Судовое тормозное устройство овчинникова

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям тормозных устройств судов и может быть использовано при конструировании судов. Судовое тормозное устройство Овчинникова включает проницаемый буль, установленный носовее форштевня ниже ватерлинии для снижения гидродинамического сопротивления воды движению судна за счет интерференции волн, образуемых булем и форштевнем. Носовая часть буля образована двумя поворотными створками, которые крепятся к его кормовой части на шарнирах. В форпике на фундаменте установлен привод с электродвигателем. Привод соединен с валом, который вращается в опорном и опорно-упорном подшипниках. Вал проходит из форпика в проницаемый буль через сальник. В своей носовой части вал имеет резьбу, на которой находится ползун, перемещающийся в нос или корму в направляющих при вращении вала. Направляющие удерживают ползун от проворачивания при вращении вала. С правого и левого борта к ползуну на шарнирах прикреплены рычаги, которые шарнирами прикреплены к поворотным створкам. Техническим результатом является создание дополнительного сопротивления движению судна и быстрое снижение скорости его хода до полной остановки, отсутствие конструкций, создающих дополнительное сопротивление воды движению судна при положении устройства по-походному. 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям тормозных устройств судов и может быть использовано при конструировании судов.

Известны тормозные устройства судов, устанавливаемые для сокращения тормозного пути при необходимости срочной остановки судна [1, 2, 3, 4, 5]. По критерию конструкции их можно классифицировать в несколько групп. Первая, тормозные парашюты. Вторая группа, поворотные створки с вертикальными осями вращения, установленные по бортам и с горизонтальными осями вращения, установленные под днищем судна. Третья, пассивные каналы в носовой части судна Четвертая классификационная группа тормозных устройств представляет собой раскрывающееся перо руля.

Тормозные парашюты имеют относительно простую конструкцию [1, 2], однако их применение потребует значительных затрат ручного труда, связанных с подготовкой к работе и свертыванием в положение по-походному. Для их хранения, подготовки к работе, свертывания на палубе необходимо довольно значительное место. Конструкции тормозных устройств с поворотными створками относительно вертикальных осей, установленные даже в нишах на корпусе [4, 5], создают дополнительное сопротивление движению судна. Кроме того, высока вероятность их повреждения при кантовке или швартовке. Тормозные устройства с поворотными створками относительно горизонтальных осей [2] могут быть повреждены при работе на мелководье.

Тормозные устройства из пассивных каналов в носовой части судна [1] будут иметь низкую эффективность относительно устройств первых двух групп, а также они резко снизят свою после начальной фазы торможения. Кроме того, чтобы такое устройство было эффективным, необходимо иметь значительный диаметр носового входного отверстия. Например, у судна водоизмещением 150000 тонн его диаметр должен составлять 8 метров. Рули, используемые в качестве тормозных устройств, имеют раскрывающиеся боковые конструкции, которые поворачиваются механизмами на шарнирах, установленных на кормовой кромке пера руля. Эти конструкции сложны [1], а потому имеют низкую надежность. Кроме того, в тот период времени, когда руль судна используется как тормозное устройство, судно оказывается неуправляемым.

Целью изобретения является сокращение выбега судна при необходимости его срочной остановки, а также устранение указанных выше недостатков тормозных устройств судов. Техническим результатом является создание дополнительного сопротивления движению судна и быстрое снижение скорости его хода до полной остановки, отсутствие конструкций, создающих дополнительное сопротивление воды движению судна при положении устройства по-походному.

Устройство состоит, фиг. 1 и фиг. 2, из проницаемого буля 1, установленного носовее форштевня 2 ниже ватерлинии для снижения гидродинамического сопротивления воды движению судна за счет интерференции волн, образуемых булем и форштевнем. Внутри буля 1 установлена прикрепленная (например, сваркой) к форштевню 2 продольная вертикальная бракета 3. Носовая часть буля 1 справа и слева от бракеты 3 образована двумя поворотными створками 4, которые крепятся к его кормовой части на шарнирах 5. По контуру створок 4 устроены уплотнения 6 и 7 для уменьшения перетекания воды внутрь буля 1 на ходу судна.

В расположенном кормовее форштевня 2 форпике 8 на фундаменте 9 установлен привод 10 с электродвигателем 11. Привод 10 соединен с валом 12, который вращается в опорном 13 и опорно-упорном 14 подшипниках. Вал 12 проходит из форпика 8 в проницаемый буль 1 через сальник 15. В своей носовой части вал 12 имеет резьбу, на которой находится ползун 16, перемещающийся в нос или корму в направляющих 17 при вращении вала 12.

Направляющие 17 ползуна 16 закреплены на продольной вертикальной бракете 3, на ней же смонтированы подшипники 13 и 14. Направляющие 17 удерживают ползун 16 от проворачивания при вращении вала 12. Для уменьшения трения между ползуном и направляющими они снабжены вкладышами из антифрикционного материала (например, капролона) со смазкой забортной водой.

С правого и левого борта к ползуну 16 на шарнирах 18 прикреплены рычаги 19, которые шарнирами 20 прикреплены к поворотным створкам 4. Схема управления тормозным устройством содержит щит электродвигателя 11 с управлением им из ходовой рубки судна и датчики контроля движения ползуна 16.

Устройство работает следующим образом. При возникновении необходимости срочной остановки судна (например, падение человека за борт) вахтенный офицер включает из ходовой рубки электродвигатель 11, который через привод 10 начинает вращать вал 12 в подшипниках 12 и 13.

Поскольку вал 12 при вращении удерживается от продольного перемещения опорно-упорным подшипником 14, начинает перемещаться ползун 16, удерживаемый от проворота направляющими 17. Перемещаемые ползуном 16 рычаги 19, поворачиваясь в шарнирах 18 и 20, раскрывают поворотные створки 4. Раскрытые поворотные створки 4 создают перед форштевнем объемный вихрь, образование которого поглощает кинетическую энергию движения судна, создает препятствие для обтекания корпуса набегающим потоком воды, резко увеличивая сопротивление движению судна и способствуя его остановке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайкович А.И. Теория проектирования водоизмещающий кораблнй и судов. В 2 т.Т. 1. Описание системы «Корабль». - СПб.: Издат-во НИЦ МОРИНТЕХ, 2014. - 819 с.

2. Морской энциклопедический справочник. В двух томах. Т. 2. / Под ред. Н.Н. Исанина. - Л.: Судостроение, 1986. - 520 с.

3. Способы улучшения маневренных характеристик судна. URL: https//sea,library,ru>upravlenia,sudnom / 357,ulutchenie :27.10.2020, Режим доступа: свободный.

4. Описание изобретения к авторскому свидетельству SU1342822 А1 опубл. 10.07.1987. Бюл. №37.

5. Описание изобретения к патенту RU 2009071 С1. Опубл. 15.03.1994.

Судовое тормозное устройство, состоящее из носового проницаемого буля, управляемого из ходовой рубки привода с электродвигателем, вращающего вал в подшипниках, проходящий через сальник в форштевне, ползуна с направляющими и рычагов с шарнирами, расположенных внутри проницаемого буля, отличающееся тем, что носовая часть проницаемого буля состоит из поворотных створок с разъемом по диаметральной плоскости судна, раскрываемых-закрываемых приводом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации корпусов судов. Предложена система предотвращения брочинга, содержащая крылья-стабилизаторы, закрепленные на корпусе судна, выполненном с выемками на носовой оконечности, в которых установлены упругие элементы.

Изобретение относится к области судостроения и касается морских судов, в частности пассажирских, грузопассажирских, сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную часть и подводную часть, снабженную поворотными створками, соединенными с механизмами поворота, при этом по меньшей мере одна створка имеет полость, заполненную герметичными оболочками, содержащими воздух/газ легче воздуха.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник, водовод с приемным и выходным патрубками и привод управления приемного патрубка.

Изобретение относится к плотовому сплаву древесины, а именно к устройствам для остановки плотов. .

Изобретение относится к судостроению, к устройству, обеспечивающему управляемость и маневренность судна. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам изменения направления и скорости движения судна. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания реверсивной силы судна, например в случае экстренного торможения крупнотоннажных судов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, которые позволяют изменять параметры движения судна путем изменения его скорости и направления. .

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройству для торможения судна. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам торможения судна, и позволяет повысить надежность работы путем уменьшения влияния на устройство динамических нагрузок, поскольку движение кормовой части щита 1 демпфируется кормовой полостью А ниши борта 4 и рессорными амортизационными пружинами 6.
Наверх