Способ расположения контактного провода цепной подвески
Владельцы патента RU 2762580:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (RU)
Изобретение относится к способу монтажа контактных линий. Способ расположения контактного провода цепной подвески заключается в том, что прокладывают провода у опор зигзагами относительно оси пути. При этом поперечные смещения контактного провода у промежуточных опор контактной сети осуществляют через одну опору на всех анкерных участках. При этом последовательные значения чередующихся смещений в разные стороны от оси пути выбирают в соответствии с коммутационной функцией f(n) координат фиксации положения провода у опор. Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости контактирующих элементов в системе токосъема при высокоскоростном движении. 3 ил.
Изобретение относится к технике сооружения высокоскоростной контактной подвески железнодорожного транспорта и может быть использовано при монтаже контактной подвески на прямых участках пути, в том числе на мостах и эстакадах.
Известно, что наибольшее влияние на износ контактирующих элементов системы токосъема оказывает частый излом контактного провода за счет образования «жестких точек» в узлах его фиксации.
Известен способ расположения контактного провода цепной подвески, согласно которому номинальная величина зигзага контактного провода на прямых участках железнодорожного пути должна составлять от 200 до 250 мм (ГОСТ Р 58322-2018 «Контактная сеть для высокоскоростных железнодорожных линий. Технические требования и методы контроля» 2018 г.).
Недостатком такого способа является ограничение зоны смещения скользящего контакта по вставке токоприемника до 250 мм относительно оси железнодорожного пути и интенсивность изнашивания поверхности контакта при высоких скоростях движения за счет чередования зигзагообразного расположения контактного провода относительно оси пути у смежных опор контактной сети.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому способу является способ прокладки провода контактной сети (RU №2005636, В60М 1/28, 15.01.1994 г.) в каждом анкерном участке с некоторым отклонением от среднего смещения, изменяющимся по закону синусоидального ряда.
Недостатком данного способа является смещение жестких точек от краев контактной вставки в среднюю часть, что усиливает износ ее в центральной зоне по сравнению с износом по краям.
Задача изобретения - создание способа расположения контактного провода цепной подвески, позволяющего повысить отказоустойчивость контактирующих элементов в системе токосъема при высокоскоростном движении.
Технический результат достигается тем, что в способе расположения контактного провода цепной подвески, заключающийся в прокладке провода у опор зигзагами относительно оси пути, причем поперечные смещения контактного провода у промежуточных опор контактной сети осуществляют через одну опору на всех анкерных участках, при этом последовательные значения чередующихся смещений в разные стороны от оси пути выбирают в соответствии с коммутационной функцией f(n) координат фиксации положения провода у опор:
где n - независимая дискретная переменная, равная номеру опору контактной сети, на которой фиксируется отклонение контактного провода от оси железнодорожного пути;
+1 - направление зигзага в сторону опоры со значением +300 мм;
0 - точка фиксации совпадает с осью железнодорожного пути;
-1 - направление зигзага в сторону от опоры со значением -300 мм.
Заявляемый способ расположения контактного провода цепной подвески иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показана фиксация зигзагообразного расположения контактного провода у опорных узлов; на фиг. 2 - существующий способ расположения контактного провода 1 и заявляемый способ расположения контактного провода 2 в плане; на фиг. 3 -зоны перемещения скользящего контакта при проходе токоприемником пролетов опор контактной сети по существующему способу расположения контактного провода 3 и заявляемому способу расположения контактного провода 4.
Пример выполнения заявляемого способа расположения контактного провода цепной подвески на анкерном участке: порядковый номер опор начинается с нулевой отметки n = 0 и заканчивается n = 16 (фиг. 1); для номеров опор n = 3, 7, 11, 15 f(n) = +1, что фиксирует направление зигзага в сторону опоры со значением +300 мм; для номеров опор n = 1, 5, 9, 13 f(n) = -1, что фиксирует направление зигзага в сторону от опоры со значением -300 мм; для номеров опор n = 0, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 f(n) = 0, что означает совпадение точки фиксации с осью железнодорожного пути.
По сравнению с прототипом данный способ расположения контактного провода цепной подвески позволяет повысить отказоустойчивость контактирующих элементов в системе токосъема за счет сокращения жестких точек и уменьшения абразивного износа, образующегося за счет потери контакта в разных отметках контактной вставки.
Способ расположения контактного провода цепной подвески, заключающийся в прокладке провода у опор зигзагами относительно оси пути, отличающийся тем, что поперечные смещения контактного провода у промежуточных опор контактной сети осуществляют через одну опору на всех анкерных участках, при этом последовательные значения чередующихся смещений в разные стороны от оси пути выбирают в соответствии с коммутационной функцией f(n) координат фиксации положения провода у опор:
где n - независимая дискретная переменная, равная номеру опоры контактной сети, на которой фиксируется отклонение контактного провода от оси железнодорожного пути;
+1 - направление зигзага в сторону опоры со значением +300 мм;
0 - точка фиксации совпадает с осью железнодорожного пути;
-1 - направление зигзага в сторону от опоры со значением -300 мм.