Устройство для очистки ледовой поверхности от снежно-торосовых образований

Изобретение относится к устройствам для удаления снежно-ледовых образований с поверхности льда водоема при прокладке по ним транспортных трасс. Устройство для очистки ледовой поверхности водоема от снежно-торосовых образований включает два шнека, вращающихся в горизонтальной плоскости навстречу друг другу от общего привода, размещенного в центре. Шнеки выполнены с возможностью транспортировки измельченной массы к центру очищаемой трассы с помощью винтовых полос с резцами, закрепленными на них. При этом оси вращения шнеков наклонены к направлению движения базовой машины под углом 80-85º, а винтовые полосы в центральных торцах шнеков на длину 0,1-0,16 величины диаметра шнека закреплены консольно. Изобретение обеспечивает создание ровной поверхности очищаемой полосы за счет исключения возможности образования в центре очищаемой трассы широкой полосы остатка неразрушенного торосового образования, которая препятствует проходу снежно-ледовой массы в метатель, а также снижение энергетических затрат на очистку трассы и повышение работоспособности рабочего органа машины-планировщика. 8 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к устройствам для прокладки дорог по льду водоемов путем удаления с него снежно-ледовых отвалов и торосов. При разрушении торосов энергетические затраты складываются из затрат на резание льда торосов и на трение снежно-ледовой массы по элементам рабочего органа фрезы.

Энергетические затраты на трение снежно-ледовой массы о элементы привода и шнека могут меняться в зависимости от условий взаимодействия фрезы с разрушаемой и удаляемой снежно-ледовой массы.

Для очистки аэродромов и дорог начиная с 1951 года на заводе «Ударник» и с 1962 года на Северодвинском заводе «Севдормаш» серийно выпускались шнеко-роторные снегоочистители PC 1, PC 2, PC 3, Д 212. В них рабочий орган представляет собой два многозаходных шнека с направленными навстречу друг другу витками [1]. Оси шнеков расположены перпендикулярно направлению движения снегоуборочной машины. Привод шнека осуществляется от редуктора закрепленного в центре между шнеками. Шнеки, вырезая слои мягкого свежевыпавшего снега, подают вырезанную массу к центру, где она поступает в роторный метатель и выбрасывается последним в сторону от очищаемой полосы. На шнеке нет резцов. Это делает невозможным использование снегоочистителя типа PC для очистки заторошенных участков, поскольку высота ледовых торосов достигает 2 метров.

Для удаления снежно-ледовых образований (гололеда) с дорог предложено устройство, описанное в патенте [2]. В нем на барабане, являющемся осью фрезы, закреплены по винтовой линии резцы, срезающие наледь. Множество резцов, размещенных по винтовым линиям, являются аналогом шнекового устройства и также смещают вырезанную массу в сторону поскольку в этом устройстве режущий орган представляет единичный шнек с приводом с одной стороны, то он может быть только аналогом. За прототип нами принята конструкция роторной шнековой фрезы использовавшейся в снегоочистителях типа PC 1, PC 2, [1].

В случае дооборудования шнеков снегоочистителя PC 1 резцами их можно было бы использовать для удаления заторошенных снежно-ледовых образований со льда водоемов для прокладки по ним транспортных трасс. Однако из-за перпендикулярного расположения осей шнеков к направлению движения снегоочистителя фрезой в центре между шнеками оставлялась бы широкая незачищенная полоса достаточно большой высоты. Это препятствовало бы поступлению разрушенной снежно-ледовой массы в метатель. Незачищенная полоса в центре препятствовала бы движению, оказывая давление на редуктор привода. Это делало бы конструкцию очистителя на базе РС-1 малоэффективной или даже неработоспособной на сильно заторошенных участках.

Для удаления заторошенных образований с высотой торосов до 2 метров применение очистителя PC 1 не дает необходимой эффективности планирования транспортной трассы по льду водоемов и использование известных решений [3, 4], предназначенных только для очистки существующего дорожного полотна от наката и наледи малой толщины, при этом невозможно.

Задачами предполагаемого изобретения являются обеспечение ровной поверхности очищаемой полосы, снижение энергетических затрат на очистку трассы и повышение работоспособности рабочего органа машины-планировщика.

Поставленные цели достигаются тем, что валы шнеков рабочего органа расположены в горизонтальной плоскости под углом 80-85° к направлению движения базовой машины. Винтовые полосы в центральных торцах шнеков на длину 0,1-0,16 величины диаметра шнека закреплены консольно.

Технический результат от реализации данной цели заключается в исключении возможности образования в центре очищаемой трассы широкой полосы остатка неразрушенного торосового образования, которая препятствует проходу снежно-ледовой массы в метатель. Данный остаток за счет давления на редуктор привода шнеков увеличивает сопротивление движению машины-планировщика и снижает устойчивость его работы.

Использование предполагаемого изобретения позволит снизить энергетические затраты на прокладку транспортной трассы по заторошенному льду и исключит необходимость повторного прохода машины по очищаемой трассе.

При установке шнеков под углом 80-85° к направлению движения базовой машины и при более близком надвигании шнеков на редуктор привода путем консольного закрепления винтовых линий в центральных торцах шнека на расстояние равное 0,1-0,16 диаметра фрезы, образование не зачищенного остатка торосов в центре очищаемой полосы исключается.

За счет наклона валов шнеков недоочищенные полосы появляются с внешних сторон очищаемой трассы у ее краев, но их высота и ширина в 2-3 раза меньше, чем она имеет место при установке шнеков без наклона оси шнеков. В связи с отсутствием в центре полоски неразрушенного остатка торосов измельченная снежно-ледовая масса свободно поступает в метатель, работоспособность машины-планировщика возрастает и необходимость вторичного прохода машины по очищаемой полосе исключается.

Предлагаемое устройство содержит два многозаходных шнека с направленными навстречу друг другу витками. Шнеки шнеки находятся перед сгребающим щитом и приводятся во вращение редуктором, установленным в центре между шнеками. Валы шнеков поставлены под углом 80-85° к направлению движения базовой машины. На внешней кромке шнеков закреплены резцы. Измельченная снежно-ледовая масса подается шнеками к центру щита, через проем в центре щита она поступает в роторный метатель и выбрасывается в сторону от очищаемой трассы.

Пример 1

Шнековой фрезой диаметром 400 мм с шириной режущей части 240 мм, шириной фрезы вместе с редуктором привода ее равной 320 мм, с числом оборотов шнека 15 об/мин воздействовали на движущийся снежно-ледовый блок, имеющий размеры 500x500x500 мм, и температуру минус 17°С, со скоростью подачи блока на шнек 120 см/мин. Угол наклона вала шнека к направлению надвигания блока на шнек был равен 90°. Винтовые полосы шнека на длину (40 мм) равную 0,1 части диаметра шнека была выполнена консольной. Судя по токовым нагрузкам мощность расходуемая на резание снежно-ледового блока в пересчете на 1 метр ширины фрезы составляла 22,0 квт/м. Высота вырезанной полосы блока была равна 253 мм.

Пример 2

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при угле надвигания блока на шнек 87°, при консольности винтовой линии шнека также равной 0,1 величины диаметра мощность на резание блока была равна 18,9 квт/м, а ширина вырезанной полосы была равна 261 мм.

Пример 3

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при угле надвигания блока на шнек 85° и консольности винтовой линии шнека также равной 0,1 величины диаметра шнека мощность на резание блока была равной 17,2 квт/м, а ширина вырезанной полосы блока равна 263 мм.

Пример 4

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при направлении надвигания блока на шнек равном 82° и консольности винтовой линии шнека также равной 0,1 величины диаметра шнека, мощность на резание блока была равной 18,0 квт/м, а ширина вырезанной полосы блока равна 263 мм.

Пример 5

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при угле направления надвигания блока на шнек равном 80° и консольности винтовой линии шнека равной 0,1 величины диаметра шнека, мощность на резание блока была равной 19,3 квт/м, а ширина вырезанной полосы блока равна 271 мм.

Пример 6

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при угле между направлением надвигания блока и осью шнека равном 85° и консольности винтовой линии шнека равной 0,05 величины диаметра шнека, мощность, потребляемая на разрушение блока равна 20,8 квт/м, а ширина вырезанной полосы блока равна 271 мм.

Пример 7

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при угле между направлением надвигания блока и осью шнека равном 85° и консольности винтовой линии шнека равной 0,16 величины диаметра шнека мощность, потребляемая на разрушение блока равна 18,1 квт/м, а ширина вырезанной полосы блока равна 262 мм.

Пример 8

При тех же размерах блока и условиях резки блока, при угле надвигания блока на шнек равном 85° и консольности винтовой линии равной 0,2 величины диаметра шнека, потребляемая на резание блока мощность равна 23,6 квт/м, а ширина вырезанной полосы блока равна 264 мм.

Таким образом, с увеличением разности ширины режущей части шнеков фрезы и длины вала привода шнека за счет смещения фронта резания в сторону редуктора привода шнека происходит одновременно уменьшение давления и трения снежно-ледовой массы о детали редуктора, но и увеличение давления и трения на боковую часть шнека с противоположного внешнего края шнека. Пока снижение давления и трения на редуктор превышает рост давления на противоположную боковую часть фрезы общие энергетические затраты на разрушение снежно-ледяного блока уменьшаются и достигают минимума. После этого рост давления на противоположную боковую часть начинает превышать достигаемый выигрыш от падения давления трения в стороне центральной части очищаемой трассы. Оптимум консольности винтовой линии шнека фрезы и величины диаметра фрезы составляет, как показывают примеры 3, 4, 5 и 7, 0,1-0,16 величина диаметра шнека.

С увеличением угла наклона оси вала шнека к направлению движения блока за счет уменьшения затрат на трение транспортирования разрушенной снежно-ледовой массы первоначально понижается, достигает минимума при угле наклона 85° (Пример 3) после чего выигрыш от снижения затрат на трение транспортирования гасится ростом затрат энергии на преодоление сопротивления давлению на боковую часть фрезы.

В результате при выполнении условий оптимума наклона оси вала к направлению движения 80-85° (Пример 3, 4 и 7) и консольности винтовой линии шнека равной 0,1-0,16 величины диаметра шнека энергетические затраты на очистку трассы для проезда транспорта может быть снижена на 5-20%. Одновременно улучшается качество очистки трассы, исключается образование неочищенных валков и необходимость вторичного прохода планировщика по трассе.

Таким образом, предполагаемое устройство позволяет повысить ровность очищаемой полосы трассы, снизить энергетические затраты на прокладку транспортной трассы по льду водоемов на 5-20% и повысить работоспособность рабочего органа.

Источники информации

1. Создание новых отечественных дорожных снегоочистителей / А.И. Иванов, Л.И. Лифшиц, Л.А. Скворцов // Научно-исследовательский институт информации по строительному, дорожному и коммунальному машиностроению. - 1965. - Серия 1.

2. Возный Ю.Н. Устройство для уборки дорог в зимнее время. Патент РФ № 2263177, опубл. - 27.10.2005. Бюллетень изобретений № 40.

3. Храпов Ю.Г., Поляков Е.С., Милованов Д.И., Шварцверг Е.А., Васильев К.А. Устройство для очистки прилотковой части дорог от снежно-ледовых образований. Патент РФ № 1090791, опубл. - 07.05.1984. Бюллетень изобретений № 17.

4. Желукович Ю.Ф., Ганжа В.А., Лысянников А.В., Кайзер Ю.Ф. Безбородов Ю.Н. Устройство для разрушения снежно-ледяных образований и гололеда на дорожных покрытиях. Патент РФ № 2463407, опубл. - 10.10.2012. Бюллетень изобретений № 37.

Устройство для очистки ледовой поверхности водоема от снежно-торосовых образований, включающее два шнека, вращающихся в горизонтальной плоскости навстречу друг другу от общего привода, размещенного в центре, транспортирующих измельченную массу к центру очищаемой трассы с помощью винтовых полос с резцами, закрепленными на них, отличающееся тем, что оси вращения шнеков наклонены к направлению движения базовой машины под углом 80-85º, а винтовые полосы в центральных торцах шнеков на длину 0,1-0,16 величины диаметра шнека закреплены консольно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области коммунальной техники и предназначено для удаления гололедных отложений с поверхности тротуаров и других путей передвижения пешеходов. Устройство для скалывания гололедных отложений с тротуаров содержит тележку, ударный механизм, фрезу и силовой блок.

Изобретение относится к области вантовых мостов и может быть использовано для механического скалывания гололедных отложений с вантов мостовых сооружений. Устройство для скалывания гололедных отложений с вантов мостового сооружения содержит ударный механизм, блок размельчения, силовой блок и соединенные между собой верхнюю и нижнюю монтажные платформы.

Изобретение относится к устройствам для удаления сосулек и наледи на краях крыш зданий. Устройство для безударного разрушения сосулек и наледи на краях крыш зданий содержит трубчатое основание с закрепленным на его торце рабочим органом и снабжено ручками для удержания устройства и управления рабочим органом.

Изобретение относиться к области ледотехники, в частности к удалению с дорожных покрытий снежно-ледяного наката. Устройство для удаления с дорожного покрытия снежно-ледяного наката включает в себя диски, имеющие режущие кромки и насаженные на две сопряженные под углом α<180° оси.

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к удалению с дорожных покрытий снежно-ледяного наката. Устройство для удаления с дорожного покрытия снежно-ледяного наката включает в себя диски, имеющие режущие кромки и насаженные на две сопряженные под углом α<180° оси.

Изобретение относится к дорожной и коммунальной технике для очистки дорог и дорожек. Устройство для удаления гололеда выполнено в виде горизонтальной несущей рамы, на которой смонтированы свободно катящиеся боковыми поверхностями по обрабатываемой наледи катки в форме усеченных конусов, смещенных относительно друг друга по осям вращения не менее 0,1-0,3 длины катка.

Изобретение относится к машинам для скалывания льда и уплотненного снега с дорог и дорожных покрытий. Устройство для очистки дорожных покрытий от наледи и снега содержит раму, которая присоединена к транспортному средству, груз, смонтированный с возможностью перемещения, колесо с разрушающими элементами на внешней окружности.

Изобретение относится к области электроинструментов для борьбы со снежно-ледяными образованиями. Электрический инструмент для скалывания снежно-ледяных образований содержит электродвигатель, соединенный с одной стороны последовательно с электровыключателем, рукоятью и батареей.
Изобретение относится к автодорожному транспорту и, в частности, может быть использовано для оперативной очистки протяженных автотрасс во время снегопада. Способ очистки автотрассы во время снегопада включает очистку автотрассы от снега с помощью автоматизированных средств.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для скалывания льда и уплотненного снега с дорожных покрытий тротуаров, проезжей части дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов, а также для придания определенного рельефа старому дорожному покрытию с целью увеличения сцепляемости вновь наносимого.

Изобретение относится к оборудованию для удаления льда или предотвращения его образования на труднодоступных объектах и для тушения пожаров на таких объектах при температурах окружающей среды ниже -40°С. Изобретение относится к технике, базирующейся на вертолете, и может применяться для обработки, например, лопастей ветроэнергетических установок, кораблей, стоящих далеко от пирса, нефтяных и газовых установок, расположенных в море, электролиний, расположенных в горах, или тушения пожаров на объектах, для которых предназначаются системы пожаротушения с применением авиации, а именно, вертолетов.
Наверх