончательного нагрева, установленный на корпусе камеры и катализатор.

Недостаток: низкий КПД агрегата из-за больших габаритов теплообменников и малая эффективность активных радикалов синтез-газа из-за значительного времени прохождения синтез-газа от теплообменника до форсунок синтез-газа. Время жизни радикалов и ионов составляет несколько наносекунд.

Задача создания изобретения повышение КПД агрегата.

Достигнутый технический результат: повышение КПД агрегата.

Решение указанных задач достигнуто в газоперекачивающем агрегате, содержащем газотурбинный двигатель, входное устройство, компрессор, камеру сгорания с жаровой трубой и топливо-воздушными форсунками на форсуночной плите, соединенными через топливный коллектор с топливопроводом, турбину, свободную турбину и выхлопное устройство, систему синтез-газа, которая содержит вторую систему отбора газа и систему отбора воздуха из-за компрессора, эжектор-смеситель, к которому присоединены выходы второй системы отбора газа и система отбора воздуха, к выходу из эжектора-смесителя присоединены два последовательно соединенных теплообменника: предварительно нагрева, установленный в выхлопном устройстве и окончательного нагрева и катализатор, тем, что теплообменник окончательного нагрева установлен внутри жаровой трубы и оборудован форсунками синтез-газа, а катализатор установлен в выходной полости этого теплообменника, выполненного с выходным обтекателем.

Теплообменник окончательного нагрева может быть установлен на форсуночной плите против топливного коллектора, закрепленного на ней же с другой стороны.

Теплообменник окончательного нагрева может содержать дополнительные топливные каналы, выходящие в кольцевую полость, образованную между внешним и внутренним кольцевыми кожухами, две кольцевые щели, между внешней и внутренней кольцевыми стенками и кольцевыми кожухами, на кольцевых стенках выполнены форсунки синтез-газа.

Теплообменник окончательного нагрева может содержать несколько теплообменных секций, равномерно размещенных на форсуночной плите, каждая из которых содержит дополнительный топливный канал, выходящий в полость внутри цилиндрического кожуха, кольцевой зазор, образованный между цилиндрическим кожухом и цилиндрической стенкой, с форсунками синтез-газа на ней.

На теплообменнике могут быть выполнены ребра.

Ребра могут быть выполнены в виде продольных пластин.

Ребра могут быть выполнены в виде цилиндров.

Ребра могут быть выполнены в виде конусов.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1…15, где:

на фиг. 1 приведена принципиальная схема газоперекачивающего агрегата,

на фиг. 2 приведена камера сгорания и система подачи топлива,

на фиг. 3 приведен разрез А-А, первый вариант

на фиг. 4 приведен первый вариант теплообменника.

на фиг. 5 приведен разрез В-В, второй вариант теплообменников,

на фиг. 6 приведен второй вариант теплообменников,

на фиг. 7 приведен теплообменник с ребрами,

на фиг. 8 приведен теплообменник с оребрением в виде цилиндрических штырьков,

на фиг. 9 приведен фрагмент теплообменной секции и катализатора,

на фиг. 10 приведены цилиндрические штырьки,

на фиг. 11 приведены конические штырьки,

на фиг. 12 приведена газовоздушная форсунка,

на фиг. 13 приведен разрез С-С газовоздушной форсунки,

на фиг. 14 приведен фрагмент форсуночной плиты,

на фиг. 15 приведен вид D форсуночной плиты.

Перечень признаков, принятых в описании:

газотурбинный двигатель 1,

входное устройство 2,

выхлопное устройство 3,

свободная турбина 4,

корпус 5,

сопловой аппарат 6,

рабочее колесо 7,

рабочие лопатки 8,

вал 9,

нагнетающий компрессор 10,

входной корпус 11,

выходной корпус 12,

центробежное рабочее колесо 13,

входная газовая труба 14,

выходная газовая труба 15,

воздушный тракт 16, воздухозаборник 17,

компрессор 18,

полость 19,

камера сгорания 20,

турбина 21,

газовый тракт 22,

направляющий аппарат 23,

рабочее колесо 24,

сопловой аппарат 25,

рабочее колесо 26,

жаровая труба 27,

форсуночная плита 28,

газовоздушные форсунки 29,

топливный коллектор 30,

вал 31,

первая опора 32,

вторая опора 33,

топливопровод 34,

регулятор расхода 35,

клапан 36,

вторая газовая магистраль 37,

второй клапан 38,

второй коллектор 39,

система отбора воздуха 40,

эжектор-смеситель 41,

теплообменник предварительного нагрева 42,

теплообменник окончательного нагрева 43,

теплообменные секции 44,

канал газа 45,

форсунка синтез-газа 46,

топливный канал 47,

полость коллектора 48,

внешняя кольцевая стенка 49,

внутренняя кольцевая стенка 50,

внешний кольцевой кожух 51,

внутренний кольцевой кожух 52,

полость синтез-газа 53,

внешняя кольцевая щель 54,

внутренняя кольцевая щель 55,

выходная полость 56,

соединяющее отверстие 57,

выходной обтекатель 58,

катализатор 59,

трубчатый корпус 60,

трубчатый кожух 61,

кольцевая щель 62,

ребра 63,

цилиндр 64,

конус 65,

хвостовик 66,

корпус 67,

выходное отверстие 68,

направляющие лопатки 69,

наклонные каналы 70,

установочное отверстие 71,

наклонные каналы плиты 72.

Предложенный газоперекачивающий агрегат - ГПА повышенной экономичности предназначен для перекачки природного газа. ГПА (фиг. 1) содержит газотурбинный двигатель 1, входное устройство 2, выхлопное устройство 3, свободную турбину 4, содержащую в свою очередь корпус 5, сопловой аппарат 6 и рабочее колесо 7 с рабочими лопатками 8. Рабочее колесо 7 валом 9 соединено с нагнетающим компрессором 10, содержащим входной корпус 11, выходной корпус 12 и центробежное рабочее колесо 13. К входному корпусу 11 присоединена входная труба 14, а к выходному корпусу 12 присоединена выходная газовая труба 15 (средства очистки и охлаждения природного газа на фиг. 1…15 не показаны).

Газотурбинный двигатель 1 содержит воздушный тракт 16, содержащий, в свою очередь воздухозаборник 17, компрессор 18 и полость 19 за компрессором 18 и перед камерой сгорания 20. Воздушный тракт 16 включает также и входное устройство 2, не относящееся к конструкции газотурбинного двигателя 1.

За камерой сгорания 20 установлена турбина 21 и выполнен газовый тракт 22, соединяющий выход из камеры сгорания 20 с входом в свободную турбину 4.

Компрессор 18 содержит несколько ступеней, каждая из которых содержит направляющий аппарат 23 и рабочее колесо 24 (фиг. 1). Турбина 21 содержит, по меньшей мере, одну ступень. Каждая ступень компрессора 18 содержит сопловой аппарат 25 и рабочее колесо 26.

Камера сгорания 20 содержит жаровую трубу 27, форсуночную плиту 28 с форсунками 29 и с топливным коллектором 30 перед форсуночной плитой 28, предназначенным для подачи топливного газа к форсункам 29 через специальные каналы в форсуночной плите 28.

Более подробно конструкция камеры сгорания 20 приведена далее со ссылкой на фиг. 1-4.

Вал привода 31, соединяет рабочие колеса 24 компрессора 18 и рабочее колесо 26 турбины 21 и установлен на первой и второй опорах 34 и 35. Опор может быть более двух для многовальных двигателей.

Система подачи топливного газа содержит топливопровод 36, один конец которого соединен с выходной газовой трубой 15, а другой - с топливным коллектором 30 камеры сгорания 20. В топливопроводе 36 установлены регулятор расхода 37 и клапан 38.

Таким образом, питание камеры сгорания 20 ГПА осуществляется газом, перекачиваемым самим турбонасосным агрегатом.

Система подачи синтез-газа содержит (фиг. 3 и 4) вторую газовую магистраль 39, второй клапан 40, второй коллектор 41, систему отбора воздуха 42, эжектор-смеситель 43, теплообменник предварительного нагрева 42, теплообменник окончательного нагрева 43. Теплообменник окончательного нагрева 43 может содержать несколько теплообменных секций 44 и каналы газа 45.

Теплообменник окончательного нагрева 43 (фиг. 3 и 4) содержит канал газа 45 и форсунки синтез-газа 46, в виде отверстий, выходящих в жаровую трубу 27. Топливный канал 45 соединяет полость коллектора 48 с газовоздушными форсунками 29 для подачи в эти форсунки топливного газа.

Теплообменник окончательного нагрева 43 (первый вариант) содержит внешнюю кольцевая стенку 49, внутреннюю кольцевую стенка 50, внешний кольцевой кожух 51, внутренний кольцевой кожух 52, полость синтез-газа 53, внешнюю кольцевую щель 54, внутреннюю кольцевую щель 55, соединенные с выходной полость 56, которая, в свою очередь соединена через соединяющее отверстие 57 с полостью синтез-газа 53.

Для снижения аэродинамических потерь теплообменник окончательного нагрева 43 оборудован выходным обтекателем 58, в котором выполнена выходная полость 56.

В выходной полости 56 выходного обтекателя 58 установлен катализатор 59.

В двух кольцевых щелях 54 и 55 топливный газ нагревается до 800°…900°С и превращается в синтез-газ, более активный в окислительном процессе, чем топливный газ.

Возможен вариант применения в теплообменнике окончательного нагрева нескольких теплообменных секций 44 в одной кольцевой или трубчато-кольцевой камере сгорания 20 (фиг. 5…6).

Конструкция этих теплообменных секций 44 несколько отличается от описанного ранее теплообменника окончательного нагрева 43, и они имеют небольшие габариты и просты по конструкции и технологии изготовления и сборки.

Они содержат трубчатый корпус 60, трубчатый кожух 61 и кольцевую щель 62.

Возможно применение ребер 63 на поверхности теплообменника окончательного нагрева 43 или теплообменных секций 44. Катализатор 59 установлен в выходной полости 58 выходного обтекателя 56 (фиг. 9).

Ребра 63 могут быть выполнены в виде цилиндров 64 (фиг. 10) или конусов 65 (фиг. 11). Возможны и другие варианты оребрения.

При этом важно, чтобы чрезмерно развитое оребрение не вносило значительные аэродинамические потери по продуктам сгорания в камере сгорания 20, что ухудшит в целом КПД газоперекачивающего агрегата. Однако применение оребрения уменьшит габарита теплообменника окончательного нагрева 43 еще в 2-3 раза и повысит эффективность этого теплообменника.

На фиг. 12 и 13 приведена газовоздушная форсунка 29.

Она содержит: хвостовик 66, являющийся частью корпуса 67, выходное отверстие 68, направляющие лопатки 69, наклонные каналы 70 для закрутки воздуха.

На фиг. 14 приведен фрагмент форсуночной плиты 28, а на фиг. 15 приведен вид D форсуночной плиты 28. В форсуночной плите 28 выполнены тупиковые установочные (для газовоздушных форсунок) отверстия 71 и воздушные каналы плиты 72 для подвода воздуха в наклонные каналы 71.

РАБОТА АГРЕГАТА

При запуске газотурбинного двигателя 1 стартером (не показан) раскручивают вал привода 31, который раскручивает рабочее колесо 24 компрессора 18 (фиг. 1).

Топливный газ по топливопроводу 34 через регулятор расхода 35 и клапан 36 поступает в полость коллектора 46 топливного коллектора 30 и далее через топливные каналы 45 (фиг 3 и 4) поступает в газовоздушные форсунки 29 (фиг. 1).

Одновременно часть топливного газа в объеме 10%…30% от общего объема, идущего в камеру сгорания 20 газоперекачивающего агрегата, по второй газовой магистрали 37 через эжектор- смеситель 41 в котором он смешивается с воздухом подается в теплообменник предварительного нагрева 42 (фиг. 3 и 4) и каналы газа 43, где топливный газ преобразуется в синтез-газ и через форсунки синтез-газа 44 поступает в катеру сгорания 20, точнее непосредственно в жаровую трубу 27.

В теплообменнике 42, точнее в двух кольцевых щелях 52 и 53 топливный газ нагревается до 800°…900°С и превращается в синтез-газ, более активный, чем топливный газ. В катализаторе 59 (фиг. 1 и 9) синтез-газ дополнительно активируется.

Расположение теплообменника в жаровой трубе 37 камеры сгорания 20 позволит максимально снизать его вес и повысить эффективность в 2…3 раза за счет очень высокой температуры продуктов сгорания, которая в современных ГТД достигает 1500°С.

При этом теплообменник окончательного нагрева 43 (или теплообменные секции 44) имеют низкое аэродинамическое сопротивление и не ухудшают характеристики газотурбинного двигателя 1 и в целом газоперекачивающего агрегата.

В результате, несмотря на относительно малое количество синтез-газа он равномерно перемешивается с воздухом и топливным газом в зоне горениям и активирует процесс горения по всему объему жаровой трубы 27. Расположение форсунок синтез-газа 46 непосредственно в жаровой трубе 27 предотвращает рекомбинацию ионов и радикалов синтез-газа и повышает полноту сгорания. Этому же способствует тот факт, что применено большое число мелких форсунок синтез-газа 46, в виде отверстий в кольцевых стенках 49 и 50 и в трубчатом корпусе 59 во втором варианте теплообменника окончательного нагрева 43, часто размещенных в зоне горения. Отверстия форсунок синтез-газа имеют длину 1…2 мм и при их прохождении синтез-газ не теряет свои активные свойства.

Одновременно при запуске газотурбинного двигателя 1 раскручивается вал 9 и свободная турбина 4 с нагнетающим компрессором 10, который повышает давление перекачиваемого газа.

Применение изобретения позволило:

- значительно повысить КПД агрегата за счет большей активности синтез-газа, и сохранения этой активности после подачи в зону горения за счет минимальной близости теплообменника форсунок синтез-газа к внутренней полости камеры сгорания, а именно полости ее жаровой трубы, и оптимального места установки катализатора,

- увеличить степень нагрева топливного газа в теплообменнике, что легче осуществить, так как, во первых, максимальное значение температуры продуктов сгорания в двигателе имеет место в зоне горения жаровой трубы, во-вторых топливный газ предварительно подогрет в теплообменнике предварительного нагрева,

- уменьшить габариты теплообменника окончательного нагрева из-за большого температурного напора на стенках этого теплообменника (теплообменных модулей), установленного в зоне самых высоких температур в газоперекачивающем агрегате.

1. Газоперекачивающий агрегат, содержащий газотурбинный двигатель, входное устройство, компрессор, камеру сгорания с жаровой трубой и топливо-воздушными форсунками на форсуночной плите, соединенными через топливный коллектор с топливопроводом, турбину, свободную турбину и выхлопное устройство, систему синтез-газа, которая содержит вторую систему отбора газа и систему отбора воздуха из-за компрессора, эжектор-смеситель, к которому присоединены выходы второй системы отбора газа и система отбора воздуха, к выходу из эжектора-смесителя присоединены два последовательно соединенных теплообменника: предварительного нагрева, установленный в выхлопном устройстве, и окончательного нагрева и катализатор, отличающийся тем, что теплообменник окончательного нагрева установлен внутри жаровой трубы и оборудован форсунками синтез-газа, а катализатор установлен в выходной полости этого теплообменника, выполненного с выходным обтекателем.

2. Газоперекачивающий агрегат по п. 1, отличающийся тем, что теплообменник окончательного нагрева установлен в жаровой трубе на форсуночной плите против топливного коллектора, закрепленного на ней же с другой стороны.

3. Газоперекачивающий агрегат по п. 1 или 2, отличающийся тем, что теплообменник окончательного нагрева содержит дополнительные топливные каналы, выходящие в кольцевую полость, образованную между внешним и внутренним кольцевыми кожухами, две кольцевые щели, между внешней и внутренней кольцевыми стенками и кольцевыми кожухами, на кольцевых стенках выполнены форсунки синтез-газа.

4. Газоперекачивающий агрегат по п. 1 или 2, отличающийся тем, что теплообменник окончательного нагрева содержит несколько теплообменных секций, равномерно размещенных на форсуночной плите, каждая из которых содержит дополнительный топливный канал, выходящий в полость внутри цилиндрического кожуха, кольцевой зазор, образованный между цилиндрическим кожухом и цилиндрической стенкой, с форсунками синтез-газа на ней.

5. Газоперекачивающий агрегат по п. 1 или 2, отличающийся тем, что на теплообменнике выполнены ребра.

6. Газоперекачивающий агрегат по п. 5, отличающийся тем, что ребра выполнены в виде продольных пластин.

7. Газоперекачивающий агрегат по п. 5, отличающийся тем, что ребра выполнены в виде цилиндров.

8. Газоперекачивающий агрегат по п. 5, отличающийся тем, что ребра выполнены в виде конусов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции турбокомпрессора, т.е. энергетической машине, позволяющей использовать свою кинетическую энергию для нагнетания воздуха, топливовоздушной смеси с целью последующего его использования в нужном устройстве.

Изобретение относится к машиностроению. Роторный детонационный газотурбинный двигатель содержит вал, на котором установлен жестко ротор, выполненный в виде моноблока, содержащего закрытое центробежное колесо, выполненное с основными лопатками, имеющими полную длину их верхней кромки, и вспомогательными лопатками, укороченными со стороны входа центробежного колеса.

Изобретение относится к турбореактивным двигателям и может быть использовано для создания аппаратов, способных перемещаться в водной среде, в воздухе и в условиях космического пространства. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности работы двигателя в условиях космического пространства и в условиях водной среды, при сохранении повышенной мощности турбореактивного двигателя и снижении расхода топлива.

Изобретение относится к энергетике, а именно к экологически чистым и экономически выгодным способам и установкам для выработки тепловой и механической энергий. Энерготехнологический комплекс для выработки тепловой и механической энергий включает энергетическую установку (1), состоящую из камеры сгорания, парогазовой турбины, соединенной с генератором электрической энергии, линий подачи кислорода, природного газа, воды и диоксида углерода в камеру сгорания, а также линию охлаждения отработанных газов, выполненную с возможностью конденсации воды и диоксида углерода.

Изобретение относится к устройству (2) улавливания частиц для газотурбинного двигателя, причем эти частицы содержатся в воздушном потоке, циркулирующем внутри газотурбинного двигателя, в частности в воздушном потоке, проходящем через обходную зону (17) камеры (13) сгорания указанного газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к области теплоэнергетики, а именно к способам и установкам для экологически чистой выработки механической и тепловой энергии. Установка для выработки тепловой и механической энергии состоит из камеры сгорания (1), соединенной с парогазовой турбиной (2), охладителей (3, 4, 13) отработанных газов, конденсатора (14), соединенного с тепловым насосом (17), компрессора (12), источника (15) кислорода и источника (16) углеродсодержащего топлива, соединенных с камерой сгорания (1).

Изобретение относится к газовой промышленности, а точнее к газовым турбинам газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций. Метаносодержащую смесь природного газа и воздуха из компрессора газотурбинной установки, сжатую в струйном компрессоре, нагревают в конвективном подогревателе теплом выхлопных газов газовой турбины и направляют в каталитический реактор, выполняющий функцию генератора синтез-газа и расположенный в рубашке охлаждения камеры сгорания.

Изобретение может быть использовано в области нефтехимии. Способ резервного энергообеспечения комплекса по производству сжиженного природного газа заключается в том, что при снижении количества исходного природного газа, поступающего на питание электростанции собственных нужд, ниже допустимого значения, питание электростанции собственных нужд осуществляют посредством сжиженного природного газа, откачиваемого из емкости для его хранения, который предварительно подвергают испарению.

Изобретение относится к машиностроению. Роторный биротативный газотурбинный двигатель содержит корпус с трубопроводами подачи окислительного и горючего рабочих тел в рабочее колесо первого ротора.

Изобретение относится к области теплоэнергетики. Способ регулирования установки для выработки механической и тепловой энергии включает по меньшей мере определение электромагнитного момента на якоре генератора, соединенного с парогазовой турбиной, оценку текущего рабочего режима установки для выработки механической и тепловой энергии на основе электромагнитного момента на якоре генератора, при этом при уменьшении электромагнитного момента ниже первого порогового значения, повышают производительность блока сжижения, в котором сжиженное углеродсодержащее топливо поступает в теплоизолированную емкость для хранения сжиженного углеродсодержащего топлива, а дополнительный жидкий кислород поступает в теплоизолированную емкость для хранения сжиженного кислорода, а при увеличении электромагнитного момента на якоре генератора выше второго порогового значения, снижают производительность блока сжижения.

Изобретение относится к области теплоэнергетики. Установка для выработки тепловой и механической энергии включает камеру сгорания (7), соединенную с парогазовой турбиной (12), устройство (20) ожижения диоксида углерода, соединенное с холодильной установкой (22), источник (21) кислорода, источник сжиженного природного газа (СПГ), контактные теплообменники (15, 19) низкого и высокого давления, соединенные с компрессором (18). Линия подачи СПГ соединена с первичной зоной камеры сгорания (7) и включает насос (1) СПГ, теплообменник-утилизатор (5) холода СПГ, расположенный в устройстве (20), и теплообменник (6) для подогрева СПГ. Линия подачи кислорода соединена с первичной зоной камеры сгорания (7) и включает кислородный насос (2), теплообменник-утилизатор (8) холода кислорода, расположенный в устройстве (20), и теплообменник (9) для подогрева кислорода. Теплообменники (6, 9) выполнены с возможностью охлаждения воды, поступающей в контактный теплообменник (15) низкого давления. Линия подачи диоксида углерода соединена с первичной и вторичной зонами камеры сгорания (7) и включает насос (3), подогреватель (10), выполненный с возможностью охлаждения воды, поступающей в по меньшей мере один контактный теплообменник (15 и/или 19), и рекуперативный охладитель (11) отработанных газов. Линия подачи воды в камеру сгорания (7) соединена с первичной и вторичной зонами камеры сгорания (7) и включает насос (4), соединенный с контактным теплообменником (15) низкого давления, и рекуперативный охладитель (13) отработанных газов. Технический результат заключается в повышении КПД и надежности установки. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх