Летательный аппарат вертикального взлета и посадки со вспомогательными воздушными винтами для управления полетом

Изобретение относится к авиации, конкретно к многовинтовым винтокрылым летательным аппаратам вертикального взлета и посадки, а именно к гибридным мультикоптерам с крыльями, в которых в качестве дополнительного средства управления полетом используются вспомогательные воздушные винты, расположенные на концах крыльев и имеющие меньшую мощность, чем основные винты, создающие тягу. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки со вспомогательными воздушными винтами для управления полетом содержит фюзеляж, кабину для экипажа, основное крыло, заднее крыло или оперение, основные винтомоторные группы для создания подъемной силы и тяги, энергетическую установку для электропитания, систему управления, авионику и иные системы обеспечения полета и безопасности. При этом на концах основного крыла установлены пары воздушных винтов таким образом, что плоскость вращения одной пары воздушных винтов, предназначенных для управления по крену, совпадает с плоскостью основного крыла, а плоскость вращения другой пары воздушных винтов, установленных в каналах на торцах основного крыла и предназначенных для управления по рысканью, расположена нормально к плоскости основного крыла. Для управления по тангажу воздушные винты установлены спереди фюзеляжа и на заднем крыле, так что плоскости вращения этих винтов совпадают с плоскостью заднего крыла. Положительный эффект состоит в повышении маневренности и снижении энергетических потерь при управлении полетом. 6 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к авиации, конкретно к многовинтовым винтокрылым летательным аппаратам (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой, а именно к гибридным мультикоптерам с крыльями, на которых установлены основные воздушные винты для создания тяги и вспомогательные винты меньшей мощности для управления полетом.

В изобретении предлагается новая конструкция гибридного мультикоптера, в которой в дополнение к основным несущим винтам, предлагается использовать вспомогательные винты меньшей мощности, с разделением между первыми и вторыми винтами функций создания силы тяги и повышения эффективности управления полетом.

Предшествующий уровень техники

Известные базовые конструкции мультикоптеров обычно содержат одинаковые воздушные винты, которые используются как для создания силы тяги, так для управления полетом, или, другими словами, управления результирующим вектором тяги за счет контролируемого изменения силы тяги каждого винта соответствующим изменением частоты его вращения.

Например, в патенте US 10974827 заявлен ЛА с шестью поворотными воздушными винтами, которые вращаются электродвигателями с частотой, задаваемой полетным контроллером. Этот ЛА показан в режимах вертикального взлета и круизного полета на Фиг. 1(a) и Фиг. 1(b), соответственно.

Такой подход является оправданным для малоразмерных гибридных мультикоптеров с винтомоторными группами с малой мощности и малой инерционностью. При переходе к ЛА с большими размерами и массой, функции создания силы тяги (подъемной силы) и управления движением целесообразно разделить между различными системами.

В качестве наглядного аналога можно привести гибридный ЛА (US 10894591), показанный на Фиг. 2. Подъемная сила этого крупноразмерного и массивного ЛА создается легким газом в объемной гандоле, а управление полетом осуществляется воздушными пропеллерами, размеры которых и создаваемая тяга значительно меньше размеров ЛА и удерживающей его подъемной силы, соответственно. При этом, управляющие воздушные винты расположены на длинных кронштейнах, используемых в качестве рычагов для поворота ЛА.

Известен гибридный ЛА с большим центральным воздушным винтом, создающим подъемную силу и тягу, и, кроме того, имеющим крылья, оперение, закрылки, управляющие направлением движения в полете. Отличительным элементом ЛА, предложенным в патенте US 9611037, является дополнительный электрический вентилятор, встроенный в оперение, как показано на Фиг. 3, для управления углом рысканья при малых скоростях полета. В аварийной ситуации при отсутствии электропитания этот вентилятор вращается запасенным в баллоне сжатым воздухом.

Близким аналогом к заявляемому изобретению является ЛА, представленный в патенте US 10676180, в котором предложен мультироторный ЛА с большим центральным подъемным вентилятором в канале (турбофан) и четырьмя малыми канальными вентиляторами, которые управляют полетом ЛА (Фиг. 4). В данном изобретении предлагается использование в больших мультикоптерах и гибридных ЛА вертикального взлета и посадки воздушных винтов, существенно различающихся по мощности, одни из которых - большой мощности - используются для создания подъемной силы и/или силы тяги, а другие - меньшей мощности - для управления полетом.

Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является вертолет с дополнительным подъемным крылом, представленный в патенте US 2018281936 (Фиг. 6). Подъемная сила ЛА создается основным несущим винтом. На концах крыльев ЛА расположены канальные вентиляторы, улучшающие управляемость ЛА, создавая вращающий момент вокруг вертикальной оси вертолета, что позволяет управлять рысканьем. Однако, управление креном и тангажем ЛА осуществляется за счет основного винта. Что является недостатком такой конструкции ЛА.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1. Электрический конвертоплан с шестью одинаковыми винтомоторными группами, способными к повороту из горизонтального положения (а) при взлете и посадке, в вертикальное положение (b) при круизном полете. Патент US 10974827 (аналог).

Фиг. 2. Гибридный ЛА вертикального взлета и посадки с гондолой, наполненной газом (легче воздуха) и с воздушными винтами на кронштейнах для управления движением ЛА. Патент US 10894591 (аналог).

Фиг. 3. Канальный вентилятор, встроенный в оперение гибридного ЛА вертикального взлета и посадки с большим центральным несущим винтом. Используется для управления углом рысканья на малых скоростях. Патент US 9611037 (аналог).

Фиг. 4. ЛА вертикального взлета и посадки с большим центральным канальным вентилятором, создающим подъемную силу, и четырьмя малыми вентиляторами, используемые для управления полетом. Патент US 10676180 (прототип).

Фиг. 5. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с расположенными на концах крыльев вспомогательными воздушными винтами для управления полетом.

Фиг. 6. Вертолет с дополнительным подъемным крылом на концах которого установлены дополнительные канальные вентиляторы, улучшающие управляемость ЛА в плоскости крыла. Патент US 2018281936 (прототип).

Раскрытие сущности изобретения

Технической задачей изобретения является повышение качества управления полетом тяжелых гибридных мультикоптеров и ЛА вертикального взлета и посадки.

Решение технической задачи состоит в дополнительном оснащении ЛА вспомогательными воздушными винтами, потребляемая мощность и инерционность которых существенно меньше, чем у основных пропеллеров, создающих тягу.

Технический результат изобретения заключается в повышении управляемости ЛА за счет более высокого быстродействия и меньшего энергопотребления вспомогательных пропеллеров по сравнению с основными воздушными винтами, создающими тягу, а также за счет более рационального размещения основных и вспомогательных винтов в конструкции ЛА.

На Фиг. 5 в качестве иллюстрации представлен один из возможных вариантов реализации ЛА вертикального взлета и посадки со вспомогательными воздушными винтами для управления полетом, расположенными на концах основного крыла, а именно, в плоскости крыла (1, 2) и на его торцах (3, 4), а также в плоскости заднего крыла, на его концах (5, 6) и ниже кабины экипажа перед фюзеляжем (7).

Пропеллеры (1) и (2), расположенные в плоскости основного крыла на его концах, создают при вращении тягу вверх (подъемную силу), могут, при независимом управлении частотой вращения каждого из этих попеллеров, использоваться для управлением креном ЛА. При этом сила тяги каждого из этих пропеллеров действует на ЛА через крыло, как через рычаг. С целью использования максимального рычага для силы тяги, создаваемой вспомогательным пропеллером, пропеллеры стремятся разместить на максимальном удалении от центра масс ЛА.

Плоскость вращения канальных вентиляторов (3) и (4), расположенных на концах основного крыла, ориентирована нормально к плоскости крыла. Эти канальные вентиляторы создают силы тяги, стремящиеся повернуть ЛА в плоскости основных крыльев. Управление результирующей силы тяги этих канальных вентиляторов позволяет управлять рысканием ЛА. Как и в предыдущем случае пропеллеров (1) и (2), канальные вентиляторы (3) и (4) действуют на ЛА через крылья, как через рычаги.

Вспомогательные пропеллеры на заднем крыле (5), (6) и передний вспомогательный пропеллер (7) могут использоваться для управления креном и тангажем ЛА. Задние вспомогательные пропеллеры могут располагаться как на заднем крыле, при его наличии, так и на оперении.

Вспомогательные пропеллеры содержат не менее двух лопастей и, предпочтительно, могут быть многолопастными, представляя собой канальные вентиляторы. Для создания тяги в каждом из указанных выше направлений могут использоваться одиночное пропеллеры, пары пропеллеров с противоположным направлением вращения для компенсации углового момента, а также массивы из большего количества пропеллеров при необходимости.

Летательный аппарат вертикального взлета и посадки со вспомогательными воздушными винтами для управления полетом, содержащий фюзеляж, кабину для экипажа, основное крыло, заднее крыло или оперение, основные винтомоторные группы для создания подъемной силы и тяги, энергетическую установку для электропитания, систему управления, авионику и иные системы обеспечения полета и безопасности, отличающийся тем, что на концах основного крыла установлены пары воздушных винтов таким образом, что плоскость вращения одной пары воздушных винтов, предназначенных для управления по крену, совпадает с плоскостью основного крыла, а плоскость вращения другой пары воздушных винтов, установленных в каналах на торцах основного крыла и предназначенных для управления по рысканью, расположена нормально к плоскости основного крыла, в то время как для управления по тангажу воздушные винты установлены спереди фюзеляжа и на заднем крыле, так что плоскости вращения этих винтов совпадают с плоскостью заднего крыла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к областям применения беспилотных воздушных судов и механических манипуляторов, в частности к способам проведения спасательных работ в условиях чрезвычайной ситуации c помощью беспилотных воздушных судов. Способ проведения спасательных работ с использованием беспилотного воздушного судна вертикальных взлета и посадки, работающего на электрическом аккумуляторе, оснащенного манипулятором и кассетой, ячейки которой укомплектованы инструментом и картриджами с расходными материалами, в котором комплектуют ячейки кассеты оборудованием; оснащают беспилотное воздушное судно кассетой; осуществляют запуск беспилотного воздушного судна к месту выполнения задачи; осуществляют посадку беспилотного воздушного судна по прибытии к месту; подсоединяют содержимое ячейки к свободному концу манипулятора; выдвигают внутренние выдвижные секции телескопических звеньев манипулятора; осуществляют операцию спасательных работ; возвращают внутренние выдвижные секции телескопических звеньев в исходное положение; возвращают в ячейку кассеты оборудование; осуществляют возврат беспилотного воздушного судна на исходную позицию.

Изобретение относится к авиации, конкретно, к многовинтовым винтокрылым летательным аппаратам (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с дополнительными грузовыми модулями и выдвигаемыми воздушными винтами содержит фюзеляж, кабину для экипажа, основное крыло, оперение, винтомоторные группы для создания подъемной силы и тяги, энергетическую установку для электропитания, винтомоторные группы с контроллерами, полетный компьютер, систему датчиков для мониторинга и управления полетом, авионику, систему спасения и иные системы обеспечения полета и безопасности.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам, обеспечивающим набор высоты. Транспортное устройство многоразового использования для подъема на необходимую высоту грузового модуля выполнено в виде кольцевого модуля, содержащего каркас, снабженный стыковочными элементами.

Изобретение относится к области комбинированных транспортных средств, в частности к конструкциям летательных аппаратов на базе автомобилей. Особенностью построения летательного аппарата является отсутствие открытого несущего винта и его небольшие габариты, что позволяет вписать его в габариты автомобиля.

Изобретение относится к области авиации, конкретно к конструкции летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с воздушными винтами на поворотных закрылках содержит фюзеляж, крылья, оперение, системы энергообеспечения, навигации, управления полетом, электрические винтомоторные группы с контроллерами.

Пневматическое взлетно-посадочное устройство представляет мягкий надувной поплавок, закрепленный между фюзеляжами-лодками и их выпускными днищами. Оно снабжено пневмосистемой для наполнения поплавка при выпуске и откачке воздуха из поплавка при уборке.

Группа изобретений относится к транспортному средству вертикальной посадки, системе и способу обеспечения осведомленности об обстановке для оператора транспортного средства. Транспортное средство и система обеспечения осведомленности для оператора транспортного средства содержат корпус, образующий оболочку, по меньшей мере одно крыло, датчик приближения, систему управления полетом.

Изобретение относится к области авиации, в частности к авиационным ракетным системам корабельного базирования. Арктическая корабельно-авиационная система (АКАС) содержит авианесущий ледокол (АНЛ), опционально и дистанционно пилотируемые конвертируемые самолеты, имеющие двунаправленное крыло с двусторонней симметрией в двух положениях, смонтированное на поворотном шарнире фюзеляжа.

Изобретение относится к области авиации, в частности к ударным авиационным комплексам корабельного базирования. Океаническая система корабельно-авиационная ракетная (ОСКАР) включает беспилотные и пилотируемые асимметричные конвертируемые самолеты с S-образным летающим крылом, имеющим наплывы межконсольного шестиугольника и внешние консоли двусторонней асимметрии.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). СВВП содержит фюзеляж (1), имеющий носовую, хвостовую и среднюю части, крылья (2), расположенные в носовой и хвостовой части фюзеляжа по бокам, выполненные таким образом, что подъемная сила создается потоком текучей среды в направлении от фюзеляжа в стороны, киль (6), расположенный в хвостовой части фюзеляжа (1), газотурбинный двигатель (14) с приводным валом (15).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Винтокрылый летательный аппарат (20) гибридного типа содержит несущий винт (1), по меньшей мере два тяговых элемента (2,2'), соответственно установленных, каждый, на полукрыльях (3,3'), расположенных симметрично с двух сторон от средней передне-задней плоскости XOZ, горизонтальное хвостовое оперение (8), расположенное в задней зоне упомянутого винтокрылого летательного аппарата (20) с двух сторон от упомянутой средней передне-задней плоскости XOZ, и два киля (21,21'), расположенные соответственно с двух сторон от упомянутой средней передне-задней плоскости XOZ.
Наверх