Масляная система авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя. Масляная система авиационного газотурбинного двигателя содержит маслобак, нагнетающий насос с перепускным клапаном и напорной магистралью, подключенной к магистралям подачи масла в масляные полости подшипниковых опор ротора и коробки привода агрегатов. Напорная магистраль нагнетающего насоса через дополнительную магистраль с дозирующим дроссельным устройством подключена к маслобаку. Дозирующее дроссельное устройство выполнено в виде встроенного в дополнительную магистраль корпуса, внутри которого расположено седло с конусной иглой, установленной с возможностью осевого перемещения вдоль продольной оси дроссельного устройства, и снабжено регулируемым фиксатором положения иглы. Изобретение позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование давления подачи масла в двигатель и повысить надежность работы двигателя за счет поддержания оптимальной величины давления подачи масла во всем диапазоне режимов работы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя.

Известна масляная система авиационного газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, нагнетающий насос с перепускным клапаном и напорной магистралью, подключенной к магистралям подачи масла в масляные полости подшипниковых опор ротора и коробки привода агрегатов (пат. RU 2402686, F02C 7/06, опубл. 27.10.2010).

Известная маслосистема не обеспечивает поддержание постоянного давления масла в магистралях подачи масел в масляные полости с минимальным отклонением от заданной нормы во всем диапазоне рабочих режимов двигателя (от малого газа до максимала).

Объясняется это тем, что в обычных пружинных перепускных клапанах изменение давления в системе по мере подъема клапана неизбежно, а корректирование давления подачи масла в пределах величин, необходимых для надежной работы двигателя, например с помощью дополнительных дросселирующих устройств, не предусмотрено. Чтобы обеспечить оптимальное давление подачи масла при работе двигателя на режиме малого газа на большой высоте нагнетающий насос проектируется с избыточной подачей масла на номинальном режиме у земли, что приводит к увеличению подачи масла у земли выше допустимого значения. С другой стороны, расчет маслосистемы на оптимальное давление подачи масла на номинальном режиме двигателя у земли привел бы к снижению давления подачи масла на режиме малого газа на большой высоте полета ниже допустимого значения, что ухудшает смазку подшипниковых опор ротора и подшипников коробки привода агрегатов двигателя.

Другой недостаток известной маслосистемы - постепенное падение давления подачи масла по мере износа шестерен нагнетающего насоса, что может привести к отсутствию избыточной подачи масла и появлению недопустимого режима работы перепускного клапана, сопровождающегося ударами клапана о седло.

Замена нагнетающего насоса на двигателе усложняет его эксплуатацию и требует дополнительных материальных затрат.

Задача изобретения - оптимизация настройки давления подачи масла в двигатель во всем диапазоне рабочих режимов работы за счет использования постоянной резервной циркуляции масла от напорной магистрали нагнетающего насоса через дозирующее дроссельное устройство в маслобак.

Указанная задача решается тем, что в масляной системе авиационного газотурбинного двигателя, содержащей маслобак, нагнетающий насос с перепускным клапаном и напорной магистралью, подключенной к магистралям подачи масла в масляные полости подшипниковых опор ротора и коробки привода агрегатов, согласно изобретению, напорная магистраль нагнетающего насоса через дополнительную магистраль с дозирующим дроссельным устройством подключена к маслобаку. Дозирующее дроссельное устройство выполнено в виде встроенного в дополнительную магистраль корпуса, внутри которого расположено седло с конусной иглой, установленной с возможностью осевого перемещения вдоль продольной оси дроссельного устройства, и снабжено регулируемым фиксатором положения иглы. Дозирующее дроссельное устройство конструктивно установлено на входе в маслобак. Дозирующее дроссельное устройство реализовано с пропускной способностью в интервале 7-10% от расхода масла через напорную магистраль нагнетающего насоса.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является бесступенчатое регулирование давления подачи масла в двигатель и повышение надежности работы двигателя за счет поддержания оптимальной величины давления подачи масла во всем диапазоне режимов работы.

Благодаря дозирующему дроссельному устройству, установленному в контуре постоянной резервной циркуляции масла (маслобак - всасывающая магистраль - нагнетающий насос - напорная магистраль - дополнительная магистраль подключения к маслобаку) можно производить дополнительную (более точную) регулировку давления подачи масла в двигатель, раскрывая или перекрывая проходное сечение дроссельного устройства. Расположение дроссельного устройства на входе в маслобак позволяет одновременно с регламентными работами на маслобаке (заправка масла и замер уровня масла) производить настройку оптимального давления подачи масла, что упрощает эксплуатацию двигателя. Ввиду низкой напорности нагнетающего насоса (2…3 кг/см) и малого сопротивления в дроссельном устройстве потери мощности двигателя будут несущественны.

Сущность настоящего изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 - принципиальная гидравлическая схема масляной системы авиационного газотурбинного двигателя.

На фиг. 2 - схема дозирующего дроссельного устройства.

Масляная система включает в себя масляные полости 1, 2, 3 подшипниковых опор ротора двигателя и масляную полость 4 коробки приводных агрегатов (КПА). Масляная система снабжена маслобаком 5, нагнетающим насосом 6 с перепускным клапаном 7 и напорной магистралью 8, подключенной к магистралям подачи масла в масляные полости 1, 2, 3 и 4. Кроме этого, напорная магистраль 8 параллельно подсоединена через дополнительную магистраль 9 и дозирующее дроссельное устройство 10 к маслобаку 5.

Маслобак 5 всасывающей магистралью 11 сообщен с полостью всасывания 12 нагнетающего насоса 6. В напорной магистрали 8 установлены запорный клапан 13, фильтр 14 и теплообменник 15, выход из которого параллельно подключен через магистраль 16 на вход перепускного клапана 7. Выход из перепускного клапана 7 параллельно всасывающей магистрали 11 через магистраль 17 подключен в полость всасывания 12 нагнетающего насоса 6.

Каждая из масляных полостей 1, 2, 3 и 4 подключена к индивидуальному откачивающему насосу, выполненному конструктивно в едином блоке насосов 18, выход из которого выведен к воздухоотделителю 19. Для отвода воздуха из масляных полостей 1, 2, 3 и 4 в маслосистеме предусмотрена установка на КПА суфлера 20.

Дозирующее дроссельное устройство 10 установлено на магистрали 9 перед входом в маслобак 5 и состоит из корпуса 21, конусной иглы 22, расположенной внутри конусного седла 23, и фиксатора положения иглы 24.

При работе двигателя масло из маслобака 5 по всасывающей магистрали 11 поступает во всасывающую полость 12 нагнетающего насоса 6. Под действием напора, создаваемого насосом 6, открывается запорный клапан 13 и масло через фильтр 14 проходит в топливно-масляный теплообменник 15, на выходе которого масляный поток раздваивается: большая часть масла поступает в магистраль нагнетания 8 и далее по магистралям подачи масла попадает к масляным форсункам в масляных полостях 1, 2, 3 и 4, а меньшая его часть (15%) от общей прокачки масла через магистраль 16 попадает охлажденным на вход перепускного клапана 7. Из перепускного клапана 7 по магистрали 17 параллельно всасывающей магистрали 11 масло проходит во всасывающую полость 12 нагнетающего насоса 6.

При раскрытом дозирующем дроссельном устройстве 10 часть масла (7-10%) от общей прокачки через двигатель по дополнительной магистрали 9 перепускается в маслобак 5, образуя постоянный резервный контур циркуляции масла (нагнетающий насос 6, напорная магистраль 8, дополнительная магистраль отвода масла в маслобак 9, всасывающая магистраль 11, нагнетающий насос 6). Постоянный резервный контур циркуляции масла, в котором пропускная способность составляет 7-10% от расхода масла через напорную магистраль нагнетающего насоса позволяет повысить точность регулирования за счет перераспределения расхода масла в дополнительной магистрали. При пропускной способности дозирующего дроссельного устройства меньше 7% и больше 10% настройка давления подачи масла будет более длительной.

Дозирующее дроссельное устройство 10 работает следующим образом. При вращении фиксатора 23 конусная игла 20 перемещается поступательно относительно конусного седла 21, что изменяет проходное сечение в магистрали подвода масла в маслобак, которое фиксируется фиксатором 23.

Отработанная в масляных полостях 1, 2, 3 и 4 смазка забирается блоком откачивающих насосов 18 и переправляется через воздухоотделитель 19 в маслобак 5 для повторного использования.

Наличие в контуре дозирующего дроссельного устройства позволяет проводить, наряду с перепускным клапаном, дополнительную (более точную) настройку давления подачи масла, обеспечивающую поддержание оптимальной величины давления во всем рабочем диапазоне режимов работы двигателя.

1. Масляная система авиационного газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, нагнетающий насос с перепускным клапаном и напорной магистралью, подключённой к магистралям подачи масла в масляные полости подшипниковых опор ротора и коробки привода агрегатов, отличающаяся тем, что напорная магистраль нагнетающего насоса через дополнительную магистраль с дозирующим дроссельным устройством подключена к маслобаку, причем дозирующее дроссельное устройство конструктивно установлено на входе в маслобак.

2. Масляная система авиационного газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что дозирующее дроссельное устройство выполнено в виде встроенного в дополнительную магистраль корпуса, внутри которого расположено седло с конусной иглой, установленной с возможностью осевого перемещения вдоль продольной оси дроссельного устройства, и снабжено регулируемым фиксатором положения иглы.

3. Масляная система авиационного газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что дозирующее дроссельное устройство реализовано с пропускной способностью в интервале 7-10% от расхода масла через напорную магистраль нагнетающего насоса.



 

Похожие патенты:

Маслосистема газотурбинного двигателя относится к области авиадвигателестроения и обеспечивает уменьшение отказов нагнетающего насоса за счет удаления образующейся в нем воздушной пробки. Удаление воздушной пробки из шестеренной полости нагнетающего насоса обеспечивается за счет изготовления нагнетающего и откачивающего насосов в одном блоке масляных насосов и наличием устройства стравливания воздуха, выполненным в виде канала с жиклёром, расположенным между выходами нагнетающего и откачивающего насосов.

Газотурбинный двигатель содержит газогенератор (66), содержащий секцию (11) компрессора и секцию (65) силовой турбины. Секция (65) силовой турбины содержит ротор (81) силовой турбины, поддерживаемый валом (93) силовой турбины, который механически не связан с газогенератором (66).

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (далее ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того, наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении.

Изобретение может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах. Система смазки газоперекачивающего агрегата со стационарным газотурбинным двигателем (5) содержит маслобак (1) и подсоединенные к нему нагнетающие и сливные трубопроводы и штатный динамический маслоотделитель (7).

Изобретение предназначено для суфлирования масляных полостей опор ротора с циркуляционной системой смазки, и может быть использовано в газотурбинных двигателях (ГТД) различного назначения. Задача по повышению надежности работы маслосистемы газотурбинного двигателя решается способом суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки и маслокольцевым вакуумным насосом 1 для осуществления данного способа.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки (ЭГТУ), применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода разнообразных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема ЭГТУ содержит два нагнетающих насоса с приводом одного из них от ротора турбокомпрессора, а другого - с электроприводом, всасывающие магистрали которых подключены параллельно к маслобаку, а напорные магистрали сообщены между собой через автоматическое запорное устройство и соединены с масляными полостями опорных подшипников роторов компрессора и свободной турбины, причем в магистрали подачи масла к упорному подшипнику турбокомпрессора установлен датчик давления.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в опорах роторов осевых вентиляторов авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей. Двухконтурный турбореактивный двигатель, в котором корпусы подшипников 6 и 8 закреплены на промежуточном корпусе 2.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к подшипниковым опорам роторов газотурбинных двигателей. Задача по снижению теплового потока в опору ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки решается опорой, содержащей роликовый подшипник с наружным 1 и внутренним 2 кольцами, между которыми расположены ролики 3.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам роторов компрессоров и турбин. Опора ротора высокого давления газотурбинного двигателя, включающая радиально-упорный подшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с гладкими беговыми дорожками, маслоподводящую и отводящую системы, при этом в каждой возможной контактной области шариков и беговых дорожек под осевой нагрузкой на последних выполнена по меньшей мере одна радиальная маслопроводящая канавка.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям реактивных приводов несущих винтов. Маслосистема турбореактивных двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета, предназначена для питания маслом двигателей с одновременным выполнением функции защиты лопастей несущего винта от обледенения. На валу (3) несущего винта установлен маслобак подпитки (4), который соединен с масляной системой трубопроводом подпитки (6). Масляная система для каждого из двигателей (1), размещенных на соответствующих лопастях (2), включает трубопровод подачи (9) масла, гидромотор (10), на котором высокое давление масла понижается до рабочих давлений, а крутящий момент с гидромотора (10) по совместному валу (30) передается насосу высокого давления (21), трубопровод (11), форсунки (13), картеры (14, 15, 16) передней, средней и задней опор. Маслорадиатор (23) выполнен в виде ряда параллельных каналов, равномерно расположенных в носовой части лопасти (2) по ее длине, и обеспечивает охлаждение масла и защиту лопасти (2) от обледенения. Достигается уменьшение габаритов силовой установки. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх