Маслосистема турбореактивных двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям реактивных приводов несущих винтов. Маслосистема турбореактивных двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета, предназначена для питания маслом двигателей с одновременным выполнением функции защиты лопастей несущего винта от обледенения. На валу (3) несущего винта установлен маслобак подпитки (4), который соединен с масляной системой трубопроводом подпитки (6). Масляная система для каждого из двигателей (1), размещенных на соответствующих лопастях (2), включает трубопровод подачи (9) масла, гидромотор (10), на котором высокое давление масла понижается до рабочих давлений, а крутящий момент с гидромотора (10) по совместному валу (30) передается насосу высокого давления (21), трубопровод (11), форсунки (13), картеры (14, 15, 16) передней, средней и задней опор. Маслорадиатор (23) выполнен в виде ряда параллельных каналов, равномерно расположенных в носовой части лопасти (2) по ее длине, и обеспечивает охлаждение масла и защиту лопасти (2) от обледенения. Достигается уменьшение габаритов силовой установки. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к маслосистемам двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета, и может найти применение в системах питания маслом двигателей с одновременным выполнением функции защиты лопастей несущего винта от обледенения.

Известна система охлаждения авиационных двигателей с одновременным использованием для защиты от обледенения лопаток винта летательного аппарата (патент GB556983, F01P 11/18, B64D 15/02, публикация 04.07.1942 г.), в которой внутри лопаток винта размещены секции охлаждающей системы, выполненные в виде каналов для масла, которые сгруппированы на небольших участках лопаток через равные промежутки.

В данной системе горячее масло из картера двигателя проходит через центральный вал, собирается в поддоне картера и под действием центробежных сил попадает в охлаждающие системы лопаток винта. Всасывающий насос всасывает масло обратно в картер двигателя. Таким образом, поверхность лопаток винта нагревается горячим маслом, тем самым предотвращается обледенение лопаток, а масло возвращается к двигателю охлажденным.

Недостатком данного устройства является неоднородность нагрева поверхности лопатки винта, обусловленная наличием промежутков между секциями системы охлаждения, что снижает противообледенительный эффект устройства.

Известна также маслосистема турбореактивных двигателей, установленных на лопастях несущего винта, наиболее близкая к заявляемому техническому решению [Масленников М.М., и др. «Газотурбинные двигатели на вертолетах». - М.: Машиностроение. - 1969, стр. 311, рис. 9.17], содержащая подпитывающий бак, бак-радиатор, насос, трубку суфлирования, маслопровод, уравнительный клапан. Масло к двигателям подается под действием центробежных сил из бака подпитки, расположенного на втулке винта. Обратно в этот бак масло возвращается с помощью установленного на двигателе высоконапорного насоса, который преодолевает давление, создаваемое центробежными силами в маслопроводе.

Недостатками этого устройства являются (там же, стр. 306):

- повышенное давление масла в конечной точке маслопровода, т.к. при вращении несущего винта давление масла возрастает под действием центробежных сил;

- увеличение сопротивления двигателя и утяжеление конструкции силовой установки в связи с необходимостью размещения радиатора на двигателе для охлаждения масла;

- низкая точность регулирования количества масла в системе, что затрудняет балансировку несущего винта с диаметрально расположенными на винте двигателями.

Целями технического решения изобретения являются: понижение давления масла в конечной точке маслопровода, уменьшение сопротивления двигателя, уменьшение габаритов силовой установки, повышение точности регулирования количества масла в системе.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что маслосистема турбореактивных двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета содержит маслобак подпитки, соединенный трубопроводом подпитки с масляными системами каждого из двигателей, включающими трубопровод подачи масла к форсункам двигателя, картеры опор двигателя, соединенные суфлерной трубкой, трубопроводы откачки и нагнетания масла, насос высокого давления, маслорадиатор, трубку дренажа, и, в соответствии с изобретением, - на концевом участке трубопровода подачи масла у входа в двигатель на совместном валу с насосом высокого давления установлен гидромотор, каждый картер опор двигателя имеет плоские поддоны с нижней и внешней стораны картера, причем в месте стыка поддонов размещен заборник масла, при этом маслорадиатор выполнен в виде ряда параллельных каналов, расположенных в носовой части лопасти и по ее длине, а трубопровод подпитки от маслобака подпитки подсоединен к трубопроводу подачи масла после маслорадиатора и снабжен расходным жиклером и обратным клапаном. Причем трубка дренажа картера средней опоры размещена на уровне максимального количества масла в каждом двигателе.

Таким образом достигаются следующие цели технического решения.

Гидромотор в трубопроводе подачи масла в двигатель, установленный на совместном валу с насосом, подающем масло в лопастной радиатор, возвращает основную часть энергии, затраченной насосом нагнетания масла,, и понижает давление масла в до рабочих значений на входе в двигатель.

Выполнение охлаждающего маслорадиатора в виде ряда параллельных каналов, расположенных в носовой части лопасти несущего винта по ее длине, выполняет роль противообледенительной системы лопасти и позволяет отказаться от установки радиатора на двигателе. Это приводит к уменьшению габаритов силовой установки и уменьшению сопротивления двигателя.

Размещение трубки дренажа на уровне максимального количества масла в каждом двигателе обеспечивает постоянное количество масла в двигателях и устраняет разбалансировку лопастей несущего винта из-за разности весов масла в двигателях.

Установка расходного жиклера и обратного клапана в трубопроводе подпитки маслосистемы обеспечивает постоянное количества масла в маслосистеме.

Выполнение каждого картера с плоским поддоном с нижней ивнешней строны картера, а также расположение заборника масла в месте стыка поддонов со стенкой обеспечивает бесперебойную перекачку масла как в режиме малого газа при неподвижном несущем винте, так и на всех режимах во время вращения винта.

Устройство маслосистемы турбореактивных двигателей 1, размещенных на лопастях несущего винта 2 вертолета, поясняется чертежами:

фиг. 1 - схема маслосистемы турбореактивного двигателя, расположенного на лопасти вертолета при вращении несущего винта. Картера опор развернуты на 90° против часовой стрелки;

фиг. 2 - схема картера опоры двигателя на неподвижной лопасти;

фиг. 3 - схема картера опоры двигателя при вращении лопасти;

фиг. 4 - схема лопасти реактивного несущего винта с маслорадиатором,

фиг. 5 - вид А-А фиг. 4;

фиг. 6 - вид Т фиг. 4.

На валу 3 несущего винта (фиг. 1) установлен цилиндрический или кольцевой маслобак подпитки 4, снабженный заливной горловиной 5. Маслобак подпитки 4 соединен через трубопровод подпитки 6, в котором последовательно размещены расходный жиклер 7 и обратный клапан 8, с трубопроводом охлажденного масла 9.

На конце трубопровода 9 у двигателя установлен гидромотор 10. За гидромотором маслопровод разделяется на три трубопровода 11, подающих масло через форсунки 13 к подшипникам опор двигателя. В одном из трубопроводов 11 установлен датчик замера давления масла в двигателе 12.

Форсунки расположены в картерах 14, 15 и 16: передней, средней и задней опорах двигателя, соответственно.

Картеры 14 и 16 передней и задней опор связаны с картером 15 средней опоры суфлерной трубкой 25. Причем, на картере 15, на уровне максимального количества масла в двигателе 1, установлена дренажная трубка 26, выводящая избыток масла и газы на срез сопла (см. фиг. 1, 2 и 3).

Каждый из картеров 14, 15 и 16 имеют плоские поддоны 27 с нижней и внешней стороны картера. Причем, в месте стыка поддонов расположен заборник масла 20 (см. фиг. 1, 2 и 3). Это позволяет обеспечивать откачку и забор масла насосами 18 и 21 как при неподвижном несущем винте, так и на всех режимах вращения несущего винта. Трубопровод забора масла 17 из картеров 14 и 16 передней и задней опор, соответственно, связан с насосом откачки 18.

Откачивающий насос 18 подает нагретое масло из картеров 14 и 16 трубопроводом 19 в картер 15. Из картера 15 нагретое масло насосом высокого давления 21 через трубопровод 22 подается в лопастной радиатор 23 (см. фиг. 1 и 4). В трубопроводе 22 установлен замер температуры горячего масла 28. Поддон 27 картера 15 снабжен сливным отверстием с пробкой 29 (см. фиг. 2 и 3).

В маслосборном коллекторе 24 на выходе из маслорадиатора 22 размещен заправочный штуцер 31. Гидромотор 10 расположен на совместном валу 30 с насосом высокого давления 21. Маслорадиатор 22 выполнен в виде ряда параллельных каналов равномерно расположенных в носовой части лопасти 2 по ее длине (см. фиг. 4, 5 и 6). В носовой части лопасти в районе стыков концевых отсеков трубопроводы маслорадиатора изогнуты для уменьшения напряжения в них при изгибании лопасти (см. фиг. 3 место Т).

Расположение маслорадиатора в носке лопасти несущего винта позволяет выполнять, одновременно, функцию защиты лопасти от обледенения (противообледенительной системы).

Изобретение работает следующим образом.

При установке нового двигателя 1 на конце лопасти 2 маслосистема заправляется дозированным количеством масла через заправочный штуцер 31 (фиг. 1). В процессе эксплуатации масло заправляется в маслобак подпитки 4 через заливную горловину 5.

После запуска двигателей 1 холодное масло подается насосом 21 по трубопроводу подачи 22 через маслорадиатор 23 и гидромотор 10 к масляным форсункам 13 картеров 14, 15 и 16. При раскрутке несущего винта под действием центробежной силы давление масла в начальной части маслорадиатора и у гидроматора увеличивается. На рабочих оборотах несущего винта у реактивного вертолета В-7 может достичь 70 кг/см2, а у тяжелого реактивного вертолета - 240 кг/см2.

С целью понижения давления масла в двигателе на конце трубопровода 9 установлен гидромотор 10, на котором высокое давление масла понижается (срабатывается) до рабочих давлений, а крутящий момент с гидромотора совместным валом 30 передается насосу высокого давления 21, и таким образом уменьшаются затраты мощности на его привод.

После гидромотора 10 масло распределяется по масляным форсункам 13 для смазки опор двигателя. После смазки горячее масло сливается в поддоны 27 картеров 14, 15 и 16. Под действием центробежных сил капли масла отбрасывается к вертикальным стенкам поддонов 27. Из картеров 14 и 16 передней и задней опор, соответственно, по трубопроводу откачки 17 масло перекачивается насосом откачки 18 в картер 15 средней опоры. Излишки масла в картере 15 выбрасываются в атмосферу через трубку дренажа 26, тем самым устраняется разбалансировка несущего винта из-за разницы в расходе масла каждым двигателем. Отверстие под трубку дренажа 26 размещают на уровне максимального количества масла, в двигателе.

Из картера 15 масло откачивается насосом высокого давления 21 и по трубопроводу 22 поступает в маслорадиатор - противообледенительную систему лопасти 23. Горячее масло проходит через ряд параллельных трубок, расположенных в носке лопасти (см. фиг. 1, 4, 5 и 6), и охлаждается. Из трубок холодное масло попадает в масло сборный коллектор 24 и по трубопровод 9 возвращается к двигателю. В свою очередь, поверхность каждой лопасти 2 равномерно нагревается до температуры выше точки образования льда, что позволяет предотвратить ее обледенение.

Для поддержания рабочего количества масла в маслосистеме предусмотрена постоянная подпитка из маслобака подпитки 4. Из маслобака 4 масло через трубопровод 6 расходный жиклер 7 и обратный клапан 8 попадает в трубопровод охлажденного масла 9. Расходный жиклер 7 отрегулирован на максимально возможный расход масла в двигателе. Обратный клапан 8 предотвращает обратную перекачку масла в маслобак подпитки 4, что возможно на неподвижном двигателе и при малой частоты вращения несущего винта.

1. Маслосистема турбореактивных двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета, содержащая маслобак подпитки, соединенный трубопроводом подпитки с масляными системами каждого из двигателей, включающими трубопровод подачи масла к форсункам двигателя, картеры опор двигателя, соединенные суфлерной трубкой, трубопроводами откачки, трубку дренажа, насос высокого давления и маслорадиатор, отличающаяся тем, что на концевом участке трубопровода подачи масла у входа в двигатель на совместном валу с насосом высокого давления установлен гидромотор, каждый картер опор двигателя выполнен с плоскими поддонами с горизонтальной и вертикальной стенками, в месте стыка горизонтальной и вертикальной стенками каждого картера опор двигателя размещен заборник масла, маслорадиатор выполнен в виде ряда параллельных каналов, расположенных в носовой части лопасти и по ее длине, трубопровод подпитки от маслобака подпитки подсоединен к трубопроводу подачи масла после маслорадиатора и снабжен расходным жиклером и обратным клапаном.

2. Маслосистема по п. 1, отличающаяся тем, что трубка дренажа картера средней опоры размещена на уровне максимального количества масла в каждом двигателе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя. Масляная система авиационного газотурбинного двигателя содержит маслобак, нагнетающий насос с перепускным клапаном и напорной магистралью, подключенной к магистралям подачи масла в масляные полости подшипниковых опор ротора и коробки привода агрегатов.

Маслосистема газотурбинного двигателя относится к области авиадвигателестроения и обеспечивает уменьшение отказов нагнетающего насоса за счет удаления образующейся в нем воздушной пробки. Удаление воздушной пробки из шестеренной полости нагнетающего насоса обеспечивается за счет изготовления нагнетающего и откачивающего насосов в одном блоке масляных насосов и наличием устройства стравливания воздуха, выполненным в виде канала с жиклёром, расположенным между выходами нагнетающего и откачивающего насосов.

Газотурбинный двигатель содержит газогенератор (66), содержащий секцию (11) компрессора и секцию (65) силовой турбины. Секция (65) силовой турбины содержит ротор (81) силовой турбины, поддерживаемый валом (93) силовой турбины, который механически не связан с газогенератором (66).

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (далее ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того, наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении.

Изобретение может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах. Система смазки газоперекачивающего агрегата со стационарным газотурбинным двигателем (5) содержит маслобак (1) и подсоединенные к нему нагнетающие и сливные трубопроводы и штатный динамический маслоотделитель (7).

Изобретение предназначено для суфлирования масляных полостей опор ротора с циркуляционной системой смазки, и может быть использовано в газотурбинных двигателях (ГТД) различного назначения. Задача по повышению надежности работы маслосистемы газотурбинного двигателя решается способом суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки и маслокольцевым вакуумным насосом 1 для осуществления данного способа.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки (ЭГТУ), применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода разнообразных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема ЭГТУ содержит два нагнетающих насоса с приводом одного из них от ротора турбокомпрессора, а другого - с электроприводом, всасывающие магистрали которых подключены параллельно к маслобаку, а напорные магистрали сообщены между собой через автоматическое запорное устройство и соединены с масляными полостями опорных подшипников роторов компрессора и свободной турбины, причем в магистрали подачи масла к упорному подшипнику турбокомпрессора установлен датчик давления.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в опорах роторов осевых вентиляторов авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей. Двухконтурный турбореактивный двигатель, в котором корпусы подшипников 6 и 8 закреплены на промежуточном корпусе 2.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к подшипниковым опорам роторов газотурбинных двигателей. Задача по снижению теплового потока в опору ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки решается опорой, содержащей роликовый подшипник с наружным 1 и внутренним 2 кольцами, между которыми расположены ролики 3.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры.

Изобретение относится к системе и способам мойки и противообледенительной обработки летательных аппаратов и включает в себя ангар, содержащий три портала для обеспечения различных этапов процесса мойки или противообледенительной обработки. Конструкция порталов по существу выполнена из телескопических стержней, обеспечивающих большую гибкость при размещении кластеров форсунок в течение процесса мойки и противообледенительной обработки.
Наверх