Способ анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности

Изобретение относится к медицине, а именно к способу анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности. При этом на испытуемого надевают датчики контроля физиологических параметров, а также устройство для виртуальной реальности и наушники, на которые передают интерактивный аудиовизуальный контент, моделирующий стрессовую ситуацию. Одновременно данные о реакции испытуемого и данные с датчиков передают на устройство визуализации. В процессе диагностики динамически меняют содержание аудиовизуального контента путем создания новых интерактивных элементов, модифицируя тем самым условия стрессовой ситуации в зависимости от результатов измерений датчиков контроля физиологических параметров и реакции испытуемого. Для этого используют базу данных приложений для моделирования различных ситуаций для диагностики личностных качеств, представляющих собой интерактивную среду, выполненную с возможностью взаимодействия с виртуальными элементами и сопровождения взаимодействий аудиовизуальными эффектами. Приложение с базой данных интерактивных элементов выполнено с возможностью встраивания любого элемента в запущенное приложение для моделирования различных ситуаций, а также с возможностью создания интерактивных элементов и последующей интеграции в запущенное приложение для моделирования различных ситуаций. В любой момент времени профильным специалистам обеспечивается доступ ко всей совокупности интерактивных элементов из приложения с базой данных интерактивных элементов вне зависимости от изначально запущенного приложения, модулирующего стрессовую ситуацию. Автоматически анализируют в устройстве управления в режиме реального времени данные с датчиков. На основе анализа выдают профильным специалистам рекомендации о корректировке условий стрессовой ситуации. Достигается повышение точности диагностики личностных качеств путем снятия ограничений профильного специалиста выбором одного из заранее предусмотренных вариантов аудиовизуального контента с учетом динамически изменяющихся условий, которые задают профильные специалисты, с возможностью корректировки условий стрессовой ситуации. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретение относится к способам оценки поведения и диагностики личностных качеств человека в моделируемых посредством технологий виртуальной реальности стрессовых ситуациях [A61B5/00, G06Q10/10].

Из уровня техники известна СИСТЕМА И МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА НА ОСНОВЕ VR [CN110459314, опубл. 15.11.2019 г.]. Изобретение раскрывает систему и способ тестирования когнитивных способностей пациента на основе VR. Система и метод применяются к носимому оборудованию. Способ содержит этапы, на которых термины из группы терминов тестирования последовательно отображаются на устройстве виртуальной реальности в заранее установленный период времени; пациенту отображаются термины, представленные на устройстве виртуальной реальности; по окончании представления терминов пациенту предлагается ответить на заученные термины; собираются результаты ответов на заученные термины, проводится обработка распознавания голоса и тем самым, получают обработанную группу терминов с ответами; подсчитываются термины на которые пользователь не смог дать ответа. С помощью системы и метода тестирования когнитивных способностей пациента на основе VR когнитивные способности пациента можно тестировать многократно, затраты человеческих ресурсов снижаются, а интерактивность и зрелищность теста улучшаются.

Недостатком аналога являются:

-низкая интерактивность, из-за того, что у пациента нет возможности взаимодействовать с виртуальными интерактивными объектами, которые являются аналогами физических объектов из реального мира;

-низкая точность тестирования из-за того, что результаты тестирования зависят от качества работы алгоритмов распознавания голоса, которые в нестандартных ситуациях (например, с нестандартной дикцией пациента) имеют низкую эффективность.

Также из уровня техники известно УСТРОЙСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА ДЛЯ НАБОРА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ [CN111920428, опубл.: 13.11.2020 г. ]. Устройство психологического отбора для набора в воздушную армию, основанное на технологии виртуальной реальности включает в себя шлем виртуальной реальности, персональный компьютер, элемент управления, устройство отслеживания взгляда и элемент памяти. VR шлем состоит из корпуса шлема и экрана дисплея в сборе. Экран дисплея в сборе включает в себя внешнюю оболочку, линзу, устройство отображения изображения и непосредственно сам экран дисплея. Элемент управления находится в управляющей связи с персональным компьютером; а трекер содержит объектив захвата, камеру и драйвер. Экран дисплея в сборе соответствует положению глаз пользователя; экран дисплея обращен внутрь корпуса шлема; захватывающая линза и камера последовательно расположены на нижней поверхности первой полости; линза и устройство отображения изображения последовательно расположены во второй полости; персональный компьютер осуществляет управление и соединен с устройством отображения изображения, драйвером и элементом памяти. VR технология применяется для создания иммерсивной ситуации и последующего тестирования на основе показаний аппаратных датчиков. В ходе тестирования может быть улучшена координация глаз и рук, скорость реакции и способность обработки информации. Устройство позволяет повысить эффективность набора профессиональных кадров для военно-воздушных сил.

Недостатками аналога являются:

-низкая точность тестирования из-за того, что аналогом не предусмотрена возможность динамически менять условия теста, для создания нестандартных и уникальных ситуаций.

Наиболее близким по технической сущности является СИСТЕМА И МЕТОД ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА НА ОСНОВЕ ОБОРУДОВАНИЯ VR [CN108968986, опубл. 11.12.2018г.]. Система включает модуль сбора внешних физиологических параметров, модуль тестовой программы, модуль визуального вывода, модуль звукового вывода и оборудование ввода. Модуль сбора внешних физиологических параметров используется для получения различных физиологических параметров человека в процессе оценки психологической реакции на стресс; модуль тестовой программы используются для хранения трех тестовых программ, используемых для оценки психологической реакции на стресс; модуль визуального вывода используется для четкого отображения содержимого и изменений содержимого в тест программе; модуль звукового вывода используется для воспроизведения содержания тестовых программ, а также для оценки умственного напряжения и руководства испытуемым; оборудование ввода используется для выбора содержания в процессе оценки умственного напряжения.

Основной технической проблемой прототипа является низкая точность диагностики личностных качеств из-за того, что выбор ситуаций в процессе оценки умственного напряжения существенно ограничен содержанием одной из трех тестовых программ. Таким образом, при начале тестирования, специалист может выбрать конечный набор интерактивных ситуаций только в рамках запущенного теста, что ведет к невозможности адаптации теста к уникальных психологическим особенностям каждого испытуемого. Невозможность раскрыть все существенные особенности психики, из-за ограничения на количество ситуаций в рамках одной тестовой программы приводит к снижению точности диагностики.

Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.

Техническим результатом изобретения является повышение точности диагностики личностных качеств.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности характеризующийся тем, что первоначально на испытуемого одевают датчики контроля физиологических параметров, а также устройство для виртуальной реальности и наушники, на которые, с устройства управления, посредством управляющих команд, передают электрические сигналы, содержащие интерактивный аудиовизуальный контент, моделирующий стрессовую ситуацию, одновременно с этим, данные о реакции испытуемого и данные с датчиков передают в виде электрических сигналов, на устройство визуализации, далее в процессе диагностики динамически меняют содержание аудиовизуального контента, путем создания новых интерактивных элементов содержащих аудиовизуальный контент, с последующим их преобразованием в виде электрического сигнала и передачи посредством управляющих команд с элемента управления через устройство управления на устройство для виртуальной реальности и наушники, модифицируя тем самым условия стрессовой ситуации в зависимости от результатов измерений датчиков контроля физиологических параметров и реакции испытуемого путем использования базы данных приложений для моделирования различных ситуаций для диагностики личностных качеств, представляющих собой интерактивную среду, выполненную с возможностью взаимодействия с виртуальными элементами и сопровождения взаимодействий аудиовизуальными эффектами, приложения с базой данных интерактивных элементов, выполненного с возможностью встраивания любого элемента в запущенное приложение для моделирования различных ситуаций, с возможностью создания интерактивных элементов и последующей интеграции в запущенное приложение для моделирования различных ситуаций, с обеспечением в любой момент времени профильным специалистам доступа ко всей совокупности интерактивных элементов из приложения с базой данных интерактивных элементов вне зависимости от изначально запущенного приложения, модулирующего стрессовую ситуацию, и автоматического анализа в устройстве управления в режиме реального времени данных с датчиков, а также на основе анализа выдачи профильным специалистам рекомендаций о корректировке условий стрессовой ситуации.

В частности, электрические сигналы управляющих команд передают посредством кабеля

В частности, электрические сигналы управляющих команд передают посредством беспроводной сети связи.

1.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 показан схематичный вид устройства для анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности.

На фиг. показано:1 - устройство виртуальной реальности; 2 - наушники; 3 - устройство управления; 4 - устройство визуализации; 5 - элемент управления; 6 - датчик.

Осуществление изобретения.

Устройство для анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности включает в себя устройство виртуальной реальности, 1 в качестве которого могут выступать очки виртуальной реальности или шлем виртуальной реальности; наушники 2 закрытого типа и устройство управления 3. При этом устройство управления 3 выполнено с возможностью обмена данными с устройством виртуальной реальности 1 и наушниками 2. В вариантах реализации обмен данными может быть реализован посредством кабеля или посредством беспроводных технологий (например, wi-fi). В качестве устройства управления 3 может использоваться персональный или специализированный компьютер с заранее предустановленным программным обеспечением, включающим в себя:

- базой данных приложений для моделирования различных ситуаций для диагностики личностных качеств, представляющих из себя интерактивную среду, выполненную с возможностью взаимодействия с виртуальными элементами и сопровождением взаимодействий аудиовизуальными эффектами;

- приложение с базой данных интерактивных элементов, выполненное с возможностью встраивания любого элемента в запущенное приложение для моделирования различных ситуации, а также с возможностью создания интерактивных элементов, также для последующей интеграции в запущенное приложение для моделирования различных ситуации;

- периферийную программу для синхронизации работы устройства управления 3, устройства виртуальной реальности 1 и наушников 2;

- устройство визуализации 4, для отображения информации транслируемой в устройство виртуальной реальности 1;

- элемента управления 5, выполненного с возможностью вносить аудиовизуальные изменения при функционировании приложения с базой данных для диагностики личностных качеств.

Дополнительно устройство для диагностики личностных качеств посредством технологий виртуальной реальности включает в себя набор различных датчиков измерения пространственного положения частей тела и физиологических параметров человека (например, датчики измерения пульса и сердцебиения, датчики движения ног, рук и т.д.), которые соединены с устройством управления 3 и выполнены с возможностью отображать параметры измерения датчиков через устройство визуализации 4 в режиме реального времени.

Способ анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности характеризующийся тем, что на испытуемого одевают устройство виртуальной реальности 1, наушники 2 и присоединяют к нему набор датчиков 6. Далее на устройстве управления 3 запускают приложение из базы данных приложений для моделирования различных ситуации для диагностики личностных качеств, далее через периферийную программу посредством управляющих команд в виде электрических сигналов передают синхронизированный интерактивный аудиовизуальный контент на устройство виртуальной реальности 1 и наушники 2. Таким образом, испытуемый через устройство виртуальной реальности 1 воспринимает аудиовизуальный контент, в виде трехмерной графики, ее анимации и звукового сопровождения. Далее в зависимости от того, какое приложение из базы данных для моделирования различных ситуации для диагностики личностных качеств было запущено моделируется определенная стрессовая ситуация. Далее, через устройство управления 3, испытуемому подают команду на начало реагирования на стрессовую ситуацию. В вариантах реализации данная команда может подаваться автоматически и быть запрограммирована в приложении для диагностики личностных качеств. Далее испытуемый на свое усмотрение принимает решения и совершает действия с интерактивными виртуальными объектами в зависимости от смоделированной стрессовой ситуации. В одно время с этим, на устройстве визуализации 4 отображается информация, транслируемая в устройство виртуальной реальности 1. В одно время с этим, датчиками 6 в реальном времени фиксируют пространственное положение частей тела и физиологические параметры испытуемого и также отображают на устройстве визуализации 4. Анализ отображаемой информации и показателей датчиков 6 в реальном масштабе времени осуществляют профильные специалисты, а его результаты зависят от конкретных решений и действий испытуемого. Далее профильные специалисты, на основе анализа получаемой с устройства визуализации 4 информации в реальном времени, через элемент управления 5 корректируют или уточняют текущие условия стрессовой ситуации или создают новые условия стрессовой ситуации путем создания уникального интерактивного объекта. Далее информация о корректировки стрессовой ситуации с элемента управления 5 через устройство управления 3 передается, посредством передачи управляющих команд в виде электрических сигналов, на устройство виртуальной реальности 1 и наушники 2, где согласно заранее заложенным алгоритмам приложения для диагностики личностных качеств меняется интерактивный аудиовизуальный контент. Также через элемент управления 5 профильные специалисты могут в любой момент остановить диагностику личных качеств испытуемого. В варианте реализации, специализированная подпрограмма в устройстве управления 3 автоматически, в режиме реального времени осуществляет анализ данных пришедших с датчиков 6 и на основе анализа выдает профильным специалистам рекомендации о корректировке условий стрессовой ситуации. Таким образом процесс диагностики личностных качеств включает в себя анализ поведения испытуемого на смоделированную стрессовую ситуацию с учетом динамически изменяющихся условий, которые задают профильные специалисты.

Технический результат изобретения повышение точности диагностики личностных качеств достигается за счет того, что в ходе диагностики личностных качеств профильные специалисты динамически меняют содержание аудиовизуального контента, путем создания новых интерактивных элементов, с последующим их преобразованием в виде электрического сигнала и передачи посредством управляющих команд с элемента управления 5 через устройство управления 3 на устройство для виртуальной реальности 1 и наушники 2. Тем самым выбор ситуаций в процессе диагностики не ограничен встроенными алгоритмами конкретного теста (приложения в котором он запущен), так как профильный специалист может самостоятельно создать виртуальный интерактивный элемент и внедрить его в процесс диагностики личностных качеств. Таким образом снимается ограничение на количество уникальных смоделированных ситуаций в рамках одного тестирования, что помогает выявить все существенные особенности психики испытуемого и приводит к повышению точности диагностики

Заявителем в 2021 году был реализован заявленный способ. В ходе реализации заявленного способа подтвердился технический результата изобретения. Точность диагностики повысилась на 40%.

Пример реализации заявленного способа.

Испытуемый прибывает на диагностику личных качеств для определения возможности устроиться на работу, включающую частое возникновение стрессовых ситуаций (например, пожарный). Первоначально испытуемый проходит первичную оценку по пригодности и подписывает добровольное соглашение на проведение диагностики. Далее испытуемый одевает устройство виртуальной реальности 1 и наушники 2 и от профильных специалистов через устройство управления 3 подается команда «Действуйте как считаете нужным, по ситуации». После чего на устройстве управления 3 запускают приложение из базы данных приложений для диагностики личностных качеств и испытуемому начинает поставляться интерактивный аудиовизуальный контент. Интерактивный аудиовизуальный контент моделирует ситуацию, когда в замкнутом помещении находится посторонний человек и внезапно происходит взрыв (1-ая ситуация), в таком случае увидев виртуальный объект в виде стола, испытуемый спрятался под ним, прикрыв при этом не только себя, но и постороннего человека. Профильные специалисты, увидев и проанализировав действия испытуемого, посредством элемента управления 5, через приложение с базой данных интерактивных элементов, меняют условия стрессовой ситуации и убирают виртуальный объект «стол», моделируя при этом ситуацию пожара в помещении с брошенным маленьким ребенком в углу помещения (2-ая ситуация). В таком случае испытуемый предпринял попытку выбраться из помещения через дверь. Профильные специалисты, увидев и проанализировав действия испытуемого, снова меняют условия стрессовой ситуации, и посредством приложения с базой данных интерактивных элементов создают в пользовательском интерфейсе интерактивный объект «завал», перекрывающий путь к выходу за поворотом двери, далее добавляют объект «завал» в моделируемую ситуацию (3-ая ситуация). В таком случае испытуемый возвращается в комнату и пытается выбраться из окна, забыв при этом про оставленного маленького ребенка. Профильные специалисты, проанализировав показания датчиков 6 принимают решение о прекращении диагностики. Далее специалистами производится процесс выявления первичной мгновенной реакции человека на внешний раздражитель/ критическую ситуацию, по следующей классификации:

1) Физическая (испытуемый спасает свою жизнь прежде всего);

2) Эмоциональная (испытуемый впадает в истерику, проявляет бурные эмоции, зовёт на помощь);

3) Волевая (испытуемый берёт на себя ответственность за других, проявляет лидерские качества, раздаёт окружающим роли, диктует своё решение окружающим, действует по ликвидации угрозы);

4) Логическая (испытуемый бездействует в ступоре, выдаёт логическую мысль, пассивно анализирует ситуацию).

Анализ, согласно вышеописанной классификации, выявил следующее: в первой ситуации испытуемый проявил волевую мгновенную реакцию (прикрыл столом себя и постороннего человека), второй и третьей ситуации испытуемый проявил физическую первичную мгновенную реакцию. При этом по итогам первой и второй ситуаций профильные специалисты не смогли сделать окончательного вывода и ими было принято решение через пользовательский интерфейс в режиме реального времени создать дополнительный интерактивный элемент «завал» в виде тупика за поворотом.

На основе анализа принимают решении об отказе в трудоустройстве испытуемого в качестве пожарника и предлагают ему вакансию делопроизводителя.

При отсутствии динамически изменяющихся условий, испытуемый проявил бы только волевую мгновенную реакцию (ситуация 1) и с большой долей вероятности был бы принят на работу в качестве пожарного. Моделирование ситуаций 2 и 3 показало, что, не смотря на результаты реакции на первую ситуацию, в большинстве стрессовых ситуаций испытуемый все-таки склонен проявлять физическую мгновенную реакцию, что несовместимо с должностью пожарного. Таким образом благодаря реализации заявленного способа была повышена точность диагностики личностных качеств испытуемого.

1. Способ анализа поведения испытуемого для выявления его психологических особенностей посредством технологий виртуальной реальности, характеризующийся тем, что первоначально на испытуемого надевают датчики контроля физиологических параметров, а также устройство для виртуальной реальности и наушники, на которые с устройства управления посредством управляющих команд передают электрические сигналы, содержащие интерактивный аудиовизуальный контент, моделирующий стрессовую ситуацию, одновременно с этим данные о реакции испытуемого и данные с датчиков передают в виде электрических сигналов на устройство визуализации, далее в процессе диагностики динамически меняют содержание аудиовизуального контента путем создания новых интерактивных элементов, содержащих аудиовизуальный контент, с последующим их преобразованием в виде электрического сигнала и передачи посредством управляющих команд с элемента управления через устройство управления на устройство для виртуальной реальности и наушники, модифицируя тем самым условия стрессовой ситуации в зависимости от результатов измерений датчиков контроля физиологических параметров и реакции испытуемого путем использования базы данных приложений для моделирования различных ситуаций для диагностики личностных качеств, представляющих собой интерактивную среду, выполненную с возможностью взаимодействия с виртуальными элементами и сопровождения взаимодействий аудиовизуальными эффектами приложения с базой данных интерактивных элементов, выполненного с возможностью встраивания любого элемента в запущенное приложение для моделирования различных ситуаций, с возможностью создания интерактивных элементов и последующей интеграции в запущенное приложение для моделирования различных ситуаций, с обеспечением в любой момент времени профильным специалистам доступа ко всей совокупности интерактивных элементов из приложения с базой данных интерактивных элементов вне зависимости от изначально запущенного приложения, модулирующего стрессовую ситуацию, и автоматического анализа в устройстве управления в режиме реального времени данных с датчиков, а также на основе анализа выдачи профильным специалистам рекомендаций о корректировке условий стрессовой ситуации.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что электрические сигналы управляющих команд передают посредством кабеля.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что электрические сигналы управляющих команд передают посредством беспроводной сети связи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Посадка с использованием радиокомпаса» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины вертикальной скорости (х3р), приборной скорости (х4р), крена (х5р), высоты полета (х6р), курса (х7р), абсцисса точки глиссады (х8р), ордината точки глиссады (х9р) и аппликата точки глиссады (х10р); при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частота пульса (x1) и частота дыхания (х2) летчика, вертикальная скорость (х3р), приборная скорость (х4р), крен (х5р), высота полета (х6р), курс (х7р) и абсцисса точки текущего пространственного положения вертолета (х8р), ордината точки текущего пространственного положения вертолета (х9р) и аппликата точки текущего пространственного положения вертолета (х10р), причем координаты точки глиссады и точки текущего пространственного положения вертолета определяют в одной системе координат, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ10): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5, х6, х7, х8, х9 и х10 (величины Δ3, …, Δ10) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин А1…А10, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины; 3) величины, оставшиеся в массивах А1…А10, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m10; 4) среднее арифметическое значение величин m1…m10 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Разгон скорости», состоящий в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания: с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), курса (х4р), тангажа (х5р), высоты (х6р); до начала выполнения упражнения задают начальную - минимальную скорость, требуемую - максимальную скорость (х7з) и требуемое время ее достижения (х8з), а при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), курс (х4), тангаж (х5), высоту (х6), текущую скорость (х7) и время от начала выполнения упражнения (х8), фиксируя величину х8 при выполнении условия х7=х7з, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ6): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5 и х6 (величины Δ3, Δ4, Δ5 и Δ6) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин Δ1…Δ6, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины; 3) величины, оставшиеся в массивах Δ1…Δ6, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m6; 4) рассчитывают величину m8 как частное модуля разности между текущим (х8) и заданным (х8з) значениями показателя и его заданным значением (х8з); 5) среднее арифметическое значение величин m1…m6, m8 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что, если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Горка» состоит в том, что не позднее, чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), тангажа (х4р), курса (х5р) и максимальной вертикальной перегрузки (х6р); при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (х1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), тангаж (х4), курс (х5) и максимальную вертикальную перегрузку (х6), а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ6): для х1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5, х6 и х7 (величины Δ3, Δ4, Δ5 и Δ6) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин Δ1 … Δ6, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины; 3) величины, оставшиеся в массивах Δ1 … Δ6, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1 … m6; 4) среднее арифметическое значение величин m1 … m6 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Гашение скорости» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), курса (х4р), тангажа (х5р), высоты (х6р); до начала выполнения упражнения задают начальную - максимальную скорость, требуемую - минимальную скорость (х7з) и требуемое время ее достижения (х8з), а при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), курс (х4р), тангаж (х5), высоту (х6), текущую скорость (х7) и время от начала выполнения упражнения (х8), фиксируя величину х8 при выполнении условия х7=х7з, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ6): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5 и х6 (величины Δ3, Δ4, Δ5 и Δ6) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин Δ1…Δ6, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальные и две минимальные величины; 3) величины, оставшиеся в массивах Δ1…Δ6, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m6; 4) рассчитывают величину т8 как частное модуля разности между текущим (х8) и заданным (х8з) значениями показателя и его заданным значением (х8з); 5), среднее арифметическое значение величин m1…m6, m8 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии и предназначено для ранней диагностики расстройств функций внимания у детей. Проводят невербальный инструктаж, после которого испытуемому предъявляют последовательность визуальных стимулов в виде серии из сменяющих друг друга в случайном порядке неподвижных цветных полей.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Вираж» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), вертикальной скорости (х4р), приборной скорости (х5р) и высоты полета (х6р); при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), вертикальную скорость (х4), приборную скорость (х5) и высоту полета (х6), а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ6): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5 и х6 (величины Δ3, Δ4, Δ5 и Δ6) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин Δ1…Δ6, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальные и две минимальные величины; 3) величины, оставшиеся в массивах Δ1…Δ6, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m6; 4) среднее арифметическое значение величин m1…m6 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Спираль левая восходящая» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины крена (х3р), вертикальной скорости (х4р), приборной скорости (х5р); до начала выполнения упражнения задают высоту спирали в максимальной точке (х6з) и время набора этой высоты (х7з), а при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частоту пульса (x1) и частоту дыхания (х2) летчика, крен (х3), вертикальную скорость (х4), приборную скорость (х5); высоту полета (х6) и время от начала выполнения упражнения (х7), фиксируя величину х7 при выполнении условия х6 = х6з, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ5): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4 и х5 (величины Δ3, Δ4 и Δ5) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин А1 … Δ5, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины; 3) величины, оставшиеся в массивах А1 … А5, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1 … m5; 4) рассчитывают величину m7 как частное модуля разности между текущим (х7) и заданным (х7з) значениями показателя и его заданным значением (х7з); 5) среднее арифметическое значение величин m1 … m5, m7 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1, считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогнозирования исхода острого периода ишемического инсульта у пациентов с лабораторно-подтвержденной коронавирусной инфекцией COVID-19. Проводят определение содержания С-реактивного белка в венозной крови, тяжести состояния пациента по шкале инсульта национального института здоровья NIHSS.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогнозирования исхода острого периода ишемического инсульта у пациентов с лабораторно-подтвержденной коронавирусной инфекцией COVID-19. Проводят определение содержания С-реактивного белка в венозной крови, тяжести состояния пациента по шкале инсульта национального института здоровья NIHSS.

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и функциональной диагностике, и может быть использовано для диагностики нарушений психофизиологии, выявления степени риска формирования психических отклонений и отслеживания динамики изменений состояния человека. Предложен способ, включающий теппинг-тест и стресс-тестирование, реализуемые с использованием аппаратно-программного комплекса, включающего в себя программное обеспечение для запуска и проведения процедуры тестирования при помощи технологий виртуальной реальности, системы предъявления аудиальных и ольфакторных стимулов и системы автоматической обработки данных, причем теппинг-тест и стресс-тестирование реализуются с применением технологии виртуальной реальности, акустической системы с четырьмя динамиками, устанавливаемыми на расстоянии не менее 1 м от пациента под углами 45°, 135°, 225°, 315° относительно его головы, и устройства для подачи запахов, расположенного на расстоянии не менее 1 м от испытуемого, результаты диагностики формируются автоматически на основе алгоритмов обработки данных, заложенных в программной части, и включают в себя двухфакторный анализ, в котором линейно и поочередно сравниваются показатели испытуемого и результаты выполненных тестовых заданий, при этом оценка динамики изменений состояния человека осуществляется по критериям.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской реабилитации, психологической реабилитации, диагностике и скрининговым методам оценки эффективности лечебных воздействий у пациентов после острого ишемического инсульта (ОИИ). Для этого до и после курса когнитивной реабилитации, заключающегося в когнитивных тренировках, проводят с помощью тестирования исследование комплекса следующих когнитивных функций пациента: исследование объема оперативной памяти; исследование функции активного внимания путем определения среднего за тест времени реакции на стимул и величины разброса значений времени реакции. Констатируют положительную динамику состояния когнитивных функций. Если по окончании курса когнитивной реабилитации, по сравнению с имевшим место до его начала (первоначальным состоянием), диагностируют уменьшение нарушенных показателей среднего времени реакции не менее чем на 25% в сочетании с уменьшением не менее чем на 15% величины разброса значений времени реакции в случаях их первоначального отклонения от нормы и в сочетании с увеличением объема оперативной памяти – расширением блочного диапазона не менее чем на 1 единицу. Для оценки объема оперативной памяти – блочного диапазона проводят блоковый теппинг-тест с помощью компьютерной системы диагностики, а для оценки активного внимания с определением среднего времени реакции и величины разброса значений времени реакции – тест WAFA с помощью той же системы диагностики. При использовании визуальных и слуховых модальностей в тесте WAFA для оценки эффективности реабилитации используют средние значения полученных при этом показателей времени реакции и величины разброса значений времени реакции. Способ позволяет точно оценить уровень имеющихся когнитивных нарушений (КН) и эффективность проведенной когнитивной реабилитации в процессе мониторинга состояния пациентов после ишемического инсульта, в том числе помочь в решении вопроса о необходимости дополнительного медикаментозного сопровождения, направленного на предотвращение/замедление прогрессирования когнитивных нарушений, при небольших временных затратах. 2 з.п. ф-лы, 2 пр., 11 табл., 4 ил.
Наверх