Битумная мастика

Изобретение относится к области композиционных строительных материалов, а именно – к составам битумных мастик, которые могут быть использованы для герметизации швов и трещин в бетонных и асфальтобетонных покрытиях, а также при строительстве промышленных и гражданских сооружений. Мастика включает битум нефтяной дорожный, механоактивированный нефтяной кокс с размерами частиц до 5 мкм и полимерную добавку в виде бутилкаучука или каучука синтетического цис-изопренового, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум нефтяной дорожный – 68-78, механоактивированный нефтяной кокс – 17-25, бутилкаучук или каучук синтетический цис-изопреновый – 5-7. Техническим результатом заявленного изобретения является получение битумной мастики с высокими эксплуатационными показателями, которые обеспечивают пониженную температуру хрупкости, увеличение относительного удлинения при растяжении, повышенную температуру размягчения по КиШ, увеличение прочности при растяжении, а также сокращенное время ее приготовления при значительно невысоких температурах и сниженную себестоимость. 2 ил., 2 табл., 5 пр.

 

Изобретение относится к области композиционных строительных материалов, а именно – к составам битумных мастик, которые могут быть использованы для герметизации швов и трещин в бетонных и асфальтобетонных покрытиях, а также при строительстве промышленных и гражданских сооружений.

Далее в тексте заявителем приведены термины, которые необходимы для облегчения однозначного понимания сущности заявленных материалов и исключения противоречий и/или спорных трактовок при выполнении экспертизы по существу.

Механоактивация – активирование твердых веществ их механической обработкой, процесс образования более химически активного вещества [https://xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai/mehanoaktivatsiya-materialov/], опубликовано 11.03.2019.

Битумное вяжущее – вещество, которые содержат битум в чистом или модифицированном виде [http://stroi-archive.ru/rastvory-i-betony/767-bitumnye-vyazhuschie.html], опубликовано 14.03.2016.

Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по авторскому свидетельству SU937494 «Битумно-резиновая мастика». Сущностью является битумно-резиновая мастика, включающая битум, резиновую крошку и наполнитель, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эластичности и повышения морозостойкости мастики, она содержит в качестве наполнителя фильтр-прессную пыль сахарных заводов, включающую, мас.%: карбонат кальция 85-95, известь в пересчете на окись кальция 1-5, белки 1-4, полисахариды 3-6, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 58-84, резиновая крошка 8-18, фильтр-прессная пыль сахарных заводов 8-24.

Недостатком известной мастики является недостаточно низкая температура хрупкости, а также повышенная температура, продолжительность ее приготовления, при которой очень старится битум и использование дорогостоящей резиновой крошки.

Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по авторскому свидетельству SU960209 «Мастика». Сущностью является мастика, включающая органическое вяжущее, резиновую крошку, пластификатор и наполнитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее эластичности при низких температурах, она содержит в качестве органического вяжущего нефтяной гудрон, в качестве пластификатора - кубовые остатки синтетических жирных кислот и в качестве наполнителя – известь-пушонку при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

нефтяной гудрон 58-80,
резиновая крошка 8-15,
кубовые остатки синтетических
жирных кислот 8-21,
известь-пушонка 4-6.

Недостатком известного технического решения является то, что известная мастика имеет высокую температуру размягчения, недостаточно низкую температуру хрупкости и использование дорогостоящей резиновой крошки.

Из исследованного уровня техники заявителем выявлено изобретение по патенту РФ № 2209219 «Резино-битумная мастика». Сущностью является резино-битумная мастика, включающая битум, резиновую крошку, пластификатор, отличающаяся тем, что в качестве битума она содержит битум БНК 90/40, в качестве пластификатора битумное сырье и дополнительно этаноламин при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум БНК 90/40 - 51,0-85,5, резиновая крошка - 7,0-15,0, битумное сырье - 7,0-30,0, этаноламин - 0,5-4,0.

Недостатком известной мастики является то, что для ее приготовления используется очень вязкий не дорожный, а кровельный битум и дорогостоящую резиновую крошку. Кроме того, известная мастика имеет высокую температуру размягчения, что требует более длительного разогрева при ее использовании, а следовательно, в большей степени будет происходить старение материала, кроме того, мастика имеет не очень низкую температуру хрупкости и невысокую эластичность.

Целью и техническим результатом заявленного технического решения является расширение арсенала известных средств указанного назначения с целью получения битумной мастики с высокими эксплуатационными показателями, которые обеспечивают:

– пониженную температуру хрупкости,

– увеличение относительного удлинения при растяжении

– повышенную температуры размягчения по КиШ,

– увеличение прочности при растяжении при минус 20 °С,

– сокращенное максимум до двух часов время ее приготовления при значительно невысоких температурах, при которых не так интенсивно протекают процессы старения битумного вяжущего,

– сниженную себестоимость в результате дешевизны нефтяного кокса в отличие от резиновой крошки, что позволяет осуществлять значительную экономию дорогостоящих полимерных материалов и значительно удешевлять модификацию вяжущего.

Сущностью заявленного технического решения является битумная мастика, включающая битум нефтяной дорожный, механоактивированный нефтяной кокс с размерами частиц до 5 мкм и полимерную добавку в виде бутилкаучука или каучука синтетического цис-изопренового, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

битум нефтяной дорожный 68-78
механоактивированный нефтяной кокс 17-25
бутилкаучук или каучук синтетический
цис-изопреновый 5-7.

Заявленное техническое решение иллюстрируется Фиг.1 – Фиг.2.

На Фиг.1 представлена Таблица 1, в которой приведены физико-химические показатели битума БНД 70/100.

На Фиг.2 представлена Таблица 2, в которой приведены физико-механические показатели заявленной битумно-коксовой мастики.

Далее заявителем приведено описание заявленного технического решения.

Поставленная цель и заявленный технический результат достигается за счет того, что битумно-коксовая мастика включает в свой состав механоактивированный нефтяной кокс (вместо традиционной резиновой крошки), который (механоактивированный нефтяной кокс) обеспечивает повышение теплостойкости заявленной композиции, растяжимости и эластичности, то есть придает композиции свойства, позволяющие использовать ее в заявленном назначении, а именно – в дорожной и строительной промышленности для заливки швов и трещин

дорожных покрытий и конструкций. При этом расширяется очень узкая номенклатура дорожных битумных мастик.

Далее заявителем приведена характеристика исходных материалов.

1. Битум нефтяной дорожный по ГОСТ 33133-2014, соответствующий по своим показателям битумам дорожного назначения. Физико-химические показатели некоторых марок битумов нефтяных дорожных, использованных в Примерах 1 - 4, представлены в Таблице 1 на Фиг. 1.

2. Механоактивированный нефтяной кокс по СТО 78689379-03-2016 – тонкодисперсные отходы производства кокса – так называемой коксовой мелочи, которая не находит квалифицированного применения и требует дополнительных затрат на утилизацию. Однако такие отходы могут служить сырьем для получения ценных продуктов и топлива с высоким содержанием углерода, в частности для добавки в битумные мастики.

В результате применения механоактивации при измельчении получается активированный коксовый порошок с размерами частиц до 5 мкм, обладающий повышенной водостойкостью, адсорбционной активностью и, что очень важно, низкой себестоимостью.

3. Бутилкаучук по ГОСТ Р 54557-2011 – продукт низкотемпературной сополимеризации изобутилена и 1-5% изопрена. Бутилкаучук отличается хорошей водостойкостью и проявляет высокую устойчивость к действию многих агрессивных сред: полярных растворителей, растворов щелочей, кислот, спиртов, простых и сложных эфиров, кетонов, растительных и животных жиров, перекиси водорода и др.

4. Каучук синтетический цис-изопреновый (СКИ) по ГОСТ 14925-79 – получают методом растворной полимеризации изопрена, с содержанием цис-1,4-звеньев не менее 96%, заправлен темнеющим антиоксидантом. В отличие от натурального каучука они не обладают неприятным запахом, биологически инертны, характеризуются хорошей водостойкостью, а химическая стойкость, гистерезис и сопротивление окислению эластомерных материалов на их основы близки к натуральным каучукам.

Приготовление  битумно-коксовых мастик осуществляют следующим способом:

– в лабораторный смеситель помещают битум нефтяной дорожный, разогревают при перемешивании до 140°С,

– затем добавляют при перемешивании бутилкаучук или СКИ и механоактивированный нефтяной кокс,

– полученную смесь перемешивают в течение 1 часа при температуре 140°С, затем охлаждают при комнатной температуре.

Получают заявленную битумно-коксовая мастику.

Далее приводятся конкретные примеры выполнения заявленного технического решения.

Для экспериментальной проверки заявленной битумно-коксовой мастики были приготовлены мастики с различным содержанием компонентов в заявленных интервалах и различными марками битума нефтяного дорожного и каучука.

Пример 1. Получение битумно-коксовой мастики со следующими компонентами: битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100 – 68%, механоактивированный нефтяной кокс – 25%, бутилкаучук – 7%

В лабораторный смеситель помещают битум нефтяной дорожный, например, марки БНД 70/100, например, 0,68 кг, разогревают при перемешивании до 140°С, например, с помощью электрической мешалки. Затем добавляют при перемешивании, например, 0,07 кг бутилкаучука и, например, 0,25 кг механоактивированного нефтяного кокса с размерами частиц до 5 мкм. Полученную смесь перемешивают в течение 1 часа при температуре 140°С, затем охлаждают при комнатной температуре. Получают 1 кг заявленной битумно-коксовой мастики.

Пример 2. Получение битумно-коксовой мастики со следующими компонентами: битум БНД нефтяной дорожный марки 130/200 – 78%, механоактивированный нефтяной кокс – 17% и бутилкаучук – 5%

В лабораторный смеситель помещают битум нефтяной дорожный, например, марки БНД 130/200, например, 0,78 кг, разогревают при перемешивании до 140°С, например, с помощью электрической мешалки. Затем добавляют при перемешивании, например, 0,05 кг бутилкаучука и, например, 0,17 кг механоактивированного нефтяного кокса с размерами частиц до 5 мкм. Полученную смесь перемешивают в течение 1 часа при температуре 140°С, затем охлаждают при комнатной температуре. Получают 1 кг заявленной битумно-коксовой мастики.

Пример 3. Получение битумно-коксовой мастики со следующими компонентами: битум нефтяной дорожный марки БНД 20/35 – 73%, механоактивированный нефтяной кокс – 21% и бутилкаучук – 6%

В лабораторный смеситель помещают битум нефтяной дорожный, например, марки БНД 20/35, например, 0,73 кг, разогревают при перемешивании до 170°С, например, с помощью электрической мешалки. Затем добавляют при перемешивании, например, 0,06 кг бутилкаучука и, например, 0,21 кг механоактивированного нефтяного кокса с размерами частиц до 5 мкм. Полученную смесь перемешивают в течение 1 часа при температуре 140°С, затем охлаждают при комнатной температуре. Получают 1 кг заявленной битумно-коксовой мастики.

Пример 4. Получение битумно-коксовой мастики со следующими компонентами: битум нефтяной дорожный марки БНД 50/70 – 68%, механоактивированный нефтяной кокс – 25%, СКИ – 7%

В лабораторный смеситель помещают битум нефтяной дорожный, например, марки БНД 50/70, например, 0,68 кг, разогревают при перемешивании до 140°С, например, с помощью электрической мешалки. Затем добавляют при перемешивании, например, 0,07 кг СКИ и, например, 0,25 кг механоактивированного нефтяного кокса с размерами частиц до 5 мкм. Полученную смесь перемешивают в течение 1 часа при температуре 140°С, затем охлаждают при комнатной температуре. Получают 1 кг заявленной битумно-коксовой мастики.

Пример 5. Испытание заявленной битумно-коксовой мастики

Заявленная битумно-коксовая мастика была испытана в соответствии с ГОСТ 32870-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические условия» в аккредитованной испытательной лаборатории дорожной организации.

Результаты физико-механических показателей представлены в Таблице 2 на Фиг. 2

Как видно из Таблицы 2 на Фиг. 2, все показатели полученной битумно-коксовой мастики с заявленными компонентами и в заявленных интервалах соотношений компонентов удовлетворяют требованиям ГОСТ 32870-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические условия», что подтверждает достижение поставленных целей и заявленных технических результатов.

Основываясь на описанном выше, можно сделать вывод, что заявителем достигнуты поставленные цели и заявленный технический результат, а именно – расширен арсенал известных средств указанного назначения путем получения битумной мастики с высокими эксплуатационными показателями на основе механоактивированного нефтяного кокса, битума БНД 70/100 и бутилкаучука, которая обеспечивает (Таблица 2 на Фиг.2):

– значительное снижение температуры хрупкости ударным методом с минус 30°С у аналога (патент РФ 2209219) до минус 48-54°С при требовании ГОСТ не выше минус 45°С,

– повышение температуры размягчения по КиШ с 88°С у аналога (патент РФ 2209219) до 92°С при требовании ГОСТ не менее 70°С,

– повышение относительного удлинения при растяжении при минус 20°С, % составляет 103-110 при требовании ГОСТ не менее 100,

– увеличение прочности при растяжении при минус 20°С с 0,53 Мпа у аналога (патент РФ 2209219) до 0,59-0,71 Мпа при требовании ГОСТ не менее 0,2 МПа,

– сокращенное максимум до двух часов время приготовления заявленной мастики при значительно невысоких температурах не выше 140°С, при которых не так интенсивно протекают процессы старения битумного вяжущего,

– сниженную себестоимость в результате дешевизны нефтяного кокса (например, 3,5 тыс. руб./тн) по сравнению с резиновой крошкой (например, 10-17 тыс. руб./тн), что позволяет осуществлять значительную экономию дорогостоящих полимерных материалов и значительно удешевлять модификацию битумного вяжущего.

Заявленная битумная мастика может быть использована для герметизации швов и трещин в бетонных и асфальтобетонных покрытиях, а также при строительстве промышленных и гражданских сооружений.

Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна», предъявляемому к изобретениям, так как при определении уровня техники не выявлено техническое решение, которому присущи признаки, идентичные (то есть совпадающие по исполняемой ими функции и форме выполнения этих признаков) совокупности признаков, перечисленных в формуле изобретения, включая характеристику назначения.

Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень», предъявляемому к изобретениям, поскольку не выявлены технические решения, имеющие признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного изобретения, и не установлена известность влияния отличительных признаков на указанный технический результат.

Заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость», предъявляемому к изобретениям, так как может быть изготовлено с использованием известных материалов, комплектующих изделий, стандартных технических устройств и оборудования.

Битумная мастика, включающая битум нефтяной дорожный, механоактивированный нефтяной кокс с размерами частиц до 5 мкм и полимерную добавку в виде бутилкаучука или каучука синтетического цис-изопренового, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

битум нефтяной дорожный 68-78
механоактивированный нефтяной кокс 17-25
бутилкаучук или
каучук синтетический цис-изопреновый 5-7



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные пленкообразующие нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии днищ автотранспортных средств. Задача защитного антикоррозионнного материала образовать защитную пленку, которая должна выполнять две функции, предотвращать появление коррозии на металлических поверхностях, а также иметь высокую механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия, не позволяя оставлять царапины на поверхности.

Способ изготовления мастики, согласно которому загружают в емкость диссольвера 17 м.ч. диоктилфталата и 0,5 м.ч.

Изобретение относится к области защиты магистральных трубопроводов от почвенной и электрохимической коррозии, в частности к способу получения асмола для антикоррозионного материала, а также к антикоррозионным изоляционным лентам для защиты магистральных трубопроводов на основе асмола. Способ осуществляют путем взаимодействия битума или асфальта пропановой деасфальтизации гудрона с диметилформамидом в присутствии серной кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум или асфальт пропановой деасфальтизации гудрона - 75-85, диметилформамид - 3-5, серная кислота - остальное, при котором на первой стадии перемешивают битум или асфальт пропановой деасфальтизации гудрона и диметилформамид при температуре 120-130°С в течение 1-1,5 ч.
Изобретение относится к области строительства, а именно к составам строительных материалов, таких как мастики, которые могут быть использованы при ремонте кровельных покрытий, или для гидроизоляции труб. Мастика битумно-полимерная включает нефтяной битум, пластификатор, наполнитель, воду, асбест, в качестве нефтяного битума используется смесь битумов, включающая нефтяной дорожный битум БНД 60/90 и битум строительный БН 90/10, в качестве пластификатора используется пластификатор типа стирол-бутадиен-стирол, в качестве наполнителя используется фиброволокно пропиленовое.

Изобретение относится к области получения полимерно-битумных вяжущих, содержащих полимерные добавки, а именно к составу полимерно-битумного вяжущего для асфальтобетонных покрытий, предназначенному для использования в дорожном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции. Состав полимерно-битумного вяжущего содержит следующие компоненты, при их соотношении, в мас.ч.: 100 битума, 1-20 дихлорциклопропанированного 1,2-полибутадиена - 1-20.
Изобретение относится к области строительных материалов для автомобильных дорог и может быть использовано при получении вяжущего вещества в асфальтобетоне для повышения физико-механических свойств. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании способа получения битумно-резинового композита для применения в качестве вяжущего вещества в асфальтобетоне повышенного качества.
Изобретение относится к праймеру битумному токопроводящему, разработанному специально для технологии «изотест про», а именно для диагностики и поиска повреждений диэлектрической гидроизоляции, в том числе на инверсионных кровлях. Праймер имеет следующий состав: битум БНИ-4 в количестве 55 мас.%, графит ГЛ-1 в количестве 15 мас.% и керосин в количестве 30 мас.%.
Изобретение относится к способу получения битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения битума дорожного. Описан способ получения битума из тяжелого нефтесодержащего остатка, характеризующийся тем, что включает подготовку сырья, в ходе которой перемешивают компоненты сырья, представляющие собой смесь из тяжелых нефтесодержащих остатков, находящихся в термотропной мезофазе, и жидкой серы, полученную смесь нагревают до температуры полимеризации серы и перемешивают в среде без внешних окислителей, при этом для достижения гомогенности смеси в процессе перемешивания формируют квитанционные и турбулентные потоки по всему объёму сырья.

Изобретение относится к области изоляционных материалов, конкретно к композиционным кровельным мастикам (варианты) и способам их получения, и может быть использовано для защиты подземных сооружений, в качестве кровельных материалов, для защиты металлов или бетона от коррозии. Мастика содержит битум, нефтяной пек, нефтяной мазут или битум, смолу пиролиза и каменноугольный пек при определенном соотношении компонентов.

Изобретение относится к полимеризованным маслам и к способам полимеризации масел и их смешиванию с асфальтом для улучшения характеристик природного асфальта и/или дорожных покрытий, содержащих произведенный из вторичного сырья и старый битумный материал. Предложено полимеризованное биовозобновляемое масло, полученное из исходного масляного материала, представляющего собой растительное масло, с содержанием олигомеров от 2 мас.% до 80 мас.%, с коэффициентом полидисперсности в диапазоне от 1,30 до 2,20 и содержанием серы в диапазоне от 0,001 мас.% до 8 мас.% Также предложены модифицированный асфальт, обновитель для использования в асфальте, способ полимеризации биовозобновляемого масла, а также способы введения полимеризованного биовозобновляемого масла в асфальтовое покрытие, кровельные материалы и материалы для нанесения покрытий.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления асфальтобетонных смесей для верхних слоев дорожного полотна. Технический результат заключается в улучшении физико-механических свойств с более низкой себестоимостью, исключении образования вредных выделений при укладке дорожного полотна и возможности масштабной утилизации промышленных и бытовых отходов.
Наверх